Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Все равно дешево

Минимальная розничная цена на водку может стать началом масштабных мер по борьбе c нелегальным рынком алкоголя и с пьянством

89 рублей за пол-литра — такова цена самой дешевой водки, которую с 1 января 2010 года устанавливает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. По мнению инициаторов введения минимальной цены на водку, эта мера позволит уменьшить теневой оборот крепкого алкоголя.

Проблема нелегальной водки и суррогатов давно волнует правительство, которое регулярно недобирает средства в казну от продажи крепких напитков. Причем с каждым годом количество серой продукции увеличивается. «Ситуация на рынке алкоголя вопиющая — объемы продаж нелегальной продукции почти сопоставимы с легальными оборотами», — говорит директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз. По его подсчетам, за 2009 год в нашей стране будет выпито порядка 1 млрд литров легальной водки и ликеро-водочных изделий, 800 млн литров нелегальных спиртных напитков и 600–650 млн литров суррогатов.

Минимальную розничную цену на водку в нашей стране устанавливают впервые. Разговоры об этом участники рынка вели уже давно, но ни одно из принятых решений так и не приобрело юридической силы. Нынешним летом депутатам все-таки удалось подсчитать цену на водку и написать рекомендательное письмо, которое послужило ориентиром для законопроекта. «Чтобы получить себестоимость самой дешевой бутылки водки экономкласса, мы направили запросы на ликеро-водочные заводы в самых разных регионах страны», — рассказывает председатель экспертного совета по алкоголю Госдумы Михаил Блинов. По его словам, основная часть себестоимости одной бутыли водки состоит из суммы обязательных платежей — акциз, НДС и специальная марка стоят почти 50 рублей. Цена самой бутылки и минимальная маржа производителей — порядка 20 рублей. Сюда следует прибавить надбавки опта и розницы — еще около 15 рублей. Получившиеся в результате 89 рублей, одобренные Федеральной службой по регулированию алкоголя, учитывают еще и инфляционные издержки.

Борьба с тенью

Новая мера, устанавливающая минимальную стоимость водки на прилавках магазинов, не ликвидирует весь нелегальный рынок, но поможет сократить его. Основное, на чем выигрывали нелегалы, — ценовое преимущество, которое позволяло им быстро сбывать свою продукцию. По замыслу разработчиков проекта теперь игроки рынка будут поставлены в равные условия. По этой причине скорость реализации продукции тех, кто раньше не отчислял обязательные платежи государству, должна упасть в десятки раз и снизить доходность бизнеса.

Впрочем, рассуждения участников рынка о минимальной цене на водку неоднозначны. Большинство производителей отмечают, что новая мера своевременна и действительно благотворно скажется на производителях, в первую очередь на тех, кто работает в дешевом рыночном сегменте. В то же время нововведение вряд ли напрямую затронет крупнейших игроков рынка. Как правило, они выпускают водку в среднем и премиальном сегментах, не конкурируя с нелегальной продукцией. Для таких компаний минимальная цена будет служить лишь ориентиром, отражающим оптимальную минимальную стоимость их продукции.

«Основные наши марки стоят дороже ста рублей, поэтому наша компания не ощутит изменений, — говорит директор по корпоративным коммуникациям компании “Алкогольные заводы Гросс” Василий Дмитриев. — Но если мы решим выпускать простые водки в самом доступном сегменте, вот тогда нам как легальным производителям законодательная инициатива будет на руку».

Переходим с водки на вино

Для большинства стран мира установление минимальной цены на алкогольные напитки — нонсенс, это нерыночная мера. Однако для России с ее высокой долей нелегальной продукции и характерным северным типом потребления, то есть в основном крепких спиртных напитков, подобное нововведение является вынужденным. При установлении минимальной цены наша страна опирается на опыт соседней Украины, имеющей проблемы, сходные с российскими. Там более строгие правила регулирования рынка, вплоть до госмонополии на производство этилового спирта. По мнению Михаила Блинова, установление минимальной цены на алкогольные напитки на Украине оказалось самой эффективной мерой в борьбе против нелегальной продукции. «Выполнение этой меры контролируется не только госорганами, но и самим обществом, — говорит Михаил Блинов. — Население, зная минимальную цену на водку, будет сообщать о нарушениях. Это будет помогать контролирующим органам. По закону они могут проверять предприятия малого бизнеса, где в основном и продается нелегальная водка, лишь раз в два года, а по заявлениям граждан — хоть каждый день».

Впрочем, некоторые участники рынка считают, что на Украине мероприятие с установлением минимальной цены на водку провалилось. Там эту меру регулирования алкогольного рынка подкосило резкое повышение акцизных ставок. «Сегодня на Украине минимальная цена пол-литра водки в пересчете на наши деньги составляет 63 рубля, но для них это очень высокая цена, которая сломала весь рынок. Начиная с июля этого года там колоссальными темпами падает производство, потому что для многих водка стала недоступной», — говорит Вадим Дробиз. Но нам опасаться такого сценария не следует: Минфин РФ предусмотрел плавное повышение акцизов в течение трех последующих лет.

Между тем одно лишь установление минимальной цены на водку не спасет весь алкогольный рынок от нелегальной продукции. В правительстве сейчас обсуждаются и другие меры — например, ответственность за соблюдение минимальной цены для розничной торговли, ужесточение лицензирования производства, совершенствование ЕГАИС. «Помимо тех шагов, которые предпринимаются сейчас государством, на наш взгляд, было бы эффективным усилить уголовную ответственность за подделку акцизных марок и сделать ее равной подделке денежных знаков», — предлагает PR-директор компании «Синергия» Прохор Малютин.

Но самая важная проблема, о которой говорят участники рынка, — неправильный подход к алкогольному рынку. Государство в большей степени преследует цель избавиться от теневого оборота, нежели качественно контролировать рынок на всех уровнях, в том числе в отношении употребления спиртных напитков. Участники рынка уже созрели для того, чтобы задуматься о влиянии алкоголя на здоровье людей. Они говорят об ограничении продажи своих продуктов — по времени, месту, возрасту. Говорят о том, что следует в целом изменить структуру потребления в пользу вина, поддерживать развитие натурального виноделия в стране.

Следует заметить, что даже при минимальной цене 89 рублей за бутылку водка все равно остается очень дешевой по сравнению с советскими временами. «Водка сегодня стоит неприлично дешево, в пересчете к стоимости потребительской корзины и к зарплатам в пять раз дешевле, чем в восьмидесятые годы. Сегодня водка должна стоить не меньше 300 рублей за бутылку», — говорит Николай Полуэктов, коммерческий директор компании «Самогон». В последние годы цены на хлеб, да и на другие продукты, например мясные изделия, растут гораздо сильнее, чем на водку. И без дальнейшего ужесточения ценовой политики методами одной лишь социальной рекламы убедить население поменять образ жизни будет крайне сложно.


Софья Инкижинова

Журнал "Эксперт"
02.12.2009



по минимальной стоимости автоматизация торговли
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов