Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Раздевающие игры

Позвони красотке с телеэкрана, потрать все деньги на мобильном и не получи ничего. По этому принципу действовали телевикторины, куда зрителю предлагалось дозваниваться. После возбуждения уголовного дела против игры "Спортмания" на канале 7ТВ подобные шоу исчезли с экранов. Они, впрочем, и так уже теряли популярность. ТВ и радио зарабатывают на других формах интерактива

24 марта УБЭП ГУВД Москвы заявил о возбуждении уголовного дела по подозрению в обмане телезрителей на викторине "Спортмания", выходившей на канале 7ТВ. Причиной стали многочисленные жалобы проигравшихся людей. Руководитель пресс-службы УБЭП Филипп Золотницкий немногословен: он затруднился сказать, сколько именно жалоб поступило в УБЭП, когда стали появляться первые заявления и кто является главными подозреваемыми, сообщив "Деньгам" лишь, что УБЭП проверяет всех, кто имел отношение к викторине. А это не столько телеканал 7ТВ, сколько контент-провайдер — компания "Активити", выкупавшая эфирное время у 7ТВ, и "МегаФон", предоставивший "Активити" свои сети для передачи данных. По словам представителя УБЭП, дело возбуждено по статье 159 Уголовного кодекса ("Мошенничество"), и сейчас проверяются аналогичные телепроекты.

Какие именно — опять же не уточняется. Если верить телепрограмме на сайте "Яндекса", телевикторины выходят ежедневно в 15:00 на канале О2ТВ (телепередача "Наш гараж") и в 17:00 на "Юмор ТВ" ("Игротека"). Однако никаких игр в это время ни на одном канале не показывали. Редактор "Юмор ТВ" Александра Морамзина заверила корреспондента "Денег", что их телеканал по-прежнему ежедневно показывает телевикторину "Игротека" с 17:00 до 19:00, но я своими глазами видела в это время на "Юмор ТВ" шоу частушек. Морамзина уверяет, что жанр телевикторины по-прежнему востребован аудиторией: телевидение, мол, "индикатор социокультурной атмосферы общества". "К сожалению, на экране то, что хочет видеть сам зритель",— отметила редактор "смешного" телеканала.

Президент Международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко радуется, что подобные шоу покидают эфир. "Все они были очень однотипными и безвкусно сделанными,— говорит эксперт.— Девушки в костюмах, похожих на стриптизерские, предлагали дозвониться в студию и отгадать элементарное слово. Интерес подогревался неправильными ответами дозвонившихся. Девушки делали вид, что нервничают, поторапливали телезрителей. Как правило, эти программы выходили ночью. У тех, кто смотрел телевизор в нетрезвом состоянии, просыпался азарт".

Мошенничество в случае со "Спортманией" заключается в том, что, по данным УБЭП, люди, желавшие дозвониться в прямой эфир, ждали соединения по 15 минут, но через некоторое время связь обрывалась. Деньги с лицевого счета абонента все равно снимались, а их перерасход записывался как долг. Одна минута соединения стоила около 70 рублей. По информации УБЭП, сотрудники телевикторины сами звонили в эфир под видом телезрителей, при этом обычные зрители искусственно удерживались на линии.

На телеканале 7ТВ "Деньги" заверили: дело возбуждено не против телекомпании (она лишь давала в аренду свое эфирное время), а против производителя викторины. При этом "Спортмания" в эфир больше не выходит, а 7ТВ всячески содействует следствию.

Крупнейшие сотовые операторы тоже твердят о своей невиновности: оператор, мол, играет роль арендодателя и не несет ответственности за то, как его сетями пользуются контент-провайдеры. "При запуске услуги, то есть при предоставлении короткого номера контент-провайдеру, мы тестируем услугу, проверяем ее на соответствие условиям договора, после чего даем зеленый свет,— объясняет Евгения Чистова, представитель службы по связям с общественностью ОАО "Вымпелком".— В дальнейшем мы не отслеживаем работу викторины, пока нам не поступят жалобы от абонентов. В этом случае мы проводим проверки, и если жалобы подтверждаются, выявляется факт мошенничества, мы принимаем меры к контент-провайдеру — это штрафы, блокировки номера". О том же говорит Сергей Хренов, начальник департамента по гарантированию доходов и управлению фродом ОАО "МегаФон": "По условиям наших договоров с партнерами ответственность за легальность услуг несут контент-провайдеры. Большинство их сервисов легальны. Однако мошенничество тоже не редкость. Мы активно его пресекаем, оперативно блокируем сервисы, подозреваемые в мошеннических схемах, ужесточаем договоры с партнерами в части штрафных санкций". Штрафы взыскать несложно — деньги изначально поступают на счет оператора.

Лохотрон с историей
Почему телеканалы пользуются услугами и продуктами контент-провайдеров? "Для того чтобы организовывать интерактивный сервис, придется приложить много усилий,— рассказывает Анатолий Жупанов, исполнительный директор компании "Премиум Мобайл".— Необходим договор с оператором связи, лицензия Минсвязи на оказание телематических услуг, спецоборудование и мощное программное обеспечение. Крупные медиагруппы могут все это наладить, если у них постоянно проводятся какие-то интерактивные шоу. Остальным выгоднее заказать продукт у контент-провайдеров — телеканалы получают 95% дохода от подобных интерактивных услуг (после вычета 30-40% оператору)". Однако чаще действовала другая схема. Контент-провайдеры сами выкупают время у телеканала за оговоренную заранее сумму: тогда после уплаты денег, положенных по договору сотовому оператору, телеканал и провайдер делят оставшееся поровну.

Оборот интерактивных игр на пике их популярности в 2006 году составлял, по разным оценкам, 1-1,5 млрд руб. в месяц. С тех пор выручка неизменно снижалась, и сейчас стремится к нулю. После 24 марта многие телеканалы приостановили показ викторин в связи с проверками УБЭП ("Золотая лихорадка" на Ru.Tv, "Клуб желаний" на Style TV и др.). Осталась лишь передача "Знаки судьбы" на телеканале "Русский иллюзион", но она, строго говоря, не является викториной: зрители звонят в студию с мобильных телефонов, чтобы получить консультацию астролога.

Пионером формата интерактивной телепередачи (Call TV, игры в вопросы-ответы со зрителями по телефону) в России стало игровое шоу "Алло, ТВ!", которое шло на телеканале ТВЦ с декабря 2004 года по июль 2006-го. Число участников интерактивной SMS-викторины в программе превысило миллион человек. В пиковом 2006-м канал ТНТ первым из крупных каналов запустил в эфир игру "Деньги на проводе" (производитель — Telemedia Interac TV). И понеслось: "Деньги по вызову" на РЕН ТВ, "Лови удачу" на MTV, "Удачное утро" на ДТВ...

Однако уже в 2007 году многие проекты были закрыты. Общественная организация "Блокпост" подала иск против РЕН ТВ, ТНТ и ТВ3. "Услуги телевидения представляют собой услуги связи. Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена",— говорилось в исковом заявлении. В то же время журналисты одной ежедневной газеты по просьбе читателей написали письмо в Генпрокуратуру, потребовав разобраться с телевикторинами. Проверка была возложена на Хамовническую и Останкинскую прокуратуры Москвы. После визита прокуроров проекты и были закрыты.

Доходный интерактив
Пресс-служба РЕН ТВ заявила при этом, что викторина "Деньги по вызову" не оправдала рейтинговых ожиданий. Примерно то же самое сейчас говорит пресс-секретарь "СТС Медиа" Екатерина Осадчая: "Викторины были у нас на канале ДТВ. Убрали мы их недавно, но задумывались об этом еще в конце прошлого года".

Главный редактор журнала "Кабельщик" Яна Бельская считает, что телевикторины и без вмешательства милиции были уделом периферийных каналов. "95% телезрителей подобные проекты раздражают. Но достаточно и 1-3% зрителей, чтобы отбить расходы,— говорит эксперт.— При этом для операторов кабельного телевидения наличие подобных программ в сетке канала, который претендует на попадание в пакет, является минусом".

По данным сайта Aferizm.Ru, линии, которые используют организаторы викторин, могут одновременно поддерживать до 5 тыс. звонков в минуту. Игры длятся в среднем 60 минут, за передачу можно принять 300 тыс. звонков. Если одна минута ожидания на линии стоит 60 руб., то за передачу контент-провайдер может заработать до 18 млн руб. Из них 8 млн достаются сотовому оператору, 5 млн — телеканалу, оставшиеся 5 млн могут оставить себе организаторы викторины. Конечно, далеко не каждый день случается такой шквал звонков, однако суммы за месяц все равно набегают приличные: как правило, телевикторины выходят (вернее, выходили) в ежедневном режиме.

На центральных телеканалах — свои виды доходной "интерактивности", здесь она дополнение к телепроекту. Чтобы стать участников телепрограммы "Поле чудес", нужно либо прислать интересный самодельный кроссворд в редакцию (его рассмотрят бесплатно), либо принять участие в SMS-викторине (средняя стоимость одного сообщения — 18 руб. без НДС). Через SMS-викторины происходит отбор участников в "Кто хочет стать миллионером?" (максимальная стоимость сообщения — 37,7 руб. без НДС). Своя SMS-викторина проводится и в рамках программы "Дом-2" на ТНТ: максимальная стоимость сообщения составляет 30 руб. без НДС, участникам предлагается ответить на вопросы по событиям реалити-шоу и выиграть до 3 тыс. руб. Звонок участнику того же шоу будет стоить примерно 45 руб. за минуту соединения без НДС. "Если в момент дозвона на указанный номер доступа герой программы уже разговаривает с другим абонентом, участник голосового чата попадает в очередь на соединение, и ему предлагается послушать разговор героя с другим абонентом",— гласят правила чата. Сообщение в ночной SMS-чат "Дома-2" стоит примерно 75 руб. без НДС.

"В среде контент-провайдеров Call TV всегда отделяют от других разновидностей интерактива,— замечает Анатолий Жупанов из "Премиум Мобайл".— Если говорить о классическом интерактиве, заметных игроков, занимающихся его созданием, примерно 20. Более мелких — около сотни. Тех, кто одновременно занимается Call TV и интерактивом, единицы. Это разный стиль работы".

Традиционные интерактивные сервисы — это SMS-чат, голосование, SMS-викторины и информационные сервисы типа "узнай, какая песня звучит в эфире" — последние сейчас очень популярны и есть практически на всех популярных радиостанциях (на радио Ultra одно сообщение на короткий номер со знаком вопроса в момент звучания песни стоит примерно 25 руб.).

"Некоторые сервисы носят скорее маркетинговый характер,— говорит Жупанов.— Например, вопросы к эксперту в прямой эфир. На этом обычно не зарабатывают, такая услуга может быть либо бесплатной (вернее, сначала ты платишь, потом тебе возвращают деньги на счет), либо иметь какую-то номинальную стоимость — 1-3 руб. Голосование стоит максимум 30-60 руб., и это скорее уже заработок. Хотя на передаче "К барьеру!" SMS-голосование стоило всего несколько рублей, и заработать на этом можно было немного. Чат обычно стоит дороже, чем все остальное — до 90 руб. Самые дорогие чаты, как правило, ночные".

"Нам интерактив служит скорее для поддержания отношений с аудиторией, чем для зарабатывания денег,— уверяет Александр Полесицкий, генеральный директор Европейской медиагруппы (радиостанции "Европа Плюс", "Радио 7", "Ретро FM" и др.).— Доходы от него несопоставимы с поступлениями от рекламы".

По словам Полесицкого, в SMS-активности "Европы Плюс" можно выделить два направления. Во-первых, это непосредственное общение со слушателями. Для такого рода сообщений, которые присылаются, например, ведущим утреннего и вечернего шоу "Европы Плюс", используется минимальный тариф: 7,5 руб. без НДС за SMS. Второе направление — это игры, в которых можно участвовать, посылая SMS. В этом случае стоимость сообщения может быть до 15 руб. без НДС, она зависит от размера призового фонда.

Первая SMS-игра в эфире "Европы Плюс" состоялась в 2004 году. ""SMS-мания" имела грандиозный успех — мы получили более миллиона сообщений, — рассказывает руководитель Европейской медиагруппы.— Даже для "Европы Плюс" это очень большая цифра". До сих пор самую высокую активность слушателей вызывают именно денежные призы, хотя популярность игр с использованием SMS неуклонно сокращается. "Их успеху мешают перегруженность рынка, высокие тарифы, которые используются особенно в играх на ТВ (люди просто не решаются участвовать, боясь потерять деньги), и активность мошенников, которые продолжают рассылать SMS от имени "Европы Плюс"",— объясняет Полесицкий.

Собственные интерактивные проекты есть и у сотовых операторов. "Ряд SMS-викторин, SMS-акций проводится и от лица самого "МегаФона",— говорит Сергей Хренов.— Например, до 15 апреля "МегаФон" проводит традиционную экологическую акцию "Зеленый субботник". Отправив на короткий номер SMS стоимостью 15 руб., абоненты могут внести свою лепту в озеленение страны — на это будут потрачены все средства. Среди недавних SMS-викторин можно упомянуть "Спортивный МегаФон", в рамках которого разыгрывались пять лет безлимитной мобильной связи и другие призы. Стоимость сообщения в этой викторине составляла 1 руб. Производила контент компания "ВАС Медиа"".

"У нас есть собственные проекты, например продажа контента к праздникам или какие-то другие тематические решения,— добавляет Евгения Чистова из "Вымпелкома".— Мы предоставляем мощности внешним компаниям. Это вопрос развития контентного рынка: чем больше поставщиков, тем больше разнообразие услуг и сервисов, тем более конкурентоспособные цены они могут предложить абонентам".

Отдельный вид интерактива — продвижение продукции с помощью SMS. "Человек отправляет по SMS призовой код из-под крышки какого-нибудь газированного напитка и получает 50 руб. на счет своего телефона,— рассказывает Анатолий Жупанов.— А оператор получает возможность рассылать таким пользователям рекламу (это оговаривается в условиях акции). Часто с помощью SMS продвигаются фильмы: люди закачивают себе на телефоны трейлеры, игры или кадры из фильма, увлекаются, потом идут в кино. Бренд получает при такой схеме не доход, а продвижение. Сообщения либо бесплатные, либо очень дешевые — 1,5-3 руб.". По данным Procontent.Ru, объем рынка интерактивных услуг в России в 2009 году превысил $1 млрд, он растет на 30% в год. Так что производители интерактива не останутся без работы даже после ликвидации ночных телевикторин с девушками в откровенных нарядах.

АНАСТАСИЯ КАРИМОВА

КоммерсантЪ-Деньги
06.04.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов