Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Мода на «отца народов»

Зачем власти разных регионов России возвращают на улицы портреты Сталина

До праздника Победы в Великой Отечественной войне осталось ровно три недели. Судя по масштабным подготовительным работам и суммам, выделенным на организацию различных мероприятий, отмечать этот день мы будем с размахом. Однако в торжестве есть драматичный момент. Единственный праздник, всегда объединявший нацию, в этом году рискует стать поводом для крупного конфликта. Дело в том, что московские власти решили разместить плакаты с изображением Сталина на улицах города. Сделано это будет по просьбе двух общественных организаций ветеранов. Несмотря на протесты тысяч жителей России, в том числе и тех, кто пострадал от репрессий, региональные чиновники подхватили инициативу, увеличив масштаб «сталинианы» в разы. В Кирове огромный плакат с изображением генералиссимуса появился еще в марте. В Волгограде к 9 Мая будет выпущена повторная партия лимонада с портретом Сталина на этикетке.

В Петербурге транспортная компания добилась разрешения на то, чтобы в День Победы по Невскому проспекту пустили автобус с аналогичным изображением. А в Оренбурге в ближайшие дни пройдет пикет с требованием установить бюст «отцу всех народов» в одном из центральных парков. Такие акции вызывают неоднозначную реакцию жителей. При этом повлиять на решение местных администраций ни рядовые россияне, ни федеральные власти не могут. Возможно, последние и не хотят этого делать.

Власти Москвы одними из первых начали масштабную подготовку к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. «На праздничное оформление города к этой дате выделена такая же сумма, как и на празднование 60-й годовщины Победы – 130 млн. рублей, – рассказал «НИ» заместитель председателя Комитета рекламы, информации и оформления Москвы Владимир Текутьев. – На эти средства планируется оформить тематические выставки на бульварах. Например, на Гоголевском появятся стенды на темы «Асы Победы» и «Маршалы Великой Отечественной войны», а на Тверском плакаты будут рассказывать об этапах войны. Кроме того, на площади перед храмом Христа Спасителя, около мемориальной мечети на Поклонной горе и Московской хоральной синагоги будут размещены информационные материалы, повествующие об участии в войне соответствующих религий». При этом, как сообщила на недавней пресс-конференции первый заместитель мэра Людмила Швецова, «план оформления города обсужден и согласован с ветеранами и будет абсолютно адекватен той исторической правде, которая связана с победой в Великой Отечественной войне».

Лозунг как призыв к действию

Никаких возражений по поводу украшения города к празднику ни у кого не возникло, если бы не один любопытный нюанс: в оформлении города с согласия властей будут использоваться плакаты с изображением Сталина. Их будет всего десять (общее число праздничных плакатов – 2 тыс. штук). Постеры будут небольшого размера (метр на полтора), с нейтральной, как говорят городские власти, информацией. Помимо Сталина, туда же войдут изображения других военачальников, получивших высшие воинские звания в 1941–1945 годах.

Как уверяют московские чиновники, пойти на такой шаг им пришлось по просьбе московских ветеранов. «Большой вклад Сталина как государственного, политического деятеля, Верховного главнокомандующего в разгром фашизма во Второй мировой войне исторически признан во всем мире, признан он и всеми народами бывшего СССР. Прежде всего нам, ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, история дает право решать, кого чтить в этот священный праздник», – отмечают в совместном заявлении 24 ветерана, среди которых – руководители московского Совета ветеранов войны. А Михаил Одинцов, ветеран Великой Отечественной, дважды Герой Советского Союза, призвал в открытом письме относиться к появлению плакатов со Сталиным спокойно, а к истории – уважительно: «Чувство объективной историографии – достойнейшее из общественных чувств».

Однако экспертов смущает выбор мест, где планируется разместить плакаты. Районы самые посещаемые: на Бульварном кольце, перед входом в Парк Горького, на Поклонной горе и перед Большим театром. «Сегодняшним ветеранам – минимум 85 лет, нельзя сказать, что они будут бодро проходить километры по центру города, – пояснил «НИ» член Общественной палаты РФ Николай Сванидзе. – Зато эти плакаты увидит множество «не–ветеранов», которые могут и не испытывать ностальгических чувств по отношению к Сталину».

Все бы ничего, но, похоже, десятью плакатами дело не ограничится. Как выяснили «НИ», с середины февраля в управе Рязанского района Москвы размещен плакат с портретом Сталина среди других военачальников, удостоившихся звания маршала во время Великой Отечественной войны. В конце марта в объединенном военкомате Замоскворецкого района аналогичный плакат был повешен в приемном зале на втором этаже, над портретами маршалов времен ВОВ. «Я видел по телевизору фотографии поликлиники, даже не макета, а реальной поликлиники, где подхалимы власти, которых у нас всегда достаточное количество, развешивают портреты Сталина, – сказал «НИ» актер Сергей Юрский. – Я неоднократно высказывался на эту тему, но, похоже, никто не прислушивается. Конечно, ходить с портретами Сталина никто не запрещает, но когда обвешивают страну его портретами – это опасный акт. Потому что это – возвращение к сталинизму. Хотя и лозунговое. Но тем более это опасно. Потому что у нас люди привыкли воспринимать развешенные лозунги, как призыв к действию. Поэтому развешивать портреты и говорить, что это делается как бы для ветеранов, – это очень опасно».

«Мы ругаем и хвалим его одновременно»

Этим шагом столичные власти фактически дали «зеленый свет» регионам. Местные чиновники с энтузиазмом переняли новую моду – и стали воплощать образ «отца народов» в крупных масштабах. Например, в городе Рассказово Тамбовской области в феврале прошло заседание городской думы, на котором депутаты обсуждали мероприятия к 65-летию Победы. Чтобы почтить память фронтовиков не хуже, чем в Москве, депутаты решили вместо плакатов раз и навсегда установить памятник вождю. Причем за эту идею проголосовали 15 депутатов из 16 присутствовавших на заседании. «В любом случае вопрос будет рассмотрен с участием широкой общественности, так как отношение к этому государственному деятелю в обществе неоднозначное», – заявила в те же дни Валентина Кубышкина, глава Рассказово.

С аналогичной инициативой к властям Оренбурга обратилось местное отделение КПРФ. Бюст «великого кормчего» планируется установить в одном из многолюдных мест города. «Этот памятник подарили нам североосетинские коммунисты, – говорит «НИ» первый секретарь обкома КПРФ Любовь Борзунова. – Областная администрация разрешила нам поставить бюст в парке «Салют Победы» внутри павильона «Тыл Оренбуржья в годы войны». Но там уже есть портрет Сталина. Поэтому нам эта идея не нравится. Сейчас мы собираем подписи. Мы будем требовать поставить памятник под открытым небом, а на днях проведем пикет около областной администрации, чтобы обратить внимание на эту проблему».

Добиться переноса бюста Иосифа Сталина «в народ», похоже, намерены и брянские коммунисты. Сейчас скульптура находится в здании обкома КПРФ. Отметим, что сегодня в России стоит 16 памятников Сталину (шесть из них в Северной и Южной Осетии). Интересно, что в 1961 году, на следующий день после разоблачения культа личности, были разбиты и погублены тысячи сталинских изваяний. 16 уцелевших памятников – лишь малая часть того масштабного пантеона, созданного к 1950-м годам по всей стране. «Памятники Сталину, Ленину можно восстанавливать. Это наше прошлое, – считает председатель историко-литературного общества «Возвращение» Юрий Бондаренко. – Но все это должно находиться в музеях истории советского периода. Вот где историческая справедливость».

Впрочем, другие регионы решили ограничиться печатными изображениями Сталина. Так, многочисленные баннеры с портретом генералиссимуса появятся в Красноярском крае ко Дню Победы. По словам депутата законодательного собрания региона от КПРФ Петра Медведева, «их будет не менее одного на каждый район города. Иосиф Сталин является для нас символом победы в Великой Отечественной войне, и умалять его роль – бессмысленно». Почему коммунисты намерены использовать именно этот образ и есть ли разрешение городских властей, «Новым Известиям» в приемной депутата отвечать отказались, сославшись на то, что Петр Медведев сейчас на больничном. Однако и отрицать его идею не стали. Вероятнее всего попытки разместить соответствующие плакаты будут в Воронеже и Кирове: местные коммунисты ранее неоднократно вывешивали портреты вождя на городских улицах и со скандалом снимали по решению мэрии. Порядка 70 растяжек с изображением Сталина появится и в Барнауле: сейчас ведутся переговоры с дизайнерскими фирмами по цене и содержанию плакатов.

Накануне праздника Победы образу Сталина нашлось и совсем необычное применение. Например, петербуржец Виктор Логинов совместно с блоггерами оплатили размещение на коммерческом автобусном рейсе в Санкт-Петербурге изображения «вождя» и его поздравительного высказывания. В таком виде транспорт будет ходить в течение ближайшего месяца. А в Волгограде к 9 Мая планируется выпустить газированную воду с портретами военачальников на этикетке. Сталин будет украшать бутылки «Саян», на «Тархуне» будет изображен маршал Жуков, на «Байкале» – Рокоссовский. Председатель Волгоградского городского совета ветеранов войны и Вооруженных сил Станислав Горохов так прокомментировал ситуацию: «Прежде чем решаться на такой отчаянный шаг, следовало опросить ветеранов. Ведь у нас каждый хлебнул горя от тех времен. Эта новинка внесет раздрай среди ветеранов, а мы – за стабильность». Однако депутат Волгоградской областной думы Андрей Попков убежден, что «далеко не все ветераны воспримут новинку в штыки, ведь со Сталиным они прожили целую эпоху».

«Я прекрасно понимаю, как себя чувствуют ветераны, которые с генералиссимусом ассоциируют и свою судьбу, – говорит «НИ» музыкант, лидер рок-группы «Серьга» Сергей Галанин. – Но лично мне видеть на улицах его изображения совершенно неприятно. В том-то и сложность ситуации, что мы никак не можем на самом высоком уровне расставить акценты по отношению к Сталину. Мы и ругаем, и хвалим его одновременно. Пора бы уже определиться – кто он? Пока это не будет сделано руководством страны, в обществе будут многочисленные проблемы. То будут появляться портреты, то кто-то будет решительно протестовать. Вот на таких двух стульях мы сидели и продолжаем сидеть до сих пор».

«Почему нас никто не спрашивает?»

Почему образ Сталина, который не демонстрировался в общественных местах с 1961 года, вдруг стал популярен к 65-летней годовщине Победы, твердо сказать не может никто. Одним из толчков к этому стало, безусловно, то, что в последние годы «отец народов» стал главным героем многих спекта-

клей, книг, кинофильмов и произведений поп-арта. Причем в потоке современной «сталинианы» одно из центральных направлений – произведения, направленные на реабилитацию главного тирана новой истории. Самый одиозный пример этого рода – книжная серия «Сталинский ренессанс», выпущенная в одном из крупных издательств. Названия книг говорят сами за себя: «Сталин перед судом пигмеев», «Берия. Лучший менеджер XX века», «Сталинские репрессии. Великая ложь XX века», «Кликуши голодомора», «За что Сталин выселял народы?»... Книги этой серии прекрасно раскупаются. Сюда же примыкают телепередачи, рассказывающие о Сталине, «мудром организаторе и строителе Советского государства».

Другим существенным толчком стал проект «Имя России», в котором Сталин долгое время лидировал с большим отрывом. И явно оказался бы на первом месте, если бы теленачальники не переключили внимание зрителей на Александра Невского и Столыпина. «Я наблюдала за опросом и удивлялась, почему все молчат, почему историки, учителя, политики не схватились за голову», – говорит «НИ» актриса Театра Моссовета Ирина Карташева. В 1934 году ее отца, ленинградского экономиста, происходившего из дворян, арестовали, а в 1937 году расстреляли без суда и следствия. «И когда я слышу жуткие заявления властей о том, что ветераны шли в бой с его именем, мне хочется бросить чем-то в телевизор, – говорит Ирина Павловна. – Погодите, ведь мы, фронтовики, еще живы. Почему нас никто не спрашивает, как было на самом деле?»

Плакат как провокация

Беда в том, что чиновники, в том числе и столичные, «спекулируют от лица ветеранов, – считает поэт, доктор философских наук Константин Кедров. – Если я буду проходить мимо плаката со Сталиным, единственным моим желанием будет взять что-нибудь, что под руку попадется, и запустить». К слову, в стремлении бросить что-то тяжелое в нарисованного Иосифа Виссарионовича многие россияне солидарны. Так, главный редактор журнала GQ Николай Усков в своем блоге заявил, что «если морда тирана Сталина появится на улицах Москвы, я буду уничтожать эти портреты всеми подручными мне способами», и призвал читателей последовать его примеру. Запись собрала 13 страниц комментариев, большая часть которых – обещания людей «убить тирана, хоть и картонного».

Воплотятся ли в жизнь деструктивные намерения горожан, пока непонятно. Но представители ГУВД Москвы уже заявили СМИ, что «милиция не допустит порчи любых официально размещенных информационных плакатов, вне зависимости от их содержания, и будет пресекать любые акты вандализма». «Какие санкции могут быть к пожилым людям, лично пострадавшим от сталинского режима? – удивляется Николай Сванидзе. – Если Людмила Алексеева кинет в плакат со Сталиным чернильницей, ей будут выкручивать руки? Если это будет женщина, отца которой убили по приказу Сталина, я хочу видеть, кто осмелится применить к ней санкции».

Понятно, что отношение к Сталину в обществе далеко не однозначное. К примеру, в опросе, проведенном на сайте «НИ», с просьбой высказать свое мнение по поводу «сталинской» инициативы столичных властей, поучаствовало огромное число читателей. При этом вариант «Мне все равно» выбрали всего 3% респондентов. Мнения остальных оказались диаметрально противоположными. Полностью одобряют размещение плакатов с изображением «отца народов» 26%, а категорически против «ренессанса палача собственного народа» – 32% читателей «НИ». Компромиссные варианты «Против, потому что в войне победил не Сталин, а народ» и «Не одобряю, но роль личности Сталина в победе не отрицаю» оказались не столь популярны: их выбрали 20% и 19% соответственно. «В последние годы серьезно увеличилось число поклонников Сталина, идет тенденция к его героизации, – рассказал «НИ» директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. – Связано это с разочарованием общества в реформах девяностых годов, коррумпированностью властей, тоской по сильной руке».

Оргкомитет по организации празднования Победы официально не рекомендовал использовать изображение Сталина в оформлении города. Москва решила рекомендацию проигнорировать. Бороться с этим бесполезно: нет такого документа, который бы запрещал размещать портреты вождя. Есть опасность, что из-за подобных провокаций праздник, всегда объединявший нацию, в этом году может разобщить страну, победившую в войне. Актер Олег Басилашвили считает, что подобные игры с политическим прошлым страны к добру не приведут. «Эти жаркие дебаты проводятся лишь для того, чтобы отвлечь народ от основных проблем, – сказал Басилашвили «НИ». – Отвлечь от реальных проблем, которые есть у людей, проблем налогов, проблем экономики. Будет ли висеть портрет Сталина или не будет – мне все равно. Если народу это нужно, то пусть вешают. У меня дома не будет портрета Сталина. Я думаю, что и в Германии портрет Гитлера не повесят, хотя он тоже был во главе страны во время Второй мировой войны».

Татьяна ЕРЕМИНА, Виктор БОРЗЕНКО, Мария МИХАЙЛОВА

Новые Известия
16.04.2010



Загрузить ArtMoney без регистрации только у нас.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов