Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Покупатель нa заказ

Выйти на прежние объемы производителям и продавцам мебели, изрядно пострадавшим от кризиса, помогут расширение ассортимента и географии продаж, а также налаживание связей с госорганами и девелоперами

Pезкое падение продаж застало мебельщиков врасплох. Опустевшие в начале года торговые центры простояли в таком состоянии около пяти месяцев, пока ритейлеры не перестали ждать и не начали стимулировать спрос. В совокупности со стабилизацией экономики это привело к оживлению рынка: летом мебельщики заявили о росте и даже начали строить планы по достижению прошлогодних показателей. Правда, увеличение продаж вряд ли значительно повлияет на производство.

Накупили

До кризиса российский рынок демонстрировал перманентный рост: в 2006 году объем произведенной мебели в денежном выражении увеличился на 19,5%, в 2007?м — на 38%, в 2008?м — на 26%. Спад начался в начале 2009 года, а не в октябре 2008?го: в первые месяцы кризиса поставки совершались по ранее заключенным контрактам, заводы работали в прежних объемах. Но уже в январе, по данным Росстата, количество выпускаемой продукции сократилось по сравнению с январем 2008 года на 17,7%. Максимум падения зафиксирован в апреле — 41,6%. Всего за восемь месяцев текущего года показатель снизился на 22,5% (объем производства мебели составил 34 против 43,9 млрд рублей за аналогичный период 2008 года). Сократился и импорт: с января по июнь — на 30,5% (более свежие данные отсутствуют; в 2005 — 2008?м его объем увеличивался в среднем на 34,6%). Как полагает руководитель отдела рекламы компании «Лорена — Миасские кухни» Денис Лейкин, у российских производителей качественной мебели появился шанс потеснить поставщиков зарубежной продукции (в 2008 году доля мебели отечественного производства на внутреннем рынке составляла 50%).

Региональные рынки развиваются аналогично российскому. Так, в Свердловской области падение продаж, по статистике, составило 8,7%, в Тюменской — 17,4%, в Челябинской — 32%. Данные самих игроков намного пессимистичнее. Президент ассоциации уральских мебельщиков «Мебас» (объединяет 67 предприятий Свердловской области) Михаил Плышевский: «В 2009?м спад по различным видам продукции достиг 30 — 60%». Ведущий специалист отдела производства потребительских товаров и малого предпринимательства администрации Екатеринбурга Надежда Аликина: снижение производства мягкой мебели на городских предприятиях составило 15%, мебели для предприятий общепита — 25%, корпусной — 35%, офисной — порядка 60%.

Производители начали закрываться. Например, в Екатеринбурге в 2007 году насчитывалось 86 предприятий, а в августе 2009?го их осталось 77. Количество розничных точек продаж также сократилось: в 2008?м насчитывалось семь торговых центров, 46 отделов в магазинах и 44 объекта на розничных рынках, в 2009?м количество точек, не входящих в ТЦ, сократилось на 15%. Ситуация усугубляется двумя факторами. Первый — невозможность перекредитоваться. Заемные средства необходимы многим организациям, но воспользоваться ими они готовы только при ставке около 15%, при нынешнем уровне свыше 20%. Второй фактор — рост дебиторки. Коммерческий директор компании «Карат-Е» Андрей Барышников: «Есть смысл обращаться в суд при любой сумме дебиторки, дабы исключить ее совсем. Один клиент должен, к примеру, 3 тыс. рублей. А если таких клиентов 100?».

Поторгуемся?

Главная тенденция 2009 года — реструктуризация спроса: средний ценовой сегмент проседает, интересом покупателей все больше пользуется продукция либо низшей, либо высшей категории. Денис Лейкин категоричен: «Сохранить и укрепить позиции удастся двум категориям мебельщиков: тем, кто смог обеспечить клиентов дешевой продукцией (при хотя бы минимальном уровне качества и безопасности), и тем, кто предлагает настоящий люкс: редкие материалы, уникальный дизайн, инновационные технологии и т.п. Кто не смог или не захотел попасть в эти категории — уйдут».

У мебельщиков есть четыре способа оставаться на плаву. Ключевой — стимулирование спроса. Основным методом борьбы за покупателя в низшем сегменте остается цена. Правда, руководители большинства предприятий отмечают: стоимость их продукции уже предельно низка. Но есть и те, кто считает дальнейшее снижение цены возможным за счет оптимизации бизнес-процессов и применения в производстве более дешевых комплектующих. Эффективными они считают и различные антикризисные предложения. Но тут же отмечают: стимулирование спроса только за счет скидок может негативно сказаться на бренде, особенно это касается крупных компаний.

Увеличить оборот можно благодаря расширению ассортимента. Так, некоторые производители планируют выпускать мебель для лоджий (по их мнению, эта ниша не занята), другие — диваны, похожие по дизайну на дорогие итальянские или французские, но по гораздо меньшей цене.

Второй способ нарастить продажи — участие в конкурсах и тендерах. Андрей Барышников: «Конкурсы в кризисный период — неплохая возможность поддержать производство. Существует множество бюджетных организаций, которые регулярно испытывают потребность в новой мебели. Правда, финансирование закупок значительно сократилось. Если в 2008?м суммы конкурсных торгов часто превышали 1 млн рублей, то теперь в основном не больше 500 тысяч». Многим предприятиям повысить показатели по объему отгрузки позволила подготовка к саммиту стран ШОС.

Третий способ, скорее, пока теоретический: налаживание сотрудничества с девелоперами в рамках проектов «квартиры под ключ», широко распространенного в Европе (недвижимость продается с выполненным ремонтом и завезенной мебелью). «Начинать сотрудничество со строительными организациями необходимо на стадии возведения объектов, а когда строение сдано в эксплуатацию — бесполезно», — считает Михаил Плышевский. На практике подобные проекты появятся в России в лучшем случае лет через десять.

Четвертый способ тоже отдает экзотикой. «Отечественные производители замкнуты на внутренний рынок (на экспорт уходит порядка 12% мебели). Необходимо уделять больше внимания работе с иностранными ритейлерами», — считает генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Андрей Радухин. Правда, перспективы у россий­ских мебельщиков есть разве что в странах бывшего СНГ. 

Будь готов

Прогнозы аналитиков относительно того, как отрасль закончит год, однозначно пессимистичны. Например, в Discovery Research Group считают, что снижение продаж в России по сравнению с прошлым годом составит 30%. Уральские мебельщики бодрятся. Исполнительный директор «Мебаса» Юлия Решетняк считает, что летом на рынке сформировалась положительная тенденция: в июне по сравнению с маем продажи выросли на 3 — 5%, в июле — еще на 3 — 5%, в августе — уже 7 — 9%. При этом пятая часть предприятий ассоциации вышла по итогам последнего летнего месяца на показатели аналогичного периода прошлого года: «Если второй волны кризиса не будет, то к концу текущего года мебельной отрасли удастся преодолеть яму, в которой она оказалась», — считает Юлия Решетняк.

«Предсказать точно, как сложится четвертый квартал и начало 2010 года для мебельщиков, сложно. Рост продаж — хорошая тенденция, но производственные показатели она в ближайшее время вряд ли изменит. Ритейлерам удается продавать выпускаемую мебель, но нужно обратить внимание, что ее количество меньше прошлогоднего на 25%», — отмечает Андрей Радухин. Поэтому производителям придется, во-первых, оптимизировать бизнес-процессы (в числе мер здесь — перевод производства на менее дорогие площадки, закрытие неэффективных точек продаж, корректировка ассортимента и цен). Во-вторых, наладить сотрудничество с органами власти, отраслевыми ассоциациями и девелоперами, что позволит найти новые каналы реализации. 







Алексей Белоусов

Журнал "Эксперт"
23.10.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов