Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Больше женщин!

Голландия станет первой в мире страной, принявшей закон об обязательном присутствии женщин в топ-менеджменте частных компаний. Да и другие государства Евросоюза уже раздумывают о подобных мерах

С 2016 года советы директоров всех голландских компаний, штат которых превышает 250 человек, будут по меньшей мере на 30% состоять из женщин. Голландский парламент стал первым в мире законодательным органом, прописавшим минимальную долю присутствия женщин в руководстве частных компаний. Ранее минимальное представительство женщин было установлено только в Норвегии — но не в советах директоров, а в наблюдательных советах.

Пока что голландский закон не предусматривает штрафов для компаний, которые будут нарушать квотирование, но законодатели надеются, что сам факт нарушения закона и связанный с этим ущерб для репутации будет достаточным стимулом для продвижения женщин. Схожая законодательная инициатива рассматривается сегодня и в Австрии. Здесь на прошлой неделе министр по делам женщин Габриэле Хайниш-Хозек выступила с предложением ввести 40?процентную квоту для женщин в наблюдательных советах частных компаний. «Квоты не только элегантное, но и действенное решение», — заявила министр, ссылаясь на норвежский опыт.

Директор — только в брюках

Озабоченность европейских политиков судьбой женщин в экономике можно понять. Несмотря на десятки лет эмансипации, европейские женщины до сих пор остаются дискриминируемой группой, если речь заходит о карьере в крупной компании. В советах директоров 200 крупнейших предприятий мира женщины занимают лишь 11,2% мест. В Голландии эта доля составляет 12,2%, в Швейцарии 9,5%, во Франции 7,6%, в Италии 2,9%, а в Японии и вовсе 1,2%.

В половине всех мировых компаний, где женщины представлены в совете директоров, речь идет лишь о единственной женщине-директоре, остальные топ-менеджеры в них — мужчины.

Дискриминация женщин в бизнесе отчетливо наблюдается даже в такой эмансипированной европейской стране, как Германия. При том что правительство во второй раз возглавила женщина-канцлер Ангела Меркель, а следом другая женщина — Маргот Кессман — впервые в истории стала главой евангелической церкви Германии, успехи женщин в этой стране остаются ограниченными сферой политики и религии. В советах директоров шести сотен крупнейших компаний страны представительницы слабого пола занимают лишь 2,4% постов.

В высшей лиге немецкой экономики — фирмах, входящих в индекс DAX-30, — ситуация еще хуже. Среди двух сотен членов советов директоров компаний DAX-30 присутствует лишь одна-единственная женщина — Барбара Кукс, ответственная в концерне Siemens за выстраивание логистических цепочек.

«Практически во всех сферах жизни в Германии женщины пользуются абсолютно равными с мужчинами возможностями — в политике, общественной жизни, в других областях. И только экономика остается зоной дискриминации. Когда я начинал исследование, касающееся присутствия женщин в экономике, то полагал, что ситуация десятилетней давности, с долей женщин в руководстве компаний около одного процента, вызвана тем, что в советах директоров заседают старые консервативные топ-менджеры. Я думал, стоит им уйти на пенсию, как на их место придут новые, прогрессивные, и ситуация изменится. Но и сегодня мы видим, что основная масса менеджеров — это сорокалетние мужчины, а женщин в руководстве компаний как не было, так и нет», — говорит «Эксперту» профессор Хаген Линдштедт, руководитель Института управления Университета Карлсруэ.

По наблюдениям Линдштедта, практически ни в одной европейской компании женщины не представлены в руководстве наравне с мужчинами. Почти все советы директоров представляют собой чисто мужские клубы. Чуть лучше, чем в советах директоров, дело обстоит в наблюдательных советах. Но и здесь женщины находятся в явном меньшинстве. В немецких наблюдательных советах женщины составляют лишь 8,2%.

Когда месяц назад женщина впервые в истории Германии возглавила наблюдательный совет компании из списка DAX-30 — руководителем наблюдательного совета концерна Henkel стала Симона Багель-Тра — ликованию немецких СМИ не было предела. Но и в данном случае радость поборников эмансипации сильно омрачается контекстом назначения госпожи Багель-Тра на высокий пост. Ведь до позиции главы наблюдательного света выросла не простая женщина, а наследница основателя Henkel — Фрица Хенкеля.

«Самый простой путь в наблюдательный совет — перемещение туда с поста в совете директоров. Женщин почти нет в советах директоров — поэтому их мало и в наблюдательных советах. А многие из тех, кто все-таки заседает в совете директоров, представляют интересы работников или являются наследницами основателя компании», — резюмирует профессор Линдштедт.

Примеры для подражания

«Дискриминация женщин неодинакова на разных уровнях общества. В то время как в верхних эшелонах наблюдается явный дефицит женщин, на среднем уровне женщины добились равноправия. А в нижних слоях, наоборот, уже наблюдается дискриминация мужчин, — говорит “Эксперту” социолог и специалист по гендерной дискриминации Астрид фон Фризен. — В школах женщины-учителя составляют до 85 процентов персонала, в детских садах — до 95 процентов. Многочисленные исследования показывают, что за одинаковые успехи женщины-учителя ставят девочкам более высокие оценки, нежели мальчикам. Неудивительно, что школьная успеваемость мальчиков ниже — хотя бы потому, что мальчики с трудом воспринимают авторитет учительницы. Я много лет была феминисткой, но сегодня я открыто говорю: мы должны поддерживать мальчиков в школе, если хотим сохранить устойчивое развитие общества».

Но после школы мужчины берут реванш. Так, по подсчетам немецкого Фонда Ханса Бёклера, хотя женщины составляют чуть больше половины поступивших в немецкие вузы студентов, докторскую диссертацию защищают только 22% из них, а постоянную профессорскую степень получают лишь 8%. Таким образом, уже после окончания вуза женщины методично вымываются из научной жизни. Так же обстоит дело и в бизнесе. Очень часто начавшая делать карьеру женщина внезапно обнаруживает, что уперлась в «стеклянный потолок» — негласный барьер, преграждающий представительницам слабого пола путь наверх.

Впрочем, в мировой экономике есть примеры крайне успешных женщин-менеджеров. Представительницы слабого пола возглавляют советы директоров таких компаний, как PepsiCo и Areva, Kraft и SEB, но на общем фоне эти успехи остаются уникальными историями. «Пока женщин в руководстве мало, на их решения и на их ошибки смотрят особенно пристально. Ошибка менеджера-мужчины воспринимается как ошибка менеджера, в то время как ошибка менеджера-женщины воспринимается как ошибка женщины. Поскольку женщины — редкость на управленческих этажах, они вызывают настороженность, а это затрудняет приход в начальственные кабинеты новых женщин. Получается замкнутый круг», — говорит «Эксперту» профессор Линдштедт.

Правда, многие специалисты полагают, что проблема часто заключается и в самих женщинах. «Вопрос о наличии в компаниях “стеклянного потолка” для женщин — очень сложный вопрос. Многие дамы, пытающиеся делать карьеру, говорят о “стеклянном потолке”, который не давал им двигаться вверх. С другой стороны, многие женщины, сделавшие карьеру, признаются, что получали постоянную поддержку от коллег-мужчин. Более того, мужчины топ-менеджеры жалуются, что целенаправленно искали женщин для занятия определенных постов в руководстве — и не находили. Дело в том, что женщины, способные работать на топ-позициях, часто просто не хотят с этим связываться. Женщины не так охотно, как мужчины, соглашаются работать по четырнадцать часов в день и получать инфаркт к пятидесяти пяти годам. Им не так интересна эта жизнь топ-менеджера, связанная с огромным количеством ограничений. Они хотят проводить больше времени с семьей, с детьми. В этом они, можно сказать, мудрее мужчин. Тем не менее я думаю, что, будучи введенными, квоты сыграют свою положительную роль. Если поиск женщин-топов станет системой, то они найдутся. Если ввести квоты, то уже лет через десять доля женщин на топ-позициях сравняется с долей мужчин. В конце концов, квотирование есть во многих сферах жизни», — делится своими размышлениями Астрид фон Фризен.

Главный аргумент против введения квот для женщин — компрометация квалификации уже пробившихся в советы директоров женщин-менеджеров. После введения квот каждую женщину, пробившуюся в совет директоров, возможно, будут воспринимать так, будто она сумела сделать карьеру только благодаря квотированию, что унизительно, говорят противники идеи квотирования.

«Кроме того, правительство может обязать компании иметь 50 процентов женщин в советах директоров или в наблюдательных советах. Но кто может обязать менеджеров-мужчин включить этих женщин в неформальные обсуждения готовящихся решений?» — делится опасениями профессор Линдштедт. На его взгляд, по-настоящему помочь женщинам может увеличение открытости компаний. «Если предприятия будут указывать в своих отчетах долю женщин на разных уровнях руководства, это позволит работникам лучше ориентироваться в предложениях и действительно понимать, какие у них шансы в данной компании. Если в течение пяти лет работодателю будут задавать не­удобные вопросы “почему у вас так много женщин на низовых уровнях, а руководство все состоит из мужчин?”, то это подействует на него сильнее любых квот», — полагает Хаген Линдштедт.

Фонд для торжества женщин

Тем временем ограниченное представительство женщин на верхних этажах экономической сферы раздражает не только законодателей. Сразу несколько крупных европейских концернов заявили на прошлой неделе о планах реформирования структуры своих советов директоров в пользу большего участия женщин.

«Я уверен, что в начальной фазе механизм квотирования мест окажется полезным для того, чтобы совершить переворот, которого наша страна ждала так долго», — заявил в своей статье, опубликованной в газете Corriere della Sera, председатель совета директоров итальянского банковского гиганта Uni­Credit Алессандро Профумо. Сейчас в совете директоров UniCredit женщины занимают лишь три места из двадцати, причем одна из директоров была назначена на свой пост весной этого года. Но в течение трех ближайших лет Профумо собирается повысить их представительство до пяти, а к 2018?му — достичь 50?процентного представительства.

С аналогичной программой выступил и голландский телекоммуникационный концерн KPN. Здесь принята специальная программа поддержки женщин, претендующих на руководящие посты. «Нашей целью не является ставить на какие-то должности именно женщин. Наша цель — занять должности одаренными сотрудниками, все равно, мужчина это или женщина. Проблема в том, что сегодня многие женщины прекращают карьеру раньше, чем они могли бы достичь высот, и мы хотим изменить это положение. Мы хотим подтолкнуть их к тому, чтобы они активнее заявляли о желании работать на руководящих позициях. Сегодня в KPN женщины занимают 17 процентов топовых позиций. Мы будем стремиться повысить этот показатель до 25 процентов. Мы полагаем, что сможем достичь этого уровня к 2015 году», — заявил «Эксперту» пресс-секретарь KPN Стивен Хафтон.

Начинание UniCredit и KPN выглядит чересчур отважным, но, как оказывается, может привлечь дополнительных инвесторов. Еще в 2007 году компания McKinsey опубликовала исследование, в котором утверждалось, что широкое присутствие женщин в менеджменте компаний снижает риски и увеличивает прибыль. Такие характеристики особенно привлекают инвесторов. Так, в конце октября швейцарский инвестиционный фонд Naissance Capital заявил, что открывает новую программу инвестирования — в компании с большой долей женщин в руководстве. Предполагается, что новый фонд объемом 200 млн долларов возглавит менеджер Naissance Capital Дениэл Тюдор, а патроном фонда должна стать супруга бывшего британского премьера Тони Блэра Шери Блэр.          









Берлин

Сергей Сумленный

Журнал "Эксперт"
11.11.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов