Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Браузероубийственная война

Смертельный выключатель
Война браузеров, которые до ее начала не вызывали особого интереса у общественности, началась в декабре 2007 года. Тогда компания Opera подала жалобу на Microsoft (MS) в Еврокомиссию. Таким образом норвежский производитель браузеров попытался улучшить свои позиции в борьбе с американской корпорацией: на тот момент доля Opera на рынке браузеров составляла 1,5%, а Microsoft — почти 60%.

Суть претензий заключалась в том, что Microsoft пользуется монопольным положением на рынке операционных систем, чтобы продвигать Internet Explorer (IE). При этом указывалось, что корпорация редко обновляет свой браузер (версия IE 7 вышла только в 2006 году, через шесть лет после предыдущей — IE 6), так что тот устарел по сравнению с программами-конкурентами — в шестой версии не было режима работы с вкладками, антифишинговой защиты и многого другого.

Пользователь компьютера с операционной системой Windows (в комплекте с ОС поставляется и Internet Explorer) чаще всего даже не задумывается о том, каким браузером он пользуется: интернет есть, и ладно. Именно за счет этого, по мысли Opera, корпорации удается удерживать свою огромную долю, при том что альтернативные браузеры предлагаются бесплатно и работают лучше.

Еврокомиссия с удовольствием вступилась за маленькую европейскую компанию, и уже через два года американский гигант сдался. Сначала MS предложила установить в Windows так называемый kill switch (смертельный выключатель) — кнопку, которая позволяет полностью отключить Internet Explorer и пользоваться другим браузером. Дальше больше: 24 июля 2009 года MS направила в Еврокомиссию послание, в котором сформулировала свои обязательства по соблюдению антимонопольного законодательства. Из документа следует, что Windows будет сама направлять пользователей на сайт, где они смогут выбрать, какой браузер скачать.

Дать пользователю выбор — направление правильное, объяснил "Деньгам" инициатор антимонопольного разбирательства и глава компании Opera Йон фон Течнер. Только вот как в конечном счете MS это реализует, пока неясно — у корпорации в принципе есть возможность соблюсти букву закона, но не его суть.

Вероятно, именно поэтому Еврокомиссия пока не решила, удовлетворена ли она предложениями американцев. Картина, похоже, прояснится в течение ближайших двух месяцев: в этот период заканчиваются полномочия еврокомиссара, занимающегося конфликтом. А на 22 октября назначен выпуск операционной системы Windows 7, и Microsoft тоже хочет снять разногласия до этой даты.

Сама корпорация MS конфликт с браузерами-конкурентами старается не афишировать. Решение Еврокомиссии ситуацию на рынке браузеров сильно не изменит, считает президент Microsoft в России Николай Прянишников. Здесь и так есть конкуренция: можно скачать любой браузер. "Конкурировать нужно качеством продукта,— подчеркнул Прянишников в разговоре с корреспондентом "Денег",— и если у Internet Explorer около 50%, значит, это наша заслуга".

Оппоненты, разумеется, не согласны. "Если бы рыночные условия для всех были бы одинаковыми, альтернативные браузеры имели бы более крупные доли,— говорит Йон фон Течнер (не рассказывая, заметим, какими именно были бы эти доли).— Когда Microsoft вышла на рынок браузеров в 90-х, у компании Netscape там уже было 90%. Тем не менее за два года MS смогла убить конкурента. Это показывает, насколько велика ее монопольная сила. Даже не меняя свой браузер на протяжении шести лет, она смогла удержать лидерство".

Удобства для "гиков"
Европейские антимонопольные споры Россию не касаются. Во-первых, у нас производители браузеров не так охотно обращаются к регулятору — никаких жалоб в антимонопольную службу не поступало. Сама ФАС до браузеров пока не добралась. "Данный рынок крайне сложен для изучения,— говорит начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев.— Возможно, доля Internet Explorer превышает 50%, но остальные признаки монопольного положения еще следует доказать. Сложность и в том, что данный товар распространяется бесплатно, у многих пользователей установлены несколько браузеров, в целом осуществить подсчет долей проблематично и они не стабильны: изменяются буквально каждый месяц".

Во-вторых, российский рынок браузеров гораздо более конкурентный, нежели европейский. Поскольку нет единой методики подсчета долей браузеров, статистические исследования дают разные результаты. Эксперты склоняются к мнению, что три лидера рынка — Internet Explorer, Mozilla Firefox и Opera — делят его примерно поровну. Если два первых браузера имеют сильнейшие позиции и во всем мире тоже, то Opera у нас успешна беспрецедентно: в мировой статистике у нее всего 1-2%. "Это такая российская традиция, похожая история с icq или livejournal, которые в остальном мире непопулярны",— объясняет специалист по веб-технологиям, сотрудник российского офиса Microsoft Петр Диденко. Кроме очевидных лидеров на нашем рынке есть еще браузеры Google Chrome примерно с 2% и Safari с 1%.

"Россия — уникальная страна, у Internet Explorer лидерство здесь шаткое,— говорит глава российского отделения Google Владимир Долгов.— Наверное, потому, что публика у нас довольно продвинутая. Непродвинутые не станут просто так менять браузер, который установлен вместе с Windows".

Этой точки зрения придерживается и Петр Диденко: "На ресурсах, связанных с IT,— например, про гаджеты, консьюмерскую электронику — больше доля альтернативных браузеров. На больших сайтах вроде Yandex.ru или Mail.ru будет больше доля Internet Explorer — там люди особенно не задумываются о выборе браузера, он у них есть и они им довольны".

Собственно, преимущества одного браузера перед другим понятны обычно только "гикам" — пользователям, которые интересуются высокими технологиями. Эксперт по юзабилити (удобство работы с компьютерными программами) генеральный директор UIDesign Group Платон Днепровский убежден, что серьезных различий между конкурирующими браузерами нет. "Но пользователи часто не понимают, удобно или нет, потому что некоторые вещи лежат за порогом их осознания. Например, в новом браузере Google Chrome закладки прижаты к верхнему краю окна. В разработке интерфейсов есть закон: скорость позиционирования прямо пропорциональна размеру объекта и обратно пропорциональна расстоянию до него. В этом браузере закон применили — и в закладку не надо долго целиться. Продвинутые пользователи обращают на такие мелочи внимание, а за ними идут уже все остальные".

Так что конкурировать за счет нововведений, облегчающих жизнь пользователя, браузерам сейчас нелегко. Кроме того, все удачные находки вскоре внедряются и соперниками: например в Opera рассказывают, что инновации компании — закладки для разных страниц в одном окне, а также сохранение сессии — конкуренты освоили очень быстро.

Тем не менее каждый лидер рынка пытается продвигать свою идеологию. У Mozilla Firefox это открытое сообщество — каждый разработчик может внести что-то свое в браузер. Профессионалам это дает возможность строить собственные сложные системы, которые уже и браузером не назовешь. Для простого юзера здесь преимущество в том, что на него фактически работает огромное сообщество энтузиастов.

Opera настаивает на своей инновационности, упоминая при этом, к примеру, что может сделать интернет быстрее и с медленными каналами связи. Технология основана на компрессии данных, которая происходит на собственных серверах компании, а в браузер информация поступает уже в сжатом виде.

Вышедший год назад Google Chrome рассчитан в первую очередь на работу с сервисами Google. "Существующие браузеры порой просто не способны корректно и быстро отобразить все наши сервисы,— говорит Владимир Долгов.— Поэтому наши продукты попадали в зависимость от сторонних разработчиков: реализация всего нашего функционала может быть поставлена под угрозу плохим браузером".

Войны браузеров, главное оружие в которых — регулярно выходящие обновления, ведутся за пользователей. Однако, как ни парадоксально, сами эти пользователи браузерам не нужны — денег разработчикам они не приносят.

Стратегические вооружения
Монетизировать свои рыночные доли браузерам приходится довольно сложными путями. Продавать свой продукт не получается: когда лидер рынка, Internet Explorer, бесплатен, платить за альтернативу никто не будет. Поэтому зарабатывать стали на рекламе. Схема такова: разработчик размещает на панели браузера строку-ссылку на один из поисковиков. Можно вбить туда слово, и немедленно откроется страничка самого поисковика с результатами поиска. Собственно, зарабатывает на этом сам поисковый сайт — на контекстной рекламе. Но часть своего заработка отдает производителю браузера. По такой же схеме можно работать в принципе с любыми популярными сайтами.

"Мы сотрудничаем с Opera Software, Mozilla Foundation и Microsoft Corporation,— говорит Юрий Вечер, руководитель группы дистрибуции компании "Яндекс".— Сотрудничество заключается в том, что браузеры (Mozilla и Opera) распространяют наш поиск. Кроме того, мы производим свои версии браузеров, в которых установлен "Яндекс.Бар" — панель инструментов для удобной работы в сети. Такие версии есть для Mozilla Firefox и Internet Explorer. Прежде всего сотрудничество с браузерами увеличивает популярность поиска "Яндекса" на российском рынке (привлечение новой аудитории, а также удобная опция для нынешних пользователей). Сегодня порядка 10% всех поисков, обрабатываемых "Яндексом", приходится на quick search (форма для быстрого поиска на панели браузеров). Насколько такая дистрибуция увеличивает аудиторию, посчитать сложно, потому как сложно отделить новых пользователей от тех, кто просто поставил себе еще один браузер".

Об условиях сделки в "Яндексе" не рассказывают. Эксперты говорят, что Mozilla привлек для него новых пользователей из числа "гиков". Размер вознаграждения за это — несколько миллионов долларов. "Яндекс", подсчитывают эксперты (сама компания оборот не разглашает), зарабатывает около $300 млн в год, при этом за год он увеличил свою долю в российском поиске с 52% до 68%, как раз благодаря сотрудничеству с Mozilla. Получается, что поисковик за увеличение своей доли на 16% выложил производителям браузера Mozilla около $10 млн.

Сотрудничает с браузерами и портал Mail.ru. "От этого взаимодействия наши партнеры-браузеры получают усовершенствованный продукт с повышенными шансами завоевать популярность, мы — продвижение наших сервисов, пользователи — еще более удобные программы,— рассказывает вице-президент портала Анна Артамонова.— Мы сотрудничаем с браузерами Internet Explorer 8 и Opera".

Схемой монетизации пользователей через поисковые порталы пользуются сейчас Mozilla Firefox и Opera (помимо поисковиков, они сотрудничают, например, с Vkontakte.ru, Ozon.ru). А вот в случае с Google Chrome в таких сложных схемах нужды нет: браузер приводит пользователей на сайт поисковика, а Google зарабатывает на рекламе.

Помимо гонораров от сайтов, у некоторых браузеров есть и другие источники заработка. Например, в норвежском офисе Opera уверены, что интернет может быть хоть в холодильнике. Хотя на кухонной утвари здесь еще не зарабатывают, компьютерные приставки Nintendo или телевизоры Sony уже оснащены браузерами. Другая важная статья дохода — браузеры для мобильных телефонов, ускоряющие их работу в интернете. Все вместе дает Opera значительную часть дохода — в два раза большую, чем на отчислениях сайтов. Со своими предложениями норвежцы выходят и в Россию.

В самом начале сентября компания "МегаФон" объявила о вводе нового тарифа на безлимитный интернет: 7 рублей в день при условии использования Opera Mini — браузера для мобильников. Сотовый оператор не рассказывает, сколько и как заплатил изготовителю браузеров, но объясняет почему. "400 тыс. московских пользователей уже самостоятельно выбрали Opera,— говорит директор по развитию бизнеса московского филиала "МегаФона" Василий Кузичев.— Мы могли бы, конечно, вложиться в свой браузер, но очень трудно перетащить пользователей на что-то новое. От этого сотрудничества мы ожидаем роста числа активных пользователей интернета раза в полтора, не взрывного, конечно, а плавного. К тому же это повысит лояльность клиентов, и рост будет не только среди опытных пользователей, но и среди простых обывателей".

Сейчас на рынке мобильных браузеров Opera — лидер, но туда спешат и Apple, и Microsoft, и Nokia (у нее есть собственный браузер). Эксперты-футурологи предрекают, что мобильный интернет станет через несколько лет не менее востребованным, чем интернет в компьютере, и что следующий миллиард новых пользователей сети придет именно через мобильники, а не через компьютеры. Впрочем, и на компьютерном рынке браузерам есть за что бороться помимо гонораров от сайтов.

"Браузерами занимаются не потому, что хотят заработать денег, а чтобы иметь влияние — поэтому Microsoft не зарабатывает на своем Internet Explorer",— утверждает один из экспертов. "Компания, имеющая наибольшую долю на рынке браузеров, оказывает влияние на то, каким образом будут развиваться технологии в интернете,— соглашается с ним координатор проекта Mozilla Russia Александр Словесник.— Все идет к тому, что операционная система не будет нужна на компьютере, а самой важной его частью станет браузер. Таким образом, идет и борьба за весь рынок операционных систем". То есть, за главный заработок Microsoft.



ИВАН ЖДАКАЕВ

КоммерсантЪ-Деньги
07.09.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов