Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

"Не ешь маршмеллоу!"

Пуэрториканский бизнес-консультант Хоаким де Посада — адепт правила, которое на русский можно перевести как "принцип леденца". Его суть: успешные люди отличаются от неуспешных тем, что умеют управлять своими искушениями

Первооткрыватель "принципа леденца" — психолог Уолтер Мишел. В конце 1960-х он запер в комнате группу четырехлетних детей, дав каждому по маршмеллоу (конфеты, напоминающие пастилу). Им предстоял выбор: сразу съесть маршмеллоу или, подождав 15 минут, получить еще одну конфету. Став взрослыми, все "отказники" превратились в успешных людей, а почти все не устоявшие перед искушением пошли работать в рестораны фастфуда и на бензоколонки.

Чтобы донести это открытие до всех, де Посада написал книгу "Не ешь маршмеллоу!". "Секрету фирмы" он попытался объяснить, почему игнорирование "принципа леденца" приведет мир к новому кризису.

"СЕКРЕТ ФИРМЫ": Участники эксперимента, сумевшие побороть искушение, стали потом успешными людьми. И как вы это объясняете?

ХОАКИМ ДЕ ПОСАДА: Дети, которые съели маршмеллоу, во взрослой жизни стали тратить все деньги на удовольствия, а дети, удержавшие себя в руках, научились копить. У них под рукой всегда были ресурсы для достижения своих целей.

СФ: Получается, что обнаруженные различия между детьми проявлялись в течение всей дальнейшей жизни? Фатализм какой-то...

ХП: На первый взгляд, "отказники" один раз задействовали силу воли. Но исследования показали, что они проявили особую способность — метакогницию, то есть умение наблюдать за собой со стороны. Ребенка обуревает желание съесть конфету, но одновременно он понимает, что потакать этому желанию невыгодно. И он переносит внимание на что-то другое. "Это нарисованное маршмеллоу, его нельзя съесть, буду-ка я лучше смотреть на стену",— решает ребенок. Такая способность свойственна успешным людям. Скажем, предприниматели умеют убеждать себя, что деньги, которые приносит бизнес, как бы ненастоящие — на них нельзя ничего купить, поэтому нужно оставить их в обороте.

СФ: У российских предпринимателей с метакогницией плоховато — деньги они тратят не глядя. Что не мешает им быть успешными людьми.

ХП: Полностью отказаться от непосредственного удовлетворения желаний невозможно — тогда незачем будет жить. Нужно лишь не давать искушению возможности захватить тебя целиком. Полагаю, что с этим у русских предпринимателей все в порядке. Думаю, они не покупают машины, виллы и яхты в ущерб своим компаниям. У того, кто не способен к метакогниции, нет ни бизнеса, ни денег.

СФ: Я согласился бы с этим, если бы 100% детей, съевших маршмеллоу, стали неудачниками. Но это ведь не так?

ХП: Действительно, некоторые дети, поддавшиеся соблазну в ходе эксперимента, оказались успешны во взрослой жизни. Но я не считаю этот факт доказательством неверности "принципа маршмеллоу". Скорее он говорит нам, что людей, предрасположенных к искушению, можно исправить. Ведь эти дети потом научились контролировать свои желания. Вообще, метакогниция — это проявление эмоционального интеллекта. А его можно развить.

СФ: А надо ли вообще переделывать нетерпеливых сладкоежек? Разве они кому-то мешают?

ХП: Не то слово! Эти люди могут разорить экономику любой страны. Возьмем, к примеру, США. Не скопив к старости ни цента, американские любители маршмеллоу обанкротят систему социального страхования, затем рухнет система здравоохранения. В результате многие люди окажутся обездоленными, вырастет число самоубийств. Резко упадет потребительский спрос, компании начнут сворачивать бизнес. Это уже случалось со многими странами. Вспомните Аргентину, которая была восьмой экономикой мира — и в одночасье вылетела из первой сотни.

СФ: Не утрируете ли вы, списывая экономический крах Аргентины на недостаток метакогниции?

ХП: Государства, которые осознают "принцип маршмеллоу", будут успешными, а те, кто его проигнорирует, сдадут свои позиции. Не нравится пример с Аргентиной? Хорошо, вот другой. Моя книга стала бестселлером в Южной Корее, опередив там даже "Гарри Поттера". Корейские журналисты сказали, что я затронул принцип, который сделает их страну мировым лидером по производительности труда (сейчас Корея на 11-м месте по этому показателю, а к 2050 году планирует стать первой). Мне даже заказали написать учебник по "принципу маршмеллоу", и по этой книге теперь занимаются во всех корейских школах.

СФ: Остается ждать хороших новостей из Южной Кореи. Важнейший фронт в борьбе за спасение мира от любителей сладкого — педагогика?

ХП: Да. Родителям надо воспитывать детей так, чтобы те знали: никакое удовольствие нельзя получить прямо сейчас. А обучение умению переносить внимание с предмета искушения на что-то другое должно стать частью школьной программы. В американских школах, входящих в сеть KIPP, ученикам даже выдают футболки с надписью: "Не ешь маршмеллоу!" Детям прививают правильное поведение: самоконтроль, дисциплину и умение ставить перед собой долгосрочные цели.

СФ: А как внедрение правила маршмеллоу повлияет на бизнес? Рекрутеры начнут запирать соискателей в переговорной наедине с леденцами?

ХП: Не думаю. Возможно, компании изобретут новые мотивационные схемы. Работодателям, помимо прочего, стоит стимулировать личные накопления своих работников. Скажем, если сотрудник сохраняет на счете 10% своей месячной зарплаты, то компания может выплатить ему дополнительный бонус в 2%. Скажете, что это пустая трата денег? Ничего подобного. Бизнесу нужны высокоэффективные работники, верно? А теперь спросите себя: будут ли сотрудники-банкроты, которым нечем платить даже за содержание квартиры и машины, работать хорошо?

Дмитрий Лисицин

"Секрет фирмы"
10.02.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов