Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Особо скромные гулянья

Новогодние празднества показали, что шоу-бизнес оказался чувствительнее многих других отраслей к финансовому кризису: клубы и артисты снова недобрали декабрьских заработков и весьма скромно выступили в новогоднюю ночь. Хотя все, кому очень этого хотелось, сумели заработать

Испытание пожнадзором
Ночные клубы уже много лет являются неотъемлемой частью новогоднего досуга горожан. Полмесяца, а то и месяц до Нового года афиши заведений заполняются объявлениями о специальных концертах и акциях, практически каждое имеет особое предложение на новогоднюю ночь. И все мероприятия обычно очень хорошо посещаются платежеспособными гражданами. Однако декабрь 2009-го, начавшийся с пожара в пермской "Хромой лошади", едва не сломал этот устоявшийся порядок: реагируя на трагические события, пожарные инспекторы МЧС развили кипучую деятельность. Менее чем за неделю появился список из 350 московских клубов, признанных неблагонадежными с точки зрения пожарной безопасности, тут же последовали судебные распоряжения, в соответствии с которыми закрыли 135 заведений на срок от 10 до 90 дней. В числе первых прекратили работать расположенные в полуподвальных помещениях "Проект О.Г.И." и "Запасник", за ними вскоре последовали остальные — как малоизвестные районные заведения, так и признанные столпы клубного энтертейнмента "16 тонн" и "Точка".

Пожарные инспекторы проделали серьезную дыру как в досуговых планах посетителей, так и в карманах владельцев клубов, вынужденных в самые горячие деньки спешно работать над устранением недостатков, привлекших внимание пожнадзора, и посещать судебные разбирательства, надеясь поскорее вымолить разрешение о возобновлении работы. О размерах потерянных заработков, впрочем, никто из участников драмы говорить не хочет. Лишь немногим удалось вовсе избежать разорительной предпраздничной паузы. Например, клуб-ресторан "Петрович" быстро устранил все пожароопасные недостатки на своей территории и сумел добиться переноса судебного заседания, на котором решилась бы его судьба, с 15 декабря на январь. А уже 22 декабря суд постановил оштрафовать клуб-ресторан на 15 тыс. руб., тем дело и завершилось.

Большинству клубовладельцев пришлось пройти этот путь от начала до конца, от постановления суда о запрете на основную деятельность до постановления, ее разрешающего. К примеру, в "16 тоннах", как сообщил директор заведения Павел Камакин, весь процесс занял около недели, при том что требования пожнадзора носили чисто формальный характер и были исполнены в кратчайшие сроки. В итоге клуб открылся 23 декабря и успешно отметил Новый год с полным залом публики и группой "Мумий Тролль" на сцене.

Стрип-клуб Chou-Chou, закрытый одним из первых и сразу на три месяца (по совокупности нарушений), вновь заработал уже через две недели, причем в суд обратились сами пожарные, которые заявили, что все нарушения устранены. Владельцы же не преминули воспользоваться ситуацией для небольшого самопиара, объявив на сайте клуба о его полной безопасности, подтвержденной МЧС России.

Вал судебных решений о закрытии клубов продолжался с 14 по 21 декабря; судебные заседания по обращениям и ходатайствам шли до самого 31 декабря, и, как сообщили представители Мосгорсуда, практически все дела были рассмотрены. Из известных московских клубов закрытыми в Новый год оказались только "Проект О.Г.И." и "Билингва"; то, что они до сих пор не работают, некоторые объясняют не нарушениями требований пожарной безопасности, а реакцией контролирующих органов на диссидентскую славу обоих заведений. Тем не менее их владельцы рассчитывают вернуться к деловой и концертной активности максимум через пару месяцев.

В новом году новых атак со стороны пожнадзора не последовало. Как полагает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, ведомство было заинтересовано скорее в демонстрации выполнения поставленной задачи, нежели в каких-то реальных результатах. Поэтому новогодние каникулы для клубов прошли в обычном режиме: похмельные вечеринки 1 января, рождественские акции и концерты 6-го и 7-го; по топовым заведениям прошел ряд звездных концертов ("Би-2" и Uma2rmaH в "Б2", Billy`s Band в "Икре"), популярные среди клубной публики коллективы также не забыли отметиться на праздниках — все как всегда.

Зимняя маскировка артистов
Исполнители популярной музыки, как и владельцы клубов, понесли в декабре незапланированные финансовые потери, разве что причины у них привязаны не к конкретному событию, а к глобальной ситуации: кто бы что ни говорил, а мировой финансовый кризис для большинства продолжается, а значит, траты на праздничные корпоративы больших и небольших компаний продолжают уменьшаться. Многие полагают, что количество празднований по сравнению с прошлым, тоже вполне кризисным Новым годом уменьшилось едва ли не в три раза. Особенно подвели артистов российские олигархи, которые раньше отмечали Новый год на родине, а нынче всю праздничную активность перенесли за рубеж. Также сохранилась тенденция приглашать вместо дорогих звезд тех, что подешевле, и вообще экономить на праздниках. Некоторые в поисках наиболее бюджетной схемы пришли к красивым и эффектным решениям. Например, в одном молодом столичном издательском доме под Новый год работникам устроили "квартирник" — полноценный праздник с едой-выпивкой и приглашенным диджеем прямо в офисе: расходы на кейтеринг и гонорар диджея не сравнятся с арендой ресторана в центре и оплатой живой группы или приглашенной звезды.

Удручающе малое количество корпоративных предложений немедленно отразилось на ценовой политике поп-артистов, особенно из хорошо засвеченных на ТВ, а также на проектах, заточенных под корпоративы. По сведениям представителя концертного агентства "Звезды XXI века", цены на новогодние концерты начали расти уже 18 декабря и вскоре достигли практически докризисных отметок. Стандартное вознаграждение для известного артиста равнялось €50 тыс.— за эту сумму на новогодних корпоративах выступали, например, Николай Басков и Максим Галкин. Для сравнения: неувядающая "Дискотека "Авария"" и участница главного родительско-детского скандала 2009 года Кристина Орбакайте просили €20 тыс. за концерт. К €50 тыс. также активно стали приближаться артисты юмористического фронта, ставшие особенно популярными в последнее время благодаря телевидению,— именно эту сумму в качестве гонорара приписывают Ивану Урганту и Михаилу Галустяну (по другим сведениям, оба удовлетворяются €30 тыс.). При этом если указанные артисты выступают вместе со своими партнерами по телепередачам, цена несколько снижается: пара Галустян—Светлаков в образах из "Нашей Russia" стоила чуть больше €20 тыс., а Ургант в компании трех других ведущих программы "Прожекторперисхилтон" обходился в €70 тыс. за полтора часа работы. Прочие известные юмористы, Юрий Гальцев, скажем, или Александр Ревва, остановились на €20 тыс. за стандартное выступление.

Еще одним несомненным следствием кризиса в шоу-бизнесе стала появившаяся у артистов привычка скрывать свои новогодние заработки. Если пару лет назад практически все звезды более или менее откровенно рассказывали, сколько концертов и по каким расценкам они отыграли (особенно в Новый год), то нынче сокрытию подлежит все, что не успело просочиться в прессу. И если гонорар артиста известен, как в случае с Николаем Басковым, то, скорее всего, нипочем не узнать, сколько мероприятий он успел осчастливить в горячую предновогоднюю пору. А если про артиста известно, что в конце декабря у него концерты едва ли не каждый день, в новогоднюю ночь несколько площадок, а потом тоже сплошные корпоративы, как у Валерия Меладзе, то вряд ли получится узнать, сколько он за них сегодня просит. Тем не менее данные, пусть на уровне слухов, распространяются: например, о том, что в Новый год Дима Билан выступал на домашнем празднике у президента Чечни Рамзана Кадырова (в компании с Дмитрием Колдуном и бойз-бэндом "Челси") и его гонорар превысил стандартные €100 тыс. за концерт, через десять дней знали уже все, кому надо. Хотя событию предшествовала "дымовая завеса" — опубликованная в таблоидах информация о том, что якобы Билан будет отмечать Новый год ударным трудом в Москве.

Однако в общем новогодняя ночь-2010 особых сюрпризов и сенсаций не преподнесла. Некоторые персоны из верхнего поп-эшелона ночной чес проигнорировали (не выступали ни Филипп Киркоров, ни Максим Галкин с Аллой Пугачевой, ни Николай Басков), остальные прилежно трудились. Иные решились даже на заграничную командировку: скажем, рэпер Тимати улетел на Лазурный Берег проводить серию новогодних вечеринок. Одним из самых востребованных артистов снова стал Григорий Лепс: в Новый год он выступал в "Форум-холле" и еще в нескольких залах, при этом он едва ли не единственный певец из получающих за концерт до €50 тыс., который не является персонажем, раскрученным на ТВ и радио (за исключением радио "Шансон").

Исполнители с рок-территории в Новый год не очень-то отставали от свои поп-коллег: кто хотел, тот работал и зарабатывал. Кавер-банда "Приключения Электроников", переигрывающая в панк-обработках популярные песни 1970-1980-х, продемонстрировала, как и в прошлые годы, рекордную для тусовки работоспособность и дала четыре концерта (в Hard Rock Cafe, "Самолете", "Концерте" и "Точке"), хотя в лучшие годы давала и шесть. "Мумий Тролль" сыграл в "16 тоннах", выступив за свой обычный гонорар (по разным оценкам, от $30 тыс. до €35 тыс.). В "Икре" главным украшением вечеринки стали "Ляпис Трубецкой", в "Б2" — "Сурганова и оркестр" и "Квартал".

Победа телевидения
Несомненными лидерами в рейтинге праздничных заработков представляются российские телеканалы, поскольку встреча Нового года перед телевизором — обычай для страны давний, неизменный, традиционный, а значит, внимание к их продукции обеспечено. Каналы, как обычно, отработали по зрителям новогодними "голубыми огоньками", каждый своим. При этом пытливый зритель, не ленившийся перебирать каналы в перерывах между возлияниями и закусками, мог наблюдать противостояние двух главных каналов страны: на "Первом" жестко высмеивали завсегдатаев эфира "России", использовав для этого анимационный "Мульт личности", на втором канале гости праздничного шоу в долгу не оставались, но обходились без помощи высоких технологий, нажимая на диалоги и сценки.

Стоимость производства новогодней программы сегодня колеблется от $1 млн до $3 млн. В цену входят изготовление оригинальной декорации, аренда съемочной студии, техника, очистка прав на исполняемые песни (в среднем от $500 до$1 тыс. на песни российских авторов и $1000-1500 — зарубежных) и запись оригинальных фонограмм (для трех часов эфира делается порядка 40-50 штук, каждая стоит около $1 тыс.). Отечественные артисты гонорары за участие в новогоднем "огоньке" не получают, рассматривая появление в такой программе как нелишнюю возможность пиара и символическую верификацию собственного звездного статуса. Если кто и получает деньги, то только специально приглашенные зарубежные звезды — о размерах их вознаграждения можно только гадать, поскольку представители телеканалов об этом предпочитают молчать. Еще одна обязательная категория оплаченных артистов на "огоньке" — ведущие, чьи гонорары находятся в прямой зависимости от их известности.

Убыточных программ практически не случается — все отбивают реклама по повышенным новогодним расценкам или участие спонсоров. Например, майонез "Махеев", спонсировавший программу "Первого канала", в известной степени обусловил и ее название — "Оливье-шоу". "Карнавальную ночь с Максимом Авериным" на НТВ спонсировали "Мегафон" и "Нескафе", которые за это получили не только эксклюзивную рекламу, но и продакт-плейсмент в передаче. Поскольку спонсорский пакет для участия в новогоднем "огоньке" исчисляется суммой с количеством нулей от пяти до шести, телеканалы не только покрывают все расходы на производство, но и кое-что зарабатывают.

А вот сколько точно заработали телеканалы в Новый год, по крайней мере на рекламе, можно будет узнать уже довольно скоро, причем решительно всем интересующимся, и случится это, как только Федеральная антимонопольная служба возьмется проверять соблюдение поправок к закону "О рекламе", вступивших в силу еще 29 декабря прошлого года. ФАС уже заявила о намерении запрашивать у телеканалов данные о рекламных сборах и публиковать их в полном соответствии с утвержденным положением о ФАС правительства РФ. Пока что свои финансовые показатели раскрывают только "СТС Медиа" (раз в квартал) и РЕН ТВ (раз в полгода в рамках отчетности RTL Group, владеющей 30% канала). Дойдет очередь до остальных — тогда и выяснится, что за профит у российских телекомпаний в ежегодных "голубых огоньках".

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

КоммерсантЪ-Деньги
02.02.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов