Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Лапша на уши

Кто и как пытается подсадить россиян на аудионаркотики

Распространение так называемых звуковых наркотиков, или записей, прослушивание которых вызывает эффект, сходный с наркотическим опьянением, было признано МВД очередным видом мошенничества. Подобный приговор грозит существенно подорвать бизнес минимум 800 сайтов, предлагавших этим летом скачать «наркотические» записи «всего за несколько рублей», хотя со счета пользователя потом снималось несколько сотен. Правда, ни доказать вред таких записей, ни привлечь распространителей к ответственности нельзя – существующее законодательство подобные ситуации не предусматривает. Тем временем психологи бьют тревогу: подростки после знакомства с виртуальными наркотиками вполне могут перейти на наркотики реальные.

Этим летом пользователи Интернета подверглись необычной спам-атаке. Россиянам предлагалось прослушать аудиофайлы продолжительностью от 15 минут до двух часов, после чего человек якобы должен был испытать ощущения, аналогичные эффекту от употребления марихуаны, кокаина, экстази, героина и других наркотиков. «На любителя» были рассчитаны файлы «Алкоголь» и «Никотин». Кроме того, пользователь мог прослушать записи с такими любопытными названиями, как «Мазохист», «На краю пропасти», «Атомный взрыв» и даже «Прикосновение Бога». В частности, композиция под названием «Марихуана» представляет собор набор ритмично повторяющихся ударов, а 30-минутный файл «Оргазм» – непрерывный звук, напоминающий не то горловое пение, не то сигнал, который появляется на время телепрофилактики.

Такие записи получили название аудионаркотиков (или «айдозеров» – от американской компании iDozer, впервые выпустившей товар на рынок). Эффект, оказываемый аудионаркотиками на человеческий организм, был открыт Генрихом Дофе в Германии еще в первой половине XIX столетия и получил название бинаурального биения. Явление связано со способностью полушарий мозга сопоставлять сигналы, поступающие независимо друг от друга в органы слуха. В норме мозг использует этот механизм для определения направления источника звука. С помощью стереонаушников и двух сигналов, подаваемых с различной частотой (разница должна быть не больше 25–30 Гц), можно сделать так, чтобы мозг «слышал» отсутствующий звук. Это приводит к синхронизации определенных ритмов, что, в свою очередь, вызывает состояние повышенной восприимчивости. Человек чувствует расслабление, сравнимое с эффектом от длительной медитации или гипноза.

«Мы обследовали испытуемых, в присутствии врачей в лаборатории им были предъявлены несколько звуковых файлов аудионаркотиков, – рассказал «НИ» доктор медицинских наук, руководитель Физиологического отдела им. И.П. Павлова Института экспериментальной медицины РАМН Виктор Клименко. – Испытуемые не получили удовольствия от прослушивания этих сигналов. В целом оценка ощущений была негативной. Реального влияния на мозг после действия аудионаркотиков мы не наблюдали, однако электроэнцефалограмма у испытуемого перестраивалась. После окончания эксперимента изменений в электрической активности мозга не было».

У ученых есть все основания предполагать, что аудионаркотики вовсе не так уж безопасны, как обещают их распространители. «Если мозг перегружать неадекватной информацией, как это делают аудионаркотики, то нагрузка оказывается серьезным испытанием для него, – поясняет Виктор Клименко. – И от этого у человека с малоустойчивой центральной нервной системой могут возникать патологические явления. Мозг может просто не справляться с неадекватной нагрузкой. Внимание рассеивается, исчезает концентрация. Или же мозг может перейти в не свойственные себе патологические состояния. При регулярном доведении нервной системы до таких крайних состояний это может привести к психическим заболеваниям».

Тем не менее аудионаркотики стали этим летом вторым по популярности запросом в интернет-поисковиках после ЕГЭ. Любопытно, но многие пользователи, купившиеся на рекламу, вместо какого-либо психоделического эффекта получили банальную дыру в кошельке. «Я увидела рекламу айдозеров в одной социальной сети и решила попробовать, что это такое, – рассказала «НИ» студентка одного из столичных вузов Алина. – Для получения доступа к файлам требовалось отправить SMS стоимостью 18 рублей. На телефон пришла ссылка, по которой я скачала несколько видов аудионаркотиков. Не прониклась и решила проверить баланс телефона. Было 200 рублей – стало минус 700. Оказалось, на сайте было написано очень мелким шрифтом, что 18 рублей стоит только один день доступа, а SMS-кой можно оплатить не менее 30 дней».

Однако есть у аудионаркотиков последствия и посильнее, чем зря потраченные деньги. «И молодежная одежда с изображением марихуаны, и реклама этих звуковых файлов воспитывают в молодежи лояльность к наркотикам, – сообщила «НИ» социопсихолог Валерия Микулина. – Подросток понимает, что ничего страшного с ним, по сути, не происходит: ломки нет, тюремный срок за хранение и распространение аудиозаписей не грозит. И уже спокойнее относится к возможности попробовать наркотики настоящие».

Однако привлечь виртуальных наркодилеров к ответственности нельзя. Во-первых, как отметила пресс-секретарь Управления «К» МВД РФ Ирина Зубарева, «все ресурсы, предлагающие аудионаркотики, располагаются на площадях зарубежных провайдеров и зарегистрированы по фиктивным анкетным данным». А во-вторых, они даже наркотиками не признаны. «Вот если специальная комиссия признает рекламу записей пропагандой наркотиков, если выяснится, что они действительно оказывают наркотический эффект, то можно заводить административное дело», – пояснил «НИ» начальник управления общественных связей Госнаркоконтроля Николай Карташов.

АННА СЕМЕНОВА, АЛЕСЯ ЛОНСКАЯ

Новые Известия
04.09.2009



укладка наливных полов в МСК
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов