Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Акциз на пивных дрожжах

Государство рассчитывает пополнить казну за счет повышения уровня акцизов на пиво. Представители пивоваренной промышленности и обслуживающих ее предприятий считают, что такое повышение не увеличит, а, напротив, сократит поступления в бюджет

Вконце августа Минфин опубликовал законопроект, предусматривающий индексацию ставок акцизов на подакцизные товары (в частности, спиртосодержащую продукцию, табак и топливо) в 2010–2012 годах. В соответствии с предложениями министерства, рост ставок на слабо­алкогольную продукцию составит около 30%. На натуральные вина — 25–35%. Это означает, что если сегодня соответствующие платежи виноделов 2,6 рубля за литр, в 2010 году они могут вырасти до 3,5 рубля, в 2012?м — до 6 рублей.

Гораздо большее повышение ожидает акцизы на пиво. Если содержание объемной доли этилового спирта в нем составляет от 0,5% до 8,6% включительно, предполагается облагать такое пиво с 1 января 2010 года акцизом в размере 9 рублей за литр, с 2011 года — 10 рублей, с 2012?го — 12 рублей (сейчас ставка равна 3 рублям). На крепкое пиво с содержанием этилового спирта свыше 8,6% акцизы в 2010 году составят 14 рублей, в 2011?м — 17, в 2012?м — 21 (сейчас ставка 9,8 рублей). Акцизы на сигареты и папиросы будут дорожать на 20% и 40% в год соответственно, на нефтепродукты — на 10%. Соответствующее повышение ставок будет зафиксировано в Налоговом кодексе РФ.

Производители табака и бензина восприняли не слишком приятные новости достаточно спокойно, а вот производители пива обрушились на инициативу Минфина с резкой критикой.

Больная тема

В целом пристальное внимание государства к пивоваренной отрасли понять можно, как и рассмотрение ее в качестве источника для пополнения бюджета. Отрасль относится к стабильным плательщикам налогов в консолидированный бюджет страны, и в первую очередь акцизов. В прошлом году общий сбор акцизов от производства пива на территории Российской Федерации составил 30 млрд рублей — это 27% от общего объема акцизных сборов в группе «Алкогольные напитки, вино и пиво» (по данным Росказначейства). Общая сумма налогов, выплаченных пивоваренными компаниями в бюджеты всех уровней в 2008 году, — более 100 млрд рублей.

«Резкое увеличение налоговой нагрузки может поставить под сомнение стабильное развитие не только пивоваренной отрасли, но и целого сектора пищевой и перерабатывающей промышленности, — говорит директор завода «Балтика-Новосибирск» Сергей Скоромкин. — Так, падение производства пива, ожидаемое по итогам 2009 года, существенно сократит объемы прямых закупок пивоваренного ячменя у сельхозпроизводителей. Кроме того, сократятся объемы закупки тары (заказы пивоваров составляют 70% от всего объема производимой в России стекло­бутылки — Ред.), других комплектующих и сырья. Пострадают и многие транспортные предприятия, которые обеспечивают доставку продукции пивоваров. А это множество компаний по всей стране.

Даже без учета негативного эффекта для смежных отраслей сверхплановый рост акцизов на пиво приведет, по расчетам экспертов, к снижению поступления других налогов и сборов. Рост цен на пиво, спровоцированный увеличением ставки акциза, в отсутствие роста покупательной способности населения повлечет уменьшение объемов продаж на 10 процентов. А это означает сокращение персонала и снижение рентабельности производства крупных предприятий, остановку и закрытие малых и средних пивоваренных заводов. В российском пивоварении работают не менее 50 тысяч человек, а каждое рабочее место в пивоваренной отрасли привлекает до 12 рабочих мест в смежных отраслях».

По его словам, резкое увеличение акциза в три раза не приведет к увеличению налоговых поступлений по отрасли. Суммарное снижение уплаты НДС, налога на прибыль, а также других налогов и сборов в бюджет РФ всех уровней в два раза превысит дополнительные доходы от повышения акциза.

«В условиях неизбежного падения объемов производства крупные участники пивного рынка смогут снизить рентабельность, а мелким будет намного проще и логичнее перейти на «серые» схемы — или разориться. В результате мы получим децивилизацию рынка и опять же снижение налоговых поступлений, — утверждает генеральный директор ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» Александр Зыбин. — Увеличение налогового бремени на предприятия пивоваренной отрасли непременно повлечет сокращение объемов производства и, соответственно, рабочих мест. На предприятиях нашего сектора только в Алтайском крае заняты несколько тысяч человек. Заработная плата сотрудников в себестоимости продукции занимает долю до 50 процентов. И при снижении объемов выручки предприятия такая статья подлежит секвестру одной из первых. То есть в большинстве регионов России, где развита пивоваренная отрасль, перечень неимущих и безработных пополнится. А в условиях экономического кризиса это может существенно сказаться на показателях регионов и страны в целом. Кроме того, сокращение затронет и ряд смежных секторов. Ведь пиво­варенная отрасль тесно связана с агропромышленным комплексом, у каждого из участников рынка может быть до 40 поставщиков?сельхозпредприятий. Также в цепочке значатся транспортные компании, поставщики тары и упаковочных материалов, организации розничной торговли».

Цепная реакция

Если реакция пивоваров в общем-то предсказуема: все-таки акцизы напрямую влияют на цену продукта, а значит, и на спрос — то горячая их поддержка со стороны предприятий смежных отраслей явилась неожиданностью. По крайней мере, ранее в ответ на рост акцизов пивовары и обслуживающие пивной бизнес предприятия не выступали против фискальных нововведений единым фронтом. Впрочем, и намечаемое повышение акцизов в три раза — вещь также беспрецедентная.

Новосибирский завод «Экран», лидирующий по объемам производства стеклотары в сибирском и дальневосточном регионах, подготовил открытое обращение к федеральным и региональным властям. Документ адресован Председателю Правительства РФ Владимиру Путину, полпреду президента в СФО Анатолию Квашнину и губернатору Новосибирской области Виктору Толоконскому. В частности, в нем говорится: «Мы, являясь партнером крупнейшего производителя пива в России — ОАО «Пивоваренная компания Балтика», не поддерживаем предложение Министерства финансов РФ об увеличении ставок акциза. Увеличение акцизов приведет к резкому сокращению объемов продаж. При этом увеличится потребление крепких спиртных напитков нелегального производства — самогона, нелицензионной водки — что негативно скажется на здоровье нации и демографической ситуации».

Последние несколько лет завод «Экран» строил свою сбытовую политику, ориентируясь на производителей пива. В 2006 году предприятие начало реализацию проекта по увеличению и модернизации производственных мощностей, а также запуску нового стекольного комплекса, ориентированного полностью на производство пивной тары. Сейчас он близок к завершению, общий объем капиталовложений в него 2 662,45 млн рублей. Как считают специалисты предприятия, снижение объемов производства пивоваренной отрасли, которое непременно произойдет в случае ввода в действие новых акцизных ставок, неминуемо отразится и на всех смежных отраслях пивоварения, в том числе на предприятиях стекольной отрасли.

Надежда на то, что подобные обращения помогут правительству принять взвешенное и ответственное решение, не покидает и другие предприятия сибирского региона, которые также заинтересованы в успехах пивоваренной отрасли. Транспортная компания «Мистраль» (Новосибирск) направила в региональные и федеральные структуры власти письмо-обращение, в котором говорится, что снижение объемов пивоваренного производства повлечет за собой падение объема перевозок продукции, и это ударит по транспортным компаниям. Коллектив, от имени которого написано послание, предлагает «бороться со злоупотреблениями алкоголем (особенно среди детей и подростков) другими способами: проводить разъяснительные работы, транслировать социальные ролики о вреде алкоголя».

С коллегами солидарны и сотрудники другой транспортной компании, ООО «СИБ-ТРАК», значительная часть заказов которой также приходится на продукцию пивоваров. В письме губернатору Новосибирской области, полпреду президента в СФО и в комитет Совета Федерации РФ по вопросам местного самоуправления критикуются предпринимаемые Правительством РФ шаги по повышению пивных акцизов: «Для нас это грозит закрытием. В Сибири десятки, если не сотни автомобильных предприятий, которые окажутся в таком же положении. Просим оказать содействие, чтобы решение этого вопроса на самом высоком уровне было принято с осознанием той ответственности, которую государство возложило на себя, пообещав поддержать бизнес в сложных условиях кризиса. Пока же у чиновников получается только «кошмарить бизнес», что вряд ли скажется положительно на экономической ситуации в стране».

Президенту РФ Дмитрию Медведеву, Владимиру Путину и министру финансов Алексею Кудрину адресовано письмо из ООО «Эталон-Пластсервис» (Новосибирск, производство преформ для изготовления пластиковой тары). «На данный момент объем производства нашего новосибирского завода составляет более миллиарда преформ в год. В составе наших клиентов — компании, производители пиво­варенной продукции. Именно поэтому мы обеспокоены анонсируемой в прессе перспективой повышения акцизов на пиво на 200 процентов. По нашему мнению, это неизбежно приведет к существенным сокращениям расходов наших ведущих клиентов, в том числе и на продукцию нашего предприятия. Безусловно, такое развитие событий нанесет существенный вред и нашему бизнесу», — сообщается в обращении.

Другой производитель ПЭТ-преформ, ЗАО «Ретал» (Омск, занимает треть российского рынка преформ) также не остался в стороне и направил обращения местным и федеральным властям. «План пополнения бюджета за счет увеличения акцизов на пиво втрое может обернуться крахом пивоваренной отрасли и тех предприятий, бизнес которых основан на тесном взаимодействии с пивоварами. Можно представить размеры убытков, которые понесет, например, компания «Ретал» в случае сокращения объемов производства на предприятиях наших партнеров. О какой поддержке бизнеса и взвешенной экономической политике можно говорить, если под угрозой закрытия окажутся сотни предприятий. А ведь они являются законопослушными налогоплательщиками, обеспечивают рабочие места, платят зарплату сотрудникам».

Крепкие платят меньше

Пивовары не только не согласны с ростом акцизов, они также не согласны и с тем, что Правительство РФ недостаточно внимания уделяет обороту крепкого алкоголя. По словам председателя совета Российского союза пивоваров (РСП) Даниила Бримана, «практически во всех торговых сетях представлена водка по цене ниже себестоимости, что свидетельствует о ее теневом происхождении». А минимальная розничная цена 0,5 литра легальной водки, по расчетам РСП, равна 80 рублям. Союз российских производителей пиво-безалкогольной продукции распространил информацию, в которой сообщается, что расчет сбора акцизов в ликеро-водочной и пивоваренной отраслях на основе данных Росстата и Росказначейства (с учетом доходов от импорта) показывает всего лишь 54?процентную эффективность сбора акцизов с производителей крепкого алкоголя. С учетом теневого сектора розничных продаж этот показатель опускается до уровня 37%. В то же время эффективность сбора акцизов в пивоваренной отрасли превышает 90%. Таким образом, российский бюджет ежегодно недополучает более 100 млрд рублей доходов в результате продаж крепкого алкоголя, произведенного без уплаты акциза. Только за период с 2004?го по 2009 год ставка акциза на пиво выросла почти в два раза, в то время как на вино натуральное и крепкие спиртные напитки рост составил 18,2% и 41,5% соответственно.

Производители крепкого алкоголя считают, что повышением акцизов на него делу не поможешь. «Дальнейшее увеличение акцизов на алкоголь без принятия мер по ограничению нелегального производства водки только усугубит ситуацию, — считает генеральный директор ОАО «Байкалфарм» (Иркутск) Михаил Матханов. — Легальный оборот еще больше сократится, нелегальный — увеличится. Сократится ли от повышения акциза алкоголизация населения? Нет, потому что водки меньше не станет, станет меньше легально произведенной водки. Увеличатся ли от повышения акциза налоговые сборы? Нет, они сократятся вслед за сокращением легального оборота. Проблема требует комплексного системного решения. Политика борьбы с алкоголизмом абсолютно правильна по сути, но не по содержанию. Запреты, конечно, отсекут часть неуверенных выпивох. Но 95 процентов этим не напугаешь. Главная причина употребления алкоголя — человек не знает, как занять себя, и пьет, ведь это легче всего».

«Инициатива Правительства РФ, кроме пополнения бюджетов, вероятно, должна также способствовать решению проблемы алкоголизации населения, — комментирует Александр Зыбин. — Безусловно, разумные экономические меры и ограничения доступности алкоголя снижают потребление спиртного. Однако вряд ли увеличение стоимости на слабоалкогольные напитки сподвигнет людей к здоровому образу жизни. Вероятнее всего, будет совершенно иной сценарий: население «переключится» на потребление «тяжелого» суррогата, а также на ввозимую из южных регионов страны низкоценовую ликеро-водочную продукцию по цене 70 рублей за бутылку 0,5 литра. Ведь в случае принятия новых предложений Правительства РФ об индексации ставок акцизов на подакцизные товары бутылка пива среднеценовой категории емкостью 0,5 литра станет дороже на 10–15 рублей и в рознице будет представлена по цене не ниже 35–40 рублей. Таким образом, изменится структура потребления алкоголя в пользу крепких и, возможно, низкокачественных напитков, а преимущества от этого процесса окажутся у бюджетов южных регионов и теневого сектора, который будет расти очень быстро».

Подведя итоги, можно отметить, что инициатива Правительства РФ, скорее всего, будет иметь если не совершенно обратный замыслу, то крайне низкий эффект. Об этом говорят подсчеты отраслевых экспертов. Впрочем, ждать, прислушаются ли чиновники к гласу пивного бизнеса, остается недолго. До конца осени поправки Минфина о внесении изменений в Налоговой кодекс в части, касающейся увеличения акцизных ставок на алкогольную продукцию и топливо, должны быть рассмотрены Госдумой, которая и примет окончательное решение.



Таблица 1


Расчет эффективности сбора акцизов на алкогольную продукцию в РФ за 2008 год

  Производство, млн дал Розничная продажа, млн дал Расчетная сумма акциза, млрд руб. Уплаченная сумма акциза, млрд руб. Эффективность сбора акциза, %
Водка и ликеро-водочные изделия (ЛВИ) 121,0 177,6 135,7 73,1 53,9%
Водка и ЛВИ с учетом теневого сектора 259,3 198,1 36,9%
Пиво 1 140,0 1 093,4 32,4 30,0 91,5%

Источник: Союз российских производителей пиво-безалкогольной продукции



Таблица 2

Объем производства пива в РФ в 2009–2011 гг., млн дал

  2009 г. 2010 г. 2011 г. 2009–2011 гг.
Прогноз производства пива в России (базовый вариант) 1 022 1 033 1 043 3 098
Прогноз производства пива в России при сверхплановом увеличении акциза 1 022 971 942 2 935

Источник: Союз российских производителей пиво-безалкогольной продукции



Таблица 3

Изменение доходов консолидированного бюджета РФ при сверхплановом увеличении акциза на пиво (по сравнению с базовым вариантом), млн руб.

  2010 г. 2011 г. 2009–2011 гг.
Акциз 4 487 7 946 12 433
НДС -4 182 -5 126 -9 308
Налог на прибыль -4 668 -5 639 -10 307
ЕСН и подоходный налог -632 -1 142 -1 774
Инвестиции -106 -117 -223
Таможенные пошлины -56 -62 -118
Налог на имущество -49 -55 -104
Всего изменения бюджета РФ -5 206 -4 195 -9 401

Источник: Союз российских производителей пиво-безалкогольной продукции



Андрей Чернобылец

Журнал "Эксперт"
02.10.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов