Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Телик в кармане

Пытаясь застолбить за собой место на рынке мобильного телевидения, потенциальные игроки уже вложили в инфраструктуру десятки миллионов долларов

Пытаясь застолбить за собой место на рынке мобильного телевидения, потенциальные игроки уже вложили в инфраструктуру десятки миллионов долларов. Однако запуск этой услуги в коммерческую эксплуатацию пока невозможен - компаниям не выделено частот.

В мае текущего года на выставке "Связь-Экспоком-2009" "Билайн" представил свою новую разработку - мобильное телевидение стандарта Digital Video Broadcast Handheld (DVB-H). "Услуга разработана совместно с дочерней компанией "Доминанта". Построенная сеть сможет обеспечить цифровое качество приема на территории около 90% Москвы в пределах МКАД", - рассказала "Ко" пресс-секретарь ОАО "Вымпелком" Ксения Корнеева. Посетивший выставку президент Дмитрий Медведев поинтересовался у генерального директора "Вымпелкома" Александра Торбахова, когда DVB-H будет запущено в коммерческую эксплуатацию. Тот ответил, что, скорее всего, в июле этого года. С тех пор прошло более двух месяцев, июль заканчивается, а мобильное телевидение продолжает работать в тестовом режиме.

"Услуга полностью готова к запуску, но существует ключевой барьер - разрешение регулятора на использование частот. В настоящий момент ведется работа по получению недостающих разрешений на запуск услуги в коммерческую эксплуатацию. Давать какие-то прогнозы по срокам проблематично, но мы надеемся, что трудности будут в скором времени преодолены", - пояснила Ксения Корнеева.

Дело в том, что мобильное ТВ на базе DVB-H работает в том же частотном диапазоне (570 МГц), что и наземное цифровое телевидение стандарта DVB-T. Как "развести" эти два бизнеса, чиновники не знают, так как полноценная работа двух услуг на одном частотном диапазоне представляется проблематичной. Поэтому нужно будет либо выделить мобильному телевидению другую частоту, либо "ужать" его в возможностях развития, ограничив количество передаваемых каналов.

В некоторых странах мобильное телевидение работает уже несколько лет и приносит неплохой доход. "Мобильное ТВ в Европе имело хороший старт. Например, в Италии за несколько лет услуга набрала боле 1 млн абонентов", - рассказывает аналитик ИК "Финам" Татьяна Менькова. Речь идет об операторе 3 Italia (принадлежит гонконгскому концерну Hutchison Whampoa). Он первым в Европе еще летом 2006 года ввел в коммерческую эксплуатацию сети стандарта DVB-H. Но наибольшее развитие мобильное телевидение получило в Южной Корее, где сервисом пользуются порядка 16 млн владельцев сотовых телефонов. Эту услугу предоставляют все шесть основных корейских операторов. "Традиционное телевидение потерпит финансовый крах из-за роста мобильного ТВ", - предрекает глава лондонской компании Livestation Маттео Берлуччи. Однако, по мнению Татьяны Меньковой, мобильное ТВ в некоторой степени исчерпало потенциальную аудиторию, а частично его развитие тормозит кризис - абоненты экономят. В этих условиях мобильное ТВ все чаще рассматривается как дополнительный имиджевый сервис. Например, тот же итальянский провайдер 3 Italia предоставил своим клиентам бесплатный доступ к услугам DVB-H. "В Европе мобильным телевидением DVB-H пользуются всего около 10% абонентов, хотя многие компании развивают услугу с 2005 года, да и уровень жизни европейцев повыше, чем в России. У нас потенциал этого сервиса будет ограничен достаточно высокой стоимостью (абонентская плата сопоставима с месячным ARPU абонента) и отсутствием мобильных устройств с поддержкой DVB-H", - говорит аналитик ИК "Финам".

ТВ БЕЗ ТЕЛЕВИЗОРА

Несмотря на туманные перспективы внедрения мобильного телевидения в России и отсутствие четкого понимания сроков, когда данную услугу можно запустить в коммерческую эксплуатацию, о своем намерении выйти на этот рынок, помимо "Вымпелкома", заявило еще несколько структур. В частности ОАО "Система масс-медиа", которое реализует проект при участии дочерней фирмы "Цифровое телерадиовещание", а также WiMAX Holding, намеревающийся запустить услугу через компанию "Кентавр". В отличие от "Вымпелкома", официальный комментарий относительно нового бизнеса ни в АФК "Система", ни в "Кентавре" получить не удалось. Однако источник в АФК "Система" подтвердил "Ко", что она планирует запустить коммерческую эксплуатацию мобильного телевидения уже до конца лета. Что касается "Кентавра", то источник в одной из дочерних структур WiMAX Holding заявил "Ко", что четких планов относительно внедрения мобильного ТВ у компании нет, как нет и человека, который готов будет озвучить официальную позицию "Кентавра". По словам источника, "Кентавр", в отличие от других потенциальных игроков рынка мобильного телевидения, по больше части существует сейчас лишь "на бумаге".

Тем временем претенденты на рынок мобильного ТВ уже вкладывают в создание инфраструктуры реальные, причем весьма немаленькие деньги. По словам Ксении Корнеевой, для вещания в Москве "Вымпелком" построил 36 базовых станций, инвестировав $10 - $15 млн. При этом на охват столицы всеми операторами потребуется не более 50 базовых станций, отмечают эксперты. Чтобы обеспечить доступ к услуге в Московской области, нужно на порядок больше средств. Аналитики сомневаются в том, что в условиях кризиса игроки будут готовы на столь серьезные затраты. Скорее всего, мобильное телевидение после его запуска в коммерческую эксплуатацию будет доступно лишь в Москве.

Чтобы "продавать" мобильное ТВ, нужно, чтобы у абонента был еще и специальный телефон. "На сегодняшний момент услугу в полном объеме поддерживает лишь аппарат Samsung P960, что вполне объяснимо отсутствием примеров коммерческой эксплуатации подобного ТВ в стране", - отметил представитель "Вымпелкома". Теоретически у многих вендоров, включая Nokia, LG, ZTE, существуют модели, поддерживающие стандарт DVB-H, но они не продаются в России. "Сейчас ведутся работы по адаптации многочисленных моделей к нашей сети. Также можно использовать небольшой внешний DVB-H-тюнер, который связывается с телефоном по Wi-Fi. Телефонов с Wi-Fi, но без DVB-H, конечно, больше", - признала Ксения Корнеева.

БЮДЖЕТНЫЙ КОНТЕНТ

Помимо проблем с "железом", есть много вопросов и к самому содержанию, то есть контенту, который намерены продавать операторы мобильного телевидения. "Система", по словам источника, планирует транслировать до 16 телеканалов, услуги будут стоить $10 - 20$ в месяц. "У нас есть предварительные договоренности с рядом вещателей, но с окончательным набором каналов мы еще не определились. Будем смотреть на востребованность контента абонентами и на экономическую целесообразность", - говорит Ксения Корнеева. "Вымпелком" планирует установить плату за пользование мобильным телевидением на уровне 150 - 200 руб. в месяц. При этом абоненту будет доступен базовый социальный пакет из 8 каналов: Первый, "Россия", НТВ, "Культура", "Спорт", "Вести 24", Детский канал, "Петербург - 5-й канал". В дополнение к этому клиент сможет подключить около 7 премиумных каналов. Стоимость этого пакета планируется установить на уровне 150 - 300 руб. ежемесячно.

Опрошенные "Ко" эксперты сомневаются, что услуга по ретрансляции эфирных каналов на экран мобильного телефона будет широко востребованной. Во-первых, на маленьком экране передачи смотреть крайне неудобно, а далеко не все могут себе позволить купить аппарат с широкоформатным экраном, во-вторых, даже 200 - 300 руб., в которые компании-операторы оценивают свой контент, для многих достаточно дорого и сопоставимо с месячными расходами на мобильную связь. По статистике, среднее время просмотра эфира мобильного телевидения в Европе составляет всего несколько минут, то есть наиболее востребованными являются новости, музыкальные видеоклипы и короткометражные видеоролики. Маловероятно, что кто-то захочет смотреть на маленьком экране, например, спортивный матч. Из этого аналитики делают вывод, что "наполнение" мобильного телевидения должно быть уникальным и в первую очередь адаптированным под целевую аудиторию, либо, как в Италии, бесплатным.

Согласно исследованиям ABI Research, пользователям мобильного ТВ в Европе прежде всего интересны небольшие видеоролики, новостные выпуски оперативной информации (в том числе "живые" новости сразу с места события), короткие зарисовки из ток-шоу и музыкальные клипы. Кто будет заниматься производством подобного контента для отечественных провайдеров мобильного телевидения и во сколько им обойдется эта услуга, пока непонятно.

ЭКОНОМ-ТВ

Мобильное телевидение стандарта DVB-H в России только зарождается, но у него уже есть конкуренты. Трансляцию видеосигнала некоторых эфирных и спутниковых каналов в настоящее время организует компания "Скай Линк". Телевизионный сервис появился в сети оператора в 2006 году, а коммерческая эксплуатация началась в прошлом году. Сейчас сотовое телевидение доступно тем, кто пользуется телефонами на платформе Brew (телефоны Ubiquam U-520 и U-300) и Windows Mobile 6.1 (AnyData ASP-505). Пользователи мобильного Windows могут смотреть 20 каналов и платят только за интернет-трафик, который используется для доставки контента на телефон. Несколько лет назад проект мобильного ТВ запустил и столичный "Мегафон-Москва", но передача даже сильно сжатого изображения по протоколу EDGE все-таки сильно уступает по качеству и технологии 3G и DVB-H.

Аналитик ИК "Финам" Татьяна Менькова полагает, что, скорее всего, на рынке будут присутствовать обе технологии - как DVB-H, так и мобильное телевидение на базе 3G. Дело в том, что, несмотря на больший потенциал 3G, а в последующем и 4G, в условиях кризиса у сотовых операторов недостаточно средств для полноценного развертывания данных сетей, не говоря уже о том, что, как и с технологией DVB-H, здесь возникает вопрос с телефонами, последние модели которых, работающие в стандарте 3G, также нельзя назвать широкодоступными. Как бы то ни было, но расходы на создание сетей DVB-H на порядок меньше, чем на развертывание 3G, а поэтому, пока нет денег, будет развиваться более дешевый сервис.

МАКСИМ ЛОГВИНОВ

Журнал "Компания"
24.08.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов