Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Инвесторов накормят рыбой

ГК «Русское море», крупнейшая на российском рыбном рынке, объявила о выходе на IPO. Аналитики считают решение несколько поспешным для компании, однако для инвесторов акции будут привлекательны

Впервые в истории IPO на рынок выходит российская рыбная компания. Это знаковое событие для отрасли. «Русское море» первой из десяти тысяч структур, занимающихся оптовой торговлей и переработкой рыбы и морепродуктов в нашей стране, решила разместить свои акции на бирже. Правда, пока компания рассматривает только российский фондовый рынок.

Рыбное хозяйство

Группа компаний «Русское море» планировала выйти на IPO еще в прошлом году, но помешал кризис. Вообще, компания давно готовилась стать публичной: в 2007 году «Русское море» первым из предприятий рыбной отрасли осуществило выпуск дебютных облигаций на сумму 2 млрд рублей. Теперь «Русское море», опережая конкурентов, объявляет о выходе на фондовый рынок, где компания намерена разместить обыкновенные акции на 200 млн долларов. Организаторами размещения назначены «ВТБ Капитал» и «Ренессанс Капитал». Торги буду проходить на РТС и MMВБ.

Акции планируется размещать от имени двух структур — Corsico Limited, которой принадлежит около 95% акций группы, и компании «Русское море», владеющей остальными бумагам. Последней достанется около половины средств, вырученных от продажи акций. С помощью IPO «Русское море» намерено увеличить свой оборотный капитал, реструктуризировать имеющиеся долги, часть вырученных средств предполагается инвестировать в производственные мощности и развитие аквакультуры.

По предварительной информации, прошедшей в Reuters, аналитики оценивают стоимость «Русского моря» в 518–807 млн долларов. Для сравнения: крупнейшая в рыбной отрасли норвежская компания Marine Harvest, акции которой обращаются на бирже, имеет капитализацию 2,5 млрд долларов. А емкость всего российского рыбного рынка оценивается в 8–9 млрд долларов. По итогам 2009 года оборот ГК «Русское море» составил 17,3 млрд рублей (по текущему курсу — 596 млн долларов).

Сегодня «Русское море» развивает три направления бизнеса — производственное, торговое и рыбоводческое. Производственное направление включает переработку и продажу готовых к употреблению рыбопродуктов под брендом «Русское море». Продукция выпускается на собственном заводе в подмосковном Ногинске. Согласно данным Global Reach Consulting, в 2009 году на рынке готовой рыбной продукции и морских деликатесов на долю компании «Русское море» по выручке пришлось около 10,4%. При этом ближайшие конкуренты — РОК и «Балтийский берег» — производят продукции почти втрое меньше.

Отличительные черты «Русского моря» — ставка на бренд («Пожалуй, ни одна другая компания на рыбном рынке не делает так много по части брендинга», — отмечает Тимур Митупов, руководитель инвестиционно-аналитической группы ГК «Хладопродукт») и обилие собственных торговых марок («Исландка», «Селедочка столичная», «Медитерана», «Семь узлов», «Флоттика» и др.). В кризис компания сначала сокращала ассортимент производимой продукции, а затем пересмотрела товарную матрицу и добавила новые продукты экономкласса, прежде всего дешевые виды селедки. В 2010 году стратегия вновь стала меняться: в ближайшее время в ассортименте, наоборот, появятся высокомаржинальные продукты — морские деликатесы.

Отдельное направление бизнеса — дистрибуция охлажденной и свежемороженой рыбы, которое в группе развивает Русская рыбная компания (РРК), имеющая дистрибуторскую сеть из двадцати филиалов. На это направление приходится около 70% всего оборота группы; за 2009 год объем продаж превысил 180 тыс. тонн. В денежном выражении РРК занимала 12% рынка, что в три раза больше доли ближайших конкурентов — Atlantic Pacific и Defa. Компания импортирует свыше шестидесяти видов рыбы и морепродуктов из восемнадцати стран. Основные поставки идут из Норвегии — семга и форель, но преимущественно не на реализацию, а в собственное производство.

Третий бизнес компании, куда также планируется направить средства от продажи акций, пока только начинает развиваться. Предприятие «Русское море — Аквакультура» появилось всего два года назад, но на сегодняшний день имеет одно из крупнейших форелевых хозяйств в Карелии. В текущем году компания планирует вырастить более тысячи тонн собственной рыбы. Для сравнения: всего в Карелии выращивают восемь–девять тысяч тонн рыбы. Часть вырученных от планируемого IPO средств будет направлена как в само хозяйство, так и в инфраструктуру. Вся выращенная рыба продается Русской рыбной компанией.

Несмотря на то что основной оборот предприятия сегодня приходится на торговлю рыбой, это направление не является перспективным с точки зрения прибыльности бизнеса, поэтому развивать предполагается в первую очередь производство морских деликатесов и разведение рыбы.

Расчет на инвестиционный голод

Один из основных вопросов, которым задаются на рынке: не рано ли компания «Русское море» объявила о своем выходе на фондовую биржу? Если рассматривать отраслевые риски в целом (дефицит финансирования, сезонность, неразвитость инфраструктуры и проч.), то в последнее время они снижаются, а рынок выходит на новый уровень. Правда, пока речь больше идет не о качественном, а о количественном росте. Прошлый год сложился довольно удачно — несмотря на кризис, российская рыбная отрасль оказалась одной из тех немногих, что продемонстрировали высокие результаты. По данным Росстата, в 2009 году было выловлено 3,72 млн тонн, что почти на 13% больше, чем годом ранее; импортная зависимость снизилась с 33–35 до 30%; реализации рыбы выросла на 7%. Годовое потребление рыбопродукции конечными потребителями увеличилось с 15 до 18 кг на душу населения.

Что касается рисков компании «Русское море», прежде всего обращает на себя внимание зависимость бизнеса от иностранных поставщиков. Учитывая усиление протекционистских мер на российском рынке, вполне вероятно повышение стоимости импортной рыбы и, как следствие, уменьшение сбыта. Действительно, в основном компания является импортером: 70% ее оборотов дает торговля импортной рыбой. Однако, как ранее рассказывал «Эксперту» (сейчас по правилам размещения IPO сотрудники компании комментарии давать не могут) генеральный директор ГК «Русское море» Дмитрий Дангауэр, бизнес Русской рыбной компании диверсифицирован, доля импортной продукции в обороте пока больше, но компания начинает активнее работать и с российскими рыбаками, поэтому с каждым годом доля российской рыбы в продажах растет.

Продолжая тему рисков, необходимо упомянуть сезонность рыбного бизнеса: рыбаки не могут обеспечить равномерность своих поставок, что непосредственно влияет на работу «Русского моря».

К другим рискам относят возникающие форс-мажоры с добычей, связанные либо с неожиданной миграцией рыбы, либо с ее болезнями и проч. К примеру, когда в начале года была зафиксирована вспышка заболеваемости чилийского лосося, импортеры стали больше завозить лососевых из Норвегии. Впрочем, в этой ситуации у РРК было преимущество — компания является ключевым поставщиком из Норвегии, давно работает с норвежскими добытчиками на долгосрочной основе и, по сути, формирует рынок.

Один из факторов, подтолкнувший «Русское море» выводить акции на рынок, не дожидаясь более спокойных времен и восстановления спроса на фондовом рынке, — это потребность привлечения дополнительного финансирования. Как правило, такую возможность рассматривают многие средние предприятия, потому что ставки по кредитам остаются довольно высокими. В кризис компания «Русское море», как и большинство прочих российских предприятий, пыталась рефинансировать свою долговую нагрузку. Объем общего долга не разглашается, но источник, близкий к размещению, отмечает, что в настоящее время «Русское море» не закредитовано и имеет некритичный уровень долговой нагрузки. Другие источники говорят о том, что на конец 2009 года компания имела долг в размере 125 млн долларов.

В целом аналитики сегодня расценивают выход предприятий на IPO положительно — на рынке существует инвестиционный голод. При этом, по мнению финансового аналитика «Брокеркредитсервиса» Татьяны Бобровской, компании не будут завышать цены, и инвесторам может быть интересно купить акции за разумные деньги с перспективой роста. «Инвесторы сейчас обращают особое внимание на возможности компаний, производящих конечный продукт, в том числе и в потребительском секторе, — говорит Татьяна Бобровская. — Они будут рассматривать данное предложение, если потенциал роста в годовом исчислении составит как минимум 25–30 процентов».

Сегодня многие отечественные компании рассматривают возможность привлечения дополнительных средств за счет продажи акций, в том числе агропромышленный холдинг «Русагро», который в начале марта объявил о своем намерении разместиться на Лондонской бирже; торговая сеть «Виктория»; фармацевтическая компания «Протек», винная компания «Абрау-Дюрсо» и др. По данным «Тройки Диалог», всего в ближайшее время выход на IPO запланировало около трех десятков российских компаний из разных секторов экономики. Однако в текущем году сделок будет немного, большинство их следует ожидать не раньше 2012 года.



Софья Инкижинова

Журнал "Эксперт"
02.04.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов