Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Очередь на битву с монстром

Третья компания Сергея Орловского будет делать онлайновые игры с функционалом социальных сетей

В 2007 году в России был создан самый большой альянс в сегменте онлайновых игр - Astrum Online Entertainment. Новоиспеченный холдинг сразу же занял 65%-ю долю рынка. Сергею Орловскому - основателю компании Nival Online, на базе которой и было образовано это объединение, стало тесно в новых условиях. Год назад он запустил новый проект - Nival Network, на этот раз с прицелом на мировой рынок.

 Рынок онлайновых игр в России пока еще очень молод, и объем его невелик - $162 млн (по данным iKS-Consulting за прошлый год). В Mail.ru считают, что сегмент MMORPG (massive multiplayer online role-playing game - массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр) в нашей стране по итогам 2009-го можно будет оценить в $130 - 150 млн. Несмотря на кризис, онлайн-играми заинтересовались непрофильные игроки. Так, "Уралсиб" разместил продакт-плейсмент в игру "Веселый фермер", популярную в социальной сети "Вконтакте". А Никита Шерман, "отец" "Одноклассников", заявил о намерении создавать онлайн-игры для соцсетей. Однако в этом сегменте уже есть свои серьезные лидеры. Один из них - Сергей Орловский, который занялся этим бизнесом еще в начале 90-х.

ВСЯ ЖИЗНЬ - ИГРА

   Первую свою компанию Nival Interactive (до середины 1998-го называлась Nival Entertainment) Орловский создал в 1996-м. Первый же его проект - "Аллоды", завоевал популярность, а игра Heroes of Might and Magic V долго была на верхних строчках мировых рейтингов. В 2005 году контрольный пакет компании был приобретен Enter1 Group за $10 млн. Но спустя два года Орловский выкупил долю обратно. Фирма под новым акционером чувствовала себя не лучшим образом, по некоторым данным, чуть не была доведена до банкротства, но после возврата основателю ее операционную деятельность удалось восстановить.
   Первая компания Орловского - Nival Interactive создавалась во времена, когда Интернет находился в зачаточном состоянии и основные деньги приносили игры, продающиеся на дисках. Через 10 лет ситуация изменилась - MMORPG стали пользоваться большим успехом и давать хороший доход. В 2006 году Сергей Орловский решил вплотную заняться направлением онлайн-игр и создал вторую свою фирму - Nival Online. Вскоре долю в ней приобрел фонд Digital Sky Technologies (DST). Сумма сделки не афишировалась, по оценкам экспертов, фонд Юрия Мильнера заплатил за долю несколько миллионов долларов. На тот момент на рынке было четыре крупнейших игрока, включая Nival Online. И DST на базе компании Орловского решил объединить их всех, выкупив доли в остальных фирмах. Так в декабре 2007-го возник холдинг под названием Astrum Online Entertainment, который включил в себя Nival Online, IT Territory, TimeZero и Nikita.Online.
   Созданная таким образом компания заняла 65% рынка MMORPG и стала абсолютным лидером. А Nival Online в июле 2009-го переименовали в Astrum Nival. И уже под этим именем был выпущен долгожданный проект - "Аллоды онлайн", воссоздание в Сети тех самых аллодов - магических миров, с которых начинался весь игровой бизнес Орловского.
   

СЕТЕВОЕ КОРОЛЕВСТВО

   "Аллоды онлайн" была названа лучшей на Конференции разработчиков игр (КРИ-2009). Она является клиентской, а не браузерной - чтобы начать играть, нужно установить специальную программу, которая свяжет вас с онлайновым миром. Клиентскую программу можно скачать с сайта либо приобрести на диске, содержащем, как правило, дополнительные бонусы. То, как производился набор геймеров для бета-версии "Аллодов", выглядело нетипично. Доступ к игре, изначально задуманной как free-to-play, то есть бесплатной для пользователей, предлагали купить за 1500 руб. либо получить вместе с диском (он продавался по 500 руб.). Причем продавался доступ не к полноценной версии, а к тестовой. Многие пользователи негативно восприняли такой ход. Покупатели привыкли к тому, что компании просто ограничивают количество тестовых аккаунтов и таким образом защищают бета-версию от перегрузки. Орловский назвал этот шаг просто еще одним способом создания подобного ограничения. Желающие заплатить за то, чтобы на две недели раньше получить возможность поиграть, нашлись в достаточном количестве.
   С 15 октября полноценную версию открыли для всех. Сейчас игру можно бесплатно загрузить на компьютер с сайта либо приобрести диск, который по-прежнему стоит 500 руб. (цена коллекционного издания - около 1500 руб.). Вместе с диском покупатель получает 300 единиц местной валюты - кристаллов. Один кристалл равен одному рублю.
   В таких играх разработчики получают доход за счет "сопутствующих товаров" - усовершенствованного оружия, одежды и пр. Сейчас, по оценкам экспертов, в "Аллоды онлайн" одновременно играют около 20 000 пользователей. Финансовые показатели не раскрываются, но Орловский утверждает, что "Аллоды" уже сейчас приносят ожидаемые деньги. Игра в открытом доступе меньше месяца. Отзывы в блогах большей частью благоприятные, но есть и недовольные тем, что приходится занимать очередь на бой к особо популярным монстрам.
   Предыдущий проект - Perfect World, который вместе с "Аллодами" остался в компании Astrum Nival, по оценкам специалистов, приносит несколько миллионов долларов каждый месяц. Мировая аудитория игры, по официальным данным, 30 млн человек, из них 1,5 млн из России. Несмотря на бесплатность, в такие игры сложно играть, не издержав ни копейки на амуницию. Если от официальной цифры отнять 50% пользователей и предположить, что каждый из оставшихся тратит хотя бы рубль в месяц, получится, что Perfect World приносит $0,5 млн ежемесячно. На практике игроки расходуют гораздо больше, особенно хардкорные, которые вкладывают в персонажа сотни и даже тысячи долларов. Осенью Mail.ru и Astrum договорились о совместном продвижении Perfect World. Эксперты считают, что это расширит аудиторию игры.
   В октябре Astrum Nival заключила соглашение с Giant Interactive на издание российской версии многопользовательской игры ZT Online. Она распространяется в Азии по той же системе free-to-play. В Китае ZT Online достигла рекордного количества одновременно играющих пользователей - 2 млн. За это ее назвали самой популярной MMORPG в стране. Игра распространяется также в Гонконге, во Вьетнаме и Макао, на Тайване, в Малайзии и Сингапуре. Astrum надеется, что она повторит успех и в России. Жанр ZT Online - фэнтези, но со своими особенностями. Пользователи уже критикуют игру за "монстров без дропа" - из убитых врагов обычно "выпадают" доспехи и оружие. А в ZT Online этого нет - экипировку покупают либо выигрывают в некоем подобии электронной лотереи. На локализацию игры может уйти 1-2 года, к тому времени, возможно, правила поменяются, и монстры снова станут "правильными".
   

ДУБЛЬ ТРИ

   Все время, пока существует холдинг Astrum, Сергей Орловский пребывал в тени. Спикерами альянса являются представители IT Territory. Год назад Орловский основал новую компанию под своим прежним брендом - Nival Network, оставаясь при этом миноритарным акционером Astrum Nival. Сейчас уже третья по счету компания Орловского занимается изданием бесплатных онлайн-игр и распространяет их через свой портал ZZima.com. Там представлены различные жанры: MMORPG, гонки, шутеры, стратегии, спортивная, а также музыкальная игра. По словам Орловского, главным направлением деятельности Nival Network будет разработка собственных игр, объединяющих функционал социальных сетей и привычных MMORPG. Елена Крылова, аналитик iKS Consulting, говорит, что сотрудничество производителей игр с соцсетями - тренд этого года. Но в основном сети используют как площадки для привлечения аудитории. Например, Astrum активно рекламирует свою продукцию на сайте знакомств Mamba, а также адаптировала игру "Легенда: Наследие драконов" для сети "Вконтакте" и собирается выпустить еще 20 игр, которые будут распространяться через соцсети. Сейчас больше половины этого рынка занимает игра "Веселый фермер", которая, по оценкам экспертов, приносит создателям около $1 млн в месяц.
   Игры Орловского будут принципиально отличаться от того, что уже есть на рынке. 6 ноября на "Игромире" был анонсирован первый проект компании - игра Prime World. Разработка ведется уже больше года, игра увидит свет в конце 2010 г. Инвестиции в проект составят около $5 млн. Финансирование идет из собственных средств Орловского. Кроме того, ходят слухи, что лидер рынка игр для ПК - компания "1С" - решила "прыгнуть в уходящий поезд" и вложилась в Nival Network. Одна из идей игры - она будет интересной обоим полам. Воины не смогут успешно сражаться с монстрами без поддержки девушек, которые будут восстанавливать их силы. Таким образом, в перерыве между боями парням придется знакомиться с прекрасным полом и стараться понравиться. Создание виртуалов приветствоваться не будет, это должно защитить от усатых дядь, выдающих себя за изящных блондинок. Свои продукты Nival Network разрабатывает с расчетом понравиться геймерам и Азии, и Европы, и США. Nival Network будет конкурировать с Astrum только отчасти - основные продажи компания собирается осуществлять на иностранных рынках. В России Орловский не планирует бороться за звание компании номер один. Между тем Astrum также смотрит на внешние рынки - открыты представительства в Турции и Германии.
   В Китае и Корее из-за специфики местного рынка Nival Network станет работать через партнеров, получая лицензионные отчисления, а в Европе и Америке намеревается выстраивать продажи напрямую. Для этих целей будут открыты офисы в Майами и в одной из стран Европы. "Там все, кроме зарплат, дешевле, чем в Москве. Все приспособлено для ведения высокотехнологичного бизнеса, - объясняет Орловский. - Инфраструктура отлажена, есть специалисты, налоговые условия благоприятные: нет НДС, налог на прибыль 30%, но это не смертельно, а подоходный платят сами сотрудники". Последний критерий - приемлемые налоги - будет главным при выборе страны для европейского офиса. "Туда станут приходить деньги со всей Европы, поэтому очень критичен размер НДС", - говорит Орловский. В Майами будут работать 20 - 30 человек, в европейском представительстве - 10 - 15. Первые операции на иностранных рынках начнутся уже через год-полтора. Обе резиденции будут выполнять функции фронт-офиса. Вся техподдержка, биллинг, серверы и сисадмины расположатся в Белоруссии, где у Nival Network уже год функционирует IT-офис. Минск будет полностью обслуживать все инфраструктурные европейские и российские операции. "Там есть парки высоких технологий с такими льготами, до которых, мне кажется, мы и через 10 лет не дорастем: нет НДС, нулевой налог на прибыль, 9% подоходный налог и ЕСН - $100 на человека. Такими условиями грех не воспользоваться", - расуждает Орловский. Давление на бизнес, по его словам, там не настолько сильное, как в России. Например, у компании есть обязательство какое-то количество компьютеров поставить в вуз, чтобы студенты проходили стажировку в компании, а потом получали бы рабочие места. "Вот бы в России ко мне пришли с таким предложением, - мечтает Орловский. - Там есть толковые ребята, они недорого стоят, некоторые готовы работать за $300, чтобы иметь возможность развиваться в желаемом направлении. Подготовка кадров похуже, чем в Москве, зато аренда $70 за кв. метр в год. Интернет дорогой, из-за монополии "Белтелекома", но на общем фоне экономии это не так существенно".
   В Nival Network бизнесмен также собирается привлекать партнеров, не исключено, что одним из них станет DST. Елена Крылова считает, что проект Орловского может заинтересовать инвесторов. "Рынок растущий и будет расти еще 3-4 года как минимум за счет дальнейшего распространения быстрого Интернета, развития платежных сервисов, роста активности пользователей", - полагает она. По ее словам, амбиции предпринимателя по поводу экспансии обоснованы: "Это не первый проект Орловского, он уже работал за рубежом и знает, как развивать бизнес на внешнем рынке. Но, конечно, успех зависит не только от него. Важно, правильной ли будет команда, каких партнеров удастся привлечь. Но все шансы создать успешную глобальную компанию есть, особенно если использовать такую модную "фишку", как социальные сети".
   Возможно, в рамках этой компании Орловскому удастся наконец-то создать игру своей мечты.

СВЕТЛАНА РАГИМОВА

Журнал "Компания"
19.11.2009



Окна пвх омск - у нас - никаких накруток.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов