Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

По ком звонит будильник

Михаил Захаренков: «Если есть красивая идея, оформленная со смыслом, то стартануть в бизнесе сейчас можно моментально. Но такое положение продлится недолго. Максимум – год»

Информационные технологии – одна из немногих отечественных отраслей, вполне комфортно ощущающих себя даже в кризис. Более того, многим ИT-компаниям удается интенсивно развиваться. К их числу относится и петербургский Exteer, специализирующийся на разработке и издании развлекательных online-сервисов для социальных сетей – «ВКонтакте», «Мой мир», Facеbook и др. Компания была создана в мае прошлого года, а уже семь месяцев спустя вошла в первую десятку игроков этого рынка.

Сейчас Exteer занимает, по версии socialplay.ru, шестое место в России. «Игрушками» молодой компании развлекаются в общей сложности более 7,5 млн зарегистрированных пользователей социальных сетей. Столь впечатляющие показатели, достигнутые менее чем за год, снискали основателю, владельцу и генеральному директору Exteer Михаилу Захаренкову славу лучшего молодого предпринимателя Санкт-Петербурга.

– Вы любите компьютерные игры?

– Никогда в них не играл.

– Даже в детстве?

– Ну, во-первых, у меня компьютер был не очень мощный, не тянул ни одной мало-мальски порядочной игры, во-вторых, мне больше нравилось программировать игры, в которые можно было бы играть на таких маломощных машинах, как у меня.

– Серьезным вы были ребенком, однако…

– У меня с детства была мечта, точнее не мечта даже, а некое долженствование – cродни тому, что каждый мужчина обязан в своей жизни сделать три дела: посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Вот я так же твердо знал, что лично мне надо сделать еще одно, четвертое, – организовать свой бизнес.

– Чтобы разбогатеть или пример родных вдохновлял?

– Да нет, у меня обычная питерская семья: мама – домохозяйка, папа – инженер, к бизнесу никто отношения не имеет. Просто я достаточно рано понял, что есть те, кто все организует и благодаря кому все вертится, и те, кто исполняет чужую волю. Лично мне нравится руководить процессом. Находить решения. Соединять разрозненное. Добиваться невозможного. Ну и чтоб коммерческая составляющая, конечно, присутствовала. Так что меня с детства мучил вопрос, чем бы мог заняться лично я.

Без монотонности

– И когда появился свой бизнес?

– Первый – в 19 лет, я тогда был студентом третьего курса физфака Санкт-Петербургского государственного университета. Написал программу, выложил в интернет, и она стала продаваться. Это узкоспециализированная программа для бухгалтеров, чтобы делать архивные копии. От пользователя требуется лишь установить ее на компьютере, а далее программа сама все архивирует в фоновом режиме, выполняя за бухгалтера нудную монотонную работу. Я ее реализую по 500 рублей за «коробку», расходится неплохо. Последние лет шесть даже не обновляю ее, а продажи целиком отдал на аутсорсинг. В сети ее продают несколько супермаркетов, еще есть дистрибуторы в Кирове, Петрозаводске и Вятке, которые реализуют диски с этой программой. Мне же просто каждый месяц капает на счет определенная сумма.

– Хватает для комфортного существования?

– Этого хватило, чтобы вложиться в раскрутку еще одного бизнеса. А на существование, как вы выражаетесь, я до последнего времени зарабатывал в группе компаний «АстроСофт». Пришел туда еще студентом-третьекурсником и начинал курьером, просто чтобы тупо подработать, но постепенно дорос до заместителя директора департамента АСУ.

– Как удавалось совмещать учебу на дневном отделении с работой?

– На службе всегда была свобода действий, так еще с курьерских времен повелось. Мне просто поручали какого-то заказчика, а дальше я сам решал, когда и что именно делать. Поэтому, будучи студентом, выстроил себе четкий график. Например, на этой неделе в понедельник я учусь, во вторник – работаю, в среду – снова учусь, ну и так далее. А на следующей неделе, наоборот, в понедельник работаю, во вторник учусь – словом, принцип ясен. Постоянно в университет я, конечно, не ходил, но не было и такого, что прогуливаю лекции только потому, что настроения учиться нет. У меня диплом, между прочим, с отличием.

– Когда появился второй бизнес?

– Я окончил университет и в 2004 году вместе с другом открыл фирму IT Systems. Ох и намаялся! Это сейчас открыть фирму для меня – ерундовое дело, а тогда проблемой было. Мы делали локальные сети, сайты, продавали компьютеры, прокладывали кабели – словом, все подряд. Какой заказ нашли, тем и занимались. Из-за того что были молодые и неопытные, тыкались во все дыры. Приходилось идти методом проб и ошибок, чтобы понять, как это все работает. Только года через три началась наконец более или менее нормальная работа. К слову, эта фирма до сих пор существует, но мне она уже не очень интересна.

Мне не нравится монотонная работа ради заработка. Да и IT Systems не очень походила на компанию моей мечты: нестабильный спрос, низкая рентабельность. Я понял, что надо уходить в вэб-бизнес, и в 2006 году открыл интернет-магазин. Сделать сайт и арендовать сервер не было проблемой. Проблема состояла в другом – понять, чем именно торговать в этом магазине. Я взял блокнот и на протяжении долгого времени записывал все, что видел вокруг и что только приходило в голову: «шкаф», «стол», «стул», «автомобиль». И по каждой записи потом обдумывал, насколько эта вещь годится для торговли в сети, есть ли конкуренты. У меня около 300 таких записей было. В итоге решил делать интернет-магазин будильников. Такого, как оказалось, не было ни в России, ни на Западе. И до сих пор он, между прочим, единственный.

800% прибыли

– Как проводили маркетинговые исследования?

– Нашел в интернете всякие забавные, необычные будильники. Даже не товары, а просто прикольные картинки будильников. Выложил все эти картинки на сайт магазина, цены какие-то проставил (просто выдумал их) и написал, что принимаю заказы на такие будильники. За месяц поступило 1200 заказов. Так я понял, что заказывают чаще всего, и озадачился, где же все это можно купить. Строго говоря, стал искать поставщиков. Примерно год пришлось повертеться, чтобы отстроить систему поставок. С кем только не пообщался! С китайцами – это само собой, но они далеко не единственные мои поставщики. У меня же в магазине выбор – от банальных механических будильников до прикольных вариантов типа «питомец», «антистресс», «граната», «с ногами», «пожарная сирена» и т.д. Пришлось сотрудничать с экспериментальными лабораториями, самому стать дистрибутором нескольких марок. Один будильник, который производили в Лондоне, в какой-то момент вдруг перестали выпускать. Поскольку он пользовался бешеным спросом, я нашел в Лондоне 18?летнего парня, который просто ходил по местным комиссионкам и скупал для меня этот «хит». Познакомились мы на одном из интернет-аукционов, где он продавал свой собственный будильник, я поинтересовался, сможет ли достать такие же. Он ответил: не проблема, и вот таким образом я обеспечивал эксклюзивные поставки. Эксклюзив позволял держать наценку от 300 до 500%.

– Инвестировать в этот проект много пришлось?

– Суммарные инвестиции составили 21 тыс. рублей. Это от начала проекта и по сегодняшний день. Правда, всю прибыль я вкладываю в развитие, грубо говоря: купил будильник – продал будильник, на вырученные деньги купил уже два будильника и оба продал, ну и далее по нарастающей. В первый год существования магазин принес 800% прибыли, сейчас оборот ежегодно удваивается.

– Как пережили кризис?

– Нормально. Спрос, конечно, изменился: если раньше покупали и дорогие будильники, и дешевые, то теперь – в основном дорогие, в ценовом диапазоне от 7 до 13 тыс. рублей. Но в целом интернет-магазин не только окупает себя, он прибыльный по факту. Сейчас там все уже само вертится: есть наемный работник – просто домохозяйка, которая принимает заказы по электронной почте, заказывает у поставщиков необходимый товар, получает его, упаковывает и отправляет по назначению курьерской службой.

– Развивать интернет-торговлю намерены?

– Нет, сейчас все вкладываю в разработку развлекательных online-сервисов для социальных сетей. Это когда заходишь, допустим, в сеть «ВКонтакте» и играешь там вместе с друзьями в какую-то игру или можешь познакомиться, отправить открытки, другими какими-то «местными» услугами воспользоваться. Вот такие сервисы и разрабатывает моя новая компания Exteer. Менее чем за год мы выпустили семь приложений для «ВКонтакте», «Мой мир», Facеbook и др., а если учитывать локализацию под разные сети и языки, то получилось 15 полноценных продуктов.

Меня, конечно, давно привлекала гигантская аудитория социальных сетей, но до весны прошлого года не было возможности войти туда с каким-то собственным продуктом. Такой услуги, как приложения, в сетях банально не существовало. Точнее, конкурсы по созданию приложений для энтузиастов проводились, но зарабатывать на этом было невозможно: нельзя было поставить рекламу, получить с пользователя деньги и т.д.

Заработать на Flash

– И что произошло прошлой весной?

– В апреле 2009 года социальная сеть «ВКонтакте» предложила сторонним разработчикам создавать крупные самостоятельные проекты на базе платформы Flash API. Я увидел сообщение об API и подумал, что это может быть интересно в России. Можно сказать, что тогда это был мой личный прогноз, личное видение, поскольку я начал разработку сервисов одним из первых в стране. И еще прикалывало то, что есть шанс заниматься тем, что никто до тебя еще не делал. Я потратил пару недель на освоение технологии Flash и создал первое свое приложение – «Поздравительные открытки». Все инвестиции в проект составили 4 тыс. рублей: 3 тыс. – на хостинг и 1 тыс. – на рекламу, чтобы пользователи заметили мое детище.

Эффект оказался просто сногсшибательным – за первые две недели я набрал 500 тыс. пользователей. Вторая моя игра была «Гонки на клавиатуре» – побеждает в ней тот, кто быстрее доедет до финиша, но, в сущности, это просто клавиатурный тренажер. Один из моих модераторов – пятиклассник с Украины, ему всего 11 лет, но благодаря «Гонкам» он сейчас печатает со скоростью 547 знаков в минуту. Представляете, приходит такой Шумахер на урок информатики и начинает печатать быстрее, чем весь класс вместе взятый. «Гонки» тоже практически сразу вошли в топ, но вплоть до лета, как и другие новенькие приложения, оставались исключительно инвестициями – только в июле «ВКонтакте» предоставила программистам возможность монетизировать собственные разработки.

– За счет размещения рекламы?

– Основную прибыль развлекательным сервисам обеспечивают не столько рекламодатели, сколько сами пользователи. Например, игрок, который доходит до финиша моих гонок, зарабатывает какие-то баллы и может на них купить другую машину. А может, просто заплатив, сразу купить более шустрое авто. У меня самая дешевая машина, «Запорожец», стоит 10 рублей, а дорогие – до 250 рублей. И пользователи с удовольствием платят только за то, чтобы «ездить» на красивой картинке. Чем больше у тебя игроков, тем выше доход.

Поэтому, как только заработал механизм получения платы и пошли продажи, у меня с первого дня сразу все в прибыль, в прибыль. Ежемесячный рост оборота – до 80%, рентабельность топовых сервисов – до 1500%.

Раньше сделаешь сайт, и если его 200 человек за день посмотрят, это считается круто. А сейчас в мои игры заходят каждый день около миллиона пользователей. По этому показателю Exteer на шестом месте в России.

– У такой популярности есть какое-то объяснение?

– Ну, в принципе, я догадывался, что вряд ли останусь единственным на этом рынке, поэтому, дабы как-то выделяться на общем фоне, изначально решил занять нишу высокоскоростных приложений. Делать самые быстрые сервисы. Это только звучит простенько, но очень непросто было идею реализовать. Пришлось создать собственную серверную технологическую платформу – это ноу-хау и позволяет приложениям Exteer работать в четыре-пять раз быстрее, чем у конкурентов.

Не больше чем год

– Конкуренция сильна?

– Только в России сейчас около 200 компаний и масса независимых разработчиков, участвующих в создании таких игр. По данным socialplay.ru, тройка лидеров выглядит так: первые – Mail.Ru, точнее фирма Astrum, которая разрабатывает для этой системы сервисы, у них пользовательская аудитория 30,7 млн человек, вторые – i-Jet, у которых 28,4 млн, третьи – Progrestar с 12,8 млн пользователей. Вся эта троица – крупные компании с солидным штатом разработчиков. И на шестом месте рейтинга я – такой, понимаете, одиночка.

Рынок, конечно, уже сильно насыщен, но независимый программист, за которым не стоит сколько-нибудь серьезных инвестиций, еще может в него войти. По себе знаю. Сеть «Мой мир» как-то утром сказала: есть возможность добавлять виджеты на страницу пользователя. Я подумал и за три часа сделал игру. Выложил в сеть и поехал в бассейн. А когда вернулся через три часа, у нее уже было 67 тыс. пользователей. За три часа, причем без рекламы, она стала так популярна, что вышла на первое место. Если есть красивая идея, оформленная со смыслом, то стартануть в бизнесе сейчас можно моментально. Но такое положение продлится недолго. Максимум – год.

– Почему?

– На рынок выходят сильные игроки с большими инвестициями. Например, компания Drimmi, которой руководит Никита Шерман, в прошлом возглавлявший проекты «Одноклассники.ру» и «Мамба.ру», получил сейчас 4 млн евро инвестиций на разработку социальных игр. Незанятых игровых ниш остается все меньше. Растут расходы на вхождение в этот рынок. Допустим, в сети «ВКонтакте» мои «Гонки на клавиатуре» входят в топ, но если я хочу обосноваться с ними в Facеbook, то потребуются деньги – каждый привлеченный пользователь этой сети обойдется от 70 центов до 1 доллара. Там есть свои аналоги «Гонок», и хотя мои на порядок лучше и удобнее, им необходимо набрать некую критическую массу игроков, чтобы добраться до топа. А для этого надо привлечь как минимум 1 тыс. первых пользователей. Вот на все это и требуются средства: на рекламу, чтобы рекламировать себя в новых сетях, на команду, чтобы как можно быстрее выдавать новые приложения и занимать свободные игровые ниши.

– Крупным инвесторам это интересно?

– Безусловно. На меня, к слову, тоже выходили с заманчивым предложением. Сами нашли, я их не искал: «Может, мы в вас инвестируем?» Ваучер дали, правда я его пока не расходовал: хочу как можно больше вырасти самостоятельно, за свой счет. Поэтому все, что зарабатываю, инвестирую в собственное развитие. А то, что я пока один, даже неплохо: никто ни с кем не спорит, ничего никому не доказывает. Нет корпоративных интриг. Больше свободы в решениях, да и продаваться будет проще.

Близнецы-братья

– Но придется-таки продаваться?

– Конечно, в любом случае. Эти 4 млн евро для Drimmi сильно давят мне на мозг. Сейчас буду продавать долю, чтобы ускорить развитие. В той же компании Astrum около 60 разработчиков, в i-Jet – 20, и это тоже порядочно. А у меня в Exteer первый наемный работник появился только месяц назад. Я же первые игры программировал сам, а дизайн заказывал фрилансерам – искал по всему интернету подходящих специалистов. До конца этого года планирую увеличить число штатных разработчиков до 16. Ну а года через три-четыре, если предложат хорошую цену, готов продать и собственную долю в Exteer.

– Зачем?

– Вложу деньги в новое дело. Самый драйв – так наладить бизнес-процесс, чтобы весь механизм крутился уже независимо от тебя. Разве не классно: все крутится, а ты по Азии путешествуешь? Или по Европе… Моя мечта – сделать бизнес с возможностью удаленного управления и работать себе с ноутбуком где-нибудь на пляже в Гоа. Ну, не прямо на пляже, понятно, но где-то неподалеку.

– Вы мечтаете не работать?

– Нет, такой мечты у меня не было. Сейчас для меня жизнь и работа – одно и то же, как говорил поэт, близнецы-братья. Хобби превращается в бизнес. Стирается грань между отдыхом и трудом. В последнее время, когда я уволился из компании «АстроСофт», хотя бы полегче стало. Раньше за целый день набегаешься по работе, потом домой и до поздней ночи над своими проектами корпеешь. А теперь я могу заниматься собственным делом днем, и это, как выяснилось, гигантское преимущество.

– Что было самым сложным за последний год?

– Вот это самое – уволиться из «АстроСофта». Мне раньше рассказывали, что если человек работает в большой компании, то ему очень трудно уволиться, чтобы уйти в стартап: мучает страх, что «тут» все есть, а «там» он будет совсем один. Забавно, но я, когда пришел в компанию, начал коллекционировать прощальные письма сотрудников. Человек уходит с работы, по ведомственной «электронке» прощается с коллегами, пишет им какие-то слова. Кто с сожалением уходит, кто с грустью – по-разному. За восемь с половиной лет работы в «АстроСофте» таких писем у меня набралось порядочно. Я, конечно, умом понимал, что когда-нибудь и мне придется написать прощальное послание, но даже вообразить не мог, насколько это будет психологически непросто.

– И что вы написали в своем письме?

– Что прекрасно помню свой первый рабочий день, все проекты, над которыми трудился, коллективные выезды в Репино, мешок конфет, который подарили мне сослуживцы на день рождения. Постарался сказать спасибо каждому, кто поддерживал меня хоть чем-то – советом, помощью, критикой, шуткой. У меня же осталось около сотни неиспользованных дней отпуска, потому что мне работать было интереснее, чем отдыхать. И еще написал: «Ухожу с надеждой».

Санкт-Петербург



Елена Овчинникова Журнал "Эксперт"
14.04.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов