Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Затоварились звездами

Даже после кризиса московские отели остаются одними из самых дорогих в Европе. При этом в верхнем ценовом сегменте объем предложения растет, а вот гостиниц среднего класса почти не строится

На московском гостиничном рынке заметны признаки оживления. Загрузка отелей начала расти впервые после прошлогоднего спада. По информации ГАО «Москва», гостиницы категории три-четыре звезды в феврале были заполнены на 58% (прирост около 15% к аналогичному периоду прошлого года). Растет спрос на дешевые отели уровня одна-две звезды. Участники рынка утверждают, что постепенно восстанавливается турпоток, в том числе командировочный оборот. Не оправдались прогнозы о резком схлопывании въездного туризма. Согласно данным Погранслужбы ФСБ, РЖД и судоходных компаний, въездной туризм по итогам 2009 года сократился только на 9,7%.

Глава столичного Комитета по туризму Григорий Антюфеев прогнозирует, что уже в этом году Москву посетят не менее 4 млн туристов (в докризисном 2008?м — 4,1 млн). В этом случае у владельцев гостиниц среднего класса появится шанс отыграть падение. По прогнозам консалтинговых компаний, стоимость номеров в столичных трехзвездочных отелях вырастет процентов на семь-десять. Росту цен может способствовать сохраняющийся дефицит мест в отелях среднего уровня. А вот в верхнем ценовом сегменте наметился избыток предложения. В этом году в Москве открывается сразу несколько крупных люксовых отелей, что, безусловно, обострит конкуренцию в данном сегменте гостиничного рынка.

Куда исчезли орхидеи

Весь прошлый год отельеры, шокированные резким обвалом спроса, затягивали пояса. Компании отказывались от найма персонала, сокращали штат, зарплаты, премии, пересматривали контракты с поставщиками, оптимизировали затраты. Некоторые гостиницы в целях экономии были вынуждены закрывать бары и рестораны. «В туалетах The Ritz-Carlton Moscow стояли орхидеи. В кризис они исчезли», — делится наблюдениями один из наших собеседников.

Операторы пользовались различными маркетинговыми приемами, направленными на стимулирование спроса. Например, включали в стоимость номера множество услуг. Отели стали активнее, чем раньше, подключаться к системам онлайн-бронирования. «Из-за падения спроса изменились стратегии продаж: смягчились условия отмены бронирования, гостиницы перестали повышать цены в высокий сезон», — комментирует заместитель генерального менеджера Lotte Hotel Moscow Константин Горяинов.

Из-за сокращения турпотока (в первом квартале 2009?го он поредел на 20%) и ослабления деловой активности столичные отели были вынуждены снижать цены. По словам старшего вице-президента компании Jones Lang LaSalle Hotels Марины Смирновой, наиболее гибкими в этом плане оказались крупные международные операторы. Некоторые из них быстро реагировали на изменения спроса и смогли обеспечить 60–65?процентную загрузку качественных сетевых отелей даже в кризис. Как замечает гендиректор компании Hotel Consulting & Development Group Александр Лесник, у операторов была возможность легко манипулировать ценами, поскольку о реальной себестоимости услуг управляющих компаний собственники отелей имеют весьма смутное представление.

За год московские гостиницы подешевели на 15–25% в рублях и на 30–40% в долларах. Так, если в 2008 году номер в гостинице категории четыре звезды стоил в среднем 305 долларов, то к концу прошлого года он подешевел до 180 долларов в сутки. Средняя загрузка сократилась примерно на 20% (в разгар кризиса гостиницы были заполнены лишь на 30–45%). Средний уровень доходности снизился во всех сегментах рынка более чем на треть. Например, по данным Blackwood, доходность номера четырех— и пятизвездочных отелей снизилась с докризисных 6,3 тыс. рублей до 4,1 тыс. рублей в сутки.

Звездный дисбаланс

По информации компании Hogg Robinson Group, специализирующейся на организации поездок и бронировании отелей, цены на гостиницы в российской столице упали сильнее, чем в других десяти самых дорогих городах мира. Однако московские отели все равно остались одними из самых дорогих в Европе. По средней стоимости номера Москва конкурирует с Монте-Карло (177 евро), Абу-Даби (164 евро) и Женевой (163 евро).

Все объясняется ограниченным объемом предложения наиболее востребованных качественных гостиниц средней категории. Московские власти рапортуют о ежегодном вводе в эксплуатацию порядка 5 тыс. гостиничных мест. Из них 1 тыс. мест — это отели верхнего ценового сегмента, отвечающие международным нормам и требованиям. Остальное — весьма скромные отели, зачастую не соответствующие современным стандартам. Такой расклад позволяет существующим гостиницам категории три звезды задирать цены даже в кризис. Например, сегодня стоимость номера в трехзвездочной гостинице Ibis составляет около 3,6 тыс. рублей, что сопоставимо с ценами на проживание в европейских гостиницах более высокого уровня. В этом году откроется только один отель бизнес-класса: «Азимут Отель Москва» вместимостью 144 номера.

Зато в люксовом сегменте строительный бум. Девелоперы спешат завершить проекты, запущенные до кризиса. Объем предложения отелей категории четыре-пять звезд стремительно растет. В прошлом году было введено в эксплуатацию восемь гостиниц международного класса на 969 номеров. В этом году люксовые отели предложат еще 1200–1400 номеров.

Если до кризиса в Москве открывались преимущественно нишевые дорогие отели с небольшим номерным фондом, то в этом году ситуация может кардинально измениться. Сдаются в эксплуатацию вместительные отели, такие как Radisson Royal Hotel (545 номеров) — бывшая «Украина» на Кутузовском проспекте; Renaissance Moscow Monarch Center (366 номеров) на пересечении Ленинградского шоссе с Третьим транспортным кольцом; Lotte Hotel Moscow (304 номера) в Lotte Plaza на Новинском бульваре; Intercontinental Moscow Tverskaya — бывшая гостиница «Минск» на Тверской улице; Courtyard by Marriott Moscow Paveletskaya на Кожевнической улице; Mercure на Смоленской площади.

Для участников рынка ситуация усугубляется еще и тем, что открывающиеся гостиницы будут ориентированы на групповой и корпоративный туризм, и не исключено, что они станут демпинговать, стремясь предложить лучшие условия размещения. Кризис и обусловленное им изменение рыночной конъюнктуры неизбежно отразятся на рентабельности гостиничных проектов. Например, по словам управляющего директора Lotte Hotel Moscow доктора Ен Док Сона, сроки окупаемости московской гостиницы, которую планируется открыть в этом году, возросли с 20 до 22 лет. Возможно, обострение конкуренции и снижение доходности в сегменте люксовых гостиниц заставят отельеров отказаться от неадекватной докризисной модели ценообразования, а девелоперов вынудят обратить внимание на другие, более массовые гостиничные форматы.  









Илья Ступин

Журнал "Эксперт"
25.03.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2017, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов