Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Сеющие ветер

Розничные сети налаживают отношения с поставщиками с помощью кнута и пряника. Проблема взаимоотношений сторон настолько фундаментальна, что решить ее может только увеличение конкуренции между сетями

Пессимистические ожидания экспертов относительно снижения покупательской способности населения и, как следствие, снижения оборотов розничной торговли, оправдываются. Повсеместно наблюдается смещение потребления в пользу средних и низких ценовых сегментов. Очень сильно упал спрос на дорогостоящие товары длительного пользования, да и в целом на непродовольственные товары в пользу продовольственных. «Наиболее стабильной остается ситуация со спросом на базовые продукты питания, и в целом более устойчивыми к влиянию кризиса по всем группам товаров остаются низкие ценовые категории», — отмечает аналитик ИК «Финам» (Москва) Максим Клягин.

Сибирская розничная торговля не осталась в стороне. По состоянию на конец августа 2009 года по сравнению с прошлогодним августом обороты продовольственной розницы сократились на 14,3%, непродовольственной — на 15,6%. На фоне падения, которое наблюдалось и в конце прошлого года, резко обострились взаимоотношения сетей с контрагентами. К традиционно подвергающимся критике дополнительным платежам добавились неплатежи сетей своим поставщикам, что сказалось и на ассортименте магазинов. В закредитованной рознице начинаются активные сделки по слияниям и поглощениям. Причем покупателями, как правило, становятся непрофильные инвесторы, зачастую активы просто переходят кредиторам.

Вагонные споры

Взаимоотношения с поставщиками всегда были обсуждаемой темой на рынке ретейла. Тема эта муссируется и политиками, и рядовыми предпринимателями, она актуальна для всех розничных сегментов. Пресловутая плата за полку, комиссии за расширение сети, выражающиеся в процентах от оборота, никогда контрагентам ретейлеров не нравились. «В последнее время с учетом финансового кризиса появилось несколько новых обращений (от кредиторов — Ред.) по работе с торговыми сетями. При этом мы замечаем, что кризис больше коснулся федеральных, чем местных ретейлеров — последние, наоборот, в таких условиях лишь укрепили свои позиции. Так, по двум известным межрегиональным сетям мы уже провели взыскания, от взыскания с третьей отказались — там дела и так шли к банкротству. Сейчас взыскиваем с ООО «Сибирь-Торг» (работающее под маркой «Патэрсон») очень маленький долг, тем не менее сеть не может его вернуть вот уже два года», — рассказывает директор коллекторского агентства РОВД (Барнаул) Иван Шеко.

Нерешенность проблемы отмечают и сами поставщики. «В лучшую сторону взаимоотношения с сетями не поменялись. Сегодня стабильно платит только «Мария-Ра», чем она активно пользуется, навязывая поставщикам свои условия сотрудничества. Нормально платят и мелкие, незакредитованные сети», — отмечает директор оптовой компании «Раут Лтд» (Барнаул) Андрей Галушко. С другой стороны, небольшие магазины тоже могут быть источником повышенных рисков, признает он. Нередко хозяева таких торговых точек в случае финансовых проблем просто закрывают бизнес с долгами и открывают новый.

Представители сетей, впрочем, серьезность ситуации не признают. «Такие конфликты актуальны в целом всегда, и это зависит от желания и способности договариваться, а не от мирового финансового кризиса», — отмечает исполнительный директор сети магазинов «Посуда Центр» (Новосибирск) Игорь Васюков. «Если речь идет об отсрочках платежей, то могу заверить, что «Ашан» в России работает так же, как и во всех странах. Есть контракт с поставщиками, который определяет права и обязанности каждой стороны, там прописаны и сроки платежей. По этим условиям мы договариваемся с поставщиками ежегодно. Обе стороны ставят свои подписи, подтверждая, что условия контракта устраивают каждую, поэтому конфликты не­уместны. По отсрочкам у нас принят дифференцированный подход по различным видам продукции. Учитываются такие факторы, как срок реализации тех или иных товаров и издержки магазинов, связанные с хранением товаров», — говорит член совета директоров «АШАН Россия» (Москва), директор по контролю управления Людовик Олинье. А генеральный директор Торгового двора «Аникс» (Бийск) Юрий Никитин признает, что подобная проблема на рынке существует, хотя и отмечает, что она оказалась даже на руку стабильно платящим сетям.  «Вся эта ситуация с неплатежами нам даже помогла. Поставщики уходили от других розничных сетей, искали надежных партнеров и в итоге нашли их в нашем лице», — уверен он.

В то же время примеров, когда подобные конфликты принимали публичную форму, в России предостаточно. Можно, например, вспомнить июньский конфликт «Техносилы» с поставщиками из Panasonic, Sharp, Whirpool. Или историю в Алтайском крае, когда участники Алтайской алкогольной ассоциации заявляли о приостановке поставок спиртных напитков в сеть «28 апельсинов». Так или иначе, эксперты считают, что конфликты с поставщиками в настоящий момент актуальны для большинства сетей. Но продовольственной рознице повезло чуточку больше. Падение здесь оказалось менее глубоким, а оборачиваемость средств выше, чем в непродовольственной рознице.

Очевидное последствие конфликтов — сокращение ассортимента в сетях. «Многие поставщики пересмотрели свои риски и доходность при работе с сетями, поэтому решили выйти», — говорит Игорь Васюков. Участники рынка отмечают, правда, что свою роль здесь сыграла и оптимизация затрат, хоть и в меньшей степени. «Снижение ассортимента в некоторых магазинах началось, думаю, с денег для оплаты поставщикам. А потом уже сети начали задумываться о сокращении ассортимента для оптимизации расходов», — считает Юрий Никитин.

Многие компании идут на существенные и долгосрочные скидки для ускорения товаро­оборота и возможности оперативных расчетов с поставщиками. «На фоне дефицита ликвидности большинство игроков розничного рынка заинтересованы в оперативной реализации товарных запасов, так как даже с учетом некоторого снижения собственной маржи в результате существенного дисконта они получают необходимые средства для финансирования оборотного капитала, то есть для расчета с контрагентами за предыдущие поставки и так далее. Подобная практика сейчас широко распространена во всех сегментах розничной торговли», — говорит Максим Клягин.

Оптом и в розницу

«К сожалению, многие торговые сети, я говорю не только о продуктовых, ушли и продолжают уходить с рынка. Особенно кризис задел компании, активно использовавшие заемные средства. Некоторым ретейлерам удалось оптимизировать работу: кто сократил персонал, кто — инвестиции, кто нашел новые источники финансирования, многие заморозили долгосрочные дорогостоящие проекты, снизили планируемый объем капзатрат, отказались от открытия новых магазинов. И не стоит забывать, что кризис еще пока не закончился», — говорит Людовик Олинье. В текущем году на рынке ретейла действительно наблюдался серьезный рост сделок по слиянию и поглощению (M&A). Причем в центре сделки с крупнейшими сетями России — «Седьмой континент», «Евросеть», «Лента», «Патэрсон», «Мосмарт», «Эльдорадо». Наблюдаются подобные тенденции и на региональном рынке. Например,Сбербанку досталась сеть «Алпи» (Красноярск). «В Новосибирске «СЛК-Моторс» выкупила помещение «Автоленда», причем не бизнес, а только помещения. Эти сделки объединяет одно — они в основном «вопреки», а не «благодаря», — говорит Игорь Васюков.

Яркая тенденция всех этих сделок — появление на рынке новых непрофильных инвесторов. Например, активным игроком на рынке ретейла неожиданно стал Сбербанк России. Его глава Герман Греф уже говорил, что Сбербанк может войти в тройку крупнейших российских ретейлеров (ему уже достались активы «Мосмарта» и «Алпи», велись переговоры о «Вестере»). При этом у банка в залоге и еще ряд «розничных» активов, в частности, контрольный пакет «Дикой орхидеи».

Эксперты считают, что эти тенденции будут продолжены. «Мы не исключаем, что кризис может стать одним из факторов усиления тенденции к дальнейшей консолидации розничного рынка», — говорит Максим Клягин. С одной стороны, существенное ухудшение конъюнктуры рынка отражается в стратегиях его операторов, большинство из которых скорректировали собственные планы дальнейшего развития на 2009 год, а некоторые даже в рамках сокращения издержек пошли по пути закрытия ряда торговых объектов. Но, с другой стороны, крупнейшие игроки продолжают развитие за счет своей более высокой конкурентоспособности и ослабления конкурентной среды и в среднесрочной перспективе могут существенно укрепить свои позиции, отмечает аналитик.

Конкуренция спасет

Многие поставщики сегодня считают, что проблему взаимоотношений с поставщиками решит рассматриваемый в Госдуме новый закон о торговле. Но все же проблемы, с которыми сталкиваются ретейлеры при взаимоотношениях с поставщиками и кредиторами, вряд ли можно исправить несколькими страницами текста. По данным агентства INFOLine, во всей Сибири лишь Новосибирск можно назвать высококонкурентным с точки зрения развития сетевой розничной торговли. На организованный ретейл в столице Сибири приходится не менее 40% рынка розничной торговли продовольственными товарами. Другие города пока существенно отстают.

Решение этой проблемы лежит в плоскости повышения конкуренции в отрасли, развития логистической инфраструктуры. Не помешало бы и массовое развитие производства продуктов питания и непродовольственных товаров широкого потребления. Только так можно залечить все застаревшие раны, которые разбередил кризис. Пока же понятно, что сибирская розница выйдет из кризиса обновленной. Возможно, частично с новыми собственниками. Во всяком случае компании, которые не сильно увлекались привлечением заемных средств, имеют сегодня уникальный шанс для развития — на рынке коммерческой недвижимости появилось больше предложений, а цены серьезно просели.






Матвей Эргардт

Журнал "Эксперт"
14.10.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов