Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Фактор победы

Развитие рынка факторинга продолжится за счет продуктовых сетей

На фоне снижения платежеспособного спроса конкуренция на потребительском рынке ужесточается, поэтому для поставщиков особенно важно сохранить свое место на полке, а возможно, и отвоевать новые позиции. Но если до кризиса взаимоотношения с сетями и работа в условиях отсрочек платежей поддерживались в основном за счет кредитования оборотных средств, то сегодня этот инструмент многим недоступен. По словам участников рынка, постепенно растет число поставщиков сетей, пользующихся факторингом.

В сфере продуктового ритейла основная задача факторинга – компенсировать разрыв, вызванный распространенными в современных формах торговли отсрочками платежей: поставщик получает оплату товара не через один-четыре месяца, а сразу после отгрузки, что позволяет ему не испытывать трудностей с оборотными средствами. Ритейлер же перечисляет деньги непосредственно факторинговой компании. Так называемый закупочный факторинг очень популярен за рубежом и занимает там значительную долю всего рынка факторинговых услуг (до 40%). При этом банк может выступать фактически как посредник между ритейлером и поставщиком, беря на себя часть функций последнего.

«При факторинговом обслуживании банк выступает финансовым партнером как поставщика, так и покупателя, – рассказывает начальник управления факторинга филиала „Санкт-Петербургский“ Альфа-Банка Елена Ставицкая. – Поставщик при использовании факторингового обслуживания, во-первых, досрочно приобретает оборотные средства. Во-вторых, он получает услугу по управлению дебиторской задолженностью. По уступленным в банк требованиям банк осуществляет учет, контроль за своевременностью оплаты, сверки задолженности и другие услуги».

По словам Ставицкой, за свои услуги банк взимает с поставщика комиссии, аналогичные кредитованию юридических лиц: они устанавливаются банком индивидуально в зависимости от финансового состояния поставщика, объемов выплаченного финансирования, срока оборачиваемости задолженности и качества платежной способности покупателя.

Выбор поставщика

Эксперты отмечают, что спрос на факторинг постепенно растет. Объясняется это тем, что если еще недавно отсрочки платежей компенсировались кредитами банков (кредитные линии под залог товара в обороте, овердрафты), то сейчас эти инструменты поставщикам все сложнее привлечь. А факторинг, по сути, позволяет финансировать практически весь объем продаж (при условии качественной дебиторской задолженности).

«Мы, как и многие другие компании, неоднократно пользовались факторингом, – говорит генеральный директор Бокситогорского молочного завода Павел Рябинин. – Это довольно удобная схема, так как не требует залога. Стоимость услуги, правда, может составлять 24?40% годовых». Ритейлеры также отмечают, что все большее число поставщиков пользуются факторингом. «Что касается наших поставщиков, то еще осенью прошлого года, когда уже наблюдался кризис ликвидности, контрагенты практически не прибегали к этому финансовому инструменту, – вспоминает директор Северо-Западного филиала X5 Retail Group Александр Павлов. – Но в этом году наблюдается значительное увеличение операций по факторингу. На сегодняшний день, думаю, уже 5?7% наших партнеров пользуются этой услугой».

Кстати, ритейлеры также получают ряд преимуществ при переходе поставщика на факторинг: возможность запрашивать большие отсрочки по оплате поставленного товара, сверки с банком состояния задолженности и пр. Однако специфика факторинга состоит в том, что ритейлер не пользуется данной услугой сам, но именно от него зависит своевременный возврат средств. А ответственность за невозвраты ложится на поставщика, которому в этом случае грозят штрафные санкции. Поэтому пока основные потребители услуг факторинговых компаний – только поставщики крупных федеральных сетей. «У крупных сетей самые большие объемы поставок и самые большие отсрочки, – продолжает Павел Рябинин. – В то же время они отличаются четкостью платежей – риск несвоевременных выплат здесь минимален. При работе с сетями второго эшелона факторинг не использует почти никто, так как там выше риски несвоевременной оплаты и меньше объемы».

Ветер перемен

На сегодня факторинговое обслуживание в России осуществляют около 20 банков и специализированных компаний. Динамика роста рынка факторинга в течение нескольких лет была довольно высокой и достигала 20?50% в год. Кризис существенно сократил число игроков (например, обанкротился один из лидеров рынка банк «Еврокоммерц»), но оставшиеся начали постепенно наращивать обороты. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», в первом полугодии 2009 года рынок потерял порядка 50% от объемов первой половины 2008?го, составив около 170 млрд рублей. Однако к концу года ожидается, что отрасль отыграет часть падения за счет роста в четвертом квартале. Объем рынка по итогам второго полугодия 2009?го, по оценкам «Эксперта РА», превысит показатели соответствующего периода 2008?го и составит около 280 млрд рублей. При этом объем рынка по итогам 2009 года будет в границах 430?470 млрд рублей, что ниже показателей 2008?го на 22?29%.

«В 2009 году рынок факторинга заметно изменился, мы до сих пор наблюдаем его перераспределение между основными игроками, – отмечает управляющий представительства Русской факторинговой компании (РФК) в Санкт-Петербурге Павел Майоров. – По-прежнему сильна конкуренция между федеральными факторами, но появились и новые компании, претендующие на значительную долю рынка». По словам Майорова, особое влияние на отрасль оказало изменение структуры спроса на факторинговые услуги. При выборе факторинговой компании определяющей стала цена услуг. Вторая тенденция года – уход поставщиков от отсрочки. Многие производители и оптовики, которые раньше пользовались факторингом или брали кредиты в банках, в период кризиса перешли на предоплату и в данный момент не чувствуют потребности в дополнительных финансовых средствах.

Что касается петербургского рынка факторинга, то его участники считают, что у него неплохие перспективы: только в этом году на рынок вышло сразу несколько игроков. К примеру, в первом квартале 2009?го стартовал проект «ВТБ Факторинг» (ВТБ выкупил этот бизнес у компании «Траст»), с лета начал работу по факторинговому обслуживанию в Петербурге Альфа-Банк, на местный рынок вышла РФК, открыв здесь представительство, и т.д. Как отмечают участники рынка, усиление конкуренции уже позитивно сказалось на процентных ставках, а некоторые новые игроки предоставляют различные льготы при работе с определенными сетями.

Новая сила выживания

Факторинг может помочь компаниям потребительского сектора не только выжить, но и упрочить свои позиции, так как позволит сохранить место на полке, не испытывая трудностей с оборотными средствами. На фоне снижения платежеспособного спроса продвижение новых брендов продовольственных товаров заметно осложняется, а розничные сети в рамках стратегий, ориентированных на максимальное снижение издержек, в основном придерживаются политики сокращения ассортимента. С другой стороны, это время можно назвать хорошей возможностью для продвижения, ведь цены на многие услуги, например рекламные, заметно снижаются. «В условиях дефицита ликвидности, увеличения периодов отсрочки платежей по поставкам большинством розничных компаний факторинг довольно активно используется производителями и оптовиками, чтобы нивелировать риски увеличения дебиторской задолженности и обеспечить нормальное финансирование оборотного капитала», – отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Ожидается также, что факторинговые компании будут все больше ориентироваться на потребительский ритейл: многие секторы экономики потеряли по 20?50% оборота, в то время как на продуктовом рынке наблюдается относительная стабильность. «Наиболее привлекательным для факторинга остается рынок товаров повседневного спроса и пищевых продуктов – это самые активные на данный момент отрасли, – говорит Павел Майоров. – Кризис создал благоприятные условия для крупных производителей и поставщиков, желающих увеличить свою долю рынка, при этом собственные средства расходуются на укрупнение, а оперативная деятельность финансируется за счет факторинга. Такая ситуация наблюдается почти во всех сегментах потребительского рынка».   

Маргарита Арановская

Санкт-Петербург



Журнал "Эксперт"
24.11.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов