Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Почему не падает рынок БАД

Потребление. Сегмент биологически активных добавок не подчиняется апокалиптическим прогнозам. Темпы роста рынка могут даже увеличиться благодаря новым законодательным инициативам

Антимонопольная служба одобрила предложение Минпромторга, разрешив продавать некоторые виды медпрепаратов в торговых сетях. На прилавки попадут лекарства, отпускаемые без рецепта врача. Практика не нова: магазины с фармацевтическими отделами широко распространены в Европе и Америке. «Торговля лекарствами – большой и интересный для нас бизнес, – заявляет исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. – Я считаю инициативу здравой: повысится конкуренция, как следствие, снизятся цены для покупателей. Наконец, удобно, когда все под одной крышей: зачастую магазин ближе, чем дежурная аптека. Думаю, федеральные сети с удовольствием займутся новым направлением».
В принципе, распространение витаминов и БАДов через неспециализированные розничные точки разрешено и сейчас. Но пока в этом не заинтересованы ни ритейлеры, ни сами производители. «Плата за вход, всевозможные бонусы, оплата места каждой ассортиментной позиции – такие издержки чересчур обременительны и экономически нецелесообразны для фармацевтических компаний, – поясняет Александр Кузин, генеральный директор агентства DSM Group. – А объемы продаж незначительны. Россияне привыкли покупать такие вещи в аптеках». Но вместе с безрецептурным лекарственным ассортиментом объем реализации может дорасти до размеров, интересных продуктовой рознице. «Наценка на непродовольственный сегмент в среднем выше, чем на продукты питания. От продажи лекарств маржа тоже будет неплохой», – уверена аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская. Рынок всех безрецептурных препаратов, включая БАДы и витамины, согласно оценкам DSM Group, в 2010 году составит $5 млрд. «А это неплохие объемы даже для крупной розницы», –  отмечает Ирина Яроцкая из «Открытия».

Жертвуя маржой. Рынок БАДов показывает завидную устойчивость к кризису. По итогам первого полугодия 2009 года объем коммерческого рынка готовых лекарственных средств (ГЛС) снизился на 6% в натуральном выражении, тогда как потребление биологически активных добавок (БАД) упало лишь на 2%. Правда, в стоимостном выражении ситуация обратная: рынок ГЛС вырос на 30% до 81 млрд рублей, а БАД – на 15% до 6,4 млрд рублей (по данным DSM Group, учитывает только аптечные продажи).
Объяснение разнонаправленной динамики кроется в происхождении компонентов. В лекарственном сегменте на импорт приходится 78%. Оставшиеся 22% препаратов отечественного производства на две трети состоят из привозного сырья. Потому девальвация в значительно меньшей степени повлияла на стоимость БАДов: 70% денежного объема рынка приходится на российских производителей. А сырье, номинированное в валюте, составляет 50% себестоимости. «Причина постоянства спроса на товар – стабильность цен», – резюмирует Александр Кузин.
Наконец, производители БАД, могут жертвовать маржой и снижать цены для сохранения спроса. Могут себе позволить: директор по маркетинговым исследованиям «Фармэксперта» Давид Мелик-Гусейнов утверждает, что рентабельность крупнейших компаний достигает 20–25%. В компании «Эвалар» отмечают снижение маржи на 5%. Помимо прочего на доходы давит изменение спроса. «Снижается потребление дорогих препаратов и товаров из среднего ценового сегмента», – поясняет генеральный директор «Эвалара» Лариса Прокопьева.

Травы под нож. Если рынок БАД в целом демонстрирует положительную динамику, то небольшие игроки из его неконсолидированной части находятся в более уязвимом положении. С кризисом большинство дистрибьюторов и аптечных сетей занялись оптимизацией ассортимента для увеличения оборачиваемости складских запасов. Это привело к сокращению числа ассортиментных позиций и уменьшению пула поставщиков. Согласно статистике DSM Group, сужение ассортимента доходит до 10%. «Под нож главным образом попал нелекарственный сегмент, – говорит Александр Кузин. – И первейшими кандидатами на выбытие стали поставщики товаров, плетущихся «в хвосте» продаж – по большей части мелкий бизнес. Новая практика розничных операторов не отразилась на крупных компаниях, таких, как «Эвалар», «Диод» или «Аквион», – они выпускают “хиты”».
«Идет процесс внутренних структурных изменений этого рынка, – объясняет Давид Мелик-Гусейнов. – Мелкие игроки гораздо хуже перенесли ухудшение экономической конъюнктуры. По выходу из кризиса рынок БАД станет еще более концентрированным». Лидеры рынка увеличивают рекламу, продолжают реализовывать инвестиционные проекты. «Ресурсы у нас есть, надо разумно ими воспользоваться и продолжать борьбу за увеличение доли рынка, – заявляет Людмила Прокопьева. – Мы не останавливали реализацию инвестиционной программы 2009 года. В частности, расширяем производство растительных субстанций из лекарственных трав – завод был запущен в 2008 году с проектной мощностью 60 тонн продукции в год. Также не оставляем планов по увеличению сырьевой базы: будем культивировать и перерабатывать лекарст­венные травы».

Сознательная фора. В сегменте БАД лидирующие позиции прочно занимают отечественные компании. Возможно, это связано с относительно небольшими масштабами рынка. По оценкам «Фармэксперта» в 2008 году общий объем рынка БАДов составил $1 млрд. Из них на аптечные продажи приходится лишь половина объема – 11,5 млрд рублей. Остальное – на альтернативные формы торговли: сетевой маркетинг, «лавки жизни». Это несравнимо меньше немецкого, французского или японского рынков. По мнению Давида Мелик-Гусейнова из «Фармэксперта», пассивность иностранцев во многом связана с тем, что в России пока нет устойчивой культуры потребления БАДов: их принимают от случая к случаю.
Российские потребители малопонятны иностранным инвесторам. «Мы должны перешагнуть некий психологический рубеж по объемам рынка, – говорит Давид Мелик-Гусейнов. – Но какой именно, сказать сложно: может быть, и $2 млрд, и $10 млрд. И оно к лучшему: отечественные производители пользуются форой для закрепления своих позиций».

Ирина Доржиева

ФИНАНС.
30.09.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов