Sostav.ru - ћаркетинг –еклама PR
“екст ¬идео ѕринты Ѕлоги
—отка
ћедиа|–еклама|Ѕрендинг|ћаркетинг|Ѕизнес|ѕолитика и экономика|—оциум|‘естивали|Ѕизнес-блоги 

¬ерси€ дл€ печати

ќт папируса до электронных чернил

»счезнут ли из обихода привычные нам книги? ƒа и газеты с журналами заодно?

Ќа состо€вшейс€ в €нваре в ћюнхене выставке Digital Life Design многие предрекали, что нынешние дети, когда вырастут, не будут пользоватьс€ ни бумажными книгами, ни печатными периодическими издани€ми. »нтернету и цифровым технологи€м давно и уверенно прочат роль могильщика печатного слова.

“ак же, впрочем, с по€влением кино ждали смерти театра, а с возникновением телевидени€ - исчезновени€ кино и вообще едва ли не всех искусств. » на этот раз апокалиптические прогнозы, скорее всего, не оправдаютс€. Ќо и как было, уже не будет.

   Ќаучившись писать, люди начали делать это на всех подручных материалах: камн€х, глине, коре деревьев. ƒл€ египт€н главным материалом дл€ письма стал папирус - еще при фараоне V династии Ќефериркара  акаи, правившем приблизительно в 2475 - 2465 гг. до н.э. Ёллины называли папирус biblion - по названию финикийского города Ѕиблоса, откуда его привозили, а книги - biblos, от последнего произошли такие слова, как Ѕибли€, библиотека и многие другие.

   ¬ античности основным форматом книг были свитки. ѕервое упоминание о прообразе современных книг - кодексе (от лат. codex - книга) встречаетс€ в конце I века н.э. у древнеримского поэта ћарциала (40 - 104 гг. н.э.), превозносившего кодексы, у которых уже тогда были переплет и соединенные в тетрадки страницы, за удобство по сравнению со свитками и компактность. — падением –имской империи папирусы сошли на нет, а главным материалом дл€ книг стал пергамен.

   ¬ раннем —редневековье книги стоили дорого и были доступны только богатым, что неудивительно: все записывалось и переписывалось от руки, и чаще всего монахами в монастыр€х, так что в основном книги содержали религиозные тексты.

   Ќад книгами корпели каллиграфы, специалисты по красивому почерку; копировщики, на долю которых выпадала львина€ часть черновой работы по переписыванию текстов; корректоры, свер€вшие новую книгу с оригиналом; иллюстраторы, рисовавшие картинки, и рубрикаторы, ставившие красные буквы. —начала обрабатывали пергамен, затем линовали непереплетенные страницы, и только после этого к работе приступали писцы. Ќа заключительном этапе за дело брались переплетчики. „ернила в —редние века чаще всего изготавливали из чернильных орешков и сернокислого железа (железного купороса), а в јнтичности, кстати, из сажи и гумика.

   »нтервалы между словами, которые значительно облегчили оба процесса - написани€ и чтени€, по€вились только в VII веке с подачи ирландских монахов, но нормой стали лишь в XII.

   —траницы книг чаще всего делали из тел€чьей кожи, а переплеты - из обт€нутого кожей дерева. —ами фолианты снабжали застежками. — конца —редневековь€, когда начали по€вл€тьс€ первые общественные библиотеки, и до XVIII столети€ книги крепили к столам цеп€ми - чтобы не украли. ¬ IX веке крупными считались библиотеки из 500 фолиантов. ƒостаточно сказать, что уже к концу —редних веков даже папска€ библиотека в јвиньоне и библиотека парижской —орбонны не могли похвалитьс€ более чем 2000 книг.

Ѕ” ¬џ Ќј ѕќ“ќ ≈

   ѕрессы, то есть средства механизации книгоиздани€, пришли в книгопечатание из ткачества: там их использовали дл€ росписи тканей. —начала это были дерев€нные формы, на которых тексты нарезали и покрывали чернилами, а получившеес€ прижимали к бумаге (ее в III веке придумали в  итае). ћеталлический рассыпной набор изобрел »оганн √утенберг (1397 - 1468). Ѕуквы при этом выгл€дели "наоборот", из них набирались слова и строки, и все это с помощью пресса оттискивалось на бумаге. Ёто революционизировало книгоиздание: только за 50 лет в XVI столетии в ≈вропе было напечатано около 8 млн книг - больше, чем переписано за полтора предыдущих тыс€челети€.

   ƒальше эволюци€ книгопечатани€ шла по пути повышени€ производительности прессов. —егодн€ большинство книг печатаетс€ офсетным способом, при котором изображение получаетс€ не зеркальное, а пр€мое. ¬ результате книги стали тыс€чекратно дешевле и доступнее, из изыска и роскоши превратившись в необходимость и повседневность. ћогут ли они исчезнуть из нашего обихода?

    Ѕ” ¬џ Ќј ƒ»—ѕЋ≈≈

   —егодн€ все большую попул€рность обретают уже не просто технологически более совершенные, а принципиально иные носители слова, в том числе электронные. ƒо этого они проделали большой путь, технологически и организационно. „его стоит хот€ бы разработка специальных электронных чернил, иной подсветки экрана, благодар€ которым чтение текста с диспле€ ридера не утомл€ет глаза так, как работа за компьютером: они способны формировать картинку в отраженном свете. –азработчики идут дальше, и не исключено, что вскоре электронные книги станут цветными, да еще смогут демонстрировать видео.

   »нтригующие сообщени€ о создании качественно нового продукта летом 2009-го пришли от южнокорейской компании Samsung Electronics, которой удалось создать 10,2-дюймовый дисплей, способный на воспроизведение видеороликов. ¬прочем, эксперты полагают, что к традиционным устройствам на основе электронных чернил эти дисплеи отнести нельз€. ƒело в том, что уникальна€ разработка сочетает в себе два типа дисплеев: на основе электронных чернил и на основе холестерических жидких кристаллов, которые как раз и отвечают за работу в видеорежиме. ѕри этом необходимо вручную переключить устройство в один из необходимых режимов работы. ѕон€тно, что пока эти дисплеи не год€тс€ дл€ создани€ на их основе коммерческих устройств, но принципиальна€ достижимость новых горизонтов, можно сказать, уже доказана.

   ј вообще-то, строго говор€, и дисплеи, как таковые, уже отход€т на второй план. Ќе одна компани€ представила уже сверхтонкую электронную бумагу, которую вполне можно даже свернуть в трубочку - вполне себе как древние папирусы.

   ѕараллельно с технологическим прогрессом в этой области идет и процесс ее легитимизации - оцифровка контента, формирование электронных библиотек (например, библиотека попул€рного в —Ўј ридера Kindle приближаетс€ к 400 000 наименований и посто€нно пополн€етс€), каналов продаж. ”регулированы, хот€ и не до конца и не всех устраивающим образом, вопросы авторского права. » что же получаетс€?

    Ѕ” ¬џ ¬ Ќј”ЎЌ» ј’

   ѕервые звуковые книги по€вились в јмерике в начале 30-х годов прошлого столети€ и предназначались дл€ слепых. ¬ ———– развитие аудиокниг тоже начиналось с ¬сесоюзного общества слепых, только на три дес€тилети€ позже. ѕопул€рность аудиокниг резко возросла в конце 60-х годов, когда по€вились кассетные магнитофоны, а машины начали оборудовать магнитолами, а затем проигрывател€ми CD, DVD, MP3. ¬озникновение »нтернета привело к дальнейшему росту попул€рности аудиокниг, потому что по€вилась возможность скачивать их на носители из —ети.

   —егодн€ наиболее распространены аудиокниги на дисках - на них приходитс€ три четверти всех звуковых книг. ѕор€дка 15% - аудиокниги на магнитофонных кассетах, а оставшиес€ 10% - дол€ книг в цифровом формате. ћировой рынок аудиокниг, по информации јссоциации аудиоиздателей, созданной в —Ўј в 1986 году, оцениваетс€ примерно в $2 млрд. Ќа долю –оссии, кстати, из них приходитс€ лишь $7 - 8 млн.

    нижные издательства заинтересовались аудиокнигами давно. ”же в середине 80-х годов прошлого века они начали покупать у авторов права не только на издание книг в печатном виде, но и на их звуковые версии. —ейчас все крупнейшие издательства имеют свои отделы звукозаписи и активно выпускают аудиокниги, которые так же, как и электронные, чаще всего по€вл€ютс€ в продаже с небольшим тактическим запаздыванием.

   

—ћ≈Ќј ѕј–јƒ»√ћџ „“≈Ќ»я

   ¬ декабре 2009-го, накануне рождественских и новогодних праздников, на Amazon.com впервые в истории зарегистрировано превышение продаж электронных книг над продажами обычных изданий. ѕохоже, впрочем, что это не единичный рекорд, а про€вление набирающего силу тренда. ѕо результатам исследований Book Industry Study Group (BISG), 1,7% всех реализованных в III квартале 2009 года книг на рынке —Ўј были в электронном формате, что на внушительные 42% больше, чем в I квартале. ¬ стоимостном выражении динамика распространени€ электронных книг выгл€дит тоже впечатл€юще: в сент€бре 2009-го их было продано, например, только в —Ўј почти на $16 млн, то есть на 171% больше, чем годом ранее. ѕо данным BISG, к тому же выходит, что чтение электронных книг зат€гивает, вызывает, если хотите, привыкание: каждый п€тый читатель электронных книг перестал покупать издани€ печатные. Ѕолее того, по прогнозам специалистов, в 2010 году число таких любителей удвоитс€.

   —поры о том, происходит ли смена парадигмы чтени€, представл€ютс€ беспредметными. ƒа, происходит, и дл€ того, чтобы в этом убедитьс€, достаточно иногда просто спуститьс€ в метро и увидеть немало читающих не что-нибудь, а именно электронные книги. ћожно не сомневатьс€ в том, что с удешевлением ридеров така€ манера чтени€ станет еще более попул€рной. “аким преимуществам электронных книг, а точнее, электронных библиотек в кармане, как разнообразие и компактность, традиционные книги могут противопоставить немногое. ѕомешать новому может, пожалуй, лишь консерватизм многих и многих потребителей.

   ќ том, что исход противосто€ни€ в принципе уже €сен, говорит и то, что традиционные книжные издательства не против€тс€ набирающему силу тренду, а, напротив, стараютс€ встроить его в свою бизнес-модель, сохран€€, правда, некоторые преференции дл€ привычных книжек. Ќапример, выпуска€ новинку, издатели готов€т и ее электронную версию, но релиз намеренно задерживают. —амый свежий пример - "ƒруга€ игра", рассказывающа€ о президентской кампании 2008 года и занимавша€ верхнюю строку списка бестселлеров Amazon почти весь €нварь: любители электронных книг смогли прочитать ее на своих Kindle только в феврале. “очно так же поступило прошлой осенью издательство HarperCollins и с электронной версией книги экс-губернатора јл€ски и кандидата на пост вице-президента от республиканцев на последних президентских выборах —ары ѕэйлин - ее творение в электронной версии вышло через мес€ц после печатной. ѕо информации The Wall Street Journal, HarperCollins ведет переговоры с Apple о размещении своих книг на планшетном компьютере iPad, который имеет функцию и ридера и, как ожидают специалисты, составит серьезную конкуренцию амазоновскому ридеру Kindle.

—≈–√≈… ћјЌ” ќ¬

∆урнал " омпани€"

18.02.2010



∆Ѕ» издели€ всех разновидностей и типоразмеров на dom-gbi.ru.
ћедиа Gazeta.ru припр€тала Ђgї »здание убрало из «шапки» спорный логотип от —тудии Ћебедева
–еклама и ћаркетинг ≈лена „увахина: ћы будем растить свои кадры √лава российского офиса FITCH о планах развити€ агентства в регионе
ћедиа RTB готовит наступление “ехнологи€ к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
ћедиа –осси€ в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
–еклама и ћаркетинг ¬ –оссию с любовью  ультовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
ћедиа Ќовостные сайты тер€ют аудиторию ѕослевыборный спад сказалс€ на политических и бизнес-—ћ»
ћедиа ќбнародован ≈диный –ейтинг веб-студий ¬ первой тройке - —туди€ јртеми€ Ћебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
–еклама и ћаркетинг јвторы Angry Birds заработают на –оссии Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© —остав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, ћосква, ѕестовский пер., д. 16, стр. 2

ѕри использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru об€зательна!
јдминистраци€ Sostav.ru просит ¬ас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  –ассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         —ловарь маркетинговых терминов