Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Краткосрочная ностальгия

Возрожденный магазин сети «Океан», по мнению экспертов, – скорее декорация к рекламному ролику, нежели удачный старт жизнеспособного формата. Покупатели пока думают иначе

Недавно открывшийся в Петербурге магазин «Океан» с манящей надписью «тот самый» находится в пяти минутах ходьбы от станции метро «Комендантский проспект». Несмотря на то что это конечная станция ветки метрополитена, сюда съезжается народ со всех районов и пригородов Северной столицы – поглазеть на возрожденный магазин, а заодно сравнить ассортимент с былым разнообразием канувшей в Лету сети.

Напомним, что возрождение сети «Океан» – один из пунктов федеральной целевой программы реформы рыбной отрасли, которая призвана вернуть рыбу на прилавки страны и возродить интерес россиян к дарам моря. Концепцию развития розничной сети с упором на идею формирования централизованной системы поставок живой продукции от производителя потребителю без посредников Росрыболовство озвучило давно. Но только в первых числах ноября проект сдвинулся с мертвой точки. Видимо, на то были свои причины.

Без энтузиазма

Специально под проект «Океан» была создана компания «Рыбный магазин», аффилированная с двумя рыбохозяйствами, выращивающими и перерабатывающими рыбу в Карелии и Ростовской области. Инвестиции в организацию первого магазина оцениваются в 20 млн рублей. Причем поддержка чиновников в плане подбора помещений и льготных арендных ставок пока не понадобилась. Предложенные ими помещения, по словам руководителя «Рыбного магазина» Романа Черствова, не отличались высокой проходимостью, и пришлось самостоятельно искать подходящее место по рыночной ставке. Однако в дальнейшем помощь городских властей может пригодиться: до конца года планируется открытие второго «Океана», в течение 2010?го – еще девяти точек. Для окупаемости проекта в Петербурге необходимо открыть десять магазинов в разных районах.

Всего к концу 2012 года должно быть создано 250 магазинов в 47 регионах страны. Хотя уже сейчас отмечается, что инициатива по организации рыбных магазинов в формате, предложенном Росрыболовством, не везде встречена с восторгом. В Калининградской области муниципалитеты отказались предоставить помещения в аренду местному Министерству сельского хозяйства и рыболовства, в связи с чем открытие торговых точек было отложено. В Мурманске подчеркивались другие причины: отсутствие специализированных судов по доставке живой рыбы, прибрежной инфраструктуры резервных емкостей, а также бюрократические преграды при организации розничной продажи живой рыбы.

Параллельно Росрыболовство намерено развивать в Москве и Петербурге выездную торговлю рыбой с машин, а также рыбный фастфуд. Киоски с недорогими салатами и сэндвичами из морепродуктов будут располагаться у школ, институтов и других заведений. Идея создания передвижных торговых точек возникла не случайно: проблема со свободными помещениями в столицах налицо. Также очевидно, что такой формат связан с меньшим уровнем вложений и быстрой окупаемостью.

Впрочем, проблемы могут возникнуть в связи с дефицитом передвижных тонаров (очередь на киоски – на два месяца вперед) и собственно рыбы. Глава Росрыболовства Андрей Крайний отмечает, что рекордный улов этого года – почти 3 млн тонн – так и не дошел до двух столиц, так как инфраструктура оказалась не готова: холодильников не хватает, а перевозки и двухдневная доставка свежей рыбы в киоски слишком дороги.

Правительство Петербурга ранее также анонсировало ряд мер по изменению существующей рыбной политики: проведение с 2011 года ярмарки рыбных ресурсов, создание специального межрегионального рыбного рынка, а также крупного таможенно-логистического центра, ввод которого в эксплуатацию запланирован на этот год.

Мы соскучились

«Гостям города этого не понять, а вот петербуржцы действительно соскучились по старому доброму „Океану“, существовавшему в Ленинграде в незапамятные для многих времена, – описывает администратор первого магазина сети (между прочим, работавшая и в ленинградском магазине) Нина Сидорова. – Не случайно к нам приезжают и из Пушкина, и из Колпино, оставляют адреса, где хотели бы иметь свой рыбный магазин, пишут отзывы в книге предложений и включают туда группы товаров, которых пока в нашем ассортименте нет. Учитывая подобные рекомендации, мы планируем обновлять перечень продуктов».

Советский бренд делает свое нехитрое дело. С первых дней после открытия ажиотаж не спадает: покупатели выбирают товар, сопоставляют ценники, рассматривают гигантских камчатских крабов, готовых перескочить через аквариумное стекло. Удовлетворить удается даже придирчивых пенсионеров – именно они составляют подавляющее большинство покупательского потока в первой половине дня. «Поначалу они приходят, что называется, с атомной бомбой, но уходят – словно растаяли. И больше не кусаются», – рассказывает Нина Сидорова. Средний чек в это время, по словам главного кассира, вполне объяснимо не поднимается выше 300?500 рублей. Хорошо идут свежемороженое филе хека, пангасиуса, судака, минтая, карельская форель, а также слабосоленая сельдь. Причем замороженное филе хека (0,5 кг) здесь стоит 97,5 рубля, тогда как в расположенной напротив «Пятерочке», славящейся низкими ценами, – 122,6 рубля.

К вечеру подтягивается более обеспеченная аудитория, представители которой вполне могут себе позволить и пресловутые королевские креветки (на развес – 238,5 рубля за 1 кг, а упакованные по акции – 245 вместо 300 рублей за 0,8 кг), и живых крабов (2,2 тыс. рублей за 1 кг), и лягушачьи лапки с улитками по-бургундски в придачу.

К слову, спрос на морепродукты, несмотря на постепенно угасающий интерес к японской и тайской кухне, где они активно используются, стремительно распространяется в массах, что, к слову, вполне естественно для всякого рода деликатесов. Закономерно падают цены на мидии, осьминогов и на самый популярный продукт – разномастные креветки. В «Океане», кстати, на хит продаж действует особое предложение: развесные креветки – всего по 89,9 рубля за 1 кг (в «Пятерочке» – 134,3 рубля).

Рекламы для

Кстати, говоря о ценах, которые по проекту должны быть существенно ниже предложения конкурентов (в особенности сетевых ритейлеров), Нина Сидорова постоянно делает акцент на акции. И все бы ничего, да только акциям свойственно скоро заканчиваться. Да и длительность всего эксперимента с социальными функциями «Океана», который уже окрестили краткосрочным рекламным ходом, вызывает массу сомнений.

Пока «Рыбному магазину» удается сократить цепочку образования стоимости: есть надежные связи, за счет поддержки городской администрации договоры заключаются на особых условиях, да и сама компания аффилирована с поставщиками. Сейчас наценка на рыбу не превышает 15%, но конкуренты предполагают, что эта рекламная акция завершится, когда у владельцев закончится своя рыба и придется закупать продукцию у других поставщиков. Так, сейчас выгодно брать рыбу в Карелии, где ведется ее массовый лов, но в середине января он закончится и придется обращаться к другим производителям, что приведет к подорожанию минимум на 20%.

Рыбные хозяйства просто не могут выжить без посредников и напрямую с сетями никогда не работают. Это связано прежде всего с неготовностью ритейлеров к предоплате (необходимому условию выживания промысловиков) и несопоставимыми сроками реализации продукции. Важно, чтобы кто-то закупал рыбу большими партиями, а далее реализовывал меньшими в рознице. Такая схема приводит к дополнительной наценке 15?20%. Причем эти затраты уменьшаются, но полностью не исчезают, даже если производитель самостоятельно реализует свою продукцию.

Группа Talex, крупный дистрибутор рыбы и морепродуктов (занимает на российском рынке оптовых продаж рыбы 2?3%), вознамерившаяся в 2006 году занять место сети «Океан», к идее Росрыболовства относится скептически. «Основное заявленное преимущество сети – уровень цен ниже оптовых. Учитывая текущую структуру рыбной отрасли в масштабах страны и мира, понятно, что добиться этого практически невозможно. Вызывает сомнение и то, что такая концепция сможет заинтересовать поставщиков», – аргументирует заместитель главы российского представительства Talex Holdings, ApS. по инвестиционным проектам Тамара Сваринская.

Пока же администрация магазина отмечает только позитивные тенденции спроса и увеличение товарооборота и особенно надеется на традиционный рост потребления рыбы к Новому году.

Где живут «рыбоеды»?

Согласно Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ, к 2020 году планируется увеличить долю отечественной рыбопродукции на внутреннем рынке с 67 до 85%, а также удвоить годовой вылов биоресурсов (до 6,5 млн тонн), повысив объемы производства рыбопродукции до 5,2 млн тонн. Для этого потребление рыбы должно увеличиться с 16 до 28 кг на человека в год. С кризисом потребление россиянами даров моря осталось на прежнем уровне. При этом наблюдаются региональные отличия в специфике спроса. Если в Мурманске, Архангельске и Калининграде «рыбоедство» считается явлением традиционным, то в Петербурге и Ленобласти к рыбе относятся весьма нейтрально: по оценкам специалистов, в среднем потребление морепродуктов в регионе не превышает 10 кг в год при их постоянном присутствии на рынке. А, к примеру, в средней полосе России, где развито речное рыболовство, с сокращением уловов во внутренних водоемах более чем в два раза с 1991 года общий объем допустимых уловов осваивается только наполовину.

Кстати, представители Talex утверждают, что именно незначительная потребительская аудитория в условиях кризиса не позволила проекту выйти на окупаемость. «Истинных „рыбоедов“ в стране не более 4?6%», – уточняет Тамара Сваринская. В результате, при том что в планах компании было заявлено открытие 40 точек в Петербурге и до 100 в Москве и области, до стадии открытия дошли лишь пять петербургских магазинов, после чего проект был приостановлен.

С возвращением!

Летом этого года руководители Talex отмечали, что планируют развивать розничное направление в двух форматах: специализированные магазины «Рыба – мясо» и торговые точки по продаже замороженных продуктов «В розницу по оптовым ценам» (у Talex есть свои складские терминалы, на которых сконцентрированы крупнейшие поставщики).

С улучшением условий и, видимо, опираясь на утверждение руководителя центра общественных связей Росрыболовства Александра Савельева об увеличении потребления рыбы, Talex возобновляет развитие розничного бизнеса. По прогнозу Росрыболовства, продажи рыбы и морепродуктов в России с 2009?го по 2012 год увеличатся минимум на 21%.

В планах Talex – три торговых формата: традиционные магазины, рыбные супермаркеты и автолавки. Предполагается открытие 10?15 магазинов под маркой «Полюс» площадью 200?300 кв. м в Петербурге и еще 15?20 – в Москве. Рыба и морепродукты будут занимать около 70% торговой площади, на оставшихся 30% разместятся мясо, полуфабрикаты, овощи и фрукты. Запуск первого супермаркета запланирован на конец 2010?го – начало 2011 года. Всего их будет один-три в Петербурге и три-пять в Москве. На площади от 1 до 1,5 тыс. кв. м – исключительно рыба и морепродукты: от 3 до 5 тыс. позиций живой и охлажденной рыбы. В конце 2010 года, как предполагается, появятся первые автолавки – 15?20 точек в Петербурге и Ленобласти плюс 30?40 – в Подмосковье. Ассортимент будет включать до 40 рыбных позиций и 70 видов морепродуктов.

По мнению игроков рынка, рентабельность специализированных магазинов (в том числе – ориентированных на свежезамороженные продукты) по сравнению с магазинами широкого профиля сомнительна – они могут привлечь разве что узкую группу гурманов. Зато прибыльность автолавок более очевидна.

О том, что в стране наметилась положительная тенденция к росту объема рыбного рынка, Александр Савельев заявил в октябре, накануне открытия в Москве международной рыбохозяйственной выставки Interfish, подчеркнув, что рыба для российского потребителя становится заменителем мяса и одновременно «продолжается неуклонное падение импорта рыбы и морепродуктов – зарубежная продукция успешно замещается отечественной».

В сентябре 2009 года по сравнению с сентябрем 2008?го импорт рыбы сократился на 24,8%, или на 48,1 млн долларов. По данным таможенной статистики, с января по август 2009 года импорт свежей и мороженой рыбы снизился до 487 тыс. тонн (на 5,4%), тогда как за восемь месяцев 2008 года по сравнению с таким же периодом 2007?го отмечался рост на 6,8%.

Санкт-Петербург

Ксения Воронина

Журнал "Эксперт"
15.12.2009



Ковры шерсть, ковры за 4300 рублей на сайте 5000kovrov.ru.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов