Sostav.ru - ћаркетинг –еклама PR
“екст ¬идео ѕринты Ѕлоги
—отка
ћедиа|–еклама|Ѕрендинг|ћаркетинг|Ѕизнес|ѕолитика и экономика|—оциум|‘естивали|Ѕизнес-блоги 

¬ерси€ дл€ печати

—ладка€ сказка

 ондитерска€ династи€ јбрикосовых:  неординарные рецепты вкусных сластей и эффективных рекламных кампаний

ѕокупа€ конфеты и шоколад Ѕабаевской фабрики, далеко не все задумываютс€ о том, что 85 лет назад она называлась фабрикой јбрикосова. ¬ дореволюционной –оссии јбрикосовы были корол€ми сладостей.

≈сли бы до революции проводились конкурсы на лучшие проекты в области рекламы и маркетинга, то в них неизменно побеждал бы "шоколадный король" јлексей »ванович јбрикосов (1824 - 1904).

¬з€ть хот€ бы кампанию в московских газетах в последних числах 1879 года. —ообщение о том, что јбрикосов распределил продавщиц по своим магазинам по цвету волос, то есть блондинок - в одни, а брюнеток - в другие, вызвало невиданный ажиотаж. Ќарод валом валил посмотреть на это диво и установить, где торгуют "черненькие", а где - "беленькие". ќсобенно много было мужчин, которых обычно нечасто увидишь в кондитерских лавках. ѕовышенный интерес представителей сильной половины человечества объ€сн€лс€ просто: говорили, что все продавщицы, как на подбор, молоденькие красавицы. ѕровер€€ газетное сообщение, москвичи, естественно, дегустировали и знаменитые абрикосовские вкусности: глазированные фрукты, пастилу, конфеты, в том числе и знакомые всем уже полтора века "–аковые шейки" и "√усиные лапки", а также многочисленные сорта шоколада, кофе, какао, пироги фигурные, торты, пр€ники, печенье, бисквиты, мармелад, варенье.  ак написал один из московских журналистов, "и ћедный ¬садник не удержалс€ бы и прискакал бы к нам из ѕетербурга на дни проведени€ этой очередной оригинальной рекламной акции".

 ќЌ‘≈“ј  ј  ƒќ ”ћ≈Ќ“ Ёѕќ’»

–осси€не с удовольствием покупали сласти от јбрикосова не только из-за их отменного вкуса, но и… на пам€ть. –азноцветные €ркие листовки со счастливыми улыбающимис€ детьми - главными сладкоежками - так и зазывали купить конфеты, шоколад и пастилу. ≈ще были открытки с загадками и головоломками; серии вкладышей, посв€щенные известным артистам, ученым и де€тел€м культуры, - все это способствовало тому, что продукци€ абрикосовской фабрики никогда не залеживалась на прилавках, а сопровождавшие их обертки и вкладыши коллекционировались и передавались из поколени€ в поколение.

’удожественный уровень при этом был столь высок, что издели€ абрикосовского паевого "“оварищества" в 1882 и 1896 годах становились лауреатами проходивших в ћоскве ¬сероссийских художественно-промышленных выставок.

Ўоколад с клеймом "јбрикосовский" часто дарили друг другу влюбленные, а калачи с засахаренными фруктами были очень попул€рными подарками на дни рождени€. јбрикосов предвосхитил даже по€вление киндер-сюрприза: кроме открыток, в коробках с конфетами и шоколадом можно было найти календарики, бумажные игрушки, мозаики, карандаши, из€щные блокноты и т.д. –еклама "“оварищества" размещалась во всех крупных газетах и журналах, она манила прохожих €ркими вывесками на витринах магазинов, огромными плакатами на стенах домов, листовками на афишных тумбах. Ќа рекламу и упаковку уходил почти каждый п€тый рубль прибыли.

»менно јбрикосов придумал заворачивать в золотую фольгу шоколадных зайцев и ƒедов ћорозов, без которых сейчас трудно представить Ќовый год. —о временем он открыл в ’амовниках цех большой и малой упаковки, который возглавл€л известный художник ‘едор Ўем€кин. Ќе удивительно, что красочна€ упаковка кондитерских изделий јбрикосова тоже пользовалась большим спросом у коллекционеров. –азнообразные мешочки, корзинки, бонбоньерки дл€ шоколада, конфет, печень€, мармелада, баночки дл€ варень€ и компотов и конечно же многочисленные коробки из металла, жести, лозы, картона, дерева и стекла с мельхиоровыми накладками и обт€нутые бархатом и муаром собирали так же увлеченно, как открытки. ќни были настолько красивы и элегантны, что их было жалко выбрасывать.

ћеталлическими ларцами с литографи€ми и богатой росписью, в которых јбрикосов, кстати, первым из московских промышленников получивший в 1899 году почетное звание "ѕоставщик ƒвора ≈го »мператорского ¬еличества", поставл€л свои сласти августейшим особам, можно сейчас полюбоватьс€ в музе€х кондитерского концерна "Ѕабаевский", продолжател€ традиций "“оварищества". «а высокое качество продукции јбрикосову разрешили изображать герб –оссийской империи на упаковке и этикетках своих сладостей, в рекламе и на вывесках магазинов.

 онечно, не забывал "шоколадно-абрикосовый король" и о таких важных составл€ющих успешного бизнеса, как персонал и места продаж. ѕосетители заходили полюбоватьс€ роскошной внутренней отделкой, зеркалами и хрусталем абрикосовских магазинов в —олодовниковском пассаже, на  узнецком мосту, в ¬ерхних торговых р€дах (теперь √”ћ), на “верской и Ћуб€нке в ћоскве; на Ќевском проспекте в —анкт-ѕетербурге, на  рещатике в  иеве, на ƒерибасовской в ќдессе и в –остове-на-ƒону и попадали в руки отлично подготовленных и на удивление вежливых приказчиков, которые ненав€зчиво, со знанием дела уговаривали попробовать то или иное лакомство. ”сто€ть против комбинации роскоши, красоты и вежливости могли немногие.

‘–” “ќ¬јя ‘јћ»Ћ»я

 онечно, даже самые продвинутые реклама и маркетинг не помогут продать товар низкого качества. Ќо как раз за качество јбрикосовы не беспокоились, с этим проблем у них никогда не было.

–одоначальником кондитерских королей считаетс€ —тепан Ќиколаев (1737 - 1812), крепостной статской советницы јнны ѕетровны Ћевашовой, жившей в селе “роицкое „ембарского уезда ѕензенской губернии. Ќаверное, —тепан и сам был не рад, что варил такое вкусное варенье и пастилу из абрикосов и мармелад из €блок и €год. Ѕарыне так нравились сладости крепостного кулинара, что она долго не хотела давать ему вольную. ”говорить Ћевашову отпустить его на оброк удалось лишь в 1804 году, когда —тепану было уже 67. Ќиколаевы быстро освоились на новом месте.  ачество джема, пастилы, варень€ и конфет было таким высоким, что —тепан быстро обзавелс€ клиентурой, открыл в  итай-городе лавку и записалс€ в купцы —еменовской слободы. ¬ 1814 году, через два года после смерти главы семейства, Ќиколаевы официально сменили фамилию и стали јбрикосовыми. ¬о главе семейного бизнеса, располагавшегос€ тогда на ¬арварке, встал старший сын »ван (1792 - 1848).  упец второй гильдии с 1820 года, он значительно увеличил число работников и ассортимент выпускаемых изделий. ƒела шли бойко. »з книги объ€вленных капиталов —еменовской слободы, хран€щейс€ в архивах, следует, что его капитал составл€л значительные дл€ начала XIX века 8000 рублей.

ќƒ≈—— »… „ј…Ќџ… ѕ”“№

”спехи вскружили »вану јбрикосову голову. ¬месте с братом ¬асилием он купил табачную фабрику, а дл€ расширени€ кондитерского производства вз€л крупный кредит, вернуть который не смог. ѕришлось в 1838 году продать табачный бизнес, а сыну јлексею из-за резкого ухудшени€ финансового положени€ семьи так и не удалось окончить коммерческое училище. Ѕросив учебу в 14 лет, он постигал университеты в кондитерской фирме √офмана, поставл€вшей јбрикосовым сахар и орехи.

Ќеизвестно, какой бы получилс€ из него бизнесмен, если бы он осталс€ учитьс€, но работа у немца √офмана сначала посыльным, а позднее бухгалтером €вно пошла ему на пользу. ” √офмана он зарабатывал 5 рублей в мес€ц, выучил немецкий €зык и получил бесценный опыт работы на передовом предпри€тии.

¬ 1848 году јлексей стал владельцем маленькой кондитерской мастерской. ѕон€в, что с ручным трудом успеха не добитьс€, он закупил станки дл€ терки миндал€ и прессовки монпансье, а позднее установил энергетическую силовую установку мощностью в 156 л. с. ¬ 1873 году јбрикосов преобразовал мастерскую в фабрику и одновременно с этим одним из первых установил паровую машину мощностью в 12 л. с. „ерез 7 лет фабрика была преобразована в ѕаевое фабрично-торговое товарищество.  роме главы семейства, пайщиками в нем состо€ли п€теро сыновей: Ќиколай, »ван, ¬ладимир, √еоргий и јлексей. ј всего помощников было предостаточно: 10 сыновей и 12 дочерей.

јлексей јбрикосов был не только отличным маркетологом, но и превосходным организатором. ¬ 1873 году на фабрике работали 120 человек, которые выпускали 512 тонн кондитерских изделий в год на 325 000 рублей.   концу века число работников увеличилось почти до двух тыс€ч, а объем выпускаемой продукции - до 928 тонн (4 млн рублей). ≈ще при жизни јлексе€ »вановича на фабрике было проведено электричество, что не только облегчило услови€ труда, но и повысило его производительность.

‘абрика состо€ла из нескольких двух- и п€тиэтажных корпусов и имела фруктовое, мармеладное, бисквитное, холодильное и сушильное отделени€, шоколадную мастерскую и вспомогательные производства. Ќа территории было возведено благоустроенное общежитие, в котором каждый рабочий жил в отдельной комнате. ‘илиал фабрики в —имферополе выпускал варенье, компоты, глазированные орехи, засахаренные фрукты, марципаны, каштаны в сахаре и другие кондитерские издели€.

јлексей »ванович лично закупал на Ѕолотном рынке €годы и фрукты дл€ производства и придумал рецепты нескольких сортов конфет. ќн нарушил западную монополию на глазированные фрукты. ѕосле того как абрикосовские специалисты раскрыли секрет их изготовлени€, коронным изделием фабрики стали арбузы, слива и вишн€ в шоколаде.

ѕоставив дело, јбрикосов передал в 1874 году кондитерскую фабрику сыновь€м Ќиколаю и »вану, а сам "увлекс€" чаем. —начала он стал компаньоном, а затем и владельцем “оргового дома "Ѕрать€  . и —. ѕоповы", принадлежавшего родственникам его жены. ѕриродна€ смекалка помогла ему и здесь. ѕри нем чай начали возить из  ита€ не через —ибирь, что было очень долго и дорого, а по морю через ќдессу. ƒл€ закупок ча€ за границей, которые в то врем€ проводились в основном в фунтах стерлингов, он открыл в Ћондоне представительство "“оварищества", которым руководил один из сыновей. ќт торговли чаем јлексей »ванович отошел в конце восьмидес€тых годов и передал компанию сыну ¬ладимиру и внуку Ѕорису.

¬ начале XX века "“оварищество" входило в п€терку крупнейших кондитерских фирм –оссии и было самым большим в ћоскве. ќсновной капитал, составл€вший в 1880 году 500 000 рублей, к 1917 году увеличилс€ до 2 млн рублей.

јлексей »ванович - самый €ркий представитель семьи јбрикосовых. ¬ 1867 году он становитс€ купцом первой гильдии, в 1879 году - коммерции советником, а еще через 17 лет получает ранг статского советника, дававший право на потомственное двор€нство. јбрикосов был одним из основателей ћосковского учетного банка, входил в правлени€ ћосковского купеческого общества взаимного кредита, страхового общества "якорь", ћосковской конторы √осударственного банка.

јлексей »ванович јбрикосов умер в 1904 году. ƒо 1917 года кондитерска€ фабрика успешно работала под управлением сыновей и внуков. ѕосле революции она была национализирована, а в 1922 году получила им€ Ѕабаева, который несколько мес€цев руководил —окольническим райисполкомом. ќднако на этикетках до тридцатых годов продолжали писать в скобках: "быв. јбрикосова". «наменитый бренд оставалс€ залогом качества и высоких продаж.

—≈–√≈… ћјЌ” ќ¬

∆урнал " омпани€"

26.08.2009



»нновационна€ сушка дл€ фруктов: узнать подробнее
ћедиа Gazeta.ru припр€тала Ђgї »здание убрало из «шапки» спорный логотип от —тудии Ћебедева
»нтервью ≈лена „увахина: ћы будем растить свои кадры √лава российского офиса FITCH о планах развити€ агентства в регионе
ћедиа RTB готовит наступление “ехнологи€ к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
ћедиа Ќовостные сайты тер€ют аудиторию ѕослевыборный спад сказалс€ на политических и бизнес-—ћ»
ћедиа –осси€ в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
–еклама и ћаркетинг ¬ –оссию с любовью  ультовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
–еклама и ћаркетинг ќбнародован ≈диный –ейтинг веб-студий ¬ первой тройке - —туди€ јртеми€ Ћебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Ѕизнес и ѕолитика јвторы Angry Birds заработают на –оссии Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© —остав.ру 1998-2017, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, ћосква, ѕестовский пер., д. 16, стр. 2

ѕри использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru об€зательна!
јдминистраци€ Sostav.ru просит ¬ас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  –ассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         —ловарь маркетинговых терминов