Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Итоги кризисного года

В конце 2009 года редакция «Наружки» провела опрос руководителей компаний отрасли. Как все пережили этот год, что испытали, каким образом удалось остаться на рынке? Ответы на эти и другие вопросы мы предлагаем вниманию читателей. Надеемся, что с полученными результатами специалисты отрасли ознакомятся с интересом и пользой для себя.

В опросе приняли участие руководители компаний-производителей наружной рекламы и серийных средств рекламы, компаний-операторов и производителей широкоформатной печати.

Первый блок вопросов касался общей атмосферы на рынке наружной рекламы. Как известно, атмосферу в основном создают клиенты, их потребности и настроение. Итак, первые вопросы были о том, как изменились отношения с клиентами.

На вопрос «Клиенты стали более требовательны к качеству?» положительно ответили всего 41% от общего количества респондентов. Самыми требовательными оказались клиенты операторов наружной рекламы: 70% ответивших отметили повышение требований к качеству. У производителей широкоформатной печати и серийных средств наружной рекламы (готовых решений) таких клиентов оказалось примерно по 50%.

Подавляющее большинство опрошенных составили руководители компаний, в которых производство вывесок и других средств наружной рекламы – основное или одно из ключевых направлений деятельности. В этом секторе более требовательными к качеству оказались всего 35% заказчиков.

А вот цена стала важной для подавляющего большинства клиентов, это отметили 98% от общего числа опрошенных, причем во всех секторах отрасли эта цифра примерно одинакова.

Руководители некоторых компаний-операторов дали развернутые ответы на этот вопрос: «на 30 % увеличилось количество поверхностей, проданных по так называемому «Сливу»; рекламные бюджеты уменьшились, стали менее прогнозируемыми, поэтому медиапланирование стало краткосрочным».

При этом на вопрос «Клиенты чаще стали просить льготных условий оплаты (отсрочек и т.п.)?» положительно ответили 79% руководителей компаний отрасли. И наконец, 8% респондентов отметили, что отношения с клиентами не изменились.

Просим читателей отметить, что при ответах на эти и другие вопросы сумма ответов не всегда равна 100%, т.к. некоторые компании воздерживались от тех или иных ответов.

Диаграмма 1. Изменение требований клиентов



Следующая группа вопросов касалась взаимоотношений с поставщиками расходных материалов и оборудования. В этой части опроса операторы и производители готовых решений для наружной рекламы не участвовали. На вопрос об изменении ассортимента материалов и оборудования были получены такие ответы: о сокращении ассортимента заявили 38%, о его расширении - 19%, и 33% респондентов отметили, что ассортимент практически не изменился.

С утверждением, что ассортимент изменился в сторону удешевления, согласились всего 33% опрошенных, а 54% этого не отметили.

На вопрос, снизилось ли качество ассортимента материалов и оборудования, положительно ответили всего 19% участников, при этом 67% с этим  не согласились.

Примерно поровну разделились ответы на вопрос о том, стали ли поставщики требовать более жестких условий оплаты. Положительный ответ дали 44%, отрицательный - 42%, а 12% респондентов считают, что отношения с поставщиками не изменились.

На вопросы о количестве и объеме заказов в прошедший год ответы были получены иногда прогнозируемые, а иногда и довольно неожиданные. Интересно и распределение ответов по секторам отрасли.

Таблица 1. Количество, объем заказов и доля объемов от постоянных клиентов

Процент положительных ответов респондентов

Респонденты

Количество заказов

Доля объемов от постоянных заказчиков

Объем заказов в денежном выражении

Уменьшилось

Увеличилось

Не изменилось

Уменьшилась

Увеличилась

Не изменилась

Уменьшился

Увеличился

Не изменился

Производители наружной рекламы

73%

15%

12%

46%

13%

38%

71%

13%

15%

Широкоформатная печать

16%

50%

34%

50%

16%

34%

33%

33%

34%

Производители готовых решений

82%

9%

9%

 

 

 

82%

9%

9%

 

 

 

 

Масштаб объемов размещения

 

 

 

 

Операторы наружной рекламы

84%

 

8%

 92% уменьшился

 

 

100%

 

 

Как видно из данных таблицы, меньше всего пострадали компании, занимающиеся производством широкоформатной печати. Но, как отметил один из руководителей, даже при увеличении количества заказов замедлилась динамика их прироста. Существеннее всего уменьшился объем заказов у операторов наружной рекламы – этот факт отметили 100% респондентов. При этом величина уменьшения в среднем составила 35%.

Понятно, что при таком снижении объемов заказов предприятия отрасли должны стараться уменьшить накладные расходы на ведение бизнеса. Тем не менее этого удалось достичь далеко не всем компаниям. Ответы в процентном соотношении не особенно различаются у всех групп опрошенных.

Диаграмма 2. Накладные расходы на ведение бизнеса



Для более детального разбора некоторых путей снижения накладных расходов было задано несколько уточняющих вопросов. На вопрос «Поменяла ли ваша компания офис на более выгодный по цене?»  положительно ответили всего 19 % опрошенных, а 79% дали отрицательный ответ.

Всего 27% руководителей производственных компаний отметили, что уменьшились расходы на аренду производственных площадей.

Компаниям-операторам рынка наружной рекламы были заданы несколько иные вопросы. На вопрос

«Как изменились расходы на аренду 1 кв. м рекламных площадей?» об их уменьшении заявили 33% респондентов. Увеличение расходов отметили 17%, а то, что расходы остались на прежнем уровне – 42% компаний. Цены на услуги подрядчиков уменьшились для 33%, увеличились для 8%, а остались на прежнем уровне для 58% компаний–операторов.

           

А вот расходы на оплату труда сократили 52% от общего количества компаний -  участников опроса, причем это соотношение верно для всех секторов отрасли, кроме производства готовых решений – там положительный ответ о снижении оплаты труда дали 63% респондентов.

Почти поровну разделились и ответы всех руководителей на вопрос, уменьшилось ли при этом число сотрудников: положительный ответ дали 49% опрошенных. Наибольшее количество увольнений было отмечено в секторе производства готовых решений – в 63% компаний. Но снижение зарплат сотрудников были вынуждены провести не так много компаний – всего 22% из общего числа опрошенных.

Еще одна группа вопросов касалась развития компаний отрасли. На вопрос «Освоила ли компания новые виды услуг или производство новых продуктов?» положительно ответили 45% респондентов.

Больше всего новинок было освоено производителями готовых решений - в 82% компаний. Этой группе задавался еще один вопрос: «Осуществляет ли компания разработки новинок и вводит ли  усовершенствования в существующие продуктовые линейки?» Положительный ответ был получен от 91% респондентов, что очень вдохновляет.

Техническое оснащение было улучшено в 30%, осталось на прежнем уровне или ухудшилось в 24% производственных компаний. Остальные респонденты воздержались от ответа.

Для руководителей компаний-операторов наружной рекламы эта группа вопросов звучала несколько иначе. На вопрос «Проводилась ли модернизация существующих конструкций?» 75% участников дали отрицательный ответ. Вопрос «Расширилась ли адресная программа рекламных мест?»  принес еще больше отрицательных ответов – 92%. В тех 8% случаев, когда она все же расширилась, это произошло вследствие поглощения. За счет аукционов расширения отмечено не было.

Новые рекламоносители компаниями-операторами практически не приобретались. Положительный ответ на этот вопрос был получен всего от 17% респондентов. При этом было отмечено приобретение коммерческого транспорта, перетяжек и сити-форматов.

На вопрос «Проводилось ли обучение сотрудников (переквалификация или повышение квалификации)?» положительно ответили 20%, а отрицательно - 35% респондентов.

И, наконец, последним был задан вопрос: «В общем и целом – труднее или легче стало работать?». Конечно, в основном все отметили, что работать стало труднее - 71% респондентов. Однако к нашему удивлению некоторые компании (11%) этого не заметили, ответив, что работают как всегда. И даже есть мнение, что работать стало легче – правда, оно составляет всего 3% от общего количества ответов.

Этот последний вопрос принес довольно много развернутых ответов. Некоторые из них мы здесь приводим как иллюстрацию настроения участников рынка: «Работать всегда сложно», «Есть известный олимпийский слоган: «Быстрее, выше, сильнее». Его в нашей ситуации можно перефразировать так: «Быстрее, дешевле, труднее!»», «Работаем стабильно», «Труднее, но ищем новые пути заработка», «Работать стало интереснее, т.к. для достижения результата требуются бОльшие усилия», «Труднее и интересней», «Труднее стало брать заказы, многие демпингуют», «Интересней и сложнее», «Нет такого, труднее, легче, работа она и есть работа, нужно трудиться, уважать клиентов и партнеров, честно вести бизнес, не останавливаться на достигнутом и предлагать рынку качественную продукцию, высокий уровень сервиса, и тогда все будет хорошо несмотря на кризис и все остальные отговорки типа: «все равно кризис, все равно рынок мертвый, зачем работать!?», «Труднее – меньше новых обращений и крупных заказов», «Одновременно в чем-то легче, в чем-то труднее», «Труднее конечно, но интереснее!», «Труднее. Но, в этом есть и положительный момент. Эта ситуация заставляет эффективнее выстраивать внутренние и внешние рабочие процессы», «Год был тяжелым, но в начале 2009 года казалось, что будет труднее», «Стало немного труднее работать, но мы не сдаемся, верим что это все временно, нужно только пережить», «Труднее, но надо выживать», «Работать стало гораздо труднее», «Работать стало труднее из-за низкой рентабельности. Объемы печати выросли, а прибыль сократилась», «Труднее – меньше новых обращений и крупных заказов», «Трудно сказать, легче или сложнее стало работать. Особых каких-то изменений или осложнений за последний год не было, все в пределах допустимого. По моему мнению, основной причиной явилась слаженная работа команды компании».

Итак, основные выводы из проведенного опроса оказались предсказуемыми – объемы упали, клиенты стали экономить, а накладные расходы на ведение бизнеса удается снижать с трудом. Но не все так плохо! Есть компании, которые и в кризис продолжали развиваться, осваивали новые направления, проводили обучение сотрудников. Главное – общий настрой у многих, несмотря ни на что, остался позитивным.

Для более детальной иллюстрации атмосферы в отрасли несколько руководителей компаний  согласились поделиться своими мыслями и настроением с нашими читателями.

Андрей Анатольевич Байдужий, генеральный директор Группы компаний «Мир рекламы»: «По поводу влияния кризиса на outdoor есть точные данные «ЭСПАР-Аналитик»: за первые три квартала 2009 года падение - 42%. Положительного здесь мало, за исключением одного – исчез дефицит профессионалов на кадровом рынке. Что касается группы компаний «Мир рекламы», скажу только, что по итогам года падения оборотов ни по закупкам outdoor для клиентов, ни по широкоформатной печати у нас нет. Особых изменений в отношениях с клиентами не наблюдаю, разве что клиенты стали еще более требовательными, но это нормально. Еще более важным стал вопрос цены, но не в смысле «разместите или напечатайте нас подешевле», а в том, что реклама должна быть эффективной, а затраты на нее должны привести к конкретной экономической выгоде. Мотивация сотрудников нашей компании осталась прежней: клиенты должны получить максимум выгоды за минимум денег. И здесь не важно, кризис за окном или экономический подъем. Планы на будущее… В ближайшие три месяца сократим бизнес на 98%, и вместо 15 принтеров оставим один, да и тот офисный. Это шутка. Если серьезно, то, конечно, тему развития никто с повестки дня не снимал. Вопрос только, как быстро будет восстанавливаться экономика. Если говорить о широкоформатной печати, то вкладывать деньги в новые производственные мощности в условиях падающего рынка - не очень разумно. Хотя признаюсь, сейчас мы все же анализируем возможность выхода в еще один сегмент, смежный с outdoor. Что касается инноваций и высокотехнологичных решений: если их не внедрять, очень быстро окажешься на задворках рынка. Мы занимаемся их внедрением всегда. Всем участникам отрасли прежде всего хочу пожелать вести цивилизованный бизнес. От этого выигрывает и отрасль в целом и каждый из ее участников в отдельности. В нашей индустрии и на стороне заказчика и на стороне исполнителя трудится большое число прекрасных и очень профессиональных людей. Пусть наступающий год у всех будет годом подъема и сбывшихся надежд. Удачи всем, жизненного тепла и хорошего настроения!»

Константин Ерещук, генеральный директор We R.SUPPLY: «Кризис остановил развитие отрасли и откинул ее назад, думаю, лет на 5 минимум. Обороты сократились, а самое главное - резко сократилась прибыль, которую можно было бы вкладывать в развитие. В связи с этим клиенты перестали покупать оборудование, развивать новые направления. Нам пришлось заморозить несколько инвестиционных проектов. Положительным явилось то, что все оказалось не так уж и страшно. Появилось время завершить начатые ранее проекты, на которые не хватало времени. Благодаря тому, что постоянно думаешь о снижении затрат, приходится более внимательно относится к использованию ресурсов, прежде всего временных. Мы поставили менеджерам конкретные и более узкие задачи, которые проще контролировать. Благодаря такой концентрации мы достигли ощутимых результатов к концу года.

Отношения с клиентами стали более благородными; поскольку все находимся в одной лодке, то стараемся друг друга выручать. Мы стали более требовательными к соблюдению взятых со стороны клиентов обязательств по платежам. В итоге были сокращены кредитные программы. При этом мы выдвинули целый ряд предложений по оборудованию, чтобы клиенты могли экономить весьма крупные суммы. Так, например, только по итогам SIGNForum было заключено 10 контрактов на поставку фрезерно-гравировальных станков со скидкой от 3 000 до 10 000 долларов. Сейчас мы предлагаем скидку от 30 до 40% на комплекты неоновых заводов.

Изменился и стиль работы сотрудников. Теперь каждый клиент крайне важен и работать «спустя рукава» никому непозволительно. Менеджеры это понимают и лишний раз толкать никого не надо. Важно, что теперь менеджеры стали более инициативными, поскольку они понимают, что только от них зависит их конечный доход. Особое внимание мы уделили расширению клиентской базы и привлечению новых клиентов, в том числе и с других рынков. Новые рынки принесли нам до 10 - 15% оборота. Это прежде всего интерьерное оформление в строительной сфере.

Мы оптимистично смотрим вперед. Мы уверены, что будущий год будет точно лучше, чем предыдущий. Мы закладываем существенный рост оборотов и доходов. Мы планируем расширить свою партнерскую сеть, планируем открыть несколько региональных складов. Уже готовы помещения под завод по производству трансформаторов для неона. Планируем в ближайшие 3 - 4 месяца запустить производство. Планируем расширить ассортимент продукции. В общем, как обычно, планов много, а вот насколько все получится, оценим в конце следующего года.

Сейчас готовим к внедрению ряд инновационных и высокотехнологичных разработок. Это продвинутая система контроля взаимоотношений с клиентами (CRM) и несколько других разработок, о которых мы будем сообщать по мере их внедрения. Одно я знаю точно: этот год будет крайне интересным для нашей отрасли. Я очень надеюсь, что все изменения будут только к лучшему.

Очень хочу пожелать всем коллегам, чтобы стандарты дизайна и изготовления вывесок стали  нового качественного уровня. Это позволит поднять доходность, и тогда у клиентов появятся деньги для покупки оборудования и расширения производства. 2009 год стал для всех настоящим испытанием. Хочется верить, что в 2010 году все смогут реализовать свои планы и идеи».

Алексей  Майевич, основатель «Творческого би план объединения», Ставрополь: «За более чем двадцатипятилетний стаж работы в наружной рекламе и дизайне я привык не делать трагедии из негативно складывающихся условий. Например, переходный период начала 90-х был куда тяжелей нынешней ситуации. На заре перестройки наружкой занимались небольшие кооперативные предприятия, использовавшие примитивные технологии. Отсутствие конкуренции обеспечивало твердые, достаточно высокие расценки. Реформы тех лет перевернули привычный уклад: люди года два посвящали себя физическому выживанию. Реклама мало кого интересовала. Многие, бравшие кредиты на развитие, обанкротились в дефолтовый 1998 год. Так что бывало и хуже.

Теперь наружная реклама – мощная индустрия, отрасль, состояние которой есть отражение экономической и политической ситуации в стране. Бурный рост, отмеченный в 2004 - 2008 годах, кружил головы рекламщикам, но эйфория не могла продолжаться долго. Цикличность наступления кризисов предсказал еще Маркс, и теперь мы находимся в состоянии «похмельного» синдрома. Собираем многочисленные долги, сокращаем арендованные площади, испытываем естественное уменьшение гонораров, как следствие резкого снижения количества продаж (осенняя стабилизация – явление, скорее всего, сезонное), падения расценок на размещение и производство рекламы. Многие продали бизнес, не видя перспектив. Другие предлагают принять за норму данное положение дел и не рассчитывать на лучшее. Зарабатывать сегодня стало трудней. Клиент требователен, скуп, но им надо дорожить и ладить с ним, ведь всем приходится непросто. Постепенно «погода прояснится», и под солнцем останутся не самые талантливые, яркие и сильные, а наиболее терпеливые и преданные делу товарищи.

Реклама – это командный вид коммуникативного творчества. Мы никогда бездумно не раздували штат: каждый сотрудник занимал свою позицию, если уместно сравнение с футбольной командой. Постоянно вели «селекционную» работу, внимательно выстраивая мотивацию, время от времени корректируя ее, в том числе дифференцированно. Теперь важно дополнить и переориентировать коллектив в соответствии с новыми задачами, чем и занимаемся. Кадры, как известно, решают все. У нас дружный, профессионально сильный состав, понимающий временные, объективно сложившиеся трудности, готовый расти и осваивать новые проекты.

Планами делиться не буду, лучше рассказать о них по факту их реализации через год-другой. Могу предположить, что в ближайшем будущем большое распространение получат нестандартные, креативные методы рекламы - краткосрочные «партизанские» акции, промо. Расширится сегмент indoor. Традиционно много заберет на себя реклама в Интернете. В ставропольских условиях (в городе идет значительное сокращение больших плоскостей и перетяжек) станут актуальными сити-форматы, пилларсы, уличная мебель и т.д. В производстве, надеюсь, произойдет, наконец, переход от количества к качеству, возрастет роль продуманного дизайна.

     Пользуясь, случаем хочу поздравить коллег, партнеров и редакцию «Наружки» с Новым 2010 годом! С новыми, светлыми надеждами и с их воплощением. Пожелать здоровья и удачи, меньше кофе и сигарет, больше спорта и оптимизма. Если перед вами закрывается дверь - не отчаивайтесь,  взамен откроются две новые».   

Юлия Шестакова, генеральный директор PRINTWORKS: «Отрицательных моментов кризис принес много. При снижении покупательской способности – повышение цен на расходные материалы. И это объясняет в той или иной степени падение оборотов по сравнению с предыдущими периодами.  

Из положительных моментов - сократилось количество «гаражных» компаний, которые в борьбе за клиента демпингуют весь рынок. Это путь к самоуничтожению.

Теперь многие производители, участвуя в тендере хотят заработать, а не просто иметь в портфолио знаменитый логотип и работу ради работы, при этом кредитуя компанию, которая в десятки раз крупнее своего подрядчика. Сей факт корректирует запросы клиента, направляя его в правильную для рынка сторону. Сократилось количество посреднических прослоек, что позволило с меньшим трудом выходить на конечного заказчика. Теперь прямой заказчик зачастую готов работать без переплат за посредничество.

Отношение к клиентам не изменилось, оно остается столь же трепетным. Стало больше внимания уделяться юридическим договоренностям (правильное отражение проделанных работ в договоре).

Стал более щекотливым вопрос оплаты со стороны клиента, а именно постоплаты 100% под лозунгом «Мы же крупная компания, это честь работать с нами! Это мегаобъемы». Многие из нас столкнулись с проблемой клиентских задолженностей, причем среди должников в основном крупные заказчики, а оплаты растягиваются во времени настолько, что о взаимовыгодном сотрудничестве говорить не приходится. И мне нравится, что столь пагубная тенденция начинает меняться в сторону прагматичных, более цивилизованных отношений. Компания-заказчик и компания-исполнитель/производитель/подрядчик - это интересные друг для друга партнеры. Все более актуальным становится выражение «Утром деньги, вечером стулья».

Мотивация сотрудников изменилась в сторону работы на результат. Требования стали более жесткими на фоне сокращения бюджетов на заработную плату.

Как и прежде важным остается удержание и привлечение новых клиентов, исполнение своих обязательств перед клиентом в полном объеме. И естественно очень важно пережить эти времена и выжить, при этом сохранив дееспособный бизнес и команду. Стал наиболее насущным вопрос поиска дополнительных ниш для заработка помимо рекламного рынка.

Планы на будущее... Сокращать бизнес не имеет смысла. Все что можно было сократить, было сокращено в конце 2008 г. Это временная мера, не имеющая перспектив.

Считаю, что в данный момент времени имеет смысл мобилизация и наращивание продаж. Так как рынок не умер, коллапса, как предполагали, не наступило. Поле для деятельности есть. Особенно для тех, кто обладает производственной базой. Рынок труда подешевел, увеличился и этим нужно пользоваться, а не экономить на количестве и качестве сотрудников.  

С внедрением высокотехнологичных решений пока подождем. В условиях  технического прогресса за инновациями не угнаться. Они слишком дороги и быстро дешевеют.

Имеется в виду производственное оборудование. И в этом направлении - пока таймаут. С точки зрения инновационного продукта, который можно предложить и продать – да, с этим обязательно надо работать и развивать. Ниши очень быстро заполняются.

Рекламный рынок стал более сплоченным - тяжелые времена объединяют. Взаимоотношения в конкурентной среде стали более профессиональными. Это очень радует. Хотела бы пожелать всем участникам рынка - держаться!!! Ведь выживают сильнейшие».

Роман Владимирович Пушкин, президент Ассоциации малых предприятий наружной рекламы (АМПНР): «С наступлением кризиса замерли практически все стройки. Реализация многих девелоперских проектов заморожена. Компании, успевшие построить торговые и офисные центры, при сокращении издержек «рубят» в первую очередь расходы на рекламу и оформление, что привело к прекращению поступления новых заказов в рекламно-производственные фирмы. Это мгновенно ощутили на себе практически все игроки рынка. Крупные производственники переместились в сектор производства мелких вывесок, а там и без того острая конкуренция переросла в борьбу за выживание без правил. Этим немедленно воспользовались те немногие заказчики, у которых еще появляются деньги на вывески. Цены упали «ниже плинтуса», о качестве говорят в последнюю очередь. Заказчики покупают там, где дешевле, потом страшно ругаются на нерадивых подрядчиков и уже готовы заплатить любые деньги за переделку. Скупой платит дважды! Поговорка в очередной раз подтверждается. Я бы отнес это к положительным факторам кризиса.

Еще положительные моменты: начали считать деньги не только заказчики, но и рекламисты стали учиться управлять финансовыми средствами. Штат сотрудников сократился в пользу наиболее успешных и эффективных специалистов.

Отношения с клиентами практически не изменились. Приходит понимание ситуации как со стороны заказчиков, так и со стороны исполнителей. Стараемся все задачи решать сообща.

Все сотрудники нашей компании работают больше на перспективу, так как премиальная часть гонораров сейчас сократилась. Однако все понимают, что именно те, кто сегодня проявит стойкость и профессионализм завтра «будет на коне».

В ближайшем будущем планируем сконцентрироваться на эффективном управлении.

Бизнес собираемся только расширять! И, возможно, за счет размещения наружной рекламы.

Мы постоянно внедряем инновационные разработки в нашу продукцию и услуги. Очень внимательно следим за всеми технологическими новинками, появляющимися на рынке.

Хочу пожелать всем участникам отрасли, чтобы следующий год был успешным и интересным».

Редакция благодарит компании, принявшие участие в опросе: 4М-Media (Туапсе), Airsystem (Екатеринбург), Formad (Сергиев посад, Московская область), Gallery (Москва), Media agency New Style Ltd. (Москва), MGS (Москва), Neon art (Сибай, Республика Башкортостан), NeonGallery (Москва), PRINTWORKS (Москва), Signedge (Москва), StreetArt (Калининград), We R. Signs (Москва), West Media (Киров), Zebra (Алексин, Тульская область), «PVG МПК» (Санкт-Петербург), «PVG Принт» (Санкт-Петербург), «Автоформат» (Москва), «Акведук» (Москва), «Анко» (Москва), «Арт-Гармония» (Петрозаводск), «Арт-Дизайн» (Лабинск, Краснодарский край), «В.Е.Р.А. & Олимп» (Москва), «Вершина» (Москва), «Веста Лайт» (Москва), «Визуальные коммуникации» (Москва), «Волга Неон» (Самара), «ГАММА» (Благовещенск), «Дизарио» (Тюмень), «Динамические конструкции» (Москва), «Елена» (Москва), «Индустрия-А» (Санкт-Петербург), «ИП Комиссаров Владимир Алексеевич» (Владивосток), «Концепт дизайн» (Ковров, Владимирская область), «Лаверна-РТ» (Волгоград), «Лагуна» (Анапа), «Линия» (Петрозаводск), «Максимум» (Владимир), «Мангуст» (Горячий ключ, Краснодарский край), Мастерская Рекламы  «ЛЕВША» (Братск), «Мир рекламы» (Москва), «Московская Городская Реклама» (Москва), «Навигатор-стиль» (Москва), «НЛТ» (Москва), «Новый взгляд» (Саратов), «Новый Мир» (Серов), «Нью-Тон» (Москва), «Ореол» (Хабаровск), «Первое Дело» (Краснодар), «Перспектива» (Орел), «Петра» (Владимир), «Печатный салон 108» (Ижевск), «Понедельник» (Москва), «Постер Уфа» (Уфа), «Престиж-Саратов» (Саратов), «Призматрон» (Омск), «Принт-Экспресс» (Владивосток), «Рассвет» (Самара), «Рейглер» (Москва), «Реклама-Энтузиаст» (Москва), «Рекламное движение» (Уфа), «РектайМ» (Горно-Алтайск, Республика Алтай), «Реноме» (Барнаул), «Сан-Сити Адвертайзинг» (Санкт-Петербург), «Союз-Галактика» (Анапа), «Стадия» (Новокузнецк), «Студия подарков» (Кемерово), «Терминатор» (Екатеринбург), «Точка опоры» (Воронеж), «Творческое би план объединение» (Ставрополь), «Фавор-Гарант» (Санкт-Петербург), «Фотон–С» (Новосибирск), «Хамелеон» (Конаково, Тверская область), «Художественная мастерская» (Владивосток), «Центр Наружной Рекламы» (Московская область, Пушкино), «ЧП Лавринов» (Кемерово), «Эйбис» (Тюмень).



Журнал "Наружка. Издание для заказчиков рекламы"
26.03.2010



аренда спецтехники в москве жми
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов