Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Пивовары назвали пивной алкоголизм выдумкой

Пивной алкоголизм — это миф, который был искусственно создан властями для того, чтобы «уравновесить» повышение акцизов на пиво, утверждает в своем блоге Инна Кочетова, одна из совладельцев завода «Очаково».

Поскольку вслед за удорожанием акцизов неизбежно следует повышение цен на пиво, у властей появилась необходимость объяснить народу, почему это происходит, считает вице-президент МПБК «Очаково» Инна Кочетова, и специально для этого был создана «очередная страшилка» — пивной алкоголизм. Этой проблеме она посвятила запись в блоге.

Особая интоксикация

Акцизные сборы с продаж пива действительно растут стремительно. Только в этом году акцизы подорожали в три раза: с 1 января акциз на напитки крепостью 0,5–8,6% вырос с 3 до 9 руб. за литр. В итоге пол-литровая бутылка пива в рознице, по расчетам Минфина, в среднем должна подорожать на 10–16% (т.е. примерно на 3,51 руб.). В итоге производство пива падает, уверяют пивовары.

Повышение акцизов — не единственная неприятность, которую готовят власти пивоварам. При этом законодатели в Госдуме действительно часто ссылаются на опасности пивного алкоголизма, когда готовят законопроекты, направленные на то, чтобы сделать ограничения на продажу пива столь же суровыми, как и других крепких напитков.


Фрагмент записи Инны Кочетовой

«Любой врач скажет вам, что в медицине нет понятия „пивной алкоголизм“. В перечне болезней ВОЗ, в международной классификации болезней, в руководстве по диагностике и классификации психических расстройств есть только „алкоголизм“. Эта болезнь диагностируется независимо от того, какой именно напиток употреблялся — коньяк, водка, виски, пиво, вино, портвейн, коктейли…. А какие аргументы приводятся в защиту существования этой болезни, как красочно описываются ее ужасные последствия! Свиной грипп позавидует.

Например, то, что пиво вызывает ожирение у мужчин, или что пиво — это легальный наркотик для подростков, которые под его воздействием становятся неуправляемыми и «громят автобусы». Я не врач, но мне кажется, что на футбольном матче можно наливать хоть квас — накал эмоций такой, что это уже неважно.

Да, если пить много пива, можно потолстеть. А если съесть 250 грамм соли, можно умереть от отравления. А если выпить 14 литров воды за 3 часа, можно тоже умереть, от обессоливания. Давайте бороться с водой!


«Пивной алкоголизм в ряде случаев более опасен, чем от крепкого алкоголя,— говорится в пояснительной записке к последней „антипивной“ инициативе депутатов, внесенной на прошлой неделе.— …Характер острого токсического действия пива имеет ряд специфических особенностей. Алкогольное опьянение на фоне пива, по сравнению с таковым на фоне водки развивается и завершается быстрее. При этом риск развития алкогольной зависимости у потребителей пива выше, чем у потребителей вина или крепких алкогольных напитков».

Впрочем, пивные лоббисты обвиняют депутатов в продвижении интересов водочных производителей, заинтересованных в том, чтобы лишить пиво конкурентных преимуществ, которые дают пенному напитку ограничения на крепкий алкоголь.

Неуловимый пивной алкоголик

В Союзе российских пивоваров (из которого «Очаково» добровольно вышло на прошлой неделе, протестуя против политики расширения использования «несоложёных» материалов в производстве пива) мнение Кочетовой поддерживают. «Пивной алкоголизм — действительно миф,— говорит Вячеслав Мамонтов, председатель исполнительного комитета Союза.— Ведя полемику с наркологами по поводу существования пивного алкоголизма, я не раз просил их показать мне хоть одного живого „пивного алкоголика“. Но никто мне его так и не представил».

«Дорожка к алкоголизму для молодых»

Наркологи, опрошенные GZT.ru, не отрицают, что формально «пивной алкоголизм» как термин в медицинской классификации действительно отсутствует. Однако это не отменяет проблемы, уверяют они, поэтому это словосочетание широко используется в качестве неформального термина. «Есть алкоголизм, а есть пути, к нему ведущие,— говорит Андрей Прокофьев, главный врач наркологической клиники „Пармамед“.— Проблема в том, что молодое поколение очень легко принимает слабоалкогольные напитки. Пить водку или вонючий джин им трудно, а пиво пьется легче».

При этом пиво — никакой не «слабоалкогольный» напиток, утверждает нарколог. Оно точно так же ведет к алкоголизму, как и любые другие алкогольные напитки: регулярно выпивая пиво, человек на определенном этапе понимает, что пьет уже не ради вкуса, а ради того, чтобы уйти в опьянение, говорит Прокофьев. «Можно курить коноплю, содержащую мало канабиоидов, а можно курить так называемый „пластилин“, где содержание наркотика высокое,— проводит аналогию врач.— Если человек хочет получить наркотическое состояние, он его получит в обоих случаях. Точно также с точки зрения наркологии нет разницы, выпил ли человек бутылку пива или рюмку водки».

В то же время нарколог подтверждает, что у алкоголизма, вызванного потреблением пива, есть свои особенности, в частности ожирение по «женскому типу». «В пиве есть много „предшественников“ женских половых гормонов, которые в мужском организме превращаются уже в сами женские гормоны, что и приводит к „пивному животику“,— рассказывает он.

И то и другое настолько вкусно

Пивовары уверяют, что в результате роста акцизов на пиво, ограничения на рекламу и прочих попыток регулирования отрасли производство пива в России падает, что приводит к росту потребления водки и другого крепкого алкоголя.

Данные, собранные компанией «Бизнес Аналитика», подтверждают слова пивоваров. Так, в объемном выражении пивной рынок за год сократился на 6,5%, причем сильнее всего снизилось потребление в городах с населением меньше 100 тыс. жителей, а также сельских населенных пунктах. Эксперты «Бизнес Аналитики» связывают это с переключением потребителей в этих регионах на дешевую и даже нелегальную водку.

Инна Кочетова в той же записи в блоге ссылается на опрос «Фонда Общественное мнение» от января 2010 года, по результатам которого выяснилось, что за последние полгода россияне стали больше пить водки, а пиво потеряло 10% (тогда как в августе 2009 года о любви к нему говорили 38%, в январе 2010–28%).

Однако наркологи не верят в эти данные. «Очень часто такие опросы проплачены лоббистами»,— говорит Олег Зыков, главный подростковый и детский нарколог Москвы. Чтобы достоверно понять, как меняются предпочтения потребителей алкоголя, надо проводить более сложные исследования, говорит он.

Учиться пить у Чехии

В качестве примера страны, где существует здоровый баланс потребления алкоголя, пивовары приводят Чехию. «В Чехии на человека в год приходится примерно 160 литров пива, в Баварии — почти 300 литров (и никаких разговоров о пивном алкоголизме при этом), а в России — 50 литров в год. В три раза меньше»,— пишет Инна Кочетова в блоге.

«Чехия по потреблению чистого спирта стоит на 1 месте среди стран мира,— добавляет Вячеслав Мамонтов из Союза пивоваров России.— При этом там нет такой острой проблемы алкоголизма, как в России, которая в этом рейтинге стоит на 10 месте». Он объясняет это тем, что чехи пьют в основном пиво, тогда как у нас — больше водку.

«В 90-х годах пивное лобби уверяло нас, что если мы будем пропагандировать потребление пива, то снизится уровень потребления крепких алкогольных напитков,— возражает нарколог Олег Зыков — Но это лицемерие и ложь. Напротив, общее количество употребляющих алкоголь только увеличилось, потому что чем больше люди пьют пиво, тем больше они пьют водку».

«В конце 90-х реклама пива пропагандировала не само пиво, а образ жизни,— возмущается нарколог.— Лоббисты сделали пиво элементом общения, связанным с достижением жизненного успеха. А ведь для молодого человека это очень важно: как ему общаться со сверстниками, как доминировать в своей группе. Молодежи преподнесли простой рецепт успеха: не надо учиться, чего-то добиваться, надо просто побежать за „Клинским“, и будет счастье». В итоге молодому поколению было навязано алкогольное мышление, говорит врач.

Илья Зиненко

Газета
05.04.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов