Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Бронь на места у дороги

Руководство холдинга ТНК-ВР объявило о намерении нарастить свою розничную сеть АЗС на юге России, дополнив её 45 новыми заправками. Уже в этом году в Ростовской области и Краснодарском крае может быть начата скупка площадок для размещения

Предполагается, что до 2015 года в развитие всей своей сбытовой сети руководство вложит порядка 800 млн долларов, из которых от 45 до 67,5 млн может пойти на южнороссийские АЗС. Расширение сети в Ростовской области и Краснодарском крае вполне укладывается в новую стратегию холдинга, принятую после окончания длительного корпоративного конфликта.

Скандальная стратегия

Холдинг ТНК-ВР появился в 2003 году благодаря слиянию британской British Petroleum и «Тюменской нефтяной компании» из расчёта 50:50. Президентом его в 2004 году стал англичанин Роберт Дадли, который очень быстро рассорился с российскими акционерами. Конфликт акционеров длился не один год. В июле 2008 года в противостоянии наметился перелом. Дадли покинул Москву, но продолжал руководить компанией «из секретного офиса» до истечения контракта 1 декабря 2008 года.

Весь прошлый год ушёл на поиск компромиссной кандидатуры. Ею стал бывший вице-президента ИК «Тройка-Диалог» Максим Барский — с оговоркой, что тот должен пройти стажировку в Лондоне. После нее, с 1 января 2011 года, Барский вступит в должность. До этого исполнять обязанности президента ТНК-ВР будет Михаил Фридман.

Пока шли все эти баталии, холдингу было не до выработки чёткой маркетинговой стратегии. Кризис управления последние два года был налицо. Соответственно, холдинг за это время отстал от своих главных конкурентов в России — НК «ЛУКОЙЛ», НК «Роснефть», «Газпром нефть», которые, пользуясь раздраем у соперника, быстро расширяли свои сбытовые структуры и столбили участки под добычу.

Однако, когда акционеры всё же уладили конфликт, они тут же определились и с будущей стратегией. Её основой стало расширение розничной сети АЗС вообще и увеличение заправок под брендом ВР в частности. На одной из профильных конференций в конце прошлого года представителями холдинга было сделано весьма показательное сообщение, что в России заправки под брендом ВР продают примерно втрое больше, чем заправки ТНК. То есть бренду ВР автомобилисты доверяют больше, следовательно, есть смысл развивать именно АЗС этой марки. При этом холдинг не собирается переходить на один бренд. «Использование двух брендов позволяет охватить большее количество клиентов в разных потребительских сегментах», — говорит вице-президент ТНК-BP по маркетингу Амира Фейзулина. В частности, бренд ТНК считается более демократичным.

Направления главного удара

По утверждению вице-президента по маркетингу ТНК-BP Александра Каплана, компания определила четыре рынка роста: Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Киев. В связи с этим в прошлом году ТНК-ВР приобрела около 150 АЗС, шесть нефтебаз и около 70 земельных участков на ключевых рынках Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Киева. В этом году холдинг двинулся южнее. По утверждению г-на Фейзулина, уже в текущем году компания собирается приобретать новые заправки в ЮФО. По его словам, в Ростовской области и Краснодарском крае будут работать дополнительно около 45 АЗС, в том числе 30 с логотипом BP.

Как сообщил «Эксперту ЮГ» пресс-секретарь холдинга Николай Горелов, интерес к региону вызван не только олимпийскими перспективами, а в первую очередь развитием местной промышленности и увеличением числа автопарка в Ростовской области и Краснодарском крае. По его словам, компания уже приобрела в регионе ряд участков под строительство АЗС, однако воздержался от уточнения общей суммы инвестиций в новые южнороссийские активы.

Исходя из нынешней средней стоимости современной АЗС от 1 до 1,5 млн долларов, в зависимости от её «наполнения», можно рассчитать сумму затрат на строительство-покупку новых АЗС из расчёта от 45 до 67,5 млн долларов.

Старший аналитик ИК «АТОН» Вяче­слав Буньков заметил «Эксперту ЮГ», что в кризисное время значительно упали цены на сами АЗС, поэтому ТНК-ВР будет значительно выгоднее вкладывать средства не в строительство заправок с нуля, а в приобретение мелких региональных операторов и модернизацию их АЗС.

Покупать особо некого

Управление приобретёнными активами ляжет на местную «дочку» холдинга ЗАО «ТНК Юг Менеджмент». Компания управляет в ЮФО 122 АЗС, из которых 94 расположены в Ростовской области и 27 в Краснодарском крае, и реализует порядка 95 тысяч тонн топлива в год.

Кого именно «ТНК Юг Менеджмент» собирается поглощать, пока вопрос. В начале 2008 года её интерес связывали со Ставропольем, называя среди перспективных продавцов нескольких местных операторов — «Башойл-КМВ» (20 АЗС), «Ставнефть» (13 АЗС и две нефтебазы) и «Октан» (20 АЗС и одна нефтебаза). Учитывая, что наибольшее количество независимых операторов сегодня функционирует в Ростовской области, где сам «ТНК Юг Менеджмент» является лидером продаж, то, вероятнее всего, именно на ней придётся сконцентрировать свой основной покупательский энтузиазм.

Небольшие операторы неоднократно жаловались на то, что не могут достойно конкурировать по цене с ВИНКами, которые обладают собственной топливной базой и получают ГСМ напрямую со своих НПЗ. Небольшие компании в регионе занимают ту часть рынка, которая по каким-либо причинам оказалась неинтересной крупным игрокам. К примеру, в сельских районах, небольших городах. Будут ли интересны они ТНК-ВР после того, как наиболее развитые местные сети уже скупили их конкуренты из ЛУКОЙЛа, «Роснефти» и «Газпром нефти» — вопрос открытый. Но покупать тут особо больше и некого. 





Сергей Кисин

Журнал "Эксперт"
24.03.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов