Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

От папируса до электронных чернил

Исчезнут ли из обихода привычные нам книги? Да и газеты с журналами заодно?

На состоявшейся в январе в Мюнхене выставке Digital Life Design многие предрекали, что нынешние дети, когда вырастут, не будут пользоваться ни бумажными книгами, ни печатными периодическими изданиями. Интернету и цифровым технологиям давно и уверенно прочат роль могильщика печатного слова.

Так же, впрочем, с появлением кино ждали смерти театра, а с возникновением телевидения - исчезновения кино и вообще едва ли не всех искусств. И на этот раз апокалиптические прогнозы, скорее всего, не оправдаются. Но и как было, уже не будет.

   Научившись писать, люди начали делать это на всех подручных материалах: камнях, глине, коре деревьев. Для египтян главным материалом для письма стал папирус - еще при фараоне V династии Нефериркара Какаи, правившем приблизительно в 2475 - 2465 гг. до н.э. Эллины называли папирус biblion - по названию финикийского города Библоса, откуда его привозили, а книги - biblos, от последнего произошли такие слова, как Библия, библиотека и многие другие.

   В античности основным форматом книг были свитки. Первое упоминание о прообразе современных книг - кодексе (от лат. codex - книга) встречается в конце I века н.э. у древнеримского поэта Марциала (40 - 104 гг. н.э.), превозносившего кодексы, у которых уже тогда были переплет и соединенные в тетрадки страницы, за удобство по сравнению со свитками и компактность. С падением Римской империи папирусы сошли на нет, а главным материалом для книг стал пергамен.

   В раннем Средневековье книги стоили дорого и были доступны только богатым, что неудивительно: все записывалось и переписывалось от руки, и чаще всего монахами в монастырях, так что в основном книги содержали религиозные тексты.

   Над книгами корпели каллиграфы, специалисты по красивому почерку; копировщики, на долю которых выпадала львиная часть черновой работы по переписыванию текстов; корректоры, сверявшие новую книгу с оригиналом; иллюстраторы, рисовавшие картинки, и рубрикаторы, ставившие красные буквы. Сначала обрабатывали пергамен, затем линовали непереплетенные страницы, и только после этого к работе приступали писцы. На заключительном этапе за дело брались переплетчики. Чернила в Средние века чаще всего изготавливали из чернильных орешков и сернокислого железа (железного купороса), а в Античности, кстати, из сажи и гумика.

   Интервалы между словами, которые значительно облегчили оба процесса - написания и чтения, появились только в VII веке с подачи ирландских монахов, но нормой стали лишь в XII.

   Страницы книг чаще всего делали из телячьей кожи, а переплеты - из обтянутого кожей дерева. Сами фолианты снабжали застежками. С конца Средневековья, когда начали появляться первые общественные библиотеки, и до XVIII столетия книги крепили к столам цепями - чтобы не украли. В IX веке крупными считались библиотеки из 500 фолиантов. Достаточно сказать, что уже к концу Средних веков даже папская библиотека в Авиньоне и библиотека парижской Сорбонны не могли похвалиться более чем 2000 книг.

БУКВЫ НА ПОТОКЕ

   Прессы, то есть средства механизации книгоиздания, пришли в книгопечатание из ткачества: там их использовали для росписи тканей. Сначала это были деревянные формы, на которых тексты нарезали и покрывали чернилами, а получившееся прижимали к бумаге (ее в III веке придумали в Китае). Металлический рассыпной набор изобрел Иоганн Гутенберг (1397 - 1468). Буквы при этом выглядели "наоборот", из них набирались слова и строки, и все это с помощью пресса оттискивалось на бумаге. Это революционизировало книгоиздание: только за 50 лет в XVI столетии в Европе было напечатано около 8 млн книг - больше, чем переписано за полтора предыдущих тысячелетия.

   Дальше эволюция книгопечатания шла по пути повышения производительности прессов. Сегодня большинство книг печатается офсетным способом, при котором изображение получается не зеркальное, а прямое. В результате книги стали тысячекратно дешевле и доступнее, из изыска и роскоши превратившись в необходимость и повседневность. Могут ли они исчезнуть из нашего обихода?

    БУКВЫ НА ДИСПЛЕЕ

   Сегодня все большую популярность обретают уже не просто технологически более совершенные, а принципиально иные носители слова, в том числе электронные. До этого они проделали большой путь, технологически и организационно. Чего стоит хотя бы разработка специальных электронных чернил, иной подсветки экрана, благодаря которым чтение текста с дисплея ридера не утомляет глаза так, как работа за компьютером: они способны формировать картинку в отраженном свете. Разработчики идут дальше, и не исключено, что вскоре электронные книги станут цветными, да еще смогут демонстрировать видео.

   Интригующие сообщения о создании качественно нового продукта летом 2009-го пришли от южнокорейской компании Samsung Electronics, которой удалось создать 10,2-дюймовый дисплей, способный на воспроизведение видеороликов. Впрочем, эксперты полагают, что к традиционным устройствам на основе электронных чернил эти дисплеи отнести нельзя. Дело в том, что уникальная разработка сочетает в себе два типа дисплеев: на основе электронных чернил и на основе холестерических жидких кристаллов, которые как раз и отвечают за работу в видеорежиме. При этом необходимо вручную переключить устройство в один из необходимых режимов работы. Понятно, что пока эти дисплеи не годятся для создания на их основе коммерческих устройств, но принципиальная достижимость новых горизонтов, можно сказать, уже доказана.

   А вообще-то, строго говоря, и дисплеи, как таковые, уже отходят на второй план. Не одна компания представила уже сверхтонкую электронную бумагу, которую вполне можно даже свернуть в трубочку - вполне себе как древние папирусы.

   Параллельно с технологическим прогрессом в этой области идет и процесс ее легитимизации - оцифровка контента, формирование электронных библиотек (например, библиотека популярного в США ридера Kindle приближается к 400 000 наименований и постоянно пополняется), каналов продаж. Урегулированы, хотя и не до конца и не всех устраивающим образом, вопросы авторского права. И что же получается?

    БУКВЫ В НАУШНИКАХ

   Первые звуковые книги появились в Америке в начале 30-х годов прошлого столетия и предназначались для слепых. В СССР развитие аудиокниг тоже начиналось с Всесоюзного общества слепых, только на три десятилетия позже. Популярность аудиокниг резко возросла в конце 60-х годов, когда появились кассетные магнитофоны, а машины начали оборудовать магнитолами, а затем проигрывателями CD, DVD, MP3. Возникновение Интернета привело к дальнейшему росту популярности аудиокниг, потому что появилась возможность скачивать их на носители из Сети.

   Сегодня наиболее распространены аудиокниги на дисках - на них приходится три четверти всех звуковых книг. Порядка 15% - аудиокниги на магнитофонных кассетах, а оставшиеся 10% - доля книг в цифровом формате. Мировой рынок аудиокниг, по информации Ассоциации аудиоиздателей, созданной в США в 1986 году, оценивается примерно в $2 млрд. На долю России, кстати, из них приходится лишь $7 - 8 млн.

   Книжные издательства заинтересовались аудиокнигами давно. Уже в середине 80-х годов прошлого века они начали покупать у авторов права не только на издание книг в печатном виде, но и на их звуковые версии. Сейчас все крупнейшие издательства имеют свои отделы звукозаписи и активно выпускают аудиокниги, которые так же, как и электронные, чаще всего появляются в продаже с небольшим тактическим запаздыванием.

   

СМЕНА ПАРАДИГМЫ ЧТЕНИЯ

   В декабре 2009-го, накануне рождественских и новогодних праздников, на Amazon.com впервые в истории зарегистрировано превышение продаж электронных книг над продажами обычных изданий. Похоже, впрочем, что это не единичный рекорд, а проявление набирающего силу тренда. По результатам исследований Book Industry Study Group (BISG), 1,7% всех реализованных в III квартале 2009 года книг на рынке США были в электронном формате, что на внушительные 42% больше, чем в I квартале. В стоимостном выражении динамика распространения электронных книг выглядит тоже впечатляюще: в сентябре 2009-го их было продано, например, только в США почти на $16 млн, то есть на 171% больше, чем годом ранее. По данным BISG, к тому же выходит, что чтение электронных книг затягивает, вызывает, если хотите, привыкание: каждый пятый читатель электронных книг перестал покупать издания печатные. Более того, по прогнозам специалистов, в 2010 году число таких любителей удвоится.

   Споры о том, происходит ли смена парадигмы чтения, представляются беспредметными. Да, происходит, и для того, чтобы в этом убедиться, достаточно иногда просто спуститься в метро и увидеть немало читающих не что-нибудь, а именно электронные книги. Можно не сомневаться в том, что с удешевлением ридеров такая манера чтения станет еще более популярной. Таким преимуществам электронных книг, а точнее, электронных библиотек в кармане, как разнообразие и компактность, традиционные книги могут противопоставить немногое. Помешать новому может, пожалуй, лишь консерватизм многих и многих потребителей.

   О том, что исход противостояния в принципе уже ясен, говорит и то, что традиционные книжные издательства не противятся набирающему силу тренду, а, напротив, стараются встроить его в свою бизнес-модель, сохраняя, правда, некоторые преференции для привычных книжек. Например, выпуская новинку, издатели готовят и ее электронную версию, но релиз намеренно задерживают. Самый свежий пример - "Другая игра", рассказывающая о президентской кампании 2008 года и занимавшая верхнюю строку списка бестселлеров Amazon почти весь январь: любители электронных книг смогли прочитать ее на своих Kindle только в феврале. Точно так же поступило прошлой осенью издательство HarperCollins и с электронной версией книги экс-губернатора Аляски и кандидата на пост вице-президента от республиканцев на последних президентских выборах Сары Пэйлин - ее творение в электронной версии вышло через месяц после печатной. По информации The Wall Street Journal, HarperCollins ведет переговоры с Apple о размещении своих книг на планшетном компьютере iPad, который имеет функцию и ридера и, как ожидают специалисты, составит серьезную конкуренцию амазоновскому ридеру Kindle.

СЕРГЕЙ МАНУКОВ

Журнал "Компания"

18.02.2010



ЖБИ изделия всех разновидностей и типоразмеров на dom-gbi.ru.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2017, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов