Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Кого ждет жизнь в шоколаде

Кондитерский рынок захватили иностранные концерны: лишь один отечественный производитель попадает в топ-5. Но передел не закончен благодаря структурным изменениям спроса, вызванным кризисом

Стадия агрессивного поглощения активов, направленного на наращивание своего присутствия, подошла к концу. Степень консолидации отрасли уже высока. Иностранные концерны выступили в роли «пылесосов» благодаря трем основным факторам. Во-первых, отрасль демонстрирует высокие показатели рентабельности. Специалисты аналитической компании «Экспресс-обзор» оценивают чистую маржу производства шоколада в 30–50%, а в целом по мучной кондитерской продукции – 10–20%. Во-вторых, сыграла позиция государства, которое не относит эту отрасль к стратегическим, впрочем, как и большую часть остального пищепрома. В-третьих, привлек стабильный рост шоколадного рынка. Росстат говорит, что выпуск кондитерских изделий в стране в 2008 году увеличился на 4% до 2,84 млн тонн. А «Экспресс-обзор» оценивает рост потребления в среднем на 8,9% за последние 4 года в натуральном выражении. Правда, в 2009-м темпы снизились, но все равно остаются в положительной области. Эксперты ожидают расширения рынка по 5% в год.

Активная консолидация началась с выхода в 2002 году американской Kraft Foods, ранее импортировавшей в Россию только чипсы и кофе. Компания мелочиться не стала, махом скупила весь европейский бизнес Stollwerk, в том числе кондитерскую фабрику в Покрове (Владимирская область) и брэнд Alpen Gold. Тремя годами позднее на российские просторы пришла норвежская Orkla, выкупив одного из крупнейших производителей кондитерских изделий «Сладко», а затем и петербургскую «Фабрику им. Крупской».

Ряд крупных приобретений произошел не так давно. В 2007-м Nestle получил Рузскую кондитерскую фабрику (с основными торговыми марками «Рузанна» и «Комильфо»), что обеспечило компании место в лидерах российского шоколадного рынка, а также позволило выйти в высокомаржинальный и стремительно развивавшийся до кризиса премиум-сегмент. Стоимость килограмма таких конфет в среднем втрое выше развесных и вдвое дороже батончиков и плиток. Затем Wrigley Company стала правообладателем брэнда «А. Коркунов», получив вместе с ним 16% сегмента шоколадных конфет в коробках.

Занялись стройкой.

После 5 лет консолидации активов для поглощения на рынке фактически не осталось: все, что можно, уже давно распродано и раскуплено. Правда, до России могут доноситься отголоски сделок на глобальном уровне. Сейчас весь мир наблюдает за борьбой за активы британского производителя шоколада Cadbury. В списке претендентов на покупку уже значатся четверо: американские концерны Kraft Foods и Hershey, итальянская Ferrero, а теперь швейцарская Nestle. Сторонам никак не удается сойтись в цене. Пока максимальной остается оценка от Kraft Foods, предложившей $16,8 млрд. А рыночная капитализация британского производителя уже превышает $18 млрд. В России Cadbury принадлежит две фабрики в Новгородской области: одна – по производству жевательной резинки Dirol, другая – по выпуску одноименных шоколадок.

Предсказуемая кризисная тенденция – сокращение премиум-сегмента. Вследствие стремления потребителей экономить произошел всплеск продаж недорогой продукции. В ответ кондитерские фабрики принялись расширять производство по выпуску более дешевого товара, стремясь захватить долю конкурента.

В условиях нехватки мощностей компаниям нечего делать, кроме как их строить. Orkla возводит в Санкт-Петербурге второй цех по производству недорогих шоколадок, украинская Roshen вводит очередной конвейер по выпуску карамели и помадок в Липецке, а Kraft Foods закончила строительство нового завода по производству печенья, шоколадок и кексов стоимостью 20 млн евро и мощностью 30 тыс. тонн в год в Собинском районе Владимирской области. Там же «Ферреро» планирует к концу года завершить строительство кондитерской фабрики. Кризис заставил итальянцев изменить первоначальные планы: раньше на фабрике планировалось запустить первой линию «Рафаэлло», затем «Киндер-шоколада», в итоге сошлись на шоколадной пасте. «Объединенные кондитеры» пытаются не отставать: в ближайшие 2–3 года концерн собирается модернизировать Воронежскую кондитерскую фабрику, вложив $250 млн в трехкратное увеличение мощностей (с 30 до 90–100 тыс. тонн шоколада и конфет в год).

Шоколадный дефицит.

Почти весь объем продаж шоколада на отечественном рынке обеспечивается продукцией, выпускаемой на территории России. Но отсутствие собственных плантаций какао-бобов делает отрасль зависимой от международной конъюнктуры, а также курсов валют. Правда, в разной степени: содержание какао в шоколадных изделиях колеблется в диапазоне от 30% до 70%.

С начала года цены на какао-бобы на мировом рынке выросли на 24%. А 20 ноября стоимость декабрьского фьючерса на какао на бирже Liffe достигла уровня в 2,19 тыс. фунтов за тонну, побив 20-летний максимум. По прогнозам экспертов, рост цен на этом не остановится. Аналитики Barclays Capital связывают их дальнейшее повышение с возможным восстановлением мировой экономики в следующем году, значит, с возрождением спроса на шоколадные изделия.

Нынешней причиной взлета котировок стали опасения, что темпы роста производства будут отставать от потребления. По данным посольства Франции в африканской республике Кот д’Ивуар, на которую приходится 40% мирового предложения какао-бобов, производство в 2009/10 маркетинговом году (начался с 1 октября) может сократиться более чем на 100 тыс. тонн, после уменьшения на 200 тыс. тонн в 2008/09. Эксперты опасаются, что урожай со старых деревьев в стране будет еще меньше, чем в прошлом сезоне, а для посадки новых растений у фермеров Кот д’Ивуара нет денег. Плюс скажется нехватка удобрений.

Эксперты о перспективах шоколада

Максим Клягин, аналитик «Финам Менеджмент»:
– Рынок шоколада традиционно не отличается высокой эластичностью спроса, что является причиной его высокой устойчивости. Но в условиях снижения платежеспособности он переживает ощутимое падение. Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, рынок сохраняет существенный потенциал роста. На этом фоне расширение производственных мощностей крупными игроками выглядит вполне обоснованно. В условиях кризиса компания может заключить достаточно выгодную для себя сделку с существенным дисконтом к докризисным уровням цен, обеспечив себе усиление позиций на рынке.

Ольга Самарец, аналитик «Проспекта»:
– Потребители сокращают расходы на товары не первой необходимости, к которым относятся и шоколадные изделия. Поэтому перспективы рынка связаны, прежде всего, с поведением покупателей. По мере восстановления доходов будет расти спрос и на шоколад. Однако, помимо снижения спроса в текущем году ситуация на рынке сильно осложнилась из-за существенного повышения цен на какао-бобы. А стоимость сырья для российских производителей увеличилась еще больше из-за девальвации рубля. Все это давит на рентабельность компаний.





Анна Золотая

ФИНАНС.
03.12.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов