Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Мошенники на три буквы

"Нет предела человеческой глупости" — истина стара, как мир. На это и рассчитывают аферисты, предлагающие абонентам отправить SMS на короткий номер и получить "умопомрачительный сервис". Те, кто поверил, получают прямые убытки, а те, кто обманул,— прямую прибыль. И пока борьба с этой заразой ведется бессистемно, доверчивые граждане так и будут нести потери

Активная реклама сервисов, которые можно получить, отправив SMS на четырехзначный номер, привела к тому, что сейчас о таких услугах знают все, кто смотрит телевизор. В отличие от телефонных номеров абонентов сотовой связи, короткие номера предназначены специально для оплаты мобильных сервисов. Это могут быть участие в SMS-викторинах и голосованиях, продажа контента (картинок, мелодий, видеороликов, игр) для сотовых телефонов, запросы на получение информации или подписку, отправка сообщений на радиостанции или специальных кодов для розыгрыша призов.

Такая форма электронной коммерции вот уже несколько лет привлекает армию сетевых злоумышленников, создающих липовые сервисы и наживающих немалые капиталы на доверчивых абонентах. По данным агентства AC&M-Consulting, объем мошенничества в мобильных сетях в 2009 году составил около 15% выручки от микроплатежей, которая была на уровне $350 млн, то есть мошенники заработали примерно $50 млн, или 1,5 млрд руб. "Человеческая глупость существовала во все времена, и появление сотовых сетей и интернета ситуации нисколько не изменило",— говорит первый зампред совета Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Владимир Магеров.

По словам пресс-секретаря компании МТС Ирины Осадчей, на российском рынке количество абонентов, пострадавших от мошеннических услуг, в 2009 году составило около 3 млн человек.

Увеличим, углубим и улучшим
Мы уже писали о двух SMS-лохотронах, аналоги которых заполонили рунет в прошлом году. Речь шла о так называемых аудионаркотиках и определении местоположения абонентов сетей мобильной связи ("Деньги" N 28 от 20 июля и N 16-17 от 27 апреля). В первом случае пользователю предлагались mp3-файлы, которые якобы способны вызывать у слушателя состояния, схожие с наркотическими. Во втором случае мошенники обещали установить, где в данный момент находится нужный клиенту человек, используя номер его мобильного телефона.

Успешных "разводов", приносящих вполне осязаемые барыши мошенникам, на самом деле гораздо больше, и постоянно появляются новые, когда пользователи перестают "вестись" на уже использованные схемы. "Это динамичный и хорошо налаженный бизнес, выстроенный на доении наивного потребителя. А вот общих схем облапошивания как раз немного, все эти сервисы слеплены под копирку",— говорит аналитик Mobile Research Group Сергей Потресов.

По словам Потресова, разработан типовой договор публичной оферты, который подавляющее большинство пользователей игнорируют, ставя галочку и "принимая условия". В таком договоре указано, что сервис является "игровым" и никаких реальных услуг или информации не предоставляет. Этот договор тщательно прячут, но формально он легко доступен потребителю. Обычно рядом с указанием стоимости доступа есть неприметная звездочка, которая является ссылкой на пользовательское соглашение. "Указывают цену SMS в пределах 10 руб., а мелким и плохо читаемым шрифтом где-нибудь внизу сайта пишут, что цена указана за один просмотр, один день доступа, один день работы специалистов и т. п.,— объясняет Сергей Потресов.— А оплачивается, естественно, сразу месяц доступа, сотни просмотров и т. д., причем оказать реальные услуги даже не пытаются. Единственная задача — одноразово содрать максимально возможную сумму, при этом не нарушив закон и соблюдая правила игры".

Максимальная цена одной контентной SMS — около 300 руб., но пользователя заставят отправить два или три сообщения под любыми предлогами ("вы зарегистрировались в системе, теперь отправьте запрос", "отправьте SMS для подтверждения, что вам более 18 лет" и т. п.). В итоге со счета снимают за раз 600-900 руб.

Сетевые форумы о мобильной связи переполнены сообщениями наученных горьким опытом абонентов, призывающих не идти на поводу у мошенников, которые рассылают в виде спама на электронную почту или в профили в социальных сетях предложения той или иной услуги. Список афер широк: антивирусы, обещающие "100% защиты от спама", перехватчики ICQ- и SMS-сообщений с других телефонов, софт, позволяющий управлять другими телефонами, "пробивка" номера абонента сотовой связи или продажа доступа к телефонной базе, предложения узнать тайну своей фамилии, "проверка на измену" (утверждается, что проверка проводится путем изучения статистики обращений владельца номера к проституткам, деятельности на сайтах знакомств и в социальных сетях), продажа методик увеличения груди или пениса, наращивания мышечной массы, уникальных диет, онлайн-гадание, толкование снов и даже исполнение желаний.

Некоторые мошенники используют на своих сайтах известные интернет-пользователям интерфейсы популярных соцсетей: к примеру, "Одноночники.ру" предлагают подобрать "секс-партнеров на одну ночь, для регулярных тайных встреч, группового секса и многого другого".

Из последних новинок выделяются мобильные сканеры, якобы "раздевающие" человека, на которого направлена камера сотового телефона. Например, на таких сайтах, как about-is.ru или mobilnaked.com вам предложат скачать приложение, принцип которого заключается в следующем: "Действие мобильного сканера схоже с аппаратом рентгена. Однако при этом оно абсолютно безвредно. Сканирование происходит благодаря распознаванию радиоволн, проходящих сквозь тело человека. Волны, прошедшие через ткань, отличаются малой частотой. Сканер компенсирует недостаток длины волны и "видит" сквозь одежду".

"Бред, но пользователь готов рискнуть за указанные в рекламе 8-9 руб.,— комментирует Сергей Потресов.— Схема одноразовая: пострадав на 600-900 руб., человек второй раз на грабли не наступит, но абонентов-то миллионы".


Первый второму, второй - третьему
Появляющиеся чуть ли не каждый день сотни сайтов аферистов и проблемы посетивших их абонентов заставляют задумываться не только пользователей, но и непосредственных участников рынка микроплатежей — контент-провайдеров и операторов сотовой связи, а также их партнеров — антивирусные компании. Так, в январе, по данным компании "Доктор Веб", доходы мошенников только от различных модификаций Trojan.Winlock (вирус-вымогатель, блокирующий операционную систему) достигли нескольких сотен миллионов рублей. "Надо еще учесть тот факт, что это данные не по всем пользователям, применяющим антивирусное ПО в России,— говорит руководитель отдела антивирусных разработок и исследований компании "Доктор Веб" Сергей Комаров.— Есть еще те, кто использует решения других вендоров, а также те, кто и вовсе не стремится защитить себя, забывая об антивирусе".

О том, как короткие номера, принадлежащие сотовым операторам, попадают в лапы аферистов, "Деньги" уже рассказывали в прошлом году (см. N 28 от 20 июля). Четырехзначные номера арендуют у операторов так называемые SMS-агрегаторы (контент-провайдеры), бизнес которых построен на продаже контента и такой же аренде этих номеров своим многочисленным партнерам. По словам анонимного источника, единовременный платеж агрегаторов сотовым операторам за инсталляцию "золотого" номера (типа "5555") стоит около 700 тыс. руб., номера "вне категории" (типа "1223") — порядка 270-300 тыс. руб. Ежемесячные же платежи составляют примерно 90 тыс. руб. и 45-50 тыс. руб. соответственно.

"Условия сотрудничества агрегаторов с операторами сотовой связи в каждом случае индивидуальны, но общая схема, которая отражает тенденцию на рынке SMS-платежей, такова: 30-50% стоимости SMS — услуги оператора, 3-5% — услуги биллингов (то есть технической стороны оплаты с использованием SMS), остальное получает владелец контента",— поясняет Дмитрий Цедрик, управляющий директор медиахолдинга "Первый Альтернативный". Чем больше партнеров у агрегатора, тем выше его заработок от последующей аренды коротких номеров. "Наш бизнес с точки зрения денег похож на банковский: маленький процент и высокий оборот",— резюмирует исполнительный директор компании "Премиум Мобайл" Анатолий Жупанов.

Поскольку число коротких номеров ограничено по техническим причинам, один и тот же номер может использоваться одновременно несколькими контент-провайдерами и их партнерами, для этого используются разные префиксы. Префикс, то есть текст SMS, как раз и отличает одну услугу от другой, и после блокировки его легко сменить. Поэтому один и тот же короткий номер может использоваться как на законных основаниях (через него предоставляется мобильный контент или, скажем, банковский сервис), так и нелегально.

"На одном коротком номере могут успешно "пастись" многие сотни мелких суб-суб-суб-контент-провайдеров, у каждого свой код. Этот код пользователь набирает в SMS-сообщении при его отправке на короткий номер, и по этому коду система узнает владельца сервиса",— объясняет Сергей Потресов. "Сейчас, к сожалению, иногда от оператора до конечного владельца веб-ресурса примерно восемь звеньев,— признается руководитель одного из SMS-агрегаторов.— Как правило, меньше, но бывает и так". Потому-то их очень сложно отследить.

Контент-провайдеры могут действовать только на основании жалобы от абонента и распоряжений от оператора. Оператор может заблокировать короткий номер целиком, а конкретный код для заказа контента (то есть номер субпартнера) может заблокировать только сам контент-провайдер. Заблокировать короткий номер, уличенный в мошеннических схемах, было бы слишком просто, рассуждают участники рынка: проблема в том, что вместе с аферистом "зарубят" и всех остальных.

А вот уточнение представителя одного из агрегаторов: "Надо понимать, что рынок сложный, конкуренция высокая, и не факт, что жалоба конкретного абонента, который что-то не так скачал, инициирована самим абонентом, а не коллегой по рынку, который считает, что его доля недостаточно велика".

По словам анонимного источника, российская беда с законодательным регулированием интернета стала благоприятной почвой для мошенников: "Аферисты зачастую одновременно подключены к трем-четырем контент-провайдерам и за несколько секунд переключаются с одного на другой, с другого на третий. Зачастую те, чьи услуги требуют отправки нескольких SMS, настраивают свой сервис таким образом, что первая SMS отправляется одному контент-провайдеру, вторая — уже другому, третья — третьему. Эта длинная цепочка и порождает распространение SMS-заразы".

"Для изменения ситуации нужно внести в Уголовный и Административный кодексы соответствующие поправки, которые явно будут трактовать такую деятельность как незаконную, а также ввести ответственность не только для SMS-мошенников, но и для компаний, оказывающих им техобеспечение (в том числе сотовых операторов),— рассуждает руководитель правового департамента юридической компании "Налоговик" Алексей Львов.— В противном случае ничто не будет мешать мошенникам после закрытия одного проекта тут же открывать новый с новым номером и той же услугой".

Аферисты — на шаг впереди
Из-за того что со счетов абонентов, воспользовавшихся услугами аферистов, исчезают довольно внушительные суммы, многие склонны упрекать во всем сотовых операторов. Например, пользователь ЖЖ под ником butin_se, участвовавший в нашем опросе, предположил: "Без участия и/или молчаливого согласия "большой тройки" операторов осуществить списание средств технически невозможно. Кто-то же предоставляет эти короткие номера? Значит, не только мошенники зарабатывают, но и сами операторы. Кризис жанра, видимо, не осталось интересных услуг, за которые клиент выложит деньги сам". А пользователь terrima пишет: "На следующий день я обнаружила, что у меня долг по оплате мобильной связи составляет почти 900 руб. Большой вопрос (на счете было около 100 руб., SMS стоила около 40 руб.) — почему в МТС сняли со счета почти 1 тыс. руб. да еще и в долг?" Пользователь ersar сообщил, что "мой оператор связи сам рассылает мне такие "сомнительные" предложения, как отправить бесплатную SMS на короткий номер с целью получить BMW или, на худой конец, iPhone".

Впрочем, поскольку суммы, которые зарабатывают операторы сотовой связи на оказании несуществующих услуг с коротких номеров, в структуре их доходов занимают незначительную часть, возможно, речь идет не столько о получении дохода, сколько об игнорировании проблем пользователей, считают эксперты.

"Принцип взаимодействия сотовых компаний с агрегаторами и контент-провайдерами таков, что де-факто сотовые операторы просто попустительствуют мошеннической деятельности",— рассуждает Владимир Магеров. По его мнению, подобная бесконтрольная деятельность мошенников не может не вызывать негативной реакции пользователей, которые зачастую весьма справедливо обвиняют во всем операторов.

Однако обращаться в правоохранительные органы в таких случаях пострадавшие не спешат. "Стоимость SMS-услуги, как правило, несущественна для абонента, поэтому практически никто не хочет тратить время на походы в милицию и суды",— считает Алексей Львов.

Впрочем, обвинять операторов и контент-провайдеров в том, что они не борются с SMS-мошенниками, было бы неверно. Такая ситуация вредит и агрегаторам, и сотовым компаниям, и они уже начали это осознавать. По словам Дмитрия Цедрика, в 2009 году за нарушение условий сотрудничества компания заблокировала 2708 префиксов, удалила 1615 партнеров и приостановила работу с 335 партнерами до завершения разбирательства.

"К контент-провайдерам, партнеры которых были уличены в мошеннических действиях, применяются жесткие штрафы на суммы свыше 10 млн руб.",— говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. В конце января МТС как раз наложила такие санкции (до 90% от месячных доходов провайдеров, заработанных на таких сервисах) на четыре компании, на SMS-услуги которых поступило наибольшее количество жалоб от абонентов.

Кроме того, рассказывает Осадчая, компания ввела услугу "Инфоконтент", которая позволяет абоненту заранее уточнить стоимость SMS-сообщения для оплаты услуги, а также узнать, что за провайдер ее предоставляет и контакты службы поддержки сервиса. Подобные сервисы планируют ввести в ближайшее время "Вымпелком" и "МегаФон", утверждают в пресс-службах компаний. "Благодаря обращениям абонентов за последнее время выявлено несколько сотен мошеннических сайтов,— говорит представитель "МегаФона" Людмила Игнатьева.— В то же время вид "приманки", адреса сайтов, номера и идентификаторы, используемые злоумышленниками, постоянно меняются, что затрудняет работу по искоренению этого вида мошенничества".

Основным каналом продвижения SMS-лохотронов, как утверждает Анатолий Жупанов, являются поисковики. В ноябре компания Google в своей рекламной сети ввела жесткие санкции к рекламодателям, предлагающим заведомо мошеннические услуги с оплатой по SMS и заполонившим своими объявлениями всю сеть. "Безопасность пользователей была и остается для нас приоритетом. Мы приняли решение блокировать аккаунты недобросовестных рекламодателей без возможности возобновления ими рекламной деятельности в AdWords (через новый аккаунт или другой домен)" — так тогда прокомментировали нововведение в российском представительстве Google.

Мошенники вредят не только частным лицам, размышляет Владимир Магеров: основной вред они наносят передовым направлениям экономики. "Например, многие люди не пользуются современными удобными сервисами, которые предлагает электронная коммерция, опасаясь стать жертвами мошенников. И в этом отношении, конечно, необходимы усилия не только участников рынка, но и государства",— полагает он. С ним согласен руководитель одного из агрегаторов: "Операторы и мы заинтересованы в искоренении этих афер, потому что это дискредитирует рынок SMS как таковой и подрывает доверие к нам. Имиджевые потери для услуги очень большие, и это сильно пугает".

В конце прошлого года операторы сотовой связи, SMS-агрегаторы и представители силовых структур начали разработку общих правил работы с абонентами, составили "черный список" партнеров, с которыми агрегаторы обязались больше не работать. Но как это повлияет на мошеннический бизнес, пока трудно сказать.


РОМАН РОЖКОВ

КоммерсантЪ-Деньги
10.02.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов