Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Опт-стоп

Борьба с оптовыми рынками получила идейное обоснование из уст столичного мэра: чтобы не создавать пробок. Вот только от роли распределителя, снабжающего всю Россию, Москве не избавиться: здесь сходятся логистические, финансовые и таможенные пути. Однако места под большой рынок вне столицы власти пока не нашли. А потому борьбу с оптовиками следует рассматривать исключительно в свете подготовки к прошедшим 11 октября выборам в Мосгордуму. Пробки же просто переместятся из одних мест в другие

Миграция пробки
Борьба с Черкизовским рынком закончилась 29 июня, когда московские власти временно закрыли его в связи с "нарушением санитарных норм". В то же время к рынку предъявляла претензии и прокуратура РФ, которая пеняла на "реализацию контрафактных товаров на территории Черкизовского рынка", а также на то, что торговлю там осуществляют иностранные граждане. СМИ связывали проблемы "Черкизона" с атакой на его впавшего в немилость владельца Тельмана Исмаилова. В общем, причины назывались разные, однако, заметим, никто не называл тогда корнем зла образование пробок вокруг мелкооптового очага.

Уже через полмесяца стало известно о том, что рынок закрылся навсегда, а на его месте будут возведены спортивные сооружения и жилые дома. Торговцы, ни о чем таком не предупрежденные и растерявшиеся от прыти властей, едва успели вывезти с рынка товар. Несмотря на протесты китайских предпринимателей, на которых фактически и держался рынок, телеканалы отрапортовали о новой победе защитников рабочих мест для коренного населения. Городские же власти заявили, что для тех, кто лишился рабочего места на "Черкизоне", найдется 7 тыс. рабочих мест на других рынках Москвы. На законный вопрос, что же делать остальным мелким предпринимателям, ведь на рынке, по некоторым оценкам, трудилось до 100 тыс. человек, дал ответ Юрий Лужков. Он заявил: "Все остальные должны уйти. Китайцы, вьетнамцы, кто угодно". Право остаться сохраняется лишь за российскими гражданами. По данным китайской печати, с Черкизовским рынком был связан бизнес около 80 тыс. китайских граждан, так что уходить пришлось бы многим.

К концу сентября популярная среди москвичей борьба с рынками приобрела и системный характер, и — наконец — довольно разумное обоснование (и правда, разве удивишь публику наличием на рынке контрафакта?). Столичный мэр заявил, что оптовую торговлю надо в принципе вывести за пределы Москвы, а это намерение закрепить в генплане развития города. "На периферии, где нет сложностей по транспортному обслуживанию, оптовая торговля возможна, но в центральной части города и там, где возможны любые транспортные затруднения, оптовой торговли не должно быть",— сказал Юрий Лужков. В слове "генплан", однако, важная составляющая — "план". Если бы власти исходили из этого, то были бы запланированы новые логистические площадки для мелкого опта, заранее предупреждены предприниматели, то есть, возможно, в истории рынка удалось бы обойтись без ОМОНа. Хотя тогда, правда, изгнание торговцев из потенциальных храмов спорта оказалось бы не столь зрелищным. Батальные же сцены (после Черкизовского волна облав прокатилась, в частности, 26-27 сентября по Митинскому радиорынку и "Горбушкиному двору", 29 сентября — по "Лужникам") оказались как нельзя кстати в канун выборов в Мосгордуму: жители столицы ведь не только любят отовариваться на рынках, но еще и смотреть, как их громят.

Проблемы трафика возле мелкооптовых центров, однако, признают и в службе дорожной безопасности. Основные проблемы Черкизовский рынок создавал для жителей близлежащих районов — от них-то и поступало много жалоб, признает руководитель отдела пропаганды ГИБДД УВД по Москве Марина Васильева: "Все близлежащие дворы были забиты транспортом, автобусами. Люди жили в этих автобусах, ведь приезжие из далеких регионов задерживались на несколько дней, чтобы закупиться. Во дворах они устраивали туалеты, свалки. Кроме того, Черкизовский рынок не имел парковок, автобусы ставили на проезжей части, а эвакуировать их совершенно невозможно. Естественно, они затрудняли движение, снижали пропускную способность, создавали аварийные ситуации на дороге. После закрытия я несколько раз бывала в том районе — сейчас там нормальная транспортная ситуация".

То, что транспортная ситуация в районе улучшилась, подтверждают и независимые источники: в аналитическом центре "Яндекс.Пробки" зарегистрировали даже увеличение средней скорости движения по Щелковскому шоссе. Однако в том же центре отмечают, что возле некоторых других рынков движение сильно затруднилось, в частности вокруг торгово-ярмарочного комплекса "Москва", "Лужников", "Садовода" и "Эмерала". Теперь это самые пробкообразующие московские рынки.

Популярное решение о закрытии "Черкизона" выполнялось в спешке, ведь навести порядок на рынке от московской мэрии требовала уже прокуратура. Поэтому переезд оказался для владельцев товара на рынке болезненным. Мало того что забрать его разрешили не сразу, так и платить за перевозку из-за неотложности пришлось втридорога.

"Когда закрыли "Черкизон", был жуткий ажиотаж по транспорту,— рассказывает совладелец одной транспортной компании Виталий.— Гигантские были объемы работ. И все эти работы быстро подмяли под себя кавказцы, стали выступать в качестве диспетчеров. Китайцы, которым надо выехать оттуда, по-русски не говорят. Диспетчеры же указывали, какая машина к кому подъезжает и сколько это будет стоить. В среднем по Москве день работы "Газели" сейчас стоит порядка 3-4 тыс. руб. Там за рейс с Черкизовского рынка в Люблино диспетчерам отдавали 25 тыс. руб., а водителям — от 8 тыс. до 15 тыс. руб. на руки. Но даже при этом влезть туда было практически нереально".

Так что жителей Люблино, где находится ТК "Москва", миграция оптовиков застала врасплох. По словам представителя общественного объединения жителей Люблино "Наша семья" Лианы (фамилию она просила не называть), район преобразился в середине июля: "Иностранцы-азиаты ходят стаями человек по двадцать, все в округе забито автобусами. Стало очень много грязи, дворники не справляются". Есть, впрочем, и положительные моменты: сдать однокомнатную квартиру стало в два раза выгоднее (цена аренды поднялась до 60 тыс. руб. в месяц). Однако, по словам Лианы, рыночная стоимость этих квартир упала. Среди других бед активисты называют ухудшившуюся экологическую ситуацию (с приездом многочисленных автобусов и фур содержание вредных веществ в воздухе и без того не самого чистого Люблино увеличилось в разы) и пробки. Жители района стали протестовать организованно. В преддверии выборов в Мосгордуму в борьбу стали вступать и разные политические силы. Гражданские активисты говорят, что от поддержки некоторых приходилось отказываться, причем не без проблем: например, активно защищать права коренных москвичей от китайских продавцов взялось ДПНИ. Впрочем, скоро инициативу вновь перехватили московские власти. Руководитель департамента потребительского рынка Москвы Владимир Малышков в конце сентября объявил, что оптовой торговли в "Москве" не будет. Чтобы исполнить волевое решение, сравнимое с закрытием "Черкизона", с комплекса перед телекамерами сняли плакат "Оптимально для оптовой торговли", а поблизости ограничили проезд фур и автобусов.

Грузовики с товаром на подъездах к "Москве" разворачивают посты ГИБДД, замечает старший юрист консалтинговой группы "Налоговик" Павел Ларин. "Как инспекторы определяют, какой именно товар везет грузовик на рынок — для оптовой торговли или розничной? — продолжает эксперт.— Если товар приобретают для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, тогда это розница. А если для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности, например для перепродажи,— это уже опт. Так вот, по каким признакам инспекторам удается установить цели использования перевозимых товаров, совершенно непонятно".

Новые площадки
Однако вне зависимости от методов борьбы с оптом эта мера встретила общественное одобрение. Да и посетители оптовых рынков не возражают, если эти рынки выведут за черту города. Ирина торгует на мелких рынках в Тульской области товаром, который закупает на оптовых рынках Москвы. "Первое время после закрытия Черкизовского рынка многие не знали, куда теперь ходить, но потихоньку приспособились, нашли места, куда переехали старые поставщики,— рассказывает она.— Даже если оптовиков уберут за черту города, нам хуже не станет, ведь все равно куда ехать, а автобус туда пустить нетрудно. Даже лучше: без московских пробок".

Да и строительство торгового комплекса для оптовой торговли — дело не такое уж трудное, отмечает эксперт по логистике Николай Лобанов. "Площадь для такого комплекса нужна порядка 10-20 тыс. кв. м. Строится он за год максимум, а стоимость строительства — порядка $1 тыс. за 1 кв. м. Кроме того, площадь вокруг здания должна как минимум равняться площади самого комплекса, чтобы были объездные пути и стоянки. Сейчас довольно много инвесторов, готовых вложиться в это. Больше проблем с тем, чтобы найти землю".

Польза от перемещения на периферию очевидна, считает эксперт: в современном торговом комплексе велась бы цивилизованная торговля без контрабанды и уклонения от уплаты налогов. Такие цивилизованные оптовые рынки есть в других странах. Причем даже если такие рынки находятся в черте города, они не приносят проблем, уверяет доцент кафедры экономики города и муниципального управления ГУ-ВШЭ Денис Визгалов. "Там рынки просто управляются эффективнее. В Сеуле, например, вся оптовая торговля находится в пределах города. Часть складов спрятана под землю. Это большие хозяйства, где ставка сделана на интернет — через этот канал проходит около половины всех сделок. Это избавляет ритейлеров и оптовиков от того, чтобы самим находиться рядом".

Впрочем, оговаривается ученый, при нынешнем устройстве транспортной системы Москвы нам оставлять в городе рынки не стоит. Да и аренда земли внутри МКАД стоит дороже. А вот опт через интернет у нас уже есть. Например, компания Shtucki.ru продает оптом различные фонари из Китая. Основной запас товара — на складе ответственного хранения в Подмосковье. На небольшой склад в Москве попадают только текущие заказы, которые в скором времени отправляются получателю. Плюс образцы в офисе для тех, кто хочет посмотреть на товар. Однако большая часть заказов совершается через интернет.

"Основная часть наших клиентов — в регионах, им сюда не нужно приезжать, мы им сами отгружаем товар через транспортную компанию,— рассказывают оптовики.— Классические рынки нам не составляют конкуренции, потому что с Камчатки в Москву на рынок не поедут. А у нас заказывают, например, Якутск, Новосибирск".

Без интернета же рынок в любом случае будет порождать большие скопления транспорта. Имеющийся запас товара торговцы чаще всего держат при себе, на рынке. "Китайцы, как правило, не имеют никаких складов в России и поставляют контейнеры с товаром напрямую на рынок,— рассказывает Николай Лобанов.— Там уже идет перегрузка в собственные контейнеры торговцев. Говорят даже, что на Черкизовском был целый город с этими контейнерами под землей. Товар китайцы возят в основном морским путем, через Котку в Финляндии. Дальше через Питер автотранспортом сюда. Запас китайского товара на Черкизовском рынке был примерно на три недели, месяц".

Другой путь доставки в Москву — железной дорогой. "Это быстрее, чем морем (водный путь занимает не меньше 40 дней), но на железной дороге отдельный вагон может застрять, отправлять надо состав, а это не каждый может себе позволить",— говорит Виталий из транспортной компании.

Логистика рыночного строя
Одной из особенностей российской торговли является ее высокая концентрация в Москве, считает Денис Визгалов. "В Москву приезжают за оптом со всей страны,— продолжает эксперт.— Чтобы перевезти что-то из Волгограда и продать в Санкт-Петербурге, все хранится здесь, в столице. Через Черкизовский рынок проходила каждая десятая пара обуви, продаваемая в стране. Теперь за Уралом появляются альтернативные центры опта — Челябинск, Екатеринбург. Видно, что челноки, которые раньше ездили на Черкизовский рынок, сейчас перемещаются туда. То есть опт из Москвы перетекает в субцентры. А для нестоличного города это большое дело". Тем не менее на европейской территории России Москва остается крупнейшим распределителем для провинциальных рынков.

Оценить масштаб оптовой торговли в России исходя из официальных данных трудно. Китайские СМИ сообщали, что на Черкизовском рынке в момент его закрытия застряло товара на $5 млрд. Для сравнения: оборот всей розничной торговли в России за июль 2009 года, по данным Росгосстата, составил 1206 млрд руб., то есть порядка $40 млрд.

Оптовая торговля могла бы переместиться на территорию Московской или Калужской области, заявлял московский министр Малышков, комментируя изгнание из Москвы опта. Сами эти регионы пока к такой возможности относятся сдержанно. Губернатор Подмосковья Борис Громов, например, высказывается против повторения "Черкизона" на своей территории. "Мы не против оптовой торговли, но надо, чтобы она была в максимально цивилизованной форме,— поясняет позицию начальника пресс-секретарь губернатора Андрей Барковский.— Просто так вывести продавцов в поле и начать торговать никто не даст. Все должно быть красиво архитектурно, удобно, соответствовать санитарным и иным нормам, должно пройти общественные слушания. Причем вопрос об этом решается на уровне муниципального образования, а не на уровне области. Эта позиция главам муниципальных образований озвучена. Цивилизованная торговля приносит в область доход, и мы за нее, ведь именно Громов ездил во Францию и договаривался о том, чтобы открылся "Ашан" в Мытищинском районе. Думаю, и тех, кто захочет построить оптовый рынок в области, будут интересовать не районы Шаховской или Серебряно-Прудский, а районы радом с МКАД".

Не торопятся возводить рынки и в Калужской области. "Нам официальных предложений об открытии рынков пока не поступало,— пояснили в калужском министерстве конкурентной политики и тарифов (именно оно заведует рынками).— Правительство области рассматривать этот вопрос нам не поручало. Мы готовы развивать торговлю сельхозтоварами, а что касается вещевых рынков, об этом мы еще не задумывались".

Однако эксперты-логисты считают, что вряд ли оптовая торговля отделится от Москвы. "Для опта должны быть логистический поток и наличие денег в городе, торговая, транспортная, банковская инфраструктура",— объясняет Николай Лобанов. С ним согласен и президент Международного центра логистики ГУ-ВШЭ Виктор Сергеев: "Москва — это сосредоточение финансовых и транспортных потоков. И вся растаможка, легальная или полулегальная, проходит в Москве. Пока товар будет растаможиваться в Москве, а не на границе, концентрация неизбежна".

Так и происходит: оптовая вещевая торговля хлынула не только на ярмарку "Москва", но и на рынки, никогда до того текстилем не торговавшие. "Заезжаешь на строительный рынок и видишь, например, ткани из Китая,— говорит транспортник Виталий.— Они сейчас повсеместно, ведь на профильных рынках места не хватает".

Массовый исход продавцов из Черкизово затронул и дачный рынок "Садовод", находящийся на МКАД. Смешавшись с саженцами и лопатами, вещевые павильоны взвинтили арендные ставки на рынке, вызывая протесты настоящих садоводов. Транспортная проблема возможна и там, признают в ГИБДД. "Главное требование к рынкам — цивилизованный подъезд,— говорит Марина Васильева.— С "Садоводом" проблема: если не сделать парковку, то люди будут парковаться на МКАД, хотя там и так тяжелая ситуация".

Не получилось, по всей видимости, изгнать опт даже из ТК "Москва" в черте города, несмотря на громкие заявления власти. По словам Владимира Малышкова, до закрытия Черкизовского рынка в "Москве" было более тысячи свободных торговых мест. С закрытием "Черкизона" арендные ставки взлетели, но все места быстро разобрали. Не изменилась ситуация и сейчас, уже после запрета опта в торгово-ярмарочном комплексе: корреспонденту "Денег" сообщили там, что "ничего не сдается, все заполнено".

"Ну и что, что власти заявили, что опта в "Москве" не будет? — возмущается люблинская активистка Лиана.— Никакого же постановления не подписали, так что ничего не изменилось. Продавцов предупредили, что, когда к павильону подходят проверки, надо продавать в розницу. Взяли тех, кто по-русски говорит, и указали на несколько вещей, которые можно отдавать в розницу. А прессу водят по второму этажу, где посадили несколько русских. С транспортом ситуация не улучшилась: автобусы на территорию торгового центра не пускают, но в районе они стоят — никто же не запрещал им ездить вокруг".

Кампания против рынков никогда и не была направлена на облегчение московского трафика, предполагает предприниматель, бывший депутат Госдумы, борец с пробками и оппонент московского мэра Александр Лебедев. "Это просто популизм перед выборами в Мосгордуму,— говорит предприниматель.— Сколько он уберет рынков? Ну два, ну четыре... Это облегчит трафик на доли процента, но проблему с пробками никак не снимет. Нужны комплексные меры, логистических решений должно быть много, все они уже реализованы в других странах".

Так или иначе, проверить, была ли борьба с московскими оптовыми рынками показательной и предвыборной и станет ли в итоге меньше пробок, можно будет уже в ближайшее время.

ИВАН ЖДАКАЕВ

КоммерсантЪ-Деньги
13.10.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов