Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

У хлеба люди будут

Нормунд Скаугис: «Кризис внес коррективы в потребительскую культуру России, и у нас появились новые возможности»

В Латвии профессия хлебопека всегда считалась почетной. Хлеб традиционно был не только закуской к основному блюду, но и самостоятельным вкусным и питательным лакомством. Председатель правления фирмы Laсi («Лачи») Нормунд Скаугис – хлебопек с многолетним стажем. В 1993 году он начал выпускать ржаной хлеб по собственным рецептам. Идея состояла в том, чтобы оторваться от классических рецептов и сделать хлеб настоящим деликатесом. Со временем хлеб «Лачи» стал одним из традиционных латвийских угощений наравне с «Рижским бальзамом» и шпротами, а в прошлом году бренд победил в конкурсе на право считаться уникальным брендом Латвии. В 2010 году фирма начинает экспорт продукции в Россию. В интервью корреспонденту «Эксперта С-З» Нормунд Скаугис рассказал об особенностях национального хлебопечения и хлебопоедания.

Береги хлеб в углу

– Как ваша фирма переживает кризис? Вы делаете вкусный, но дорогой хлеб. По идее, это продукт, от которого потребители должны отказаться в первую очередь.

– Это не так. Дело в том, что мы начали готовиться к кризису еще в 2007 году. Произвели необходимые изменения в составе руководства компании и вошли в кризис с хорошей командой менеджеров. Поэтому кризис по нам ударил меньше, чем по другим. Конечно, 2009?й был годом очень большого падения, однако в наступившем году оно будет куда менее заметным. А значит, работать можно уже более уверенно. Люди продолжают покупать наш хлеб, и причина этого – качество. Мы не делаем и никогда не будем делать массовые продукты, но пользуемся тем, что нас любят и ценят в Латвии. И любят в первую очередь за качество.

– На конкурсе местных брендов «Лачи» признан самым популярным брендом 2009 года. Как вам это удалось?

– Наш хлеб – сам по себе уникальный продукт. Это и вкусная еда, и обогатитель рациона, и здоровое питание. Достаточно съесть ломтик хлеба, граммов сто, и вы сыты полдня. Мы не проводили никаких особых маркетинговых акций, не сбрасывали на землю метеориты (имеется в виду рекламная акция местного сотового оператора, инсценировавшего падение метеорита. – «Эксперт С-З»), а просто работали и предлагали людям вкусный и качественный хлеб. Очевидно, жюри нашло в нашей маркетинговой политике что-то особенное. При этом мы не тратим на маркетинг миллионы, а ориентируемся на точечный маркетинг, направленный на то, чтобы человек в супермаркете взял с полки именно наш хлеб. Поэтому мы уделяем столько внимания позиционированию продукции как экологически чистой и полезной для здоровья.

Берем качеством

– Вы продаете хлеб не только в Латвии, но еще в Литве и Эстонии. Как обстоят дела там? Литовцы – очень сильные конкуренты.

– Что касается Литвы, то там производство направлено на создание массового продукта, литовцы берут ценой. Что касается потребительской культуры, то в Литве она отличается от латвийской очень сильно. Выражаясь проще, на полки литовских магазинов нашему хлебу путь заказан. Они так и говорят: ваш хлеб нам не нужен. То же касается и российского рынка. Литовцы в России торгуют очень активно, но они берут именно массовостью и низкой ценой. К примеру, твердые сыры: они делают тот же самый пармезан, но выдерживают его полсрока. Неспециалист не отличит. Путь в Европу такому продукту заказан, так как он не соответствует жестким нормам европейского сыроварения, а у вас его охотно покупают.

В Латвии, наоборот, традиционно упор делается на качество, а не на количество. Мы не можем продавать наш хлеб дешево, зато качество его на порядок выше. Намного проще в этом смысле у нас дела идут в Эстонии. Там люди уделяют значительно больше внимания качеству продукта и потребительская культура ближе к латвийской. Что касается России, то восточный рынок для нас всегда был приоритетным. Но если раньше директора московских супермаркетов ходили, гордо подняв нос, то теперь ситуация изменилась. Кризис внес коррективы в потребительскую культуру России, и в частности Москвы, и у нас появились новые возможности. Так что в 2010 году в Россию отправятся первые пробные контейнеры с нашим хлебом. Он будет продаваться через розничные сети среднего уровня. Речь не идет о «Пятерочке» – мы будем осваивать средний ценовой сегмент и супермаркеты для богатых людей.

– Как вы объясните россиянам, что им надо есть именно латвийский хлеб?

– Во-первых, качество. В Москве и других российских городах, скажу прямо, хлеб очень невкусный. Мы попробуем взять покупателя именно качеством. Объяснить людям, что хлеб может быть не просто закуской, но и очень вкусным основным блюдом. Например, говоря с юмором, если на наш хлеб намазать итальянский сыр маскарпоне, то получается бутерброд, по вкусовым качествам не уступающий пирожному.

Возможности для диалога

– Что больше всего мешает работать?

– Неопределенность. Непродуманная налоговая политика Латвии. Кризис сегодня, по большому счету, во всем мире. И продажи будут падать еще некоторое время. У нас, к примеру, есть интернет-магазин, через который мы долгое время продавали хлеб в Канаду, Австралию и США. Но и в этих странах сейчас кризис – наши продажи упали и там. Хотя, надо отметить, несмотря на странность словосочетания «хлебный интернет-магазин», бизнес шел довольно бойко. Дело в том, что за границей натуральный качественный хлеб стоит еще дороже, чем у нас, и, сделав заказ на три-четыре семьи, можно было даже сэкономить. Наш хлеб и теперь покупают для перепродажи американские и европейские магазины, торгующие восточноевропейской гурманской едой…

– Не так давно в Латвии решили создать бренд «Рижская марка», в рамках которого планируется организовать сеть латвийских магазинов по всей России. Ваша компания участвует в этом проекте?

– Да, участвует. Точнее, я один раз был на презентации проекта, но с тех пор он, по-моему, не сдвинулся с мертвой точки. Идея хорошая, но она требует мощной поддержки государства.

– Что мешает латвийским бизнесменам объединиться и отстаивать свои интересы? В других государствах бизнес – мощная сила.

– У нас все постоянно ссорятся и друг друга в чем-то подозревают. Люди не очень доверяют друг другу и плохо идут на компромиссы. Так уж сложилось исторически.

– Легко ли вам работать с партнерами в России?

– Они стали намного отзывчивее. У нас налаживаются отношения с магазинами в Московской области и Белоруссии. Недавно в Латвию приезжали руководители розничной сети из Минска, и мы дали им в дорогу традиционный ржаной каравай весом около 6 кг. Так вот, на границе им пришлось долго объяснять таможенникам, что это такой хлеб и внутри него нет наркотиков. В любом случае, взаимный интерес есть, а кризис сильно увеличил возможности для диалога.

Рига

Юрий Гуральник

Журнал "Эксперт"
11.02.2010



фасадные элементы в мск
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов