Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

От папируса до электронных чернил

Исчезнут ли из обихода привычные нам книги? Да и газеты с журналами заодно?

На состоявшейся в январе в Мюнхене выставке Digital Life Design многие предрекали, что нынешние дети, когда вырастут, не будут пользоваться ни бумажными книгами, ни печатными периодическими изданиями. Интернету и цифровым технологиям давно и уверенно прочат роль могильщика печатного слова.

Так же, впрочем, с появлением кино ждали смерти театра, а с возникновением телевидения - исчезновения кино и вообще едва ли не всех искусств. И на этот раз апокалиптические прогнозы, скорее всего, не оправдаются. Но и как было, уже не будет.

   Научившись писать, люди начали делать это на всех подручных материалах: камнях, глине, коре деревьев. Для египтян главным материалом для письма стал папирус - еще при фараоне V династии Нефериркара Какаи, правившем приблизительно в 2475 - 2465 гг. до н.э. Эллины называли папирус biblion - по названию финикийского города Библоса, откуда его привозили, а книги - biblos, от последнего произошли такие слова, как Библия, библиотека и многие другие.

   В античности основным форматом книг были свитки. Первое упоминание о прообразе современных книг - кодексе (от лат. codex - книга) встречается в конце I века н.э. у древнеримского поэта Марциала (40 - 104 гг. н.э.), превозносившего кодексы, у которых уже тогда были переплет и соединенные в тетрадки страницы, за удобство по сравнению со свитками и компактность. С падением Римской империи папирусы сошли на нет, а главным материалом для книг стал пергамен.

   В раннем Средневековье книги стоили дорого и были доступны только богатым, что неудивительно: все записывалось и переписывалось от руки, и чаще всего монахами в монастырях, так что в основном книги содержали религиозные тексты.

   Над книгами корпели каллиграфы, специалисты по красивому почерку; копировщики, на долю которых выпадала львиная часть черновой работы по переписыванию текстов; корректоры, сверявшие новую книгу с оригиналом; иллюстраторы, рисовавшие картинки, и рубрикаторы, ставившие красные буквы. Сначала обрабатывали пергамен, затем линовали непереплетенные страницы, и только после этого к работе приступали писцы. На заключительном этапе за дело брались переплетчики. Чернила в Средние века чаще всего изготавливали из чернильных орешков и сернокислого железа (железного купороса), а в Античности, кстати, из сажи и гумика.

   Интервалы между словами, которые значительно облегчили оба процесса - написания и чтения, появились только в VII веке с подачи ирландских монахов, но нормой стали лишь в XII.

   Страницы книг чаще всего делали из телячьей кожи, а переплеты - из обтянутого кожей дерева. Сами фолианты снабжали застежками. С конца Средневековья, когда начали появляться первые общественные библиотеки, и до XVIII столетия книги крепили к столам цепями - чтобы не украли. В IX веке крупными считались библиотеки из 500 фолиантов. Достаточно сказать, что уже к концу Средних веков даже папская библиотека в Авиньоне и библиотека парижской Сорбонны не могли похвалиться более чем 2000 книг.

БУКВЫ НА ПОТОКЕ

   Прессы, то есть средства механизации книгоиздания, пришли в книгопечатание из ткачества: там их использовали для росписи тканей. Сначала это были деревянные формы, на которых тексты нарезали и покрывали чернилами, а получившееся прижимали к бумаге (ее в III веке придумали в Китае). Металлический рассыпной набор изобрел Иоганн Гутенберг (1397 - 1468). Буквы при этом выглядели "наоборот", из них набирались слова и строки, и все это с помощью пресса оттискивалось на бумаге. Это революционизировало книгоиздание: только за 50 лет в XVI столетии в Европе было напечатано около 8 млн книг - больше, чем переписано за полтора предыдущих тысячелетия.

   Дальше эволюция книгопечатания шла по пути повышения производительности прессов. Сегодня большинство книг печатается офсетным способом, при котором изображение получается не зеркальное, а прямое. В результате книги стали тысячекратно дешевле и доступнее, из изыска и роскоши превратившись в необходимость и повседневность. Могут ли они исчезнуть из нашего обихода?

    БУКВЫ НА ДИСПЛЕЕ

   Сегодня все большую популярность обретают уже не просто технологически более совершенные, а принципиально иные носители слова, в том числе электронные. До этого они проделали большой путь, технологически и организационно. Чего стоит хотя бы разработка специальных электронных чернил, иной подсветки экрана, благодаря которым чтение текста с дисплея ридера не утомляет глаза так, как работа за компьютером: они способны формировать картинку в отраженном свете. Разработчики идут дальше, и не исключено, что вскоре электронные книги станут цветными, да еще смогут демонстрировать видео.

   Интригующие сообщения о создании качественно нового продукта летом 2009-го пришли от южнокорейской компании Samsung Electronics, которой удалось создать 10,2-дюймовый дисплей, способный на воспроизведение видеороликов. Впрочем, эксперты полагают, что к традиционным устройствам на основе электронных чернил эти дисплеи отнести нельзя. Дело в том, что уникальная разработка сочетает в себе два типа дисплеев: на основе электронных чернил и на основе холестерических жидких кристаллов, которые как раз и отвечают за работу в видеорежиме. При этом необходимо вручную переключить устройство в один из необходимых режимов работы. Понятно, что пока эти дисплеи не годятся для создания на их основе коммерческих устройств, но принципиальная достижимость новых горизонтов, можно сказать, уже доказана.

   А вообще-то, строго говоря, и дисплеи, как таковые, уже отходят на второй план. Не одна компания представила уже сверхтонкую электронную бумагу, которую вполне можно даже свернуть в трубочку - вполне себе как древние папирусы.

   Параллельно с технологическим прогрессом в этой области идет и процесс ее легитимизации - оцифровка контента, формирование электронных библиотек (например, библиотека популярного в США ридера Kindle приближается к 400 000 наименований и постоянно пополняется), каналов продаж. Урегулированы, хотя и не до конца и не всех устраивающим образом, вопросы авторского права. И что же получается?

    БУКВЫ В НАУШНИКАХ

   Первые звуковые книги появились в Америке в начале 30-х годов прошлого столетия и предназначались для слепых. В СССР развитие аудиокниг тоже начиналось с Всесоюзного общества слепых, только на три десятилетия позже. Популярность аудиокниг резко возросла в конце 60-х годов, когда появились кассетные магнитофоны, а машины начали оборудовать магнитолами, а затем проигрывателями CD, DVD, MP3. Возникновение Интернета привело к дальнейшему росту популярности аудиокниг, потому что появилась возможность скачивать их на носители из Сети.

   Сегодня наиболее распространены аудиокниги на дисках - на них приходится три четверти всех звуковых книг. Порядка 15% - аудиокниги на магнитофонных кассетах, а оставшиеся 10% - доля книг в цифровом формате. Мировой рынок аудиокниг, по информации Ассоциации аудиоиздателей, созданной в США в 1986 году, оценивается примерно в $2 млрд. На долю России, кстати, из них приходится лишь $7 - 8 млн.

   Книжные издательства заинтересовались аудиокнигами давно. Уже в середине 80-х годов прошлого века они начали покупать у авторов права не только на издание книг в печатном виде, но и на их звуковые версии. Сейчас все крупнейшие издательства имеют свои отделы звукозаписи и активно выпускают аудиокниги, которые так же, как и электронные, чаще всего появляются в продаже с небольшим тактическим запаздыванием.

   

СМЕНА ПАРАДИГМЫ ЧТЕНИЯ

   В декабре 2009-го, накануне рождественских и новогодних праздников, на Amazon.com впервые в истории зарегистрировано превышение продаж электронных книг над продажами обычных изданий. Похоже, впрочем, что это не единичный рекорд, а проявление набирающего силу тренда. По результатам исследований Book Industry Study Group (BISG), 1,7% всех реализованных в III квартале 2009 года книг на рынке США были в электронном формате, что на внушительные 42% больше, чем в I квартале. В стоимостном выражении динамика распространения электронных книг выглядит тоже впечатляюще: в сентябре 2009-го их было продано, например, только в США почти на $16 млн, то есть на 171% больше, чем годом ранее. По данным BISG, к тому же выходит, что чтение электронных книг затягивает, вызывает, если хотите, привыкание: каждый пятый читатель электронных книг перестал покупать издания печатные. Более того, по прогнозам специалистов, в 2010 году число таких любителей удвоится.

   Споры о том, происходит ли смена парадигмы чтения, представляются беспредметными. Да, происходит, и для того, чтобы в этом убедиться, достаточно иногда просто спуститься в метро и увидеть немало читающих не что-нибудь, а именно электронные книги. Можно не сомневаться в том, что с удешевлением ридеров такая манера чтения станет еще более популярной. Таким преимуществам электронных книг, а точнее, электронных библиотек в кармане, как разнообразие и компактность, традиционные книги могут противопоставить немногое. Помешать новому может, пожалуй, лишь консерватизм многих и многих потребителей.

   О том, что исход противостояния в принципе уже ясен, говорит и то, что традиционные книжные издательства не противятся набирающему силу тренду, а, напротив, стараются встроить его в свою бизнес-модель, сохраняя, правда, некоторые преференции для привычных книжек. Например, выпуская новинку, издатели готовят и ее электронную версию, но релиз намеренно задерживают. Самый свежий пример - "Другая игра", рассказывающая о президентской кампании 2008 года и занимавшая верхнюю строку списка бестселлеров Amazon почти весь январь: любители электронных книг смогли прочитать ее на своих Kindle только в феврале. Точно так же поступило прошлой осенью издательство HarperCollins и с электронной версией книги экс-губернатора Аляски и кандидата на пост вице-президента от республиканцев на последних президентских выборах Сары Пэйлин - ее творение в электронной версии вышло через месяц после печатной. По информации The Wall Street Journal, HarperCollins ведет переговоры с Apple о размещении своих книг на планшетном компьютере iPad, который имеет функцию и ридера и, как ожидают специалисты, составит серьезную конкуренцию амазоновскому ридеру Kindle.

СЕРГЕЙ МАНУКОВ

Журнал "Компания"

18.02.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов