Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Тактика операционной борьбы

Провал операционной системы Vista, которую Microsoft в преддверии выхода новой Windows 7 бесплатно меняет на старую XP, подогрел дискуссию о проблемах компании Билла Гейтса. К тому же вызов ей бросает Google, запуская свою операционную систему. Слухи о конце монополии Microsoft, однако, преувеличены. Google Chrome, вероятно, закрепится, в основном на нетбуках. А в остальном все останется по-прежнему: Mac OS — для эстетов, Linux — для самых продвинутых или экономных, Windows — для всех

Волшебники страны ОС
Компания Microsoft в России до конца 2009 года бесплатно заменяет всем желающим предустановленные операционные системы Windows Vista (версии Home Basic и Home Premium) на XP. Дорогие версии Vista (Business и Ultimate) изначально поддерживали возможность понижения до XP. При этом 22 октября стартует новая Windows 7. Программа замены работает только в России.

Скептики утверждают, что беспрецедентная ситуация (до конца года пользователям доступны сразу три поколения самой популярной в мире ОС) — результат того, что Microsoft несколько запуталась в своей продуктовой линейке, и тут вспоминаются известные разговоры о том, что "естественная монополия" на рынке ОС не может быть вечной. На деле, однако, у компании Билла Гейтса все не так плохо, как многим хотелось бы.

С идеей обмена в России Vista на XP корпорация выступила во время рассмотрения дела, которое возбудила ФАС. Ведомство проверяло, не нарушила ли Microsoft закон о защите конкуренции, оставив в продаже c 1 января 2009 года лишь одну версию Windows — Vista, которая сменила XP в 2007 году. В итоге антимонопольная служба дело закрыла, не обнаружив нарушений. Но программа по обмену Vista на XP стартовала.

Большинство пользователей Vista не устраивала медлительностью, несовместимостью с рядом старых программ и игр, с некоторыми драйверами. "По данным, которые нам предоставили производители компьютеров и независимые аналитики, к началу старта акции около 60% пользователей, купивших компьютеры с Vista, уже успели вернуться к XP,— рассказывает начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев.— Доля пиратских версий не называлась, но, анализируя продажи коробочных версий XP (которые, к тому же, в какой-то момент прекратились вовсе), можно предположить, что она была значительной".

Вероятно, воспользоваться предложением Microsoft захотят разве что убежденные ретрограды, поскольку 22 октября в продаже появится новая Windows 7, которая, как утверждают те, кто уже пользуется этой ОС (скачать тестовую версию можно было давно), проблем Vista лишена. Так или иначе, процедура получения XP не выглядит сложной. На сайте vista-to-xp.ru нужно оставить заявку, предварительное решение по которой Microsoft обещает принять в течение двух суток. Получив подтверждение по e-mail, заполняете "Заявление о замене операционной системы" и отправляете его на почтовый адрес компании "Экоинвент" вместе с отклеенным от компьютера сертификатом подлинности и копией документов, подтверждающих приобретение устройства в России. Диск с Windows XP заявителю привезет курьер.

"Пока рано подводить итоги, но мы не ожидаем большого всплеска обращений пользователей по данной процедуре,— говорит Павел Кузьменко, руководитель отдела по продвижению клиентских операционных систем Microsoft в России.— Мы уверены, что продажи как Windows Vista, так и Windows XP значительно снизятся сразу после запуска Windows 7".

Доля больше львиной
О продлении жизни XP говорили не только в России. Американское интернет-издание InfoWorld, например, собирало подписи под петицией в защиту ОС. К 30 июня 2008 года, когда ее продажи закончились (исключение составила версия для нетбуков, которую устанавливают на многие из этих устройств по соглашениям OEM — Original Equipment Manufacturer), только на одном этом сайте было собрано более 150 тыс. подписей. Активисты снимали ролики, выкладывали их в специальном разделе социальной сети Facebook. Но без результата.

Если поднять статистику, все это напоминает войну хорошего с лучшим — между собственными продуктами Microsoft. По подсчетам калифорнийской компании Net Applications, доля пользователей Vista в мире составляет около 20%. Самой популярной ОС остается XP, у которой — около 70%. В российском офисе Microsoft возвращение XP объясняют тем, что у нас эта ОС особенно любима.

Возможно, сыграло роль и то, что в России, по данным Business Software Alliance (BSA; некоммерческая организация по борьбе с пиратством в сфере высоких технологий, членами которой являются многие софтверные гиганты, включая Apple и Microsoft), 68% программ, установленных на компьютеры в 2008 году, были нелицензионными. Правда, уже второй год подряд страна демонстрирует лучшую среди 110 стран, где проводятся исследования BSA, динамику снижения доли контрафакта в используемом ПО. В 2008 году пиратских копий было на 5% меньше, чем в 2007-м (ущерб, который пираты нанесли производителям ПО, все-таки вырос на 2%, составив $4,2 млрд). "Полностью искоренить пиратство невозможно. Но мы видим перспективы снижения уровня пиратства в России до 20-30% (как в США и Западной Европе), особенно при продолжающейся активной поддержке государства",— говорит Денис Гуз, руководитель отдела по продвижению лицензионного ПО Microsoft в России.

"Рост числа предустановленных лицензионных копий играет важную роль, и можно предположить, что среди ОС пиратских копий меньше, чем вообще на рынке ПО",— сообщил "Деньгам" директор BSA по Центральной и Восточной Европе, Ближнему Востоку и Африке Георг Хернлебен. Хотя ощутимое присутствие пиратов и не позволяет делать точные оценки относительно расклада на российском рынке операционных систем, эксперты сходятся, что цифры близки к мировым. По данным Net Applications, к сентябрю 2009 года доля различных версий Windows на мировом рынке составляла более 92% (помимо XP и Vista, это тестовая Windows 7 — у нее уже 1,5%). На втором месте — Mac OS (операционная система, устанавливаемая на десктопы и ноутбуки Apple), ее доля — около 5%. Различные версии принципиально бесплатной ОС Linux занимают менее процента. Дальше в списке — ОС для иных устройств: мобильных телефонов, коммуникаторов, некоторых игровых приставок.

На вторую половину 2010 года намечен запуск операционной системы нового типа, ее готовит Google. С момента анонса Google Chrome OS (одноименный браузер поисковый гигант запустил год назад) цифровой мир гадает, изменит ли она расстановку сил на рынке.

Сводка с фронта
В США специализированные издания, описывая соперничество Google и Microsoft, используют термин all-out war — "тотальная война". Метафора что надо: Google хочет сыграть на поле операционных систем, Microsoft запускает интернет-поисковик Bing. "Google сбросит на Microsoft бомбу из хрома",— заголовок недавних материалов в американском интернет-издании TechCrunch.

Информации о новой ОС пока немного. В ответ на запрос "Денег" российское представительство Google почти слово в слово повторило то, что сказано на блоге проекта googleblog.blogspot.com

Google Chrome — операционная система с открытым кодом (в основе — ядро Linux). "Главное в Chrome OS — работа в сети,— говорит сотрудник российского офиса Google Алексей Шелестенко.— Сегодня компьютер — это в первую очередь доступ в интернет. Нагрузка на операционную систему при постоянном подключении к сети отличается от нагрузки при работе в автономном режиме. Задача Chrome OS — сделать работу в сети максимально комфортной для пользователя с точки зрения быстродействия и безопасности".

То есть Google Chrome OS — фактически браузер, которому для запуска не требуется наличие на компьютере традиционной ОС. Концепция выигрышная, потому что "облачные", то есть размещенные в сети, сервисы Google позволяют нетребовательному пользователю обойтись без приложений на жестком диске — это особенно актуально для популярных нетбуков. Здесь есть пакет Google Documents для работы с офисными документами (их можно сохранять в формате, совместимом с Microsoft Office). Есть фоторедактор Picasa, словари, переводчики, календарь, карты любых городов и многое другое. Список будут наращивать. "Наши партнеры среди производителей оборудования установят Chrome OS на свои нетбуки, они появятся уже во второй половине 2010 года",— говорят в компании. Партнерами Google выступят Acer, Adobe, ASUS, Freescale, Hewlett-Packard, Lenovo, Qualcomm, Texas Instruments и Toshiba. "Chrome OS вытаскивает процессы из вашего компьютера в сеть,— объясняет Дмитрий Завалишин, президент компании Digital Zone.—Такой подход не покорит мир, но след оставит. И простой эта система будет только в первое время, развитие обязательно последует". О претензии на мировое господство, таким образом, речь не идет.

"Бесплатные операционные системы могут рассчитывать на часть рынка, хотя он и так довольно насыщен,— считает Георг Хернлебен.— За развитием Chrome будет интересно наблюдать, но заметная часть пользователей предпочтет знакомые и, что важно, безопасные системы, сохраняющие и обрабатывающие информацию на компьютере, а не в сети". Многих корпоративных пользователей (как, впрочем, и частных), предполагает представитель BSA, отпугнет реклама, которая будет сопровождать сеанс. Если в сегменте частных пользователей бизнес-модель "программа в обмен на просмотр рекламы" еще может прижиться, то в корпоративном секторе более перспективна существующая модель "программное обеспечение как услуга" (Software as a Service): предприятия арендуют программную, либо программно-аппаратную составляющую у поставщиков.

Microsoft тоже делает шаги в сторону бесплатного программного обеспечения для пользователей Windows. В дополнение к Internet Explorer, Media Player и других программам, за которые никогда не брали денег, вскоре стартует бесплатная версия самого популярного офисного пакета — Microsoft Office. Это, правда, базовая версия Microsoft Office 2010 — Starter (в ней только Word и Excel), и ее работа будет сопровождаться трансляцией рекламы.

Борьба за небольшой процент
Все существующие продукты-операционные системы (в перспективе — и Chrome OS) сравнимы по потребительским качествам. Рядовой пользователь хотел бы иметь на столе машину, на экране которой — красивые иконки, позволяющие открыть знакомую программу, будь то Word или Photoshop. "Большинство воспринимает операционную систему как экран с холмиком и облаками,— говорит Дмитрий Завалишин.— Хотя оболочка, инструмент для запуска программ — наименее ценная часть ОС. Ключевое слово — "система": это взаимоотношения, которые навязываются программам".

В плане удобства использования и эстетичности Mac OS немного опережает Windows, считают многие эксперты и пользователи. Приложения для двух операционных систем несовместимы. Эту проблему отчасти решают программы, которые позволяют в Mac OS запустить Windows и наоборот.

"Несмотря на скепсис со стороны гиков относительно необходимости запуска Windows на Mac OS, большинство пользователей техники Apple во всем мире — это люди без глубоких компьютерных познаний. Им, например, нужен Internet Explorer, чтобы работать с онлайн-программами банков, нужен доступ к USB-устройствам, не все из которых дружны с Mac, игры, наконец",— объясняет Станислав Протасов, старший вице-президент компании Parallels.

По распространенности и Windows и Mac OS оставляют далеко позади Linux. Дело в том, кто стоит за операционной системой, объясняет Дмитрий Завалишин: в случае с Linux это компании IBM, Oracle, в какой-то степени Sun, чьи основные задачи (работа серверов) Linux и так решает неплохо. Что касается ПК, в этой ОС работают преимущественно энтузиасты. "Но если в начале 2000-х ситуация с Linux практически не менялась, то в последние несколько лет появляются качественные программы, вендоры снабжают эту ОС драйверами,— замечает Дмитрий Завалишин.— Развитию Linux поможет инициатива Google: станет не так уж важно, какая ОС установлена, все необходимое — в сети".

Заметим, что хотя ОС Linux бесплатна, многие ее версии, адаптированные под конкретного потребителя (например, распространенные в России Mandriva или Red Hat), стоят денег.

"Свободных пользовательских приложений, работающих в Linux, все больше",— говорит Павел Фролов, генеральный директор "ГНУ/Линуксцентра" — ведущего российского поставщика свободного ПО. Сложнее тем, кто пользуется специализированными приложениями — например, графическими или архитектурными программами. У них редко есть аналоги в Linux, а те, что есть, не равноценны коммерческим приложениям для Windows или Mac OS. То же — с играми. (Впрочем, отмечает Павел Фролов, большая часть современных 3D-мультфильмов создана именно в Linux.) "По использованию на серверах статистика другая, к примеру, 80% доменов зоны .ru поддерживаются свободными операционными системами (FreeBSD и Linux)",— рассказывает Фролов.

Большинство заметных переходов на Linux в России, по словам Павла Фролова, пришлось на последние два года. Основные причины — стремление к экономии, среди перешедших на Linux немало госучреждений. "Одно из первых масштабных внедрений в госучреждениях России — переход администрации Черниговского района Приморского края. Многие администрации субъектов федерации рассматривают такую возможность, либо уже используют свободный софт. Среди них — правительства Московской, Нижегородской, Калининградской, Воронежской областей, и республики Саха",— рассказывает директор "ГНУ/Линуксцентра".

В прошлом году депутат Илья Пономарев, председатель подкомитета по технологическому развитию комитета Госдумы по информационной политике, IT и связи, заговорил о Linux как о возможной основе "национальной операционной системы". Термин звучал в выступлениях на нескольких IT-конференциях. "Не знаю ни одной страны, где есть собственная операционная система, все имевшие место опыты — например, в Китае — закончились ничем,— отмечает специалист по веб-технологиям, сотрудник российского офиса Microsoft Петр Диденко.— Если серьезный и влиятельный клиент (скажем, министерство обороны) хочет посмотреть исходники Windows на предмет соответствия своим требованиям, он может это сделать. Более того, впервые такой опыт был реализован в России".

Есть, однако, в России и те, кто вынашивает идею собственной операционной системы. К примеру, Дмитрий Завалишин, президент Digital Zone, говорит о Phantom OS (пока это в большей степени концепция), имеющей ряд принципиальных отличий от современных операционных систем. Основные ее плюсы прочувствуют программисты, которые смогут работать на 30% эффективнее, а пользователи заметят, что после включения компьютера ОС быстро загружается вместе со всеми задачами, выполнявшимися в момент выключения машины. Этот принцип разработчик называет "бессмертием". Правда, деньги компания Дмитрия Завалишина зарабатывает на другом — на программировании по заказу Microsoft и других крупных компаний. Собственная ОС для президента Digital Zone — скорее хобби. Локальный производитель не сможет вывести на рынок ОС, какой бы революционной она ни была.



ОЛЕГ ХОХЛОВ

КоммерсантЪ-Деньги
22.10.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов