Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Эх, прокачу!

В России так и не появилась система учета продаж электронных билетов в кино

За много лет в России так и не появилась система учета продаж электронных билетов в кино, следовательно, продюсеры просто не знают, сколько именно людей посмотрели тот или иной фильм. Эксперты говорят об утаенных билетах на сумму в $250 млн.

История системы ЕЭБ в России (единого электронного билета в кино) не менее увлекательна, чем перипетии введения ЕГЭ в наших школах. По словам вице-президента Гильдии продюсеров России Александра Котелевского, "об электронном билете заговорили, когда в стране начал возрождаться кинопрокат", примерно лет десять назад. Как утверждает эксперт, в тот момент "стало понятно, что 30% кассовых сборов утаивается кинотеатрами", и "это прежде всего недополученные деньги продюсеров" и упущенные государством налоги. С учетом того, что кассовые сборы по стране в 2008 г., по данным журнала "Кинобизнес сегодня", составили $831 млн, неучтенными могли оказаться около $250 млн. В 2008-м премьер-министр Владимир Путин поручил Министерству культуры внедрить электронную систему учета проданных билетов. Она должна была заработать по всей России в течение 2009-го, однако год почти на исходе, а системы все нет. В такой ситуации, не дождавшись решения федеральных властей, мейджоры инициировали приход в страну своего мирового партнера - Rentrak Corporation, основного специалиста по подсчету кассовых сборов.

ОПЯТЬ ПОЧТИ ЕГАИС

   Единая система учета проданных билетов рождается в муках. Летом 2009-го Министерство культуры собиралось провести конкурс по выбору подрядчиков для ее внедрения. Но в итоге он был отменен "в связи с возникшей необходимостью корректировки конкурсной документации". Теперь новую систему предполагается ввести в действие с 1 января 2010 года, но только 20 ноября 2009-го на пленарном заседании Госдума приняла в первом чтении изменения в федеральный Закон "О государственной поддержке кинематографии РФ". В частности, эти поправки касаются как раз внедрения единой автоматизированной системы сбора информации о показе фильмов в кинозалах (ЕАИС). "Есть альтернативные системы сбора информации, но официальный источник получения данных должен быть один. Эта система довольна проста. Сведения о продажах билетов поступают от кинотеатров в онлайн-режиме на общий сервер", - рассказывает Александр Котелевский. По его словам, это необходимо для получения прозрачной и верной отчетности, чтобы кинотеатры, прокатчики и продюсеры не имели возможности ни скрывать, ни приписывать доходы. Государство также должно пользоваться объективными финансовыми данными о прокате фильма и по их результатам вести точный учет возврата вложенных средств. "ЕЭБ - единственный достоверный источник сведений о финансовой эффективности господдержки тех или иных кинопроектов", - утверждает Котелевский. В итоге информационный центр Минкульта провел исследование, чтобы определить, сколько денег нужно на внедрение системы электронного билета. Как выяснилось на заседании комитета Госдумы по культуре, первоначально для запуска ЕАИС необходимо 26,5 млн руб., еще 6,8 млн руб. потребуется ежегодно для обслуживания системы.
   Однако у идеи внедрения электронных билетов есть несколько ограничений. По оценке гендиректора компании "Невафильм" Олега Березина, у трети кинотеатров в стране не установлены системы продажи билетов. "Единственный вопрос - почему нам навязывают новую модель в безаппеляционном варианте? И почему должны платить кинотеатры? Начнут ведь с нас", - возмущается заместитель гендиректора сети "Синема парк" Кирилл Иванов. По мнению Олега Березина, реализация федеральной программы - это попытка отчитаться, вместо того чтобы признать идею нецелесообразной. "Смелости выступить против этой программы ни у кого не хватило, и все это прикрывается историями о сокрытии кассовых сборов. Однако сборы составляют 20 млрд руб., из которых, как считается, укрывается 30%, то есть как минимум 6 млрд руб. Почему тогда до сих пор не приняты меры и никого не арестовали?" - удивляется эксперт. По его словам, в США нет единой системы, которая в национальном масштабе могла бы собирать данные по всем 39 000 кинозалов. "Во Франции 40% кинотеатров не имеют компьютерной системы продажи билетов. В Дании был прецедент, когда крупные сети заявили, что данные в открытом доступе влияют на котировки акций компаний", - говорит эксперт.
   

ЭЛЕКТРОННОЕ КИНО

   В отличие от кинотеатров, кинопрокатчики и продюсеры заинтересованы в электронных билетах. По словам Котелевского, Гильдия продюсеров России поддерживает введение в действие системы ЕЭБ. "С этой инициативой мы выступили летом на парламентских слушаниях по кинематографии. Это предложение, равно как и другие предлагаемые нами меры по поддержке и развитию индустрии, вошли в итоговый документ слушаний, переданный комитетом по культуре Государственной думы как рекомендации правительству", - рассказывает эксперт. Как выяснилось на обсуждении законопроекта в Госдуме, по мнению чиновников, кинотеатры в России утаивают 30 - 50% кассовых сборов. Участники рынка не соглашаются с этой информацией, называя другие цифры. По подсчетам редактора отдела статистики журнала "Кинобизнес сегодня" Сергея Лаврова, кинотеатры могут утаивать от 5 до 15% кассовых сборов, но опять-таки никто их еще ни разу за руку не поймал. "Если брать весь кинотеатральный бокс-офис, то масштаб проблемы меньше. Если рассматривать единичные случаи, то кинотеатр может утаивать 20 - 30% выручки от дистрибьютора и государства", - рассуждает гендиректор Buena Vista Sony Pictures Releasing CIS Антон Сиренко. Часть этих "сокрытых" денег должна была достаться продюсерам.
   Поэтому, не дожидаясь долгожданного решения от государства, мейджоры решили взять дело в свои руки. В феврале этого года стало известно, что компания Rentrak собирается выйти на российский рынок. Она является одним из двух основных сборщиков информации по кассовым сборам в мире и работает с Walt Disney, 20th Century Fox, Paramount Pictures, Sony, Universal и Warner Brothers. Технически система работает так: из кассовых аппаратов кинотеатров информация стекается в один центр, где обрабатывается и каждый час автоматически подгружается на FTP-сервер, а затем попадает в единую мировую базу Rentrak. "После этого она уже доступна на нашем сайте сразу всем подключенным пользователям. Оттуда она также автоматически подгружается в учетные внутренние системы дистрибьюторов", - рассказывает гендиректор "Rentrak Россия" Александр Бабичев. По его словам, дистрибьюторы оплачивают эту услугу, а для кинотеатров она бесплатна. Стоимость сервиса для дистрибьюторов Бабичев не раскрывает, ссылаясь на то, что сумма индивидуальна и зависит от количества выпускаемых фильмов и числа копий. "К примеру, мейджор может выпустить 20 фильмов в год по 300 - 500 копий. Представляете, какой объем информации надо собрать и обработать? А если мы говорим о каком-нибудь небольшом российском прокатчике, который выпускает несколько фильмов в год по 30 копий, то это совсем другая работа", - объясняет он. Впрочем, в отличие от мейджоров, российские прокатчики с Rentrak пока не работают. Кинотеатры тоже не спешат к ней подключаться. Автоматизированная система работает только в сети "Синема парк". Также достигнута договоренность с еще тремя сетями - это "Кронверк", "Формула кино" и "Киностар де Люкс". В настоящий момент условия работы согласовывают IT-специалисты. "Rentrak хорош тем, что это официальный информационный источник. Это также важно для рекламодателей в кино", - полагает Кирилл Иванов. Пока у Rentrak активно функционирует call-центр, который аккумулирует информацию по 99% российских кинотеатров. Однако call-центр не может отвечать за правдивость сведений, полученных от них, поэтому собранные им данные являются всего лишь статистической информацией в целом по рынку.
   По словам Александра Бабичева, основным преимуществом предлагаемой Rentrak автоматизированной системы является ее абсолютная прозрачность. "Понятно, что, когда ты один раз в день обновляешь e-mail и не отчитываешься за выходные, "подрисовать" цифру в общем-то просто. А когда твоя информация автоматически каждый час "убегает", то физически это сделать уже вообще невозможно", - рассуждает он. Компании остается только собрать "под крыло" российские кинопрокатные фирмы и кинотеатры. "Мейджоры на общей встрече договорились, что они делятся своей информацией друг с другом. Это вопрос прозрачности рынка. Какая-то фальсификация указанных результатов означает, что кто-то врет о том, что он работает лучше или хуже", - говорит Александр Бабичев. По его словам, некоторые отечественные прокатчики уже проявляют интерес к системе, и с ними ведутся переговоры. Обращаются и кинотеатры, в основном региональные, - с целью облегчить себе жизнь в плане отчетов для прокатных компаний.
   

ВОЗМОЖНОСТЬ СИНЕРГИИ

   Перспективы двух конкурирующих систем оценить сложно. Например, несмотря на сотрудничество c ведущими мейджорами, Rentrak пока не ведет переговоров с крупнейшей в России киносетью - "КАРО Фильм", которая предпочла работать с государством и принимает "активное участие в мероприятиях по созданию автоматизированной системы учета проката". На базе одного из кинотеатров сети в настоящий момент отлаживается техническое и программное обеспечение. Вся необходимая информация передается в Министерство культуры. В свою очередь, как было сказано выше, "Синема парк" уже работает с Rentrak, к системе также планируют подключиться "Формула кино", "Кронверк" и "Киностар". Поэтому, если ситуация станет развиваться подобным образом, то в России будет не единая система учета билетов, а всего лишь две конкурирующие модели. Как иронизирует один из экспертов, будет забавно, если их данные разойдутся в два раза.По мнению экспертов, не исключен также вариант, что государство может обязать крупные сети кинотеатров работать с ЕАИС. В таком случае тем, кто сотрудничает с Rentrak, придется подключиться и ко второй системе. Участники рынка не уверены, насколько государство способно вмешиваться в прокатный бизнес. Как заметил Олег Березин из "Невафильм", Министерство культуры не должно заниматься регулированием сферы кинопоказа. "Государство оказывает поддержку кинематографу и должно знать, сколько билетов продано. Тогда почему они не контролируют, сколько продано, к примеру, DVD?" - говорит эксперт. По его мнению, задача властей - согласиться с выбором киносообщества. "Государство уже пыталось вмешаться, к примеру, несколько лет назад, когда был создан "Роскинопрокат" для строительства кинотеатров. Выделены огромные суммы. Где теперь эта сеть? Построено 15 залов, а планировалось 150", - рассказывает Сергей Лавров.
   Как полагают эксперты, скорее всего, закон будет доработан и принят, однако он "завязнет" в плане практической реализации. Кинотеатры не рады введению этой системы, потому что именно они станут "объектом приложения" новшества. "Мы и так отлично представляем, сколько собирают конкуренты. Дистрибьюторы должны в первую очередь составить черный список кинотеатров, одна проверка - и все будет ясно. Исключить их из списка первого экрана, и они закроются", - говорит Кирилл Иванов. По словам Олега Березина, укрывание сборов - это коррупция, и нужно всего лишь проверить два десятка кинотеатров. Однако при многочисленных "но" сама идея учета сборов никем из участников рынка под сомнение не ставится, вопрос только в том, охватит ли она все 100% рынка. "Если система будет введена, то это должно быть во всех кинотеатрах, иначе не имеет смысла, а у нас 50% откажутся", - считает Кирилл Иванов. Ведь Налоговый и Гражданский кодексы не предусматривают обязанности кинотеатров использовать ЕАИС.

АНАСТАСИЯ МАРКИНА

Журнал "Компания"
17.12.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов