Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Кинофикация всей страны

Несмотря на падение бокс-офисов и посещаемости, новые игроки объявляют об открытии сетей

Несмотря на падение посещаемости кинотеатров и коллапс на рынке торговой недвижимости, новые игроки лелеют наполеоновские планы по открытию федеральных кинотеатральных сетей. Но они рассчитывают вовсе не на заполняемость залов, а на поддержку государства.

Отечественные зрители во время кризиса походы в кино не разлюбили, но с существенной оговоркой: в среднем по рынку. По данным Movie Research, за первые 6 месяцев 2009-го посещаемость кинотеатров даже выросла на 10% (68 млн человек против 62,4 млн за аналогичный период 2008-го). Генеральный директор "КАРО Фильм" Игорь Ильчук добавляет, что если сравнивать I и II кварталы 2009 года, то наблюдается некоторый спад, который можно объяснить сезонными колебаниями. Данные "Кинобизнес сегодня" за "кинопрокатное" полугодие (с 1 декабря по 31 мая) менее радужны: посещаемость сократилась на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (всего было продано 62,8 млн билетов). Рынок держится на плаву за счет Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников. В регионах покупательная способность падает в разы быстрее. "Если в Москве в первом полугодии наблюдается сокращение посещаемости на 5 - 7%, то в регионах - до 35%", - говорит Ирина Туманова, директор по маркетингу сети "Киномакс". Есть проблемы и с продажей Food & Beverages в кинотеатрах, причем снижение в некоторых случаях здесь сильнее, чем по посещаемости. В первом полугодии 2009-го, по данным "Невафильм Research", в стране закрылось 43 зала в 20 кинотеатрах, 30 из них уже не вернется к жизни (за тот же период 2008-го закрылся 21 зал в 14 кинотеатрах). В то же время открылось 108 кинозалов в 24 кинотеатрах (за тот же период 2008-го - 175 залов в 43 новых кинотеатрах). По словам Тумановой, российский кинотеатральный рынок упал на 20 - 30%.

ДЕШЕВОЕ ЗРЕЛИЩЕ

Основной удар кризиса пришелся на низкорентабельные кинотеатры с небольшим количеством залов и на региональные объекты. Финансовое положение игроков также подкосили кредиты и арендная плата. К примеру, сеть из трех кинотеатров "Мир кино" в Курске ушла с рынка из-за задолженности по аренде. Татарский "Батыр холдинг", по словам одного из участников рынка, потерял два кинотеатра в Новгороде, потому что не смог договориться с собственником по арендным ставкам. "Погибают в первую очередь плохо оборудованные кинотеатры, - рассказывает генеральный директор сети "Синема Парк" Сергей Китин. - В самые тяжелые моменты, когда рушится рынок, люди скорее отказываются от посещения однозальных кинотеатров с минимальным комфортом. Зрители, которые ходили в мультиплексы - наоборот. В Америке и в Европе посещаемость сейчас растет. Это доступное развлечение, и люди пошли туда. Но мы не американцы, для нас это проблема. Зритель "дешевых" однозальников в России и раньше с трудом в них ходил".

Крупные сети, развивающие современные мультиплексы, также сбавили обороты, причем не только из-за страха падения посещаемости. Дело в том, что традиционно их развитие происходило в связке с девелоперами. Сейчас почти все проекты по строительству ТРК заморожены. "Кроме того, девелоперы, как и кинооператоры, в основном развивались на кредитные средства. Поэтому после появления у девелоперов сложностей с получением денег на возведение торговых центров у многих кинооператоров возникли проблемы с финансированием строительства и открытием новых кинотеатров, - рассказывает старший консультант "Магазина магазинов" в ассоциации с CB Richard Ellis Вячеслав Коркин. - Процесс открытия новых кинотеатров связан как с запуском ТРЦ, так и с возможностью финансировать открытие новых кинозалов. Уже известны случаи запуска торговых центров без операторов кино. Многие кинооператоры на настоящий момент рассматривают только "топовые проекты" в больших городах". "Масштабная экспансия крупных киносетей в регионах завершается, - рассуждает Игорь Ильчук. - Однако и на главных кинорынках страны (в столицах и других городах-миллионниках) наблюдается достижение точки первичного насыщения, в связи с этим обостряется конкуренция между кинотеатрами".

Впрочем, громких банкротств и закрытий ждать не стоит. Кто-то тихо исчезнет, а кто-то продолжит монополизировать локальный рынок с целью дальнейшей продажи инвесторам. "В отличие от кинопроката, кинотеатральный рынок не консолидирован, - говорит Дмитрий Литвинов, генеральный директор КГ Planeta Inform. - 10 крупнейшим операторам принадлежит 42% рынка по количеству залов. При этом 10 дистрибьюторов обеспечивают 95% бокс-офиса. Укрупнение кинотеатрального рынка будет происходить за счет того, что федеральные сети сначала начнут активно строиться, а потом займутся скупкой региональных игроков. За ближайшие пять лет на рынок выйдут еще 3 - 5 крупных игроков, скорее всего, из смежных индустрий или из кинобизнеса, которые, может быть, даже не заявляются сейчас, а тихо-спокойно делают свою работу".

ЗАКАДРОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ

По словам Ирины Тумановой, уже наблюдаются тенденции к переходу собственности в регионах, приходят новые инвесторы. К примеру, банки, серьезно интересующиеся кинобизнесом. Недавно появилась информация о том, что "Синема Инвест" - один из проектов основателя "Кронверк" Эдуарда Пичугина - заинтересовал Банк Москвы. До кризиса банк собирался создать холдинг на основе кинокомпании "Профит" Игоря Толстунова, прокатной "Профит Синема International" Евгения Бегинина и сети Эдуарда Пичугина. Однако потом планы поменялись. На данный момент активы "Синема Инвест" перешли в другую компанию - в ЗАО "Профит Синема". Сеть владеет пятизальным киноцентром "Кино на Алтуфьевском" в Москве, тремя кинотеатрами в Казани (трехзальным "Сувар" в ТРК "Сити Центр", четырехзальным Port Cinema + зал IMAX в РК "Ривьера" и четырехзальным Grand Cinema + зал 4D в ТРК Suvar Plasa). Кроме того, в августе этого года открылся девятизальный "Кино Фрэш" в Оренбурге в ТРЦ "Армада". Дальнейшее развитие пойдет за счет как строительства новых, так и покупки уже существующих кинотеатров. Однако конкретные планы держатся в секрете, как и состав акционеров "Профит Синема", до собрания совета директоров в конце сентября, когда будет пересматриваться схема развития сети. Впрочем, для участников рынка не секрет, что Банк Москвы принимает в проекте непосредственное участие.

Другая ниша, которую пытаются осваивать новые игроки, - кинопоказ в малых городах. Потенциальные зрители в данном случае - 65% населения страны. Проблема в том, что западным путем, то есть через развитие сетей и мультиплексов, пойти здесь нельзя. Коммерчески выгодными для сетей могут быть только кинотеатры в городах с населением более 500 000 человек. Только компания "КАРО Фильм" объявляла о планах по созданию кинотеатров в селах, однако они не были реализованы из-за отсутствия господдержки. Создателей других проектов в малонаселенных городах это пока не пугает: они будут не развиваться западным путем, а возрождать советские традиции кинопоказа. Так, тот же Эдуард Пичугин задействован в проекте "Кино Сити". Эта компания предлагает реализацию программы кинофикации городов с населением до 400 000 человек и собирается строить отдельно стоящие двухэтажные модульные здания с подключением к городским коммуникациям, в которых будет 2 - 4 кинозала. Проекту уже больше года, сейчас ведутся переговоры с администрациями городов по выделению земельных участков. Предполагаемый охват - более 100 залов примерно в 40 городах. В каждом кинотеатре будет и цифровой, и аналоговый кинопоказ. Кроме Эдуарда Пичугина, инициаторами проекта являются Федор Бондарчук, Сергей Сельянов и Андрей Кончаловский. Они вкладывают собственные средства, однако представитель проекта рассказал "Ко", что такие задумки без господдержки точно не окупятся. Возведение кинотеатров и запуск (срок постройки - полгода-год) должны начаться в течение следующего года. Однако уже в сентябре в Новосибирске в ТРК "Сибирский молл" откроется восьмизальник "Кино Сити", который станет пилотным проектом компании. На вопрос "Ко" о несоответствии основной концепции представитель проекта сказал, что "работа компании не ограничивается строительством киноцентров в городах с населением менее 400 000 человек, хотя это направление является основным".

За господдержку им придется побороться с другим проектом - "Кино 1080", учредителями которого являются режиссер Тимур Бекмамбетов, владелец кинотеатров "Иллюзиум", глава компании "Батыр" Булат Янборисов, руководитель "Киномедиа" Игорь Кисилев и генеральный директор "Кино 1080", советник депутата Государственной думы Владимир Самойлов. Их планы - построить 2000 кинозалов в 83 городах с населением не более 50 000 человек, в которых нет коммерческих залов. Компания ведет переговоры с ВЭБом о кредите на сумму 2 - 2,5 млрд руб, но конкретные планы не озвучивают. Зато не скрывают, что концепция проекта включает "усиление государственной политики в вопросе репертуарного планирования, в том числе разработку методических рекомендаций по кинопоказу и возрождение кинопроката как отрасли народного хозяйства России".

БИЗНЕС НА АМБИЦИЯХ

Участники рынка позитивно смотрят на саму идею развития кинопоказа в малых городах, однако отказываются делать прогнозы. "Вопрос развития кино как бизнеса в городах с населением 100 000 - 300 000 человек для меня открыт, здесь не ясны коммерческие перспективы", - говорит Ирина Туманова. По слова Сергея Китина, никому просто так денег не дадут, а государство сейчас принимает гораздо более взвешенные финансовые решения. Некоторые участники рынка обвиняют новых игроков в желании получить господдержку. Дело в том, что Министерство культуры не так давно разработало программу цифрового кинопоказа в городах с населением менее 500 000 человек. К созданию новых цифровых кинозалов планируется привлечь муниципалитеты и частные компании. Правительство дало министерству поручение разработать до 1 января 2010 года предложения по развитию кинопоказа в России. Однако рассчитывать на быстрое решение вопроса не приходится. "Для кинотеатров господдержки вообще никогда не было, - рассуждает Дмитрий Литвинов. - Должно быть какое-то четкое решение на уровень выше, чем Министерство культуры. Не думаю, что это будет быстро принято и внедрено. Мы пять лет никак не можем внедрить электронный билет". "Пока проекты господдержки идут на словах, нет конкретных схем на бумаге", - подтверждает Ирина Туманова. "Естестенный пессимизм здесь оправдан, - добавляет Китин. - Из пяти проектов хорошо, если "выстрелит" только один. Заявляется огромное число планов. Оказывается, что бродит идея на рынке, осталось только деньги вложить. Но не все так просто. Пока это только идеи". "Понимаете, кино - это же бизнес амбиций, - говорит Дмитрий Литвинов. - Как с фильмами, так и с кинотеатрами. Просто очень многие вещи, которые заявляются здесь, никогда не заявляются в других видах бизнеса. Все равно, что я бы сейчас сказал, что крупный продовольственный оператор будет открывать магазины, чтобы "подвинуть" "Магнит" или "Перекресток". Но таких заявлений не делается. А в кино очень принято говорить о масштабных проектах. Но планы по развитию подавляющего большинства сетей так и не увенчались успехом".

"ФАБРИКА ГРЕЗ"

На лавры одного из крупнейших непрофильных инвесторов на кинотеатральном рынке претендовали структуры президента концерна "Тракторные заводы" Михаила Болотина. В 2006 году Болотин и вице-президент концерна Альберт Баков запланировали сеть на минимум 500 экранов. Совместно с государственным "Роскинопрокатом" (создан указом президента в 2001 году для развития сети кинотеатров в небольших городах) они учредили ООО "НеоСтройДион" (контрольный пакет принадлежал Болотину и Бакову). "Это была одна из многочисленных идей, циркулировавших на отечественном рынке в то время, - вспоминает Альберт Баков. - Анализ, проведенный нами, показал, что кинорынок будет расти в России еще достаточно долгое время. К тому же это красивый бизнес. Выставочный зал "фабрики грез". Однако позднее "Роскинопрокат", управлявший кинотеатрами, вышел из проекта, поскольку правительство так и не выделило имущественных комплексов. На сегодняшний день это частный проект. Участники "НеоСтройДион" контролируют 30 залов. В начале 2009-го компания обещала, что в ближайшие три года вырастет сеть из 200 - 250 залов (10 - 15% рынка российского кинопоказа), причем около 150 залов должно было быть построено до 2010 года. Однако кризис затормозил амбициозный проект. "Планы по созданию сети в 250 залов остаются в силе, - говорит Баков. - Но в связи со спадом в экономике они переносятся как минимум на год".

СТРАХ ПЕРЕД РОССИЕЙ

Отечественный кинотеатральный рынок ждал также вхождения иностранных сетей. Пока на российском рынке присутствует только National Amusements Самнера Редстоуна и его дочери (1500 кинотеатров в США Великобритании, Латинской Америке и РФ). В нашей стране NA принадлежит 75,1% в компании Rising Star Media (сеть Kinostar de Lux из 5 кинотеатров на 67 экранов в Москве и Петербурге). "Некоторое время назад в России боялись вхождения мировых сетей - говорит Игорь Кисилев, учредитель и глава "Киномедиа". - Эти страхи не оправдались. Они не пришли сюда из-за несовершенства налогового законодательства, а также из-за того, что западные студии видят в России колоссальный недобор денег. Во-вторых, из-за несовершенства инвестионного законодательства. Кричали, а никто не пришел". Впрочем, это не означает, что наш рынок так и останется междусобойчиком. После этапа консолидации многие сети будут стараться продаваться крупным международным операторам, которые, за исключением Rising Star Media, еще в России не представлены. "Я думаю, что у National Amusements достаточно большие планы расширения. Но, помимо этого, есть еще очень много кинотеатральных сетей международного масштаба, которые просто ждут - им невыгодно сейчас сюда заходить. Но это вопрос времени", - утверждает генеральный директор КГ Planeta Inform Дмитрий Литвинов.

Таблица 1 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КИНОТЕАТРОВ РОССИИ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЗАЛОВ (НА 01.07.2009)

ЗАЛОВ В КИНОТЕАТРЕ КОЛ-ВО КИНОТЕАТРОВ КОЛ-ВО ЗАЛОВ ДОЛЯ РЫНКА ПО КОЛ-ВУ ЗАЛОВ
1 зал 365 365 18,73%
2 зала 161 322 16,52%
3 зала 50 150 7,70%
4 зала 57 228 11,70%
5 залов 26 130 6,67%
6 залов 31 186 9,54%
7 залов 16 112 5,75%
Итого МИНИ-ПЛЕКСЫ 341 1128 57,88%
8 залов 27 216 11,08%
9 залов 10 90 4,62%
10 залов 4 40 2,05%
11 залов 3 33 1,69%
12 залов 4 48 2,46%
14 залов 1 14 0,72%
15 залов 1 15 0,77%
Итого МУЛЬТИПЛЕКСЫ 50 456 23,40%
Всего в России 756 1949 100,00%
Источник: "Невафильм Research"

АНАСТАСИЯ МАРКИНА

Журнал "Компания"

 

11.09.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов