Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Бои без правил: кто возьмет межгород?

В России, как и в большинстве стран, Skype вне закона. Это не мешает компании рассчитывать на удвоение выручки в 2010 году за счет привлечения абонентов сотовых сетей. "Большая тройка" российских операторов уже несет потери и готовит контрнаступление

Россия стала первой страной, которую посетил генеральный директор Skype в регионе EMEA Расс Шоу после своего назначения на этот пост в декабре 2009-го. Ранее Шоу работал директором по инновациям мобильного оператора О2. Теперь его задача — сделать мобильным Skype.

Большинство пользователей считают Skype программой, позволяющей совершать телефонные звонки через компьютер. На самом деле сервис совместим и с домашним радиотелефоном, и с мобильным, и даже с игровой приставкой Sony PlayStation. Главное, чтобы устройство находилось в зоне действия сотовой сети 3G или беспроводного доступа в интернет. А если оно оборудовано камерой, то можно делать и видеозвонки. В основном за счет владельцев мобильных телефонов Skype собирается в 2010 году удвоить выручку с нынешних $558 млн до $1 млрд. Сколько из них должна принести наша страна, Шоу не говорит. Но уверяет, что для Skype Россия является одним из самых быстрорастущих рынков в мире по числу пользователей.

Инкогнито из Люксембурга
Расс Шоу проводит встречи, сидя на кожаном диванчике в PR-агентстве MMD. Своего офиса у Skype в России нет и, скорее всего, не будет. Нет и рекламы. Шоу нанял агентство не для продвижения услуг на рынке, а чтобы отслеживать информацию о Skype в местных СМИ. Дело не в экономии, хотя бизнес-модель компании, имеющей всего два офиса — в Люксембурге и Лондоне, построена именно на этом.

Как и в большинстве других стран, в России деятельность Skype находится вне правового поля. Формально компания не ведет здесь бизнеса. Россияне пользуются зарубежным сервисом, скачивая программу с сервера, расположенного в Лондоне. Далее Skype лишь преобразует голос в цифровые данные, используя технологии IP-телефонии. Звонки люди совершают самостоятельно через интернет или 3G-сети, принадлежащие российским операторам связи.

Между тем по российским законам все звонки должны проходить по голосовым каналам связи, а в случае междугородних или международных разговоров еще и через цепочку операторов-посредников. По мнению чиновников, это необходимо, чтобы на каждом этапе иметь ответственного за качество связи. Да и спецслужбам проще прослушивать трафик, который легко поддается дешифровке.

Наконец, сложившаяся система — хороший источник дохода. Так, на лицензии 3G европейские сотовые операторы израсходовали $130 млрд. Не менее внушительные суммы они инвестируют в развертывание самих сетей. В 2008 году только "Мегафон" потратил на станции 3G $250 млн. У традиционных операторов расходы с лихвой компенсируются высокими тарифами, с которых платятся налоги. Так что власти в существующей схеме заинтересованы.

Издержки Skype, напротив, минимальны. Компания не строит своих сетей. Все ее оборудование — серверы, где записаны данные, которые пользователи оставляют о себе при регистрации: имя, фамилия, адрес электронной почты, номер телефона и т. п. Продвигается Skype только в Сети, причем не самым дорогим способом — например, через сервис контекстной рекламы Google AdSense или собственные ресурсы. Вместо массированной рекламы компания привлекает новых клиентов сверхнизкими тарифами.

Установка программного обеспечения и разговоры между пользователями Skype вообще бесплатны. Компания зарабатывает на звонках своих пользователей на стационарные и мобильные телефоны, где нет Skype. Это всего 10% общего трафика. Но и здесь тарифы оператора зачастую несопоставимы с тарифами обычных связистов. За возможность без ограничений звонить в огромное число городов по всему миру Skype берет всего $12,95 в месяц. Минута разговора с телефонного номера МТС в американских сотовых сетях стоит 149 руб., то есть почти $5, у "Вымпелкома" — 129 руб.





Маргиналы и топы
В конце 2009-го некий Роб жил в пустыне Табернас на юге Испании, принимая по Skype звонки со всего мира. Для этого компания установила рядом с его палаткой телефонную будку. Годом ранее Ребекка из Австралии совершила кругосветное путешествие, оставаясь на связи благодаря Skype. Компания запускала отдельные сайты под глобальные акции и рассказывала о них в блоге на своем портале.

Персонажи рекламы Skype — маргиналы по сравнению с активным пользователем международной связи, каким видят его сотовые операторы. Обычно это преуспевающий топ-менеджер. "Мы не считаем себя конкурентами сотовых операторов,— объясняет Шоу.— Мы хотим привлекать абонентов, которые раньше вообще не звонили или звонили совсем мало. Более того, мы можем эффективно сотрудничать".

В качестве примера Шоу ссылается на британского оператора Three, в 2007 году выпустившего недорогой мобильный телефон с предустановленным Skype. Однако за два года Three продал всего 500 тыс. таких телефонов, тогда как общее число его абонентов в девяти странах составляет 25,3 млн. В феврале Skype заключил соглашение с американским сотовым оператором Verizon Wireless. Абоненты последнего, использующие смартфоны, смогут звонить на номера Skype бесплатно, а за границу — за 2 цента в минуту.

Впрочем, в большинстве случаев операторы принимают Skype в штыки. И есть из-за чего. Skype был создан двумя шведскими программистами — Никласом Зеннстремом и Янусом Фриисем — семь лет назад, а сейчас превратился в крупнейшего в мире оператора связи. Осенью 2009 года eBay, которому принадлежал Skype, продал 65% акций компании консорциуму инвесторов за $1,9 млрд. На сайте Skype зарегистрировались 600 млн человек — почти десятая часть населения Земли. В пиковые часы количество пользователей достигает 20 млн. По последним данным агентства TeleGeography, рост международного телефонного трафика замедлился. Если на протяжении последних 25 лет он рос на 15% в год, то в 2009-м увеличился лишь на 8%. Skype, напротив, в кризис только выиграл. В прошлом году его трафик подскочил на 63%. Компания контролирует 8% общемирового телефонного трафика (с учетом как аналоговой и мобильной связи, так и передачи "голоса" через интернет).

В кризис многие компании сокращают издержки, а пользователи экономят на связи. Например, в авиакомпании "Трансаэро" весь технический персонал перевели на Skype. "На управляемость это повлияло положительно,— не скрывает удовлетворения генеральный директор "Трансаэро" Ольга Плешакова.— Когда техник находится в командировке в США для ремонта самолета, по Skype можно увидеть, где он и что делает". Общение осуществляется посредством видеозвонка.

Сетевая угроза
У связистов растущая популярность Skype вызывает только отрицательные эмоции. В июле 2009 года Российский союз промышленников и предпринимателей провел заседание, инициированное президентом "Транстелекома" Сергеем Липатовым. Влиятельные игроки телекома предложили внести поправки в законодательство, чтобы запретить Skype, ICQ и другие программы для интернет-связи.

В 2006-м похожие лоббистские действия привели к тому, что под запретом оказалась работа так называемых карточных операторов IP-телефонии. В отличие от Skype они имели лицензии на деятельность в России, но подзаконные акты, "развивавшие" закон о связи, вынудили их получать дополнительные лицензии и строить сети — или уходить с рынка. Это привело к переделу в "карточном" сегменте: например, крупного оператора IP-телефонии "Зебра телеком" поглотил "Ростелеком", у которого были и требующиеся лицензии, и сети. Однако наложить табу на бесплатные интернет-программы Skype и ICQ будет сложнее. По крайней мере, российские лоббисты пока не приняли конкретных действий в отношении новоявленных конкурентов.

Между тем "мобилизация" Skype получила хорошее ускорение. Почти одновременно с приходом Расса Шоу в Skype стало известно о скором проведении региональных тендеров на развитие в России сетей Wi-Fi. По прогнозам компании J'son & Partners, у тех, кто развивает в России сети беспроводного интернет-доступа (среди них наиболее заметны Yota и "Комстар-ОТС"), к концу года будет в общей сложности 1,7 млн абонентов. Кроме того, в ближайшую пару лет большинство регионов охватят сотовые сети формата 3G. Согласно данным J'son & Partners, в России уже 15% телефонов поддерживают 3G, а в Москве — каждый третий.

Skype со своей стороны старается сделать так, чтобы его программное обеспечение можно было установить на любой телефон с выходом в интернет. В январе 2009-го компания представила облегченную версию ПО, которая позволяет совершать звонки с мобильных телефонов, поддерживающих платформу Java, то есть со всех современных аппаратов. В апреле появилась версия Skype для iPhone, а в феврале 2010-го — для телефонов с операционной системой Symbian, то есть для всех новых Nokia. Показательно, что компания Orange, один из крупнейших в Европе сотовых операторов, бойкотировал продажу Nokia с интегрированным Skype.

Вольная борьба
"Мы понимаем, что запуск 3G может сократить доходы от голосовых услуг",— признает руководитель департамента маркетинга, развития и управления продуктами фиксированной связи компании "Вымпелком" Павел Захаров. Иными словами, после массового запуска 3G услуги Skype станут доступнее, и абоненты будут меньше платить за разговоры по межгороду. Директор по продуктам и услугам МТС Павел Ройтберг отмечает, что пока доля интернет-трафика, приходящаяся на Skype в сетях оператора, пока невелика. Но если она станет критической, то МТС станет взимать за разговоры по Skype дополнительную плату. Сегодня российские операторы получают лишь от 48 до 84 руб. (зависит от операционной системы телефона) за час общения по Skype в сетях 3G.

В МТС, видимо, готовы пойти по пути China Telecom. Крупнейший китайский оператор уже обзавелся оборудованием, способным отслеживать разговоры по Skype. Пока китайцы ничего не предпринимают, но в будущем могут заблокировать Skype или ввести ограничения на его использование.

В отличие от МТС, в "Вымпелкоме" задумываются о том, чтобы не завышать тарифы за Skype, а, напротив, снижать свои. "Мы сами можем быть как Skype",— говорит Павел Захаров. "После поглощения оператора Golden Telecom у "Вымпелкома" фактически появились собственные каналы проводной связи",— объясняет главный редактор ComNews Group Леонид Коник. Иными словами, требование властей проводить трафик через цепочку операторов-посредников для "Вымпелкома" скорее формальность: он платит сам себе. Проблема в том, что в строительство сетей Golden Telecom вложил сотни миллионов долларов и при снижении тарифов до уровня Skype срок возврата этих инвестиций увеличится в несколько раз.

"Мегафон" решил воевать с интервентом его же оружием и разработал программу "Мультфон", аналогичную Skype, для телефонов и компьютеров. Таким образом компания пытается предотвратить сокращение платежей.

С одной стороны, разработаны уже десятки похожих программ (например, российский "Mail.ru Агент"), но именно Skype застолбил почти весь рынок программ для интернет-телефонии. С другой стороны, крупные сотовые операторы обладают необходимыми финансовыми и административными ресурсами, чтобы переломить ситуацию. К слову, недавно интернет-гигант Google приобрел Gizmo5 — программу, похожую на Skype. Так что подготовка к сражению на рынке сверхдешевой мобильной связи, возможно, только начинается.

Павел Куликов

"Секрет фирмы"
15.04.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов