Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

К бою

С началом 2010 года антиалкогольная кампания государства перешла в стадию реализации. Ее уже сравнивают с аналогичной горбачевской борьбой за трезвость. Однако на этот раз шаги государства по сокращению потребления алкоголя в нашей стране выглядят намного более продуманными. Что не удивительно: основная задача — сократить потребление на рынке, существенная часть которого находится в нелегальном поле и регулированию не поддается.

Как на войне
Алкогольный рынок в России — явление по-своему уникальное. В нашей стране нет ни одного другого потребительского рынка, где доля нелегальной продукции составляет более 40%. Наиболее показателен в этом отношении водочный сегмент. По данным Росстата, ежегодный уровень легального производства составляет 110-130 млн дал, тогда как объем реализации продукции в розничной торговле, по данным того же Росстата, из года в год не опускается ниже 170 млн дал. Например, в 2008 году всего был выпущен 121 млн дал, а реализовано 177 млн дал. В прошлом году объем производства легальных предприятий упал до уровня 112 млн дал, а объем реализации, по оценкам экспертов, сохранился на прежнем уровне.

Разница между производством и реализацией обеспечивается за счет нелегальной продукции. Таким образом, только исходя из официальных данных, доля нелегального водочного рынка составляет 30-35%. В реальности она значительно выше, так как часть нелегального алкоголя вообще никак не фиксируется в рознице. Таким образом, государство теряет огромные деньги в виде не уплаченных с данной продукции налогов.

Что происходит с потреблением алкоголя — разговор особый. По официальным оценкам, потребление легального алкоголя у нас сейчас составляет более 10 литров чистого этилового спирт на душу населения. Много это или мало? По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 8 литров на душу населения — это критический порог, после которого потребление алкоголя превращается в угрозу для нации.

Впрочем, в самый тяжелый с точки зрения потребления алкоголя год для СССР — 1979-й — этот показатель составлял 10,6 литра чистого спирта на душу населения. И нельзя сказать, чтобы на пороге 1980-х СССР оказался на грани вымирания.

Более того, существующий образ у крепкого горячительного (в первую очередь водки) как главного источника всех бед сейчас несколько не соответствует истине. Дело в том, что если в советские годы доля водки в общем объеме потребления составляла около 85-88% в пересчете на чистый этиловый спирт, то сейчас доля водки сократилась до 60-65%. Снижение доли "белой" произошло за счет роста потребления других видов напитков (в первую очередь пива, объем производства которого вырос за последние 15 лет в четыре раза, слабоалкогольных напитков, отсутствовавших в СССР как класс, и вин).

Таким образом, с формальной точки зрения потребление алкоголя в России если и выше нормы, установленной ВОЗ, то некатастрофично. Беда, однако, в том, что легальным алкоголем дело не исчерпывается и народ вовсю потребляет нелегальную водку и, самое страшное, различные жидкости медицинского и бытового назначения, для употребления вовнутрь не предназначенные.

"Только дешевый алкоголь сомнительного качества и высокой крепости ведет к алкоголизации общества. Когда пол-литра 40-градусного напитка покупается за 40 рублей, а в нем только налогов должно быть не менее 48 рублей, это становится общедоступным вне зависимости от возраста и доходов. Это не есть норма — это, по сути, социальная провокация",— считает Александр Глусь, президент, председатель совета директоров Nemiroff Холдинга.

Сочетание большого количества нелегальной продукции и высокого уровня потребления (в первую очередь за счет ультрадешевого алкоголя в виде нелегальной водки и суррогатов) существует в России уже больше 15 лет. Однако всерьез взяться за проблему государство решило фактически лишь в прошлом году.

В бой
Государственные меры, целью которых является наведение порядка на алкогольном рынке, поражают размахом. Можно с уверенностью сказать, что в отношении алкогольного рынка правительство за 2009 год приняло решений больше, чем за предыдущие десять лет.

Остановимся на основных. Накануне 2009 года президентом РФ Дмитрием Медведевым был подписан указ о создании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Чуть позже, в феврале прошлого года, появилось постановление, описывающее основные функции нового ведомства.

К удовлетворению участников рынка, в Росалкогольрегулирование передали практически все основные функции по контролю за рынком. Таким образом, многолетняя эпоха многовластия (в лице в основном Федеральной налоговой службы, Минсельхоза и Минэкономразвития), при котором за контроль над оборотом отвечало много ведомств и одновременно никто, подошла к концу.

23 июля состоялось совещание правительства, в ходе которого были одобрены ключевые предложения Росалкогольрегулирования по борьбе с пресловутым нелегальным рынком. Суть одобренных предложений Росалкогольрегулирования проста. Во-первых, введение единой ставки акциза на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию с ликвидацией большинства льгот по уплате акциза. Мера очевидно необходимая для того, чтобы любой алкоголь, а также спирт и различные спиртосодержащие жидкости (за исключением вина и пива) облагались одинаковым акцизом.

Во-вторых, введение лицензирования транспортных перевозок спирта. В-третьих, введение единых правил розничной торговли алкоголем по всей территории РФ. В-четвертых, ужесточение ответственности за нелегальный оборот алкогольной продукции и, наконец, в-пятых, введение минимальной цены на водку.

Любопытно, что если меры относительно введения единого акциза или лицензирования транспортных перевозок спирта и вызывали на этапе обсуждения определенные дискуссии среди членов правительства, то, например, ужесточение ответственности за нелегальный оборот алкоголя всеми горячо поддерживалось. Однако все предыдущие годы данная мера, вызывавшая горячую поддержку у всех, так и не была реализована.

12 августа состоялось совещание по алкогольной тематике на еще более высоком уровне. В Сочи президент Дмитрий Медведев собрал не только членов правительства, но и представителей областных администраций.

На данном совещании помимо экономических и административных мер воздействия на нелегальный рынок обсуждались и различные возможности сокращения потребления алкоголя. В первую очередь среди молодежи. "Если говорить откровенно, алкоголизм приобрел в нашей стране характер национального бедствия",— отметил президент, открывая совещание. Итогом данного мероприятия стали поручения по реализации комплекса мер, ранее рассмотренных правительством, а также разработка концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения страны. Наконец, президент заявил о необходимости введения минимальной цены — еще одной меры, в нужности которой участники рынка в течение нескольких последних лет убеждали правительство. Легальная водка, с которой уплачены акциз и НДС, сейчас не может стоить дешевле 89 рублей. Если акциз и НДС (а это при расчете применительно к пол-литровой бутылке водки как минимум 48 рублей) не платать, то в магазине подобный "левак" можно спокойно продавать за 40-50 рублей. Очевидно, что легальная продукция, конкуренции с нелегальной по цене не выдерживает. Если же ввести минимальную цену, то единственное преимущество у нелегальной продукции исчезает.

"Первый и очень важный момент, который уже заметен на рынке,— началась серьезная борьба с теневым оборотом. Введена минимальная цена,— рассказывает Александр Глусь,— Это очень важный и правильный шаг. Доступный, некачественный, незащищенный, нетехнологичный алкоголь формировал основную массу и возможность быстрой алкоголизации нации. Мы планируем и надеемся, что все эти начинания получат должное развитие. Процессы легализации и детенизации алкогольной отрасли выгодны всем: государству, потребителям, легальным производителям, то есть компаниям, которые формируют большую налогооблагаемую базу, платят налоги, заботятся о качестве продукта и защите его от подделок".

Очевидно также и то, что у контролирующих работу розничных магазинов органов должно быть основание для снятия с прилавка нелегальной продукции. С введением минимальной цены это основание появляется.

"Умеренные и уместные дозы качественного алкоголя — это радость общения, это культура. Когда нет доступа к преступно дешевому алкоголю, формируются цивилизованные традиции,— уверен глава компании Nemiroff.— Если с алкоголя не уплачены все налоги, это значит, что он нелегально попал в торговые сети и никто не будет контролировать его качество. Получается такой замкнутый круг, из которого, я надеюсь, Россия может выйти, если продолжать системно работать в этом направлении".

Таким образом, государство одновременно решило бороться как с нелегальным рынком, так и со сверхвысоким потреблением алкоголя в стране. И в отличие от предыдущих лет, реализация этих мер не заставила себя ждать.

Атака
Самая долгожданная мера — введение минимальной цены — оказалась наиболее просто реализуемой. Росалкогольрегулирование своим приказом ввело с 1 января минимальную цену на бутылку емкостью 0,5 литра в размере 89 рублей. Вопреки ожиданиям, основная масса магазинов минимальную цену соблюдает, что стало причиной общего повышения цен на рынке. Более того, водка оказалась одним из наиболее сильно подорожавших товаров. По подсчетам экспертов Центра развития Высшей школы экономики, за 25 дней января потребительские цены в среднем выросли на 1,7%, а водка — на 4%. Еще более решительны в своих оценках оказались аналитики ING, отслеживающие рост цен на товары в шести торговых сетях. По их данным, водка и пиво подорожали на 25%.

Таким образом, одновременно с ударом по нелегальному рынку реализацией одной простой и эффективной меры удалось увеличить общий уровень цен на алкоголь.

Кроме того, уже к началу 2010 года в правительство были внесены поправки к действующему законодательству, касающиеся ограничения розничной торговли алкоголем, ужесточения ответственности за его нелегальный оборот и лицензирования транспортных перевозок спирта.

Наконец, Росалкогольрегулированием была разработана, а правительством утверждена "Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации". Основные ее задачи — снижение потребления алкоголя к 2020 году в два раза и значительное сокращение нелегального рынка.

"Концепция — это рамочный документ, который теперь каждое ведомство обязано учитывать при разработке собственных программ. До сих пор были лишь отдельные ведомственные акты, а единых программ не было,— говорит представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.— Теперь у всех, кто имеет отношение к данной проблематике, есть ориентир".

Екатерина Игнатова

BUSINESS GUIDE
23.03.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов