Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

«Лишние» расходы розницы

Бюрократия. Закон «О торговле» все ближе к принятию. Его декларируемая цель – снижение розничной наценки. Между тем чиновникам стоило бы для начала разобраться с истинными причинами завышенных цен.

Шведская IKEA летом заявила о заморозке инвестпроектов в России «пока не появятся четкие признаки улучшения непредсказуемой бюрократической системы». Компания два года не может открыть торговый комплекс в Самаре. Областная госинспекция стройнадзора не дает IKEA разрешительной документации, и каждый раз после выполнения требований компания получает новые списки замечаний. Французский Carrefour вовсе заявил об уходе с российского рынка. Причиной стало «отсутствие перспектив достижения лидерства в краткосрочной перспективе». Но не последнюю роль могла сыграть неопределенность в регулировании ритейла. «Отсутствие новой редакции закона «О торговле» создает дополнительные риски, – отмечает заместитель начальника аналитического отдела «Ренессанс Капитала» Наталья Загвоздина. – А региональная экспансия в России без того таит множество сложностей, связанных с различным уровнем экономического развития регионов, а также с коррупцией местных чиновников».

Ловушки для бизнеса. В исследовании Price­water­house­Coopers «Ритейл сегодня и завтра» 2007 года 77% респондентов – руководителей розничных компаний – назвали административные барьеры фактором, оказывающим наибольшее влияние на бизнес. Сюда включены чрезмерное количество документов, препятствия на пути импорта товаров и получения торговых площадей. А также региональная дифференциация административных органов: имея определенную свободу, местные власти вправе устанавливать различные правила и рекомендации, которые ставят дополнительные барьеры для прочих игроков, заставляя предприятия розничной торговли разрабатывать различную политику развития для разных регионов. «Вместо единого российского рынка мы видим 83 рынка с 83 различными нормами регулирования», – опасается представитель федеральной розничной сети. Например, широко распространены рекомендации о закупке товаров у местных производителей, которые часто не могут обеспечить надлежащее качество и регулярность поставок. «Подобная система противоречит существующей системе логистики и снижает эффективность с точки зрения затрат», – отмечается в исследовании PwC.

«Чтобы открыть магазин, нужно обойти 33 контролирующих органа, соблюсти нормы из 600 подзаконных актов, – сетует управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. – Процесс получения любых разрешительных документов в России крайне усложнен. Сроки, количество согласований в законах подробно не прописаны. А когда нет измеряемых данных, работа складывается неэффективно. В итоге стоимость введения в эксплуатацию одного магазина увеличивается минимум на треть». Генеральный директор «Виктории» Олег Жуников говорит, что здесь он поддерживает Дмитрия Потапенко: «Сложно с этим. Ты можешь не получить бумажку, или подпись от пожарной инспекции, или Роспотребнадзора, даже если все правильно делаешь. А без разрешения работать не можешь. Так и появляются на полках: вода от пожарного, консервы от СЭС. Минимизировать такие расходы можно только через борьбу с коррупцией».

Ежемесячная «административная рента» может составлять от 0,5%, а в отдельных регионах – и все 3% от месячного оборота, рассказывает исполнительный директор АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли) Илья Белоновский. В итоге страдают покупатели. «Ритейлеры в любом случае будут стремиться переложить такие непроизводственные расходы на конечного потребителя. В условиях сильной конкуренции им это не всегда удается. Однако там, где на рынке доминирует один игрок, это сделать проще и розничная цена корректируется на эти расходы», – рассуждает партнер BDO в России Елена Хромова.

«Пути минимизации таких расходов – единые стандарты и подходы к регулированию торговли по всей стране, чтобы правила не отличались от региона к региону. Принятие обсуждаемого закона «О торговле» должно упорядочить эту систему, в нем прописан исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления. Это закон прямого действия, который распространяется на всю страну, на каждую торговую точку, – отмечает Илья Белоновский. – И это один из его немногих положительных моментов».

Неучтенные кражи. Порядок выдачи разрешений на строительство и эксплуатацию зданий становится наиболее актуальной проблемой в регионах, где нет достаточного количества площадей, подходящих под современные форматы. «Федеральные и региональные сети уровней вынуждены строить магазины самостоятельно, – отмечает эксперт KPMG Ирина Пенкина. – Длительные процедуры согласований, многочисленные разрешения делают инвестиции в развитие рискованными и зачастую неэффективными, что отражается на норме прибыли, необходимой для окупаемости отдельно взятого магазина и сети в целом».

«Завышены арендные ставки и цены на торговую недвижимость. В большой мере из-за неэффективной работы механизмов государственного регулирования в сфере строительства и землепользования, – полагает Елена Хромова. – Нередко в расходы включается коррупционная составляющая». Взятки – вот почему крупные западные ритейлеры не стремятся в Россию. «Впрочем, как раз это на руку нашим российским компаниям, – отмечает аналитик «Метрополя» Мария Сулима. – Допустим, если Wal-Mart решит открыть здесь 150 магазинов, то это негативно скажется на перспективах конкурирующих с ним сетей».

Один из болезненных вопросов – неэффективное регулирование учета потерь и излишек из-за жесткости налогового законодательства. В мировой практике потери розничных сетей оцениваются в размере 0–3% от товарооборота, половину из которых составляют кражи, треть – ошибки в бизнес-процессах. «Эти же показатели в российских сетях существенно выше, – заявляет Ирина Пенкина. – Однако невозможность списывать на расходы недостачи без наличия винов­ных лиц приводит к искажению финансового результата».

Ирина Доржиева

ФИНАНС.
23.12.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов