Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Краткосрочная ностальгия

Возрожденный магазин сети «Океан», по мнению экспертов, – скорее декорация к рекламному ролику, нежели удачный старт жизнеспособного формата. Покупатели пока думают иначе

Недавно открывшийся в Петербурге магазин «Океан» с манящей надписью «тот самый» находится в пяти минутах ходьбы от станции метро «Комендантский проспект». Несмотря на то что это конечная станция ветки метрополитена, сюда съезжается народ со всех районов и пригородов Северной столицы – поглазеть на возрожденный магазин, а заодно сравнить ассортимент с былым разнообразием канувшей в Лету сети.

Напомним, что возрождение сети «Океан» – один из пунктов федеральной целевой программы реформы рыбной отрасли, которая призвана вернуть рыбу на прилавки страны и возродить интерес россиян к дарам моря. Концепцию развития розничной сети с упором на идею формирования централизованной системы поставок живой продукции от производителя потребителю без посредников Росрыболовство озвучило давно. Но только в первых числах ноября проект сдвинулся с мертвой точки. Видимо, на то были свои причины.

Без энтузиазма

Специально под проект «Океан» была создана компания «Рыбный магазин», аффилированная с двумя рыбохозяйствами, выращивающими и перерабатывающими рыбу в Карелии и Ростовской области. Инвестиции в организацию первого магазина оцениваются в 20 млн рублей. Причем поддержка чиновников в плане подбора помещений и льготных арендных ставок пока не понадобилась. Предложенные ими помещения, по словам руководителя «Рыбного магазина» Романа Черствова, не отличались высокой проходимостью, и пришлось самостоятельно искать подходящее место по рыночной ставке. Однако в дальнейшем помощь городских властей может пригодиться: до конца года планируется открытие второго «Океана», в течение 2010?го – еще девяти точек. Для окупаемости проекта в Петербурге необходимо открыть десять магазинов в разных районах.

Всего к концу 2012 года должно быть создано 250 магазинов в 47 регионах страны. Хотя уже сейчас отмечается, что инициатива по организации рыбных магазинов в формате, предложенном Росрыболовством, не везде встречена с восторгом. В Калининградской области муниципалитеты отказались предоставить помещения в аренду местному Министерству сельского хозяйства и рыболовства, в связи с чем открытие торговых точек было отложено. В Мурманске подчеркивались другие причины: отсутствие специализированных судов по доставке живой рыбы, прибрежной инфраструктуры резервных емкостей, а также бюрократические преграды при организации розничной продажи живой рыбы.

Параллельно Росрыболовство намерено развивать в Москве и Петербурге выездную торговлю рыбой с машин, а также рыбный фастфуд. Киоски с недорогими салатами и сэндвичами из морепродуктов будут располагаться у школ, институтов и других заведений. Идея создания передвижных торговых точек возникла не случайно: проблема со свободными помещениями в столицах налицо. Также очевидно, что такой формат связан с меньшим уровнем вложений и быстрой окупаемостью.

Впрочем, проблемы могут возникнуть в связи с дефицитом передвижных тонаров (очередь на киоски – на два месяца вперед) и собственно рыбы. Глава Росрыболовства Андрей Крайний отмечает, что рекордный улов этого года – почти 3 млн тонн – так и не дошел до двух столиц, так как инфраструктура оказалась не готова: холодильников не хватает, а перевозки и двухдневная доставка свежей рыбы в киоски слишком дороги.

Правительство Петербурга ранее также анонсировало ряд мер по изменению существующей рыбной политики: проведение с 2011 года ярмарки рыбных ресурсов, создание специального межрегионального рыбного рынка, а также крупного таможенно-логистического центра, ввод которого в эксплуатацию запланирован на этот год.

Мы соскучились

«Гостям города этого не понять, а вот петербуржцы действительно соскучились по старому доброму „Океану“, существовавшему в Ленинграде в незапамятные для многих времена, – описывает администратор первого магазина сети (между прочим, работавшая и в ленинградском магазине) Нина Сидорова. – Не случайно к нам приезжают и из Пушкина, и из Колпино, оставляют адреса, где хотели бы иметь свой рыбный магазин, пишут отзывы в книге предложений и включают туда группы товаров, которых пока в нашем ассортименте нет. Учитывая подобные рекомендации, мы планируем обновлять перечень продуктов».

Советский бренд делает свое нехитрое дело. С первых дней после открытия ажиотаж не спадает: покупатели выбирают товар, сопоставляют ценники, рассматривают гигантских камчатских крабов, готовых перескочить через аквариумное стекло. Удовлетворить удается даже придирчивых пенсионеров – именно они составляют подавляющее большинство покупательского потока в первой половине дня. «Поначалу они приходят, что называется, с атомной бомбой, но уходят – словно растаяли. И больше не кусаются», – рассказывает Нина Сидорова. Средний чек в это время, по словам главного кассира, вполне объяснимо не поднимается выше 300?500 рублей. Хорошо идут свежемороженое филе хека, пангасиуса, судака, минтая, карельская форель, а также слабосоленая сельдь. Причем замороженное филе хека (0,5 кг) здесь стоит 97,5 рубля, тогда как в расположенной напротив «Пятерочке», славящейся низкими ценами, – 122,6 рубля.

К вечеру подтягивается более обеспеченная аудитория, представители которой вполне могут себе позволить и пресловутые королевские креветки (на развес – 238,5 рубля за 1 кг, а упакованные по акции – 245 вместо 300 рублей за 0,8 кг), и живых крабов (2,2 тыс. рублей за 1 кг), и лягушачьи лапки с улитками по-бургундски в придачу.

К слову, спрос на морепродукты, несмотря на постепенно угасающий интерес к японской и тайской кухне, где они активно используются, стремительно распространяется в массах, что, к слову, вполне естественно для всякого рода деликатесов. Закономерно падают цены на мидии, осьминогов и на самый популярный продукт – разномастные креветки. В «Океане», кстати, на хит продаж действует особое предложение: развесные креветки – всего по 89,9 рубля за 1 кг (в «Пятерочке» – 134,3 рубля).

Рекламы для

Кстати, говоря о ценах, которые по проекту должны быть существенно ниже предложения конкурентов (в особенности сетевых ритейлеров), Нина Сидорова постоянно делает акцент на акции. И все бы ничего, да только акциям свойственно скоро заканчиваться. Да и длительность всего эксперимента с социальными функциями «Океана», который уже окрестили краткосрочным рекламным ходом, вызывает массу сомнений.

Пока «Рыбному магазину» удается сократить цепочку образования стоимости: есть надежные связи, за счет поддержки городской администрации договоры заключаются на особых условиях, да и сама компания аффилирована с поставщиками. Сейчас наценка на рыбу не превышает 15%, но конкуренты предполагают, что эта рекламная акция завершится, когда у владельцев закончится своя рыба и придется закупать продукцию у других поставщиков. Так, сейчас выгодно брать рыбу в Карелии, где ведется ее массовый лов, но в середине января он закончится и придется обращаться к другим производителям, что приведет к подорожанию минимум на 20%.

Рыбные хозяйства просто не могут выжить без посредников и напрямую с сетями никогда не работают. Это связано прежде всего с неготовностью ритейлеров к предоплате (необходимому условию выживания промысловиков) и несопоставимыми сроками реализации продукции. Важно, чтобы кто-то закупал рыбу большими партиями, а далее реализовывал меньшими в рознице. Такая схема приводит к дополнительной наценке 15?20%. Причем эти затраты уменьшаются, но полностью не исчезают, даже если производитель самостоятельно реализует свою продукцию.

Группа Talex, крупный дистрибутор рыбы и морепродуктов (занимает на российском рынке оптовых продаж рыбы 2?3%), вознамерившаяся в 2006 году занять место сети «Океан», к идее Росрыболовства относится скептически. «Основное заявленное преимущество сети – уровень цен ниже оптовых. Учитывая текущую структуру рыбной отрасли в масштабах страны и мира, понятно, что добиться этого практически невозможно. Вызывает сомнение и то, что такая концепция сможет заинтересовать поставщиков», – аргументирует заместитель главы российского представительства Talex Holdings, ApS. по инвестиционным проектам Тамара Сваринская.

Пока же администрация магазина отмечает только позитивные тенденции спроса и увеличение товарооборота и особенно надеется на традиционный рост потребления рыбы к Новому году.

Где живут «рыбоеды»?

Согласно Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ, к 2020 году планируется увеличить долю отечественной рыбопродукции на внутреннем рынке с 67 до 85%, а также удвоить годовой вылов биоресурсов (до 6,5 млн тонн), повысив объемы производства рыбопродукции до 5,2 млн тонн. Для этого потребление рыбы должно увеличиться с 16 до 28 кг на человека в год. С кризисом потребление россиянами даров моря осталось на прежнем уровне. При этом наблюдаются региональные отличия в специфике спроса. Если в Мурманске, Архангельске и Калининграде «рыбоедство» считается явлением традиционным, то в Петербурге и Ленобласти к рыбе относятся весьма нейтрально: по оценкам специалистов, в среднем потребление морепродуктов в регионе не превышает 10 кг в год при их постоянном присутствии на рынке. А, к примеру, в средней полосе России, где развито речное рыболовство, с сокращением уловов во внутренних водоемах более чем в два раза с 1991 года общий объем допустимых уловов осваивается только наполовину.

Кстати, представители Talex утверждают, что именно незначительная потребительская аудитория в условиях кризиса не позволила проекту выйти на окупаемость. «Истинных „рыбоедов“ в стране не более 4?6%», – уточняет Тамара Сваринская. В результате, при том что в планах компании было заявлено открытие 40 точек в Петербурге и до 100 в Москве и области, до стадии открытия дошли лишь пять петербургских магазинов, после чего проект был приостановлен.

С возвращением!

Летом этого года руководители Talex отмечали, что планируют развивать розничное направление в двух форматах: специализированные магазины «Рыба – мясо» и торговые точки по продаже замороженных продуктов «В розницу по оптовым ценам» (у Talex есть свои складские терминалы, на которых сконцентрированы крупнейшие поставщики).

С улучшением условий и, видимо, опираясь на утверждение руководителя центра общественных связей Росрыболовства Александра Савельева об увеличении потребления рыбы, Talex возобновляет развитие розничного бизнеса. По прогнозу Росрыболовства, продажи рыбы и морепродуктов в России с 2009?го по 2012 год увеличатся минимум на 21%.

В планах Talex – три торговых формата: традиционные магазины, рыбные супермаркеты и автолавки. Предполагается открытие 10?15 магазинов под маркой «Полюс» площадью 200?300 кв. м в Петербурге и еще 15?20 – в Москве. Рыба и морепродукты будут занимать около 70% торговой площади, на оставшихся 30% разместятся мясо, полуфабрикаты, овощи и фрукты. Запуск первого супермаркета запланирован на конец 2010?го – начало 2011 года. Всего их будет один-три в Петербурге и три-пять в Москве. На площади от 1 до 1,5 тыс. кв. м – исключительно рыба и морепродукты: от 3 до 5 тыс. позиций живой и охлажденной рыбы. В конце 2010 года, как предполагается, появятся первые автолавки – 15?20 точек в Петербурге и Ленобласти плюс 30?40 – в Подмосковье. Ассортимент будет включать до 40 рыбных позиций и 70 видов морепродуктов.

По мнению игроков рынка, рентабельность специализированных магазинов (в том числе – ориентированных на свежезамороженные продукты) по сравнению с магазинами широкого профиля сомнительна – они могут привлечь разве что узкую группу гурманов. Зато прибыльность автолавок более очевидна.

О том, что в стране наметилась положительная тенденция к росту объема рыбного рынка, Александр Савельев заявил в октябре, накануне открытия в Москве международной рыбохозяйственной выставки Interfish, подчеркнув, что рыба для российского потребителя становится заменителем мяса и одновременно «продолжается неуклонное падение импорта рыбы и морепродуктов – зарубежная продукция успешно замещается отечественной».

В сентябре 2009 года по сравнению с сентябрем 2008?го импорт рыбы сократился на 24,8%, или на 48,1 млн долларов. По данным таможенной статистики, с января по август 2009 года импорт свежей и мороженой рыбы снизился до 487 тыс. тонн (на 5,4%), тогда как за восемь месяцев 2008 года по сравнению с таким же периодом 2007?го отмечался рост на 6,8%.

Санкт-Петербург

Ксения Воронина

Журнал "Эксперт"
15.12.2009



Ковры шерсть, ковры за 4300 рублей на сайте 5000kovrov.ru.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2017, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов