Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Электронная зачистка

Электронные платежные системы WebMoney и "Яндекс.Деньги" фактически запретили взаимный обмен своих валют. Но это лишь одно из видимых проявлений борьбы за передел рунета, которую затеяли его крупнейшие игроки

Электронные платежные системы
Рано утром меня разбудил звонок приятеля, он просил срочно обменять энную сумму одной электронной валюты — "Яндекс.Деньги" — на эквивалентную сумму другой валюты — WebMoney. Я напомнил ему, что любой обменный пункт электронных валют, который он найдет в интернете, с удовольствием выполнит эту операцию. Приятель трагическим голосом сообщил, что обменники больше ничего не меняют. WebMoney запретили. Что же произошло с электронными валютами на самом деле?

Конец обмена
Об этом запрете написали многие сетевые СМИ, а интернет-форумы переполнились недовольными комментариями клиентов обеих платежных систем и представителей обменных пунктов электронных валют. Люди жаловались на возросшие комиссионные при обмене сетевых валют или даже неосуществимость такого обмена. Предприниматели, лишившиеся возможности совершать обменные операции по двум главным электронным валютам рунета, говорили об убытках или даже крахе их бизнеса.

"Порядок потерь для обменного бизнеса в результате случившегося пока оценить сложно,— говорит исполнительный директор Расчетного центра Onlinechange Николай Суворов.— Но в целом после введения запрета Onlinechange, который не принимал активного участия в этих обменах, потерял порядка 20% дохода, что не так катастрофично для бизнеса. У тех же, кто зарабатывал только этими обменами, остался один выход — переквалифицироваться. Но выйти на рентабельность в других направлениях обмена смогут не все".

По словам издателя СМИ MoneyNews.ru Виктора Захарченко, оборот обменного рынка достигает $500-750 млн в год, так что объем потерь можно представить.

Следовало бы ожидать, что запрет обмена немедленно скажется и на стабильности рынка электронных платежей, и на интенсивности операций с электронными валютами. Но этого не случилось. Более того, вскоре выяснилось, что запрет вовсе даже не привел к прекращению обменных операций.

На сайте moneyrates.ru и сейчас отображаются наиболее выгодные курсы обмена электронных валют, и там без труда можно найти несколько предложений по обмену WebMoney на "Яндекс.Деньги" и обратно.

Сложилась странная ситуация: с одной стороны, запрет обмена сетевых валют вроде бы есть, но с другой — на практике он вроде как и не реализуется.

Вообще говоря, этого и следовало ожидать. Какие бы запреты ни провозглашали платежные системы, они вряд ли могут запретить своим клиентам заниматься обменом в частном порядке. Если у кого-то есть WebMoney, а ему нужны "Яндекс.Деньги", то всегда найдется и тот, кому нужно поменять "Яндекс.Деньги" на WebMoney. Контролировать такие приватные обменные операции невозможно технически. Есть и другой способ гарантированно совершить обмен: любые электронные валюты можно поменять на обычные деньги и переслать их на свой банковский счет. А значит, ничто не может помешать клиенту конвертировать WebMoney в рубли — и тут же купить на них "Яндекс.Деньги".

Зачем же тогда был запрещен обмен, если возможности в полной мере контролировать выполнение этого запрета отсутствуют? А строго говоря, запрета на обмен валют со стороны WebMoney и не было. Было введено ограничение на ряд операций для обменных пунктов, работающих с WebMoney. Однако это ограничение привело к резкому сокращению количества обменников, осуществляющих операции по направлению WM—ЯД—WM, и к ужесточению правил обмена в оставшихся пунктах, что и породило волну слухов о тотальном запрете.

По словам директора по развитию WebMoney Петра Дарахвелидзе, в свое время система ввела практику аттестации обменных пунктов: чтобы начать работать с WebMoney официально, им требовалось выполнить ряд условий. Аттестованный обменник получал некоторые послабления: обязанности по контролю за рисками сводились к указанию реквизитов отправителя и получателя средств. В условиях кризиса в погоне за легкой прибылью некоторые обменники стали закрывать глаза на сомнительные финансовые операции и перестали следить за обеспечением безопасности клиентов, что и повлекло жесткое изменение условий сотрудничества со стороны системы WebMoney. Теперь обменные пункты несут ответственность за сомнительные трансакции — вплоть до разрыва отношений.

Случившемуся можно найти множество объяснений: кто-то винит WebMoney в преследовании неких корыстных интересов, кто-то склонен видеть в таких действиях "зачистку" рынка перед грядущим госрегулированием. Но на самом деле все проще и прозаичнее: злоупотребления со стороны обменников, погнавшихся за дополнительной прибылью, достигли таких масштабов, что платежным системам оказалось проще свернуть эту деятельность, нежели тратить силы на ее "окультуривание".

Следом за WebMoney "Яндекс.Деньги" также приняли ужесточающие меры и предложили всем своим клиентам пройти обязательную авторизацию после 1 января 2010 года. Гендиректор платежной системы "Яндекс.Деньги" Евгения Завалишина полагает, что обменники не могут обеспечить должную прозрачность трансакций и безопасность операций для пользователей. Однако, по ее мнению, банальные запретительные меры эту проблему не решают, а скорее усугубляют: появляется много мелких нелегальных обменников, что только прибавляет работы службе безопасности. Поэтому "Яндекс.Деньги" остановились на том, что выбрали несколько надежных партнеров, выполняющих все требования к сервису обмена.

Кроме того, по словам Евгении Завалишиной, возможно, проблема обмена валют между двумя платежными системами будет решена и вовсе без участия промежуточных обменных пунктов. С 2008 года "Яндекс.Деньги" и WebMoney ведут переговоры о прямом, без посредников, обменном сервисе, в котором не останется лазеек для мошеннических операций.

Фактически же речь идет о том, что обменные пункты вскоре попросту прекратят свое существование.

Впрочем, наиболее дальновидные игроки этого рынка предчувствовали подобный исход. По словам Олега Покровского, директора по развитию ЗАО "Центр интернет-платежей" (более известного под названием "Робокасса"), зависимость от позиции платежных систем и их решений — это глобальный риск обменного рынка. Те, кто понимал это, с самого начала старались диверсифицировать бизнес. Этого, увы, нельзя сказать о великом множестве мелких обменных сервисов — значительную их часть ждет разорение в ближайшее время.

Общая доля обменного бизнеса в интернет-коммерции относительно невелика, и случившемуся можно было бы и не придавать особого значения, если бы не одно обстоятельство: на большинстве рынков рунета с конца лета наблюдается то же самое явление — массовое разорение мелких фирм и предпринимателей. Возникает ощущение, что волна кризиса, поразившая онлайновую экономику год назад, только теперь докатилась до рунета.


Кризис с опозданием на год
Когда осенью прошлого года мировой кризис добрался до России, его сразу ощутили на себе тысячи офисных работников. Кто-то лишился хорошей зарплаты, кто-то работы. Как-то надо было жить, кормить семью, выплачивать кредиты, новое же место в кризис найти сложно. Многие стали лихорадочно искать хоть какой-то приработок и нашли его в интернете.

Оказалось, что для людей с деловой хваткой здесь огромное поле деятельности, а входной порог для создания собственного бизнеса очень низок. Например, для собственного обменного пункта электронных валют требовалось всего-навсего купить программное обеспечение за несколько десятков долларов, зарегистрировать домен и арендовать хостинг. И можно было сразу начинать зарабатывать.

Многие с удивлением обнаружили, что персональные сайты, которые ранее делались для собственного развлечения или, как говорится, для души, могут приносить неплохой доход на продаже рекламы или так называемых SEO-ссылок (SEO — английская аббревиатура Search Engine Optimisation — оптимизация поисковых машин). На последнем способе заработка следует остановиться подробнее, поскольку он сыграл заметную роль в кризисе интернет-бизнеса.

При запросе информации в интернете сайты, которые отображаются на поисковых страницах первыми, имеют колоссальное преимущество перед остальными, поскольку именно на первые и попадает львиная доля посетителей с поисковых машин. Самыми популярными из первых в России являются "Яндекс" и Google. Например, более 300 тыс. человек ежемесячно ищут в "Яндексе" информацию по слову "стоматология". С высокой долей вероятности практически все эти 300 тыс. окажутся посетителями сайта, который отобразится в результате поиска на первой позиции. И понятно, что любой владелец стоматологической клиники будет готов заплатить очень хорошие деньги за то, чтобы его сайт оказался на первом месте. Одним из способов продвижения сайта в результатах поиска и стали эти самые SEO-ссылки. Дело в том, что алгоритмы работы поисковых машин таковы, что чем больше на один сайт ссылается других сайтов, тем более высокое место он займет в результатах поиска. Соответственно, самый простой способ попасть в лидеры — это добиться, чтобы на твой сайт выпадало как можно больше ссылок. Каким образом? Да просто заплатить за такие ссылки. Купить их.

Продажа ссылок быстро стала для неофитов одним из основных способов заработка в интернете. Бывшие менеджеры и технические специалисты, которых кризис вынудил переквалифицироваться в интернет-предпринимателей, обладали и необходимыми знаниями, и организационными способностями для того, чтобы поставить дело на поток. Убедившись на примере уже имевшихся у них сайтов, что продажа ссылок приносит доход, они вскоре придали делу промышленный масштаб и стали штамповать сайты, предназначенные исключительно для продажи ссылок и ни для чего другого. А вскоре же появились и специальное программное обеспечение для автоматического создания таких сайтов, и интернет-сервисы по их обслуживанию.

По разным оценкам, с января по август 2009 года в русском интернете было создано от нескольких сот тысяч до миллиона сайтов, зарабатывавших исключительно на продаже SEO-ссылок. Разброс оценок велик, но и он дает представление о масштабах явления. К лету многие пострадавшие от кризиса специалисты уже снисходительно смотрели на свое офисное прошлое: теперь они жили без начальника, вставали без будильника и имели неплохой доход. И только самые предусмотрительные понимали, что ситуация, когда сотни тысяч сайтов занимаются исключительно тем, что влияют на результаты поиска, вряд ли может долго оставаться неизменной.

По словам Сергея С., владельца нескольких сотен сайтов, продающих ссылки, однажды летом он стал искать по просьбе жены в интернете рецепт соуса шампань и ужаснулся. Все те строчки в результатах поиска "Яндекса", где еще недавно можно было найти кулинарные рецепты, теперь занимали сайты ресторанов и магазинов, продвигаемых при помощи SEO-ссылок. По словам Сергея, тогда он и осознал, что "Яндекс" не будет долго терпеть такое искажение результатов поиска, что следует ожидать каких-то санкций, и самое разумное — срочно переориентировать бизнес на что-то другое.

Не все оказались такими дальновидными, как Сергей. И когда в начале сентября "Яндекс" все-таки включил карательные алгоритмы и начал один за другим исключать из результатов поиска сайты с SEO-ссылками, очень многие новоявленные предприниматели понесли убытки или вообще лишились своего бизнеса и доходов. Если судить по оценкам, которые приводятся на интернет-форумах, то под раздачу попали тысячи интернет-бизнесменов.

У самого "Яндекса" другая оценка ситуации. По мнению Александра Садовского, руководителя отдела веб-поиска "Яндекса", масштаб явления не стоит переоценивать — говорить о волне крахов не приходится. Из миллионов сайтов, созданных для показа SEO-рекламы, забанены только несколько сотен тысяч, которые принадлежат сотням владельцев. Александр Садовский не видит тенденции разорения малых предпринимателей в рунете. По его мнению, те бизнесмены, которые занимались перекачиванием денег из кармана в карман, должны осознавать риски этой деятельности — примерно такие же, как в игре на Forex или на фондовом рынке.

Несмотря на расхождение в оценках, очевидно, что кризис все-таки настиг большинство из тех, кто полагал, что спасся от него в интернете, и многим придется вновь озаботиться поиском работы.

Ситуация усугубляется тем, что волна разорений мелких предпринимателей не ограничивается обменниками и SEO-отраслью. Она коснулась практически всех способов заработка в интернете, включая даже такое весьма стабильное направление, как аукционы доменов.

Периодически по разным причинам те или иные сайты прекращают свое существование, а домены, на которых были расположены эти сайты, освобождаются для повторного использования. Такой домен может представлять определенную ценность, на него продолжают по инерции заходить посетители прежнего сайта и ссылаться другие сайты и интернет-каталоги, за ним зачастую сохраняются старые позиции в поисковых машинах и во всякого рода рейтингах, а также прочие показатели "авторитетности", накопленные старым сайтом.

Вместо того чтобы с нуля раскручивать новый сайт, можно просто купить для него уже раскрученный домен. Это в любом случае будет выгодно: стоимость раскрученного домена на аукционе редко превышает тысячу долларов, раскрутка же сайта с нуля редко обходится дешевле нескольких тысяч.

Охота за авторитетными доменами на аукционах стала довольно распространенным бизнесом. Причем бизнесом, который считался респектабельным, надежным и стабильным, поскольку, в отличие от многих других способов заработка в интернете, он никому не мешал и не вредил. Однако на волне осеннего кризиса он тоже пострадал.

С начала 2009 года на доменных аукционах появились интернет-предприниматели новой волны, те самые, пришедшие в интернет за легким заработком.

Интенсивность торгов возросла, цены продаж резко подскочили. Домен, который осенью 2008 года можно было купить за $50, весной 2009 года стал стоить все $500. Если осенью 2008-го освободившийся домен бывшего магазина покупался для того, чтобы сделать на нем новый магазин, то весной 2009-го он стал покупаться для того, чтобы сделать псевдосайт для продажи SEO-ссылок или для чего-то подобного.

И вновь последовал закономерный результат: убедившись в том, что большая часть продаваемых на аукционах доменов стала использоваться совсем для других целей, поисковые машины, каталоги, рейтинги отказались от сохранения прежних характеристик доменов.

Тот, кто купил домен потому, что тот присутствовал в престижном каталоге, вдруг обнаруживал, что после смены владельца домен из каталога исчезал. Тот, кто покупал домен ради хорошей позиции в результатах поиска, обнаруживал, что после смены владельца домен из поиска вовсе исключен.

В итоге многие из тех, кто зарабатывал на доменных аукционах, не только лишились заработка, но и потеряли средства, инвестированные в покупку доменов.

По словам интернет-предпринимателя Семена Рыбака, его фирма долгое время зарабатывала перепродажей доменов, находящихся в "Яндекс.Каталоге" (только за счет самого факта присутствия домена в этом каталоге можно получить сотни посетителей в день и хорошие позиции в поисковых машинах). В ноябре 2009-го фирме удалось выиграть торги по доменам почти на $10 тыс. Однако как только домены были выкуплены, они исчезли из каталога. В ответ на недоуменный вопрос предпринимателя служба поддержки каталога ответила, что домены были исключены в связи со сменой владельца.

Сук, на котором сидим
Русский интернет в какой-то мере можно уподобить театру миниатюр, где разыгрываются сцены, отображающие перипетии большого бизнеса. Но если в хитросплетениях настоящего большого бизнеса порой разобраться непросто, то в интернете, наоборот, все наглядно и очевидно.

В последнее время, например, часто можно слышать слова об ответственности бизнеса — перед государством, перед обществом, перед сотрудниками. Гораздо реже можно слышать слова об ответственности бизнеса перед самим собой, хотя, строго говоря, именно с нее и должно все начинаться.

То, что происходит сегодня рунете,— это наглядный пример безответственного бизнеса: стремясь получить как можно больше выгоды, бизнесмены теряют чувство реальности и доходят до границ, при пересечении которых начинают создавать очевидные неудобства окружающим. В итоге они теряют доходы, а иногда и весь бизнес.

АНДРЕЙ ШИПИЛОВ

КоммерсантЪ-Деньги
21.12.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов