Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Доктор и хаос

Самолечение в России уверенно занимает нишу медицины, которая или не справляется с потоком больных, или слишком дорога для них. Это выгодно многим. Продукция фармкомпаний подчас пользуется неоправданным спросом. Издатели продают огромные тиражи книг и газет с "полезными" советами. Телевизионные гуру поднимают рейтинг передач, шокирующих врачей, не неся в отличие от них юридической ответственности за свои рекомендации

Все болезни — от рекламы
Советская еще шутка — тот, кто лечится по медицинской энциклопедии, рискует умереть от опечатки — сегодня еще смешнее: самодиагностику и самолечение куда агрессивнее, чем энциклопедии, насаждают реклама, телепередачи, специальные книги и газеты. Врачебные ошибки постоянно смакуются СМИ, а бум самолечения таким вниманием обойден.

По оценке Общества специалистов доказательной медицины, около 60% населения РФ имеет ограниченный доступ к медицинской помощи. "Это происходит по разным причинам,— комментирует вице-президент общества профессор Василий Власов.— Одни, например, могут попасть в поликлинику, но нет денег, чтобы купить лекарства. Или лекарства купить могут, но от колхоза до ближайшей поликлиники 200 км".

Согласно данным исследовательской компании Nielsen, 48% россиян покупают лекарства без назначения врача. На это обстоятельство обратил внимание депутат Госдумы от партии "Справедливая Россия" и врач-педиатр Антон Беляков. Он внес в середине октября в парламент законопроект, предусматривающий полный запрет рекламы безрецептурных лекарственных препаратов в СМИ (кроме специализированных). Вскоре он же предложил запретить рекламу и биологически активных добавок. По мысли Белякова именно реклама лекарств ответственна за бум самолечения в стране.

"Привозят бабушку в больницу с запущенным перитонитом, операцию надо было делать еще неделю назад,— иллюстрирует свою позицию депутат.— Ее спрашивают: мол, как она неделю терпела боли в животе, не обращаясь к врачу? Та отвечает, что сначала лечилась по рекламе "От боли в животе смекта поможет всей семье". Когда стало совсем плохо, решила нанести двойной удар против боли солпадеином. И только потом обратилась к врачу. Таких случаев много: мои коллеги-врачи постоянно жалуются на них. По статистике, в год мы теряем 60 тыс. человек из-за побочных реакций препаратов и неправильного применения — это в два раза больше, чем в автокатастрофах".

Потери от самолечения можно подсчитать и в деньгах, уверен директор Института проблем общественного здравоохранения Юрий Крестинский: "Неправильная постановка диагноза, недоучет особенностей заболевания способны повлечь его быстрое развития вплоть до инвалидности или летального исхода. Все болезни приводят к потере рабочих дней и падению валового продукта. Общий ущерб для экономики страны от различного рода заболеваний составляет около $350 млрд в год. По моей оценке, минимум 20% этих потерь, то есть $70 млрд, приходится на неправильное поведение самого пациента",— говорит эксперт.

Выявив проблему, Антон Беляков переходит к поиску виноватых. "Лидерами розничных продаж на коммерческом розничном фармрынке России в первом квартале 2009 года стали противопростудные препараты арбидол и оциллококцинум,— приводит он данные ЦМИ "Фармэксперт".— Оба сомнительно эффективные препараты. Причем клинические испытания оциллококцинума показали, что он не обладает выраженным действием — ни профилактическим, ни терапевтическим: при его применении выявлено сокращение срока заболевания на шесть часов. Представляете, сколько людей пытается лечиться препаратом, который вообще неэффективен!"

За критикуемые лекарства вступается доктор медицинских наук, заместитель директора ФГУН "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г. Н. Габричевского" Евгения Селькова: "К лекарствам такого рода предъявляются особые требования — безопасность, удобная форма применения, доступность (возможность купить без рецепта). Дело в том, что, например, при гриппе и ОРВИ эффективность лекарств зависит от того, насколько быстро начато лечение — при первых проявлениях. Но главным и обязательным критерием допуска препарата к продаже является продемонстрированная методами доказательной медицины эффективность. Это значит, что лекарства проходят строгий предварительный контроль — доклинический (в лабораториях специальными методами) и клинический, а также получают все необходимые разрешения со стороны контролирующих организаций. В противном случае лекарства к безрецептурной продаже для лечения массовых заболеваний в России не допускаются. Однако это не отменяет необходимости обращения за медицинской помощью при первых признаках заболевания, особенно в условиях циркуляции пандемического штамма, во избежание тяжелых, а иногда и смертельных осложнений. На этом настаивают и медицинские специалисты, и производители".

Пафос борцов с рекламой, впрочем, заключается в том, что пусть эти препараты и безвредны, но негоже населению выбирать себе терапию, ориентируясь на рекламу. Потребление лекарств за девять месяцев 2009 года снизилось на 9% по сравнению с тем же периодом 2008-го, по данным компании DSM Group. Но это, однако, связано с финансовыми трудностями покупателей в кризис. Запрет же рекламы наверняка вызовет падение доходов фармкомпаний и на спокойном экономическом фоне. "Формат рекламно-информационной передачи про лекарства или БАДы — это полная ерунда, ведь понятно, что производители платят за рекламу не для того, чтобы информировать, а чтобы увеличивать продажи",— уверен профессор Власов.

Непрописанные средства
"Создается определенный образ мышления, население зомбируется, что оно может само выбрать препараты. Не может — их должны назначать специалисты",— горячится Антон Беляков.

Впрочем, не так все однозначно. Даже медики-пуристы — к таковым, пожалуй, можно отнести Общество специалистов доказательной медицины, отстаивающее принципы научности,— признают право пациента на самостоятельное лечение. "Без самолечения человечество не может,— говорит Василий Власов.— К доктору не надо ходить без существенных проблем. Хотя бы потому, что это место, где проще всего подхватить какую-то заразу. Направляясь к врачу с обычным насморком, вы увеличиваете очередь для того, кто серьезно болен. Но, принимая решение о самолечении, вы принимаете и соответствующий риск. Поэтому и существует мировое движение за ответственное самолечение: принимая лекарства самостоятельно, вы сами отвечаете за результат".

Самолечение вовсе не особый российский путь — в последнее время оно становится мировой тенденцией, отмечает и депутат Беляков: "Плохое качество медобслуживания подстегнуло бегство населения к самолечению, но это совпало с аналогичной тенденцией во всем мире, в том числе в странах с прекрасным уровнем здравоохранения. Одна из основных причин стремления к самолечению — ускорение ритма жизни, когда поход к врачу рассматривается как трата времени".

Американская мода на самолечение отражена, например, в популярном мультсериале "Южный парк". В одной из серий взрослые увлеклись народной медициной, распространяемой "коренными американцами" и "мисс Информацией", и один из главных героев сериала Кайл чуть не умирает, не получив вовремя медицинской помощи. Символом надувательства становятся "тампоны из волос чероки" — удивительно мягкие и впитывающие.

Зато мода на народную медицину в Америке не подменяет собой медицину классическую, объясняет заведующий кафедрой общей социологии Высшей школы экономики Никита Покровский: "Там возникают различные моды, но при развитой страховой медицине все эти инновации находятся под жестким контролем. Никто не тратит деньги на эти препараты и методики из своего кармана — этим занимаются страховщики. А они очень консервативны в подборе".

Есть и другая сторона проблемы. Несмотря на то что реклама рецептурных препаратов запрещена законом, россияне спокойно покупают многие из них без рецепта, который в аптеке попросту не требуют. "Большинство препаратов должно отпускаться только по назначению врача,— напоминает директор юридической компании "Мединформконсалтинг" Дмитрий Темник.— Это препараты, которые могут вызвать серьезные последствия, например антибиотики или сердечно-сосудистые средства. Но у фармацевтов нет никаких законных предписаний, которые бы обязывали их спрашивать рецепты на эти препараты. Никакого коммерческого смысла требовать рецепт на то, что можно продать без него, у аптек нет. Строго по рецепту отпускаются только сильнодействующие вещества, например транквилизаторы или средства для снятия болей у онкологических больных — то, что может использоваться как наркотики".

Путь борьбы с бедствием, выбранный депутатом Беляковым, многим кажется популистским: запретить рекламу легче, чем навести порядок в снабжении лекарствами. Юрий Крестинский считает, что более эффективной мерой стала бы компенсация части расходов больного на лекарства, чтобы ему выгоднее было покупать препарат именно по рецепту, не прибегая к самолечению: "У нас до сих пор не введена всеобщая система компенсаций расходов на лекарства. 70% рынка — это лекарства, которые покупаются за счет граждан. Если государство установит такие правила, когда в рамках обязательного страхования будет введена 50-процентная компенсация затрат на лекарства или софинансированием будут заниматься работодатели, это и будет защищать граждан от самолечения. Это экономический мотиватор не лечиться самому, потому что это дороже, а пойти к врачу и получить льготу в зависимости от того, к какой категории ты относишься и чем болеешь".


И еще совет
За недоохваченных медициной быстро взялись смежные секторы. Главное издание для народного самолечения в России — газета "Вестник ЗОЖ" (ЗОЖ — здоровый образ жизни), которая выходит с 1992 года. Это одно из самых тиражных изданий в России: начав с 50 тыс. экземпляров, "Вестник" дошел до 3 млн. Главный секрет успеха в том, что газета публикует письма читателей, которые делятся своими рецептами лечения народными средствами. По примеру "ЗОЖ" построены и многие другие издания. Корреспондент "Денег" позвонил в редакцию "Вестника", но там от комментариев отказались, справедливо заметив, что они работают для несчастных, которым другое лечение часто недоступно.

Устойчивость бизнеса на советах подтверждает и пример книгоиздателей. Издательство "Диля", например, выпускает книги с такими хитовыми названиями, как "Гирудотерапия: первые шаги", "Лучшие рецепты здоровья при сахарном диабете", "Хвойная аптека" или "Апостол здоровья". В интернет-магазине ozon.ru в категории "Народная медицина" представлено более 3 тыс. наименований. Эти книги, как сообщил "Деньгам" менеджер ozon.ru по связям с общественностью Михаил Осин, пользуются неплохой популярностью: продаются не хуже и не лучше, чем большинство изданий прикладной литературы — о красоте, устройстве быта и т. д. Хиты продаж — книги Валерия Синельникова, Вадима Уфимцева, Мирзакарима Норбекова.

Знаменем самолечения стал телеведущий Геннадий Малахов. Его передача "Малахов плюс", выходящая на "Первом канале", периодически входит в десятку самых популярных развлекательных программ. Его книги (около двух десятков) разошлись миллионными тиражами по России и СНГ, хотя многие и не доверяют рекомендациям поклонника уринотерапии. А, например, известный предприниматель Александр Лебедев посылал даже письма руководству "Первого канала", жалуясь, что его здоровье пошатнулось после того, как он по совету из передачи выпил керосина. Страсти вокруг Малахова накалились в сентябре этого года, когда в его передаче показали сюжет про мальчика, лечившегося по системе Малахова от сахарного диабета. Лечение якобы принесло такие плоды, что мальчик смог отказаться от инсулина.

После этого на Геннадия Малахова посыпались серьезные обвинения, ведь без инсулина больные сахарным диабетом умирают, несмотря ни на какие рецепты. Сам Малахов в ответ на одно из обвинений разместил на своем сайте статью, изобилующую медицинскими терминами и грамматическими ошибками. Но вскоре был разоблачен и этот его труд. Блогер Вера Т. (velta-1.livejournal.com) подробно объяснила, в чем ошибается Малахов. Вера (фамилию она просила не называть) по образованию химик и технолог лекарственных препаратов. Кроме того, ее сын болен сахарным диабетом. "На сегодняшний день мы с сыном держим его диабет полностью в узде, он компенсирован до нормы, не имеет никаких осложнений и ведет нормальный образ жизни. Но при этом мне пришлось видеть вокруг много людей (чаще дезориентированных родителей малолетних диабетиков), представления которых чудовищны, а страдают от этого дети",— сожалеет Вера.

Вера написала жалобу в прокуратуру, в которой указывала, в частности, что "Малаховым распространялись медицинские советы о лечении мальчика, больного сахарным диабетом первого типа, которыми предусматривался отказ от инсулина и замена его дыхательными упражнениями. Такие советы опасны для жизни любого больного сахарным диабетом первого типа и могут привести к смерти как указанного мальчика, так и других больных, которые им последуют". Вера просила провести проверку передачи на наличие состава преступления и, по ее словам, получила ответ, что ее обращение направляется на рассмотрение по существу.

Сам Геннадий Малахов на вопросы "Денег" не ответил, однако пресс-служба "Первого канала" комментирует скандал так: "По предписанию именно лечащего врача мальчик отказался от инсулина. Малахов о том, что следует отказываться от инсулина, не сказал ни слова. О том, что приседания могут заменить инсулин,— ни слова. Более того, он несколько раз спрашивал у героев, делали ли они все под контролем врача и продолжают ли наблюдаться сейчас. Того, что якобы видели и описали некие блогеры, в эфире "Малахов плюс" не могло произойти по определению".

Диабетом противники телезвезды не ограничиваются: скажем, на странице "Википедии", посвященной Малахову, можно найти такие отзывы врачей: "Хирурги экстренных отделений прекрасно знакомы с его методом очищения печени, после применения которого больные с желчнокаменной болезнью отправляются прямиком на операционный стол". Или: "Нерациональные рекомендации применения шаманских методов оздоровления у здоровых людей и применение неисследованных веществ для лечения людей, страдающих заболеваниями, могут наносить прямой вред здоровью".

На сайте Геннадия Малахова тем временем появилось еще одно обращение, в котором он жалуется, что ему угрожают и наводят "откровенную порчу": "Люди, вы имеете свободу выбора! Раз вам это не надо — не читайте, не смотрите. Вас же никто не заставляет! При чем тут я?"

Тут целитель попал в точку: по закону он и правда ни при чем. Медицинские советы влекут ответственность для дающего их только в случае, если возникли отношения "врач-пациент", объясняет медик и юрист Дмитрий Темник: "Если врач дал неверную рекомендацию, которую признали ошибкой в лечении, он несет ответственность и он надлежащий субъект этой ответственности. А неспециалисту, дающему советы, трудно предъявить претензии, ведь он не обладает властью над пациентом. Рекомендации же в СМИ или на интернет-форуме дают, как правило, не врачи, потому что у врачей есть стойкий рефлекс не консультировать заочно: высока ответственность. У людей без образования с этим проще: у меня была болезнь, мне помогли таблетки, значит, помогут и всем".

Самолечебная литература не проходит проверку у дипломированных врачей — к этому не обязывает закон, пояснили "Деньгам" в издательстве "Диля". Аргументы за вольности в отношении болезней если и приводятся, то скорее из разряда черного юмора: если человек по доброй воле готов пить керосин и чистить зубы кирпичом, то с точки зрения эволюции его гены не так ценны для общества.

ИВАН ЖДАКАЕВ

КоммерсантЪ-Деньги
02.11.2009



сопровождение грузов цена заманчива
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов