Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Гаджет - источник знаний

В России чтение текста книги с экрана, выполненного по технологии "электронные чернила", пока в диковинку, в США же ситуацию иначе как революционной не назовешь: продажи электронных книг радикально меняют книжный рынок. Контент для букридеров уже становится основным хлебом издательств, а крупнейший магазин Amazon.com называет свое устройство Kindle лучшим подарком

Без бумаги
То, что текст можно читать на дисплее ноутбука или КПК, и что разместить в памяти этих устройств можно все книги, которые вам суждено прочесть за всю жизнь, не секрет, и не это сулит революцию в чтении. Суть, как водится, в деталях. От всех остальных электронных устройств, с которых можно читать, букридеры отличаются тем, что работают на "электронных чернилах". Эти экраны не имеют собственной подсветки, текст хорошо виден при наличии внешних источников света и под любым углом. Это напоминает старый добрый лист бумаги с напечатанными на нем буквами, а именно чтение с листа наиболее удобно глазу. Во всяком случае, активные пользователи букридеров уверяют, что читать текст с этих гаджетов так же удобно, как и с бумаги.

Кроме того, "электронные чернила" расходуют энергию только при смене страниц, поэтому одного заряда аккумуляторной батареи хватает как минимум на неделю. Физические размеры букридеров тоже, как правило, соответствуют оптимальным форматам книжных страниц. Карта памяти на 2 Гб (есть карты и на 32 Гб) вмещает текст объемом, как у 400 романов "Война и мир" (в популярном формате FB2) или как у тысячи "Преступлений и наказаний". В общем, наступило будущее, разве что стоит электронная "читалка" от 7 тыс. до 15 тыс. руб. (в США, например, эти гаджеты зачастую вдвое дешевле).

По оценке PR-менеджера компании "Белый Ветер Цифровой" Людмилы Семушиной, на российском рынке наиболее покупаемы букридеры ORSiO. Главное преимущество "читалки" ORSiO b731 — в поддержке большинства популярных форматов текстов, так что владельцу этого устройства не придется тратить время на конвертацию, скажем, FB2, распространенного в России, в EPUB. С этой задачей столкнется пользователь букридеров от Sony: устройства этого производителя не понимают формата FB2. Тем не менее, по оценке Александра Левашова, заместителя главного редактора CNews, устройство Sony Reader 505 (и более поздняя модель Sony Reader 700) в России хорошо продается. Всего заметным спросом пользуются полдесятка брендов, полтора десятка моделей.

Kindle без связи
С букридером Amazon Kindle, однако, особая история. Его отличие от всех прочих профильных устройств в том, что помимо обычной загрузки книг через порт USB, в Kindle реализована возможность покупки контента в интернет-магазине Amazon. Принцип работы тот же, что и в случае с плеерами iPod и магазином iTunes Store: подобно музыкальным устройствам от Apple, Kindle привязаны к "родной" торговой точке. Покупать книжки на Amazon с помощью Kindle можно в любое время, в любом месте — доступ к интернету обеспечивают мобильные сети, нужно только вставить в устройство SIM-карту.

Kindle приносит магазину Amazon большие деньги: в период с июля по сентябрь 2009 года прибыль компании составила $199 млн, это на 62% больше, чем за аналогичный период в прошлом году. Продажи устройства продолжают расти — в этом ноябре, например, Kindle продавался лучше, чем когда-либо. На главной странице крупнейшего интернет-магазина Kindle прославляется как бестселлер и самый желанный подарок к нынешнему Рождеству.

До недавнего времени Kindle был доступен только американским пользователям, но в октябре компания Amazon решила вывести его на мировой рынок. Устройства поставляются более чем в 100 стран мира, в том числе в Россию. Стоимость — $279, за доставку придется доплатить еще порядка $30. Однако успех Kindle в нашей стране далеко не очевиден: Устройство не понимает кириллические шрифты, так что его придется самостоятельно русифицировать (впрочем, соответствующую программу уже выложили в интернете), оно хоть и умеет читать вслух, но пока тоже только по-английски. Впрочем, проблемы с "софтом" американских гаджетов наши умельцы отлично натренировались решать еще на первых iPhone. В случае с Kindle главная проблема в том, что устройство, "заточенное" под американский стандарт мобильной связи, не может выходить в интернет по GPRS от отечественных сотовых операторов. Как сообщает информационное аналитическое агентство Cifrovik.ru, сейчас переговоры на тему Kindle проводит с Amazon российская МТС, однако в компании эту информацию назвали слухами и комментировать отказались.

Так или иначе, без круглосуточного доступа к интернет-магазину революционный гаджет становится обычной "читалкой" со стильным дизайном. "В России Kindle бесполезен, то есть с его помощью у нас можно только читать,— утверждает создатель интернет-ресурса The-eBook.org Владимир Прохоренков.— Kindle интересен тем, что у него есть Amazon. Никакая русификация не поможет к этому приблизиться".

Тем не менее российские торговые сети, занимающиеся электроникой, уже обратили внимание на Kindle. Как сообщили "Деньгам" в сети "Эльдорадо", компания ведет переговоры с Amazon об условиях продажи устройства на территории России, пусть оно пока и не умеет выходить в сеть.

Виртуальные полки
Сегодня в разделе Kindle-store интернет-магазина Amazon представлено 300 тыс. книг. В среднем они продаются по $8, но цены на электронные версии специализированных изданий достигают шести с лишним тысяч долларов. Столько стоит, например, книга о ядерной энергетике. В комментариях один из покупателей признается: "Мне пришлось продать машину, чтобы приобрести эту книгу".

К таким ценам на нематериальные объекты российские потребители пока не готовы. Интернет-магазин "Литрес", например, просит за электронные книги в 4-6 раз меньше, чем за бумажные варианты. В среднем электронные книги здесь продают по 30 руб.— с такими ценами устройства для чтения окупаются где-то за год, если подойти к вопросу формально и сравнить стоимость электронного и бумажного чтения. "Минимальная цена у нас 90 коп. за авторский лист,— рассказывает генеральный директор магазина "Литрес" Алексей Кузьмин.— Максимум зависит от правообладателей, некоторые книги у нас стоят и 300, и 400 руб., но это, как правило, специальная литература".

Не так давно электронные книги стал продавать и книжный магазин "Москва". "По нашим опросам, около трети покупателей пользуются электронными книгами",— говорит Ирина Павлюкова, менеджер по развитию книжного магазина "Москва". Тем не менее пока электронные книги — проект малоприбыльный: цена в среднем 20-30 руб., на порядок ниже, чем у бумажных версий, а значительного спроса пока нет. Скажем, роман "Братья Карамазовы" в электронном варианте стоит чуть больше 40 руб., а самое дешевое бумажное издание романа в твердом переплете можно купить за 190 руб.

В "Москве" электронные книги продают через сайт, зайти на который можно, в том числе, и с компьютеров, установленных в торговых залах магазина. Есть и другой способ продажи электронных текстов в книжных магазинах. В "Библио-Глобусе", например, планируют распространять книги через специальные терминалы: "Возможно, мы сможем продавать электронные тексты посредством наших сенсорных киосков. Покупатель будет просто подходить со своим устройством к киоску и закачивать нужный файл после оплаты",— рассказывает главный менеджер подразделения "Медиа товары" магазина "Библио-Глобус" Антон Молчанов.

В то время как участники российского книжного рынка только привыкают к идее продаж цифровых текстов, США переживает бум электронного чтения. В интернет-магазине Amazon в случаях одновременной реализации бумажной и электронной версий книг 48% продаж приходится на последние. "Крупные игроки американского издательского рынка, например O`Reilly, признали, что они уже стали продавцами электронных книг, и эти продажи превышают продажи книг на бумаге",— говорит владелец блога digital-books.ru Владимир Харитонов.

Российский рынок электронных книг, понятно, подобными результатами пока похвастаться не может. Главный тормоз — обилие пиратского контента при недостаточном предложении легальных электронных книг. Например, торговый дом "Библио-Глобус" продает всего 12 дисков-сборников с электронными текстами. Самый большой выбор электронных книг — у "Литреса", 20 тыс. наименований. Но и это крайне мало, считает Ирина Павлюкова: "С точки зрения предложения рынок легальных электронных книг на русском языке очень ограничен". Одно из необходимых условий для того, чтобы электронная книга составила конкуренцию бумажным, продолжает Ирина,— ассортимент магазинов должен составлять не меньше 100-150 тыс. наименований.

Пиратские гавани
Именно столько, порядка 120 тыс. наименований, сегодня предлагают крупнейшие пиратские библиотеки. "Запас пиратов в шесть раз больше, чем предложение крупнейшего электронного магазина,— говорит Владимир Харитонов.— Мне кажется, что эти цифры указывают не столько на то, что "а, все спиратили!", а на то, что издатели сами лишают себя возможности заработать. Издателям вместе с авторами, в общем, никто не мешает продавать все то, что скачивается у пиратов. По большом счету морального права бороться с пиратами у издателей нет, пока они не предложили купить те книги, которые пираты распространяют бесплатно".

Эксперты сходятся на том, что книжное пиратство в интернете процветает. По оценкам Алексея Кузьмина из "Литреса", объемы книжного пиратства за этот год составили $8-10 млн, тогда как легальный рынок показал $2-2,5 млн. "Причина пиратства — халява,— говорит Алексей Кузьмин.— Со своей ценой даже в одну копейку невозможно конкурировать с нулем рублей и нулем копеек. Ведь чтобы заплатить эту копейку, нужно уже что-то сделать: ввести данные кредитки или к терминалу подойти. А с пиратских ресурсов люди скачивают, просто нажав кнопку". Антон Молчанов из "Библио-Глобуса" считает, что пиратство процветает еще и потому, что "законодательная база не очень сильна". Сами потребители не знают закона об авторском праве и об ответственности за использование пиратской продукции, добавляет Алексей Кузьмин.

Менеджер по развитию книжного магазина "Москва" Ирина Павлюкова тем не менее напоминает, что иногда распространение электронного текста в сети может стать хорошим средством продвижения и произведения, и автора: "Так, например, было с книгой Дмитрия Глуховского "Метро 2033", которая приобрела популярность еще до выхода бумажной версии". Ирина вспоминает также историю с последней книгой Дэна Брауна. Пираты выложили в сеть бесплатную электронную версию книги уже на второй день реализации, но даже несмотря на это, официальная электронная версия в США превзошла в продажах бумажный вариант. Эксперты по-разному комментируют эту ситуацию. Американцы в принципе законопослушны, отмечает руководитель юридического отдела компании "Усков и партнеры" Михаил Родионов: "Они соблюдают законы, поскольку четко осознают возможность наступления ответственности и крайне неблагоприятных последствий". Родионов также указывает, что пиратская версия могла быть банально неудобной для потребителя: "Если у меня сканированная книга или украденный из издательства полу- или недомакет, мне будет просто неудобно это читать". В таком случае пиратская версия, как это ни парадоксально, действует как реклама легального электронного текста. "Судя по статистике издательства O`Reilly, крупного игрока американского рынка компьютерной литературы, пиратские версии книг могут даже повышать продажи. Реклама, причем бесплатная",— отмечает Владимир Харитонов.

"Нам удалось провести эксперимент с защищенными версиями книг Виктора Пелевина,— рассказывает директор по электронной коммерции издательства "Эксмо" Сергей Анурьев.— Одну из них взломали, и достаточно быстро, но формат для iPhone остался герметичен и хорошо себя проявил".

Рынок цифры и букв
Мода на электронное чтение в России только начинается. "Думаю, в этом году в России продадут не более 30-40 тыс. букридеров",— прикидывает Алексей Кузьмин. Для сравнения, Amazon намеревается продать 3 млн своих устройств только в США и Канаде. По словам менеджера по связям с общественностью "Эльдорадо" Антона Пантелеева, в денежном выражении объем российского рынка устройств для электронного чтения на сегодня составляет 110 млн руб, тогда как в США достигает $750 млн. Но российский рынок в зачаточном состоянии, а американский в значительной мере сформировался, поэтому и ожидаемый рост в 2010 году в России больше, чем в США (в три-пять раз в первом случае, в два раза во втором), продолжает Антон Пантелеев. Компания "Белый Ветер Цифровой" более осторожна в оценках перспектив рынка: "Мы не ждем постоянно растущего спроса на электронные книги. По нашим прогнозам, в 2010 году рынок может насытиться и спрос зафиксироваться. Следующим толчком для развития и расширения рынка электронных книг будет появление в достаточном количестве магазинов по продаже контента",— говорит PR-менеджер компании Людмила Семушина.

По прогнозам заместителя главного редактора CNews Александра Левашова, в долгосрочной перспективе судьба букридеров, как и других узкоспециализированных устройств, туманна: "Гаджеты стремятся к универсальности. Кроме того, букридер — это не устройство первой необходимости, как, например, телефон. Поэтому, чтобы его купить, нужно, во-первых, иметь лишние 10-15 тыс. руб., а во-вторых, много времени проводить в дороге в качестве пассажира, например в метро". Создатель интернет-ресурса The-eBook.org Владимир Прохоренков соглашается, что пока букридеры доступны далеко не всем: "При средней цене в 10 тыс. руб., устройства для чтения пока просто дороги для массового потребителя. С другой стороны, есть же довольно много потребителей телефонов по 20 тыс. руб.". Многие, однако, считают, что в специализированности букридеров заключается их преимущество перед многофункциональными устройствами. "Интерфейс электронной книги максимально приспособлен для чтения, в отличие от смартфонов, КПК или же нетбуков",— отмечает Антон Пантелеев из "Эльдорадо".

Основной вопрос, связанный с букридерами,— удастся ли воспроизвести в России бизнес-модель привязки устройства к конкретному магазину, по которой работает Amazon Kindle? "В связи с тем, что устройства не привязаны к определенным магазинам, издательство не заинтересовано в тесном сотрудничестве с такими магазинами или работе с такими устройствами: они позволяют читать пиратские копии,— говорит Сергей Анурьев из "Эксмо".— Как только электронная книга будет неразрывно связана с устройством, реальные тиражи электронных изданий вырастут в разы". Однако Антон Молчанов из "Библио-Глобуса" считает, что такая модель в России невозможна: наш пользователь, по его мнению, охотнее скачает книгу у пиратов, чем купит устройство, которое обяжет его в дальнейшем платить за книги. "Хочется верить, что подобная система будет востребована в России, однако время для этого еще не пришло,— соглашается с ним менеджер по связям с общественностью интернет-магазина Ozon.ru Михаил Осин.— Ассортимент легальных цифровых книг в России далек от западного, да и с 3G все не гладко. Далеко не все готовы покупать букридеры по сегодняшней цене". Чтобы электронное чтение стало действительно популярным, электронные "читалки" должны существенно подешеветь, указывает Антон Молчанов из "Библио-Глобуса", хотя бы до уровня простого мобильника.

ОЛЬГА КУЗЬМЕНКОВА

КоммерсантЪ-Деньги
22.12.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов