Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Лист ожидания

Умертвив нежизнеспособные тренды, кризис расчистил пространство для новых

"Разговоры о сексе повышают вероятность того, что он произойдет,— утверждал в конце прошлого года американский экономист Дэн Ариели.— Значит ли это, что мы, говоря о рецессии, сами ее и создаем?"

В уходящем году у человечества (особенно у той его части, что осталась без работы) было предостаточно времени, чтобы проверить это утверждение. Однако обсуждали люди (вне зависимости от того, материализуются наши слова или нет) не только негативные последствия мирового финансового кризиса. Такой вывод можно сделать, посмотрев на урожай бизнес-идей 2009 года.

В целом в уходящем году оптимистические настроения оказались сильнее пессимистических. 2009-й подарил нам несколько новых ярких трендов, а катастрофические ожидания второй волны кризиса, кровавых рек, вызванных ростом преступности, и новой смертоносной чумы XXI века не оправдались.

Чтобы наглядно продемонстрировать победу оптимизма, "Секрет фирмы" решил выявить самые значительные тренды, вступившие в свои права в 2009 году, а также явления, которые могли стать реальностью, но вместо этого оказались чьими-то неверными предположениями.


Успешные идеи
В 2009 году рынок бизнес-идей пережил небывалый подъем. Появились новые, полезные для бизнеса привычки, изменились представления о физическом пространстве, экологии и экономической ценности.

1. Твиттер-революции

Уходящий год показал, что социальные медиа стали революционной силой. Мем Twitter Revolution вошел в моду после беспорядков в Молдавии — с такой новостью вышли ведущие мировые СМИ. А хеш-тег #iranelection довершил появление целого общественного явления. Мир следил за выборами в Иране, получая последние новости из микроблогов, заменивших CNN. Чтобы поток сообщений не прерывался, Twitter даже пришлось отказаться от планового закрытия на техобслуживание.

2. Китайский потребитель

Чтобы выйти из кризиса, надо распечатать кубышку китайского потребления. Сегодня в ней спрятаны $3 трлн. Повод для оптимизма есть: за первые три квартала 2009 года ВВП Китая и объем розничных продаж выросли на 7,7% и 16,5% соответственно.

3. Пространственное мышление

Бум GPS-технологий изменил связь людей с окружающим миром. Приложение INAP разбудит на нужной остановке, Trapster предупредит о полицейских радарах, Amber Alert отследит местонахождение ребенка. Почему люди раньше не придавали геотрекингу такого значения?

4. Зеленый марш

Бросить Америке спасательный круг, надув экологический пузырь, должны зеленые технологии. Выделив на них $167 млрд, президент США перевел спасение планеты из категории подвига в разряд бизнес-задач. Бонус — новые, безопасные для окружающей среды технологии.

5. Часть целого

Доход от приложений Facebook в этом году — $0,5 млрд, оборот App Store — $1 млрд. Весной охоту на разработчиков открыла Nokia, запустив OviStore. Новая философия успеха — стань платформой или умри.

6. Деньги в игре

Победоносному шествию онлайн-игр, работающих по модели free-to-play (игра бесплатна, доход — от микроплатежей), мог помешать только кризис. Раньше объем этого рынка удваивался ежегодно — до $100 млн. Но и кризис не стал помехой. Побег в онлайн-миры обходится игроку от сотни рублей до тысяч долларов в месяц. Насколько это выгодно издателям, показывает компания "Аструм онлайн", вложив $12 млн в игру "Аллоды онлайн" и сделав ее свободной для скачивания.

7. Кейнс-стади

Если символом первого кризисного года был Карл Маркс, то второго — Джон Мейнард Кейнс. $787 млрд, выделенные американским Белым домом на стимулирование экономики, ознаменовали воскрешение кейнсианской идеи: когда население не тратит, экономике не обойтись без помощи государства.

8. Ни миллиметра без интернета

Дать мобильным пользователям возможность перемещаться по городу, не теряя интернет-соединения,— мечта, воплощенная в считанных мировых технологических центрах. С 2009 года благодаря сети WiMAX под брэндом Yota к ним присоединилась Москва.

9. Жизнь без винчестера

Большинство программ на жестких дисках наших компьютеров давно имеют онлайн-аналоги. Не хватало привычки. Кажется, она появилась. Двукратный рост продаж нетбуков и растущая популярность смартфонов (+13% в этом году) уверенно превращают философию "жизни без винчестера" из девиации в мейнстрим.

10. Закат доллара

До 2009 года, чтобы прослыть "фриком", экономист должен был предсказывать крах доллара и дефолт США. Сегодня маргиналами считают тех, кто обещает американской валюте долгую счастливую жизнь.


Идеи, которые не сработали
Когда кризис только начался, мы гадали, как он изменит мир. Не все прогнозы воплотились в жизнь — уходящий год был полон предотвращенных катастроф и упущенных возможностей.

1. Отмененный Армагеддон

"У США не насморк, а пневмония",— предупреждал в конце прошлого года экономист Нуриэль Рубини о грядущей второй Великой депрессии. Впору менять диагноз: уже во второй половине 2009 года мировая экономика начала выходить из кризиса.

2. Резиновая репутация

В 2001 году скандал с компанией Enron похоронил ее аудитора Arthur Andersen. В нынешний кризис устояли рейтинговые агентства, присваивавшие высокие рейтинги сомнительным бумагам. Удивится ли кто-нибудь, если Берни Мэдофф вернется в профессию?

3. Глобализация на марше

"Кризис сметет глобализацию,— заявил весной маститый профессор Принстонского университета Гарольд Джеймс.— Ее конец будет сопровождаться финансовой нестабильностью, протекционизмом и ксенофобией". Однако мир не распался на самодостаточные удельные княжества. А развитие интернет-технологий сделало жителей разных стран еще ближе друг к другу.

4. Всепобеждающая культура

В уходящем году российские магазины стали ареной борьбы между экономикой и культурой. Ожидалось, что падение потребительского спроса приведет к повышению качества сервиса в наших компаниях. Однако культура оказалась сильнее экономики — радикального улучшения качества обслуживания не произошло.

5. Спящие американцы

2009 год должен был породить новую модель потребления, старая — обмен труда на дешевый ширпотреб — доказала свою несостоятельность. Но американцы лишь затянули пояса. Осенью, когда закончился выкуп старых автомобилей, уровень потребления опять обвалился.

6. Ненужная приватность

"Google, собирая о нас информацию, нарушает нашу частную жизнь,— заявил СФ в августе экономист Тайлер Коуэн.— Нам нужен анонимный Google, который не будет записывать наши данные". Ирония судьбы в том, что на тот момент компания уже выпустила "анонимный" вариант своего поисковика. И это не сказалось на популярности основной версии.

7. Новая чума

Когда весной в Мексике был обнаружен "абсолютно новый" штамм гриппа, глава ВОЗ Маргарет Чен объявила тревогу, заявив об "угрозе здоровью международного масштаба". Но на деле свиной грипп оказался ненамного опаснее обычного сезонного.

8. Пиратская пробоина

В книге Free главный редактор журнала Wired Крис Андерсон предсказывал, что бесплатный контент продолжит становиться все более доступным. Однако закон против файлообмена, принятый в апреле в главном мировом пиратском гнезде — Швеции, позволил закрыть крупнейший в мире торрент-трекер The Pirate Bay и отправить его основателей в тюрьму.

9. Смерть "викиубийцы"

В середине прошлого года Google запустил предполагаемого "викиубийцу" — онлайн-энциклопедию Knol, построенную на принципе "одна статья — один автор". В этом году стало понятно, что альтернатива "Википедии" не нужна. Сегодня ежедневная аудитория англоязычного сегмента Knol в 100 раз меньше, чем у не самой популярной польской "Википедии".

10. Тихие безработные

Казалось бы, сжатие рынка труда в кризис должно способствовать росту предпринимательской активности, как это было в 1990-х. Однако в десятимиллионной Москве за I квартал 2009 года количество индивидуальных предпринимателей увеличилось лишь на 4 тыс. человек.

Дмитрий Лисицин

"Секрет фирмы"
10.12.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов