Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Топ на час

Хедхантеры предлагают бизнесу распространенную на Западе, но пока экзотическую для России услугу — подбор временного управляющего, зачастую из другой сферы деятельности. Клиентам объясняют, что у менеджера-"варяга" будет свежий взгляд на ситуацию, а результаты его работы легко оценить. Интерим-менеджмент вряд ли окажется сильнее процветающего в российских компаниях кумовства, но спрос на таких людей все-таки растет

Буря и натиск
Менеджеру Сергею Елисееву не дорого то, к чему всегда и везде стремится большинство работников вне зависимости от занимаемой должности: стабильность, солидный стаж в одной компании, даже отсутствие конфликтов с коллегами. Характер, объясняет Елисеев, у него такой: "Мне, как актеру, нужно проживать одну роль, потом браться за другую, мне нужен драйв, а не "выслуга лет". Я привык к стрессовой работе, после которой можно полгода отдыхать".

За свой 15-летний стаж Сергей Елисеев успел поработать менеджером в киностудии, в клинической больнице, в инвест-компании, в областном "спиртпроме", на нескольких заводах и фабриках. Нигде не задерживался дольше двух лет, и не потому, что выгоняли. Елисеев — интерим-менеджер (от англ. interim — временный). Таких специально нанимают на короткий срок для решения конкретных задач.

Главное преимущество интерима, по мнению Сергея Елисеева, в том, что ему не нужно выстраивать долгосрочных отношений в коллективе, тогда как штатные менеджеры страдают излишней мягкостью, стараясь лишний раз не переходить никому дорогу. "Интериму никто не сможет отомстить по окончании проекта",— улыбается Елисеев.

Об этом же говорит, пусть и в более мягкой форме, Георгий Чахидзе, директор департамента по подбору персонала Exect Partners Group — единственной на сегодня компании в России, объявившей интерим-менеджмент одним из основных направлений своей работы. "Только 60% времени штатного сотрудника тратится на выполнение его непосредственных задач,— отмечает Чахидзе.— Часто политические мотивы не позволяют принимать эффективные решения. Обычный менеджер считает, что на новом месте прежде всего нужно обжиться, закрепить за собой сферу влияния, чтобы проработать подольше". Для интерима же главное — добиться конкретного результата: срочная задача, а не бессрочный контракт. "Это ментально два совершенно разных подхода",— резюмирует Сергей Елисеев.

Один из его последних проектов — полгода работы на заводе электротехнических изделий, за которые удалось справиться с убыточностью. "Это было промышленное предприятие в Сибири с 500 сотрудниками,— вспоминает Елисеев.— На момент знакомства предприятие регулярно простаивало и несло убытки. Собственник ставил задачу достигнуть безубыточности без привлечения инвестиций". Наем на позицию временного руководителя осуществлялся по конкурсу: на него требовалось представить диагностику организации и план антикризисных мер.

"Предприятие было оформлено как группа компаний, фактически представляло собой систему управления цехами — отдельными юрлицами,— делится подробностями Сергей Елисеев.— Их удалось на деле превратить в самостоятельные бизнес-единицы: были разделены бюджеты, установлены общие финансовые правила. Персонал мы сократили в два раза, а материальное стимулирование для всех категорий служащих привязали к маржинальному доходу от продажи продукции. Для менеджеров установили четкие критерии премирования".

Этот опыт можно отнести и к антикризисному менеджменту, но это лишь один из аспектов деятельности профессионального "временщика". Интеримы, к примеру, могут также обеспечивать сделки по слиянию и поглощению, но суть не в этом.

"В истории развития любой компании наступает момент, когда существование на текущей ступени равносильно стагнации",— говорит Юлия Смирнова, начальник департамента по развитию бизнеса компании "Империя кадров". В такой момент акционеры компании могут привлечь интерима, чтобы встряхнуть предприятие. "Это не антикризисные менеджеры, ведь речь идет о выходе компании на новый уровень, и это не всегда прыжок из ямы,— развивает мысль Смирнова.— В нашу компанию иногда поступают заказы на подбор интеримов. Чаще всего в сферы HR, маркетинга и IT. Один из последних случаев — выход западного химического концерна в Россию, когда интерим-менеджер был привлечен в качестве HR-директора".

Подобные заказы остаются разовыми, хотя, по данным рекрутинговой компании Antal Russia, в России количество компаний, набирающих персонал среднего и высшего управленческого звена, с начала года увеличилось на 20%, всего таких — 62% среди опрошенных работодателей. "Спрос на временных менеджеров не вырос существенно,— считает Люк Джонс, партнер компании Antal Russia.— Спрос на интеримов в России увеличивается очень медленно, но верно".

Которые тут временные
По определению британской Ассоциации временных управляющих (Interim Management Association), интерим-менеджмент — это "оперативное практическое решение бизнес-проблем путем привлечения опытных высококлассных руководителей высшего звена на короткий срок".

Уже в кризисном 1998 году интерим-проекты существовали внутри некоторых крупных российских холдингов. Александр Волчков, глава инвестиционно-банковского бутика Eastway Capital, в то время работал в АО "Система Телеком" — субхолдинге, отвечавшем за развитие всех телекоммуникационных активов, принадлежащих АФК "Система". Курировал деятельность по слияниям и поглощениям.

"Система" владела крупными и мелкими операторами связи, конкурировавшими между собой в одних и тех же нишах. В частности, доступ в интернет предоставляли несколько небольших провайдеров — "дочек" АФК. Провайдер ЗАО "ПТТ-Телепорт, Москва", имея большую абонентскую базу и хорошие технологические возможности, показывал убытки. "Руководство "Системы" поставило передо мной задачу произвести поглощение компании "ПТТ-Телепорт, Москва" мелкой, но более эффективной фирмой, "Транс-ТС",— вспоминает Александр Волчков.— Я был командирован на этот проект на три месяца". Волчков разработал и реализовал стратегию объединения. В течение двух месяцев после слияния были выявлены и перекрыты бреши, в которые утекали деньги. Новая компания стала прибыльной и в последующие годы вошла в десятку крупнейших операторов связи России, рассказывает Александр Волчков.

Другое дело, когда начальство отряжает помогать отстающему соседнему отделу — не всякий назовет это термином "интерим-менеджмент". "Сам по себе интерим-менеджмент давно практикуется в компаниях, но у участников рынка еще не сформировалось представление о нем как о полноценной модели сотрудничества,— объясняет Владимир Соловьев, партнер компании Exect Partners Group.— Наша задача — сформировать культуру восприятия интерима как определенного стиля работы вне зависимости от характера поставленных задач".

"После появления интерим-менеджмента в Нидерландах в 1970-х годах понятие претерпело много изменений. Сейчас это не просто человек, который работает "временно", это уже своего рода профессиональная характеристика",— говорит Георгий Чахидзе. Критерий эффективности по большому счету один: успех срочного проекта.

Ничего личного
По мнению Люка Джонса, интерим-менеджеров в России единицы. В то же время в западных странах наем интеримов в крупных хедхантинговых компаниях может составлять 50% всех заказов. Джонс связывает это с тем, что западные работодатели любят схему работы с временными сотрудниками за ее гибкость. Скажем, во Франции и Германии уволить штатного работника не так-то просто.

Сергей Елисеев более оптимистичен: интеримов в России примерно в 20-30 раз меньше, чем штатных менеджеров того же уровня. "У многих людей был разовый интерим-опыт, и таких больше, чем тех, кто нанимается на интерим регулярно",— замечает Елисеев. Идеальный портрет интерима: работал в нескольких индустриях, возможно, в штате, достиг там существенного результата, вплоть до позиций уровня совета директоров; знаком с различными культурами и географическими регионами, имеет всестороннее представление о бизнесе — тут и устройство компаний — как корпораций, так и малых предприятий, и консалтинг. "Интерим-менеджером невозможно стать сразу после выпуска из вуза,— категорично указывает Георгий Чахидзе.— Ими становятся чаще всего люди от 40 лет".

Статистика Interim Management Association показывает, что 29% всех случаев привлечения временных управляющих относится к управлению бизнес-проектами или программами. По 26% приходится на быструю оптимизацию бизнеса или на устранение закрытие внезапно возникшей бреши в бизнес- структуре.

Всерьез и ненадолго
По мнению Юлии Смирновой из "Империи кадров", залог успеха при найме интерим-менеджеров — прозрачные входные условия, четко обозначенные результат и условия постпроектного курирования.

По расчетам Interim Management Association, стоимость услуг интерима на 10% ниже по сравнению со штатным менеджером. По оценкам Exect Partners Group, стоимость услуг интерима на Западе и в России примерно одинаковая и составляет в среднем $1,6 тыс. в день. Гонорар агентств за наем топа — около $60 тыс. Штатный менеджер с зарплатой $240 тыс. в год добавляет своему нанимателю скрытых расходов еще на $245 тыс.

"По сравнению с большинством штатных работников интеримы способны достигать больших результатов за меньшее время",— отмечает Георгий Чахидзе. "У меня в большинстве случаев предусмотрен бонус, если задача выполнена успешно. Таким образом, доход может быть в два-три раза больше с учетом бонусов",— рассказывает Сергей Елисеев. Но нужно учитывать, что у интерима есть время простоя, когда он вообще не работает.

На подбор интерима у рекрутеров уходит от одной недели до месяца. "Потенциальных интерим-менеджеров — тысячи, мы активно работаем над созданием базы,— говорит Георгий Чахидзе.— При рассмотрении кандидатур интересует преимущественно проектные успехи людей, а не стаж работы и наименование компаний".

"Иногда мы привлекаем консультантов для участия в конкретных проектах на короткий срок — от трех до девяти месяцев,— отмечает Вера Елисеева, директор компании "Связной" по организационному развитию.— Но мы не позиционируем такое сотрудничество, как наем интерим-менеджера. Есть много компаний, которые были бы готовы привлекать к работе интеримов, но в базах данных рекрутинговых агентств информации о таких менеджерах мало".

Как правило, "временщики" привлекаются на работу не через посредников. "Настоящих интеримов немного и потенциальные работодатели их знают, поэтому посредники много на них не заработают. Но когда направление разовьется, посредники наверняка будут нужны",— убеждена Елисеева. "Поиск работы у меня происходит по знакомым,— вторит ей Сергей Елисеев.— Но посредники нужны. Их задача не просто свести людей, а еще и объяснить нанимателю, когда лучше взять штатного, а когда интерим-менеджера".

"Аспирин действует быстро, но помогает не при всех заболеваниях,— рассуждает Георгий Чахидзе.— Иногда задачу лучше решить за счет внутренних ресурсов или подбора специалиста в штат".

У интерим-менеджера Елисеева, к слову, есть неудачный опыт работы на металлургическом заводе. "Собственник был генеральным директором и оставался в управлении завода,— рассказывает менеджер.— Мне надо было вывести ситуацию на безубыточное состояние, при том что долг предприятия был в размере годового дохода. Кое-каких результатов удалось добиться: в четыре раза понизили точку безубыточности, год продержали завод без заемных средств. Но собственник отказывался следовать нашим рекомендациям, например сокращать персонал. В конце концов он запустил управляемое банкротство, чтобы списать долги. Чем больше активность собственника, тем больше вероятность того, что действия интерима будут ограничены".

По мнению Сергея Елисеева, интерим вполне может переходить из одной сферы в другую, быть универсальным солдатом, но желательно все же иметь некую базовую специализацию: "Например, я понимаю, что у меня лучше всего получается работать на предприятиях среднего размера, с численностью сотрудников до 1-2 тыс. А некоторые интеримы предпочитают работать на определенных рынках".

Топ-менеджер одной из российских нефтяных компаний, проработавший полгода в качестве гендиректора-интерима в ныне обанкротившейся сети магазинов, на условиях анонимности заметил "Деньгам", что сомневается в том, что в России институт интеримов вообще будет востребованным. "У нас византийский стиль управления, руководители предпочитают работать с друзьями, а не с "варягами", которых им предоставляют на короткий срок. Наем интеримов — европейский тренд. В США тоже любят длинные контракты".

Специалисты по HR, конечно, более оптимистичны. "Я считаю, что институт интеримов в России может быть создан",— считает Вера Елисеева. Вот только, по ее мнению, зря большинство из них по инерции позиционируют себя как консультантов, хотя зачастую занимаются реальным руководством. Консалтинг зарекомендовал себя не очень хорошо — туда шли все, кому не лень.

АНАСТАСИЯ КАРИМОВА

КоммерсантЪ-Деньги
07.10.2009



экспертная оценка недвижимости независимая оценка недвижимости
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов