Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Конфликт удойной силы

В конце июля Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Московской области объявило о возбуждении дела против четырех крупнейших компаний-переработчиков молока по подозрению в ценовом сговоре. Из-за низких закупочных цен собственники молочных хозяйств готовы закрывать фермы и отправлять скот на бойню. Теперь переработчики думают, как работать дальше с нерентабельными поставщиками сырья и оправдаться перед ФАС


Сливки со скисшего рынка

За последнее десятилетие компании "Юнимилк", "Вимм-Билль-Данн продукты питания", "Данон индустрия", "Кампина" и "Эрманн" стали основными игроками на российском рынке переработки молока. Бесспорный лидер — "Вимм-Билль-Данн", его рыночная доля в 2008 году составила 38% в денежном выражении, по данным компаний "Налоговик" и AC Nielsen.

По словам начальника отдела по контролю товарных рынков УФАС Павла Жихарева, основные претензии к четверке молочных производителей из приведенного списка (за исключением "Юнимилк") сводятся к нарушению статей 10 и 11 Закона о защите конкуренции, где говорится о злоупотреблении доминирующим положением на рынке. В данном случае компании обвиняются в согласованном снижении закупочных цен, при том что они закупают и перерабатывают около 90% всего молока, производимого в Московской области. Помимо этого у ФАС возникли подозрения, что заключаются договоры, запрещающие производителям переход к другим переработчикам.

Еще в декабре 2008 года эти четыре компании одновременно снизили закупочные цены на сырое молоко от производителей. По данным ФАС, до снижения стоимость колебалась на уровне 16-19 руб. за литр, а упала практически до 10-11. Таким образом, закупочные цены на молоко оказались ниже его себестоимости (14-15 руб.).

Говоря о монополиях, эксперты в молочной сфере поминают новозеландскую компанию Fonterra, известную такими торговыми марками, как Anchor, Mainland Cheese, Tip Top. Благодаря мягкому климату и круглогодичным пастбищам, производство сырого молока в Новой Зеландии всегда стабильно, и обходится оно переработчикам весьма дешево. Fonterra держит около 97% рынка молочной продукции в стране. Многие фермеры недовольны компанией, жалуются на ценовой произвол, на отсутствие конкуренции на оптовом рынке молока. Их принудительно делают членами кооператива — казалось бы, удобного объединения, когда переработчик и производитель под надзором государства работают на взаимно выгодных условиях. Fonterra принимает молоко только от членов своего кооператива, а когда на горизонте появляется новый переработчик, обещающий производителям выгодные условия, агенты Fonterra объезжают фермеров и говорят, что заплатят им на 10% больше любого предложения от нового завода. Закупочные цены вырастают на два-три месяца. Новый переработчик, так и не найдя поставщиков сырья, уходит с рынка, а цены возвращаются на прежний уровень. Любые попытки как-то помешать деятельности компании жестко пресекаются властями, поскольку Fonterra приносит почти четверть всей экспортной выручки страны, производя молочные продукты высочайшего качества для всего мира.

Российские переработчики молока удивляются, когда их обвиняют в ценовом сговоре и в других нарушениях антимонопольного законодательства. По их словам, нынешнее падение цен — общая тенденция мирового рынка, не говоря уже о других аспектах ценообразования. "Мы давно работаем в Московском регионе и можем показать все документы и цены за последнее время,— говорит член правления компании "Вимм-Билль-Данн продукты питания" Марина Каган.— Стоимость литра молока очень сильно зависит от того, какого оно качества. К тому же все компании покупают его под разные нужды, соответственно, и молоко разное, с разным содержанием белка и жира".

Исполнительный директор Молочного союза России (в него входят многие подмосковные компании-переработчики, в том числе "Вимм-Билль-Данн", "Данон" и "Эрманн") Владимир Лабинов также исключает возможность столь грубого нарушения антимонопольного законодательства: "Я знаю ситуацию изнутри и могу ответственно заявить, что возможность заключения на сырьевой теме сговора между двумя компаниями, не говоря уже о четырех, исключена. Конкурентная борьба на рынке сырья в сезон дефицита настолько остра, что не допускает подобного рода соглашений. Ассортимент выпускаемой компаниями продукции разнится, и поэтому надобность синхронно регулировать цены отсутствует. Сегодняшняя цена на молоко — 10-11 руб. за литр явно не устраивает производителей, но это не повод, чтобы кого-то отдавать под суд".

"В 2007 году с июля по декабрь цены на сырое молоко от производителя выросли, по нашим подсчетам, в среднем на 40-45%,— говорит Олег Карасев, директор по корпоративным коммуникациям компании "Данон индустрия".— Рост цен на молоко вызвал повышение стоимости молочных продуктов почти на 30%, что явилось одной из причин сильной потребительской инфляции в 2008 году. Еще до начала финансового кризиса это затормозило рост рынка молочных продуктов, а начавшийся кризис лишь усложнил ситуацию. В результате снизились цены на сырье. Рыночная ситуация налицо, и говорить о сговоре просто смешно".

Производители молока вспоминают время, когда цены на молоко были довольно высоки. Тогда молочники устанавливали цену на сырье, теперь, как говорят переработчики, ситуация диаметрально противоположная, но несправедливой ее не назовешь. "В 2007 году цены росли,— говорит председатель правления Национального союза производителей молока ("Союзмолоко"; организован в конце 2007 года) и президент группы компаний "Русские фермы" Андрей Даниленко,— а в 2008-м началось снижение. Вскоре цены снова повысились, но уровня конца 2007 года уже не достигли. В 2009-м случился обвал цен, и во втором квартале начались серьезные убытки. Многие хозяйства вошли в нацпроекты и поэтому взяли большие кредиты, отдавать которые стало для них невозможно".

"Для нас очень ощутимо падение цены с 17 руб. в 2007 году до сегодняшних 10, особенно на фоне удорожания обычного содержания фермы,— говорит гендиректор одного из подмосковных молочных хозяйств.— Растут цены на электроэнергию, аренду помещения. Помимо этого, коров ведь надо чем-то кормить. Необходимый минимум мы выращиваем сами. Здесь затраты небольшие, и голодными мы коров не оставим. Но для получения больших объемов молока необходимо включать в рацион витаминизированные дорогие корма. На них приходится экономить. И значит, экономим на прибыли".

По словам Павла Жихарева, слушания по делу о нарушении антимонопольного законодательства состоятся ближе к началу сентября, когда потенциальные нарушители будут готовы предъявить всю информацию, запрошенную ФАС. Если факты доминирования и сговора четырех компаний будут доказаны, то им грозит административная ответственность по ст. 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке). То есть штраф в размере от 1% до 15% суммы выручки от реализации молока, но не более 2% совокупной выручки от реализации всех товаров.

По словам Тамары Сударевой, старшего финансового консультанта консалтинговой группы "Налоговик", если пойдут массовые обращения производителей молока, пострадавших от переработчиков, ответственные лица могут понести уголовное наказание по статье 178 УК РФ за недопущение, ограничение или устранение конкуренции. В данном случае речь идет о штрафе в 100-300 тыс. руб., либо о лишении свободы на срок до пяти лет.

Почему молоко убежало

Был сговор или нет, мы, возможно, еще узнаем, но и без сговора есть несколько причин обострения отношений между производителями и переработчиками молока. По данным Молочного союза, физические объемы продаж молочной продукции в России за последний год уменьшились более чем на 7%. "В стране сильно упало потребление молока за последний год, и во всем виновата общая кризисная ситуация. В конце 2007 года цены на сырое молоко резко выросли, в некоторых регионах — до 100%. Из-за этого выросли и розничные цены. Люди стали меньше покупать молочной продукции. Позже подоспел финансовый кризис, и, судя по нашим объемам продаж, потребление упало где-то на 10%. Таким образом, получается, что производителю нужно выпускать на 10% меньше сырого молока, потому что товар просто не покупают",— говорит Марина Каган.

Другая проблема молочного рынка: нашего производителя сильно теснит импорт, и это одно из следствий переоценки перспектив мирового рынка. "Все началось с Китая,— рассказывает Андрей Даниленко,— когда там взяли курс на увеличение потребления молока населением, спрос на него взлетел. Видя такое дело, остальные страны тоже стали наращивать объемы производства. Но тут возникла пренеприятная ситуация: Китай увеличил производство молока в несколько раз, но вот его потребление осталось несопоставимым с европейским".

Потребление молока в КНР выросло с 1 л на человека в год до 7 л и остановилось на этом уровне. Для сравнения: европейский показатель — где-то 400 л на человека в год. А затем мир накрыло кризисом. Соответственно, упало потребление, включая продукты питания. Однако поголовно закрывать оказавшиеся "лишними" молочные животноводческие предприятия, естественно, никто не стал. Так на мировом рынке появился переизбыток молока, который было решено превращать в масло, сыр, сухое молоко и отправлять в Россию. По словам Андрея Даниленко, общая доля западных компаний на российском рынке не превышает 15%. Тем не менее в сложившейся ситуации это весьма существенная цифра. Большая часть западного импорта поступает из Евросоюза, крупнейшими поставщиками являются также Украина и Белоруссия.

Ситуацию осложняет дешевизна тропических растительных масел, которые с легкостью заменяют молоко в профильной переработке по всем внешним показателям, хотя часто не обладают его полезными свойствами и могут даже навредить здоровью. "Этот продукт значительно дешевле молока,— говорит Андрей Даниленко.— А с помощью современных технологий достигается такое сходство, что потребитель даже не ощутит разницы. Очень многие переработчики в погоне за прибылью начали активно использовать эти тропические жиры".

В этом году существенно снизились закупки сухого молока, под производство которого молочники могли продавать избытки сырья, которые, как правило, образуются в летний период. Техрегламент на молочную продукцию, введенный в декабре 2008 года, установил, что слово "молоко" может быть написано только на упаковке с цельным молоком, а продукт, восстановленный из сухого молока, впредь должен именоваться только "молочным напитком". По словам Андрея Даниленко, переработчики стали закупать меньше молока для сушки, так как предположили, что покупатель не станет покупать продукт с указанием, что он восстановлен из порошка.

И, конечно, надо отметить, что ситуация в отрасли дополнительно обострилась из-за сезонного падения цен на сырье. Летом в стране производится почти вдвое больше молока, чем зимой, при том что, по данным "Союзмолока", потребление молочной продукции падает процентов на десять (от 5% до 15%). По словам экспертов из "Налоговика", объемы выпуска увеличиваются, потому что, во-первых, животные получают хороший корм — насыщенную витаминами свежую траву, а не сухое сено. Во-вторых, по весне рождаются телята, которых через пару месяцев переводят с молока на подножный корм. Таким образом, летом молоко у производителей традиционно дешевеет, потому как предложение превышает спрос. А продукт еще и скоропортящийся.

Так что животноводы сегодня размышляют — зачем им нужен молочный бизнес, который стал убыточен. Соответственно, сокращение молочного производства рано или поздно приведет к более или менее резкому подъему цен.

Дальний кисельный берег

В июне этого года "Созмолоко" направил обращение правительству РФ в связи с кризисом на молочном рынке. Прежде всего производители просят разработать федеральную целевую программу, включающую комплекс экономических, организационных, таможенно-тарифных и технологических мер по стимулированию производства. По мнению производителей, средняя цена сырого молока должна быть не менее 15 руб. за 1 кг, вместо сегодняшних 10 руб., и что меры нужны экстренные. Однако программы развития сельского хозяйства вообще и животноводства в частности разрабатываются постоянно. Так, сегодня действует программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 гг." Из нее следует, к примеру, что в каждом регионе должны выделяться средства на содержание коров: в районе 4 тыс. рублей на голову, что покроет до 30% издержек. Также предусмотрены субсидии на закупку племенного молодняка — до 30 руб. за 1 кг живой массы, и до 40 тыс. руб. на приобретение быка-производителя и т. д.

В августе Минсельхоз сделал шаг навстречу производителям молока, которые говорят о необходимости экстренных мер. После ряда совещаний было решено проводить закупочные интервенции ультрапастеризованного молока, для производства которого подходит сырье только первого и высшего сорта. Это термически обработанное (140 градусов) молоко высокого качества, срок его хранения в асептической картонной упаковке составляет шесть месяцев. Как отмечают специалисты, в таком молоке сохраняются все полезные вещества. В сентябре государство будет его закупать по цене от 13 до 15 руб. за литр.

Помимо этого, в 2009 году из федерального бюджета было выделено 3,5 млрд руб. на поддержку производства молока в регионах, и основная часть этих средств будет предоставляться в форме прямых субсидий производителям.

"Интервенция по ультрапастеризованному молоку, а также 3,5 млрд руб., пиар-компания в пользу потребления молока — во многом заслуга нашего союза,— говорит Андрей Даниленко.— Теперь нам бы хотелось, чтобы государство поспособствовало переговорам между всеми представителями торговой цепочки. То есть производитель, переработчик и представитель торговой сети должны вместе договориться о постоянном механизме мониторинга цен".

Отметим, что на Западе давно существует жесткая система взаимодействия между игроками молочного рынка, и во всех случаях их отношения регулируют власти. При этом самыми крупными переработчиками молока являются кооперативы, которые принадлежат самим производителям.

Так или иначе, все эти идеи и меры в сельском хозяйстве — не новость. Сельхозпроизводители всех мастей всегда просят господдержки, преференций, таможенной защиты. Однако впервые проблемы производителей молока будет помогать решать специальный союз. По словам Андрея Даниленко, "Союзмолоко" появился как раз тогда, когда ситуация на рынке начала ухудшаться: "Можно сказать, что тема молока зазвучала только благодаря нашему появлению. Например, в прошлом году государство компенсировало производителям молока только 2/3 ставки рефинансирования, а в этом, благодаря переговорам, уже 100%. Мы постоянно контактируем и с переработчиками и с чиновниками, информируем их о состоянии молочного животноводства. Помимо этого, мы находимся в партнерских отношениях с Молочным союзом России — так проще договориться о взаимной выгоде".

Татьяна Рыбалова, ведущий специалист института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), не верит в эффективность мер, предлагаемых союзом Андрея Даниленко. По ее словам, сельхозпроизводители, не в пример переработчикам, пока слишком разрозненны. "Союзмолоко" начал представлять их интересы совсем недавно, и прежде чем он начнет эффективно работать, пройдут годы, а пока союз только формирует свою политику и переживает "период детства", говорит она. Кроме того, Татьяна Рыбалова считает, что Даниленко надо быть жестче с переработчиками, так как их союз устанавливает правила игры на рынке уже десять лет. И мирные переговоры между сторонами, которые преследуют противоположные цели, неэффективны.

Между тем, по мнению экспертов, если государство не урегулирует вовремя ситуацию, фермеры начнут забивать скот. А также вынуждены будут перейти к торговле молоком из бочек на улицах. Она, собственно, и не прекращалась с советских времен — вопрос лишь в масштабе явления. Отметим, если судить по ценам и спросу, сегодня торговать молоком в розницу выгоднее, нежели отдавать его оптом переработчикам.

Впрочем, Андрей Даниленко сулит серьезные подвижки. На 25 августа намечено "животноводческое" совещание в Минсельхозе, на котором оба союза будут обсуждать стратегию сотрудничества. Будут ли это какие-то рациональные действия или же нагромождение бессмысленных мер для успокоения ФАС, пока не ясно. Тем не менее два молочных союза уже совместно решили, что было бы хорошо повысить закупочные цены на сырое молоко на 15-20%.

СЕВИЛЬ ГУСЕЙНОВА

КоммерсантЪ-Деньги
28.08.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов