Sostav.ru - ћаркетинг –еклама PR
“екст ¬идео ѕринты Ѕлоги
—отка
ћедиа|–еклама|Ѕрендинг|ћаркетинг|Ѕизнес|ѕолитика и экономика|—оциум|‘естивали|Ѕизнес-блоги 

¬ерси€ дл€ печати

Ѕез ран на теле

–ынок платного телевидени€, несмотр€ на кризис, демонстрирует завидную стабильность. ƒл€ развити€ отрасли необходимо налаживать взаимоотношени€ между операторами, банками, государством, потребител€ми и производител€ми контента

Aналитическое агентство iKS-Consulting в середине лета опубликовало обзор рынка платного “¬. ѕо его данным, отрасль от кризиса практически не пострадала: прирост абонентской базы и объема доходов российских операторов в 2008 году составил 23% и 24% соответственно. ¬ 2009 году аналитики прогнозируют 15?процентное увеличение количества клиентов и 20?процентное Ч выручки. Ќо св€зано это не с кризисом, а с постепенным насыщением рынка.

Ќо одно дело Ч российска€ статистика (в ней большую роль играют данные ћосквы и —анкт-ѕетербурга), совсем другое Ч региональна€. „тобы обсудить динамику развити€ и проблемы в отрасли на ”рале за круглым столом, организованным журналом ЂЁксперт-”ралї, собрались топ-менеджеры крупнейших операторов платного “¬, представители власти, лизинговых компаний, владельцы каналов и аналитики отрасли.   

„уть задело

ƒиректор уральского филиала компании Ђ омстар Ч регионыї (“ћ Ђ—трим “¬ї, предоставл€ет услуги кабельного телевидени€ ( “¬), работает на территории ”р‘ќ и ѕермского кра€) јлександр “артаковский с самого начала заметил:

Ч ѕрогнозы iKS-Consulting по приросту абонентской базы мне кажутс€ очень оптимистичными.  онечно, у  “¬ в 2010 году она будет увеличиватьс€, но, по моей оценке, это не 15%, а пор€дка 4 Ч 5%. –ост будет обеспечиватьс€ прежде всего за счет инвестиций в строительство и модернизацию сети предыдущих периодов. ¬ силу того, что кризис повли€л на стоимость заемных средств дл€ операторов, выросли сроки окупаемости инвестиционных проектов и замедлились темпы нового строительства сетей. ћы дл€ себ€ 2009?й видим как год умеренного роста. я полагаю, что изменение количества клиентов у кабельных операторов будет в основном св€зано с перераспределением абонентской базы. ќсобенно эта тенденци€ будет характерна дл€ крупных городов. ћы прогнозировали, что кризис ударит по доходам отрасли, что абоненты будут отказыватьс€ от услуг  “¬ и переходить на социальные пакеты. ќднако наблюдаем обратную картину.

ѕохожа€ ситуаци€ складываетс€ в ”фе и ќренбургской области. –уководитель отдела маркетинга компании Ђ”фанетї јлександр —аркис€н:

Ч ”фа Ч город с самым большим проникновением  “¬ на ”рале. ≈стественно, там даже не из-за кризиса, а из-за насыщени€ рынка ожидать серьезного прироста абонентской базы не приходитс€.  ризис все-таки имеет вли€ние на наш сегмент. ќсобенно €рко это видно на примере цифрового  “¬. ≈сли раньше у нас в мес€ц подключалось по 600 человек, то теперь этот поток снизилс€ до 300. ѕричина проста Ч цифровое  “¬ гораздо дороже аналогового, кроме того, дл€ его трансл€ции абонент должен устанавливать дополнительное оборудование, стоимость которого варьируетс€ от 100 до 300 долларов.

¬ице-президент ассоциации Ђ”ральские телевизионные сетиї јлександр ƒудоров подытоживает:

Ч Ќа доходную часть операторов кризис практически не повли€л. ѕоэтому в целом, € думаю, сегмент чувствует себ€ достаточно уверенно. ѕримет кризиса в отрасли € бы выделил две. ¬о-первых, последние годы характеризовались большими вливани€ми в области  “¬, шли процессы поглощени€ компаний. — конца 2008?го приобретени€ свернулись. ¬тора€ примета Ч изменение акцентов и целей, которые ставит перед собой оператор. — посто€нного развити€ они сместились на переоценку и оптимизацию собственных затрат Ч пересмотр политики закупки контента и организации собственных технических и абонентских служб.

¬след за кабелем

ƒругие сегменты платного “¬ (спутниковое, IP-TV, цифровое эфирное) также не сильно пострадали от кризиса. ѕравда, им пришлось более активно продвигать свои услуги. Ќапример, спутниковый оператор ЂЌ“¬+ї запустил тариф Ђ—емейныйї (28 каналов за 95 рублей). ѕо пути снижени€ цен пошли многие компании, некоторые из них перешли на продажу поканально (например, по 2 Ч 3 рубл€ в мес€ц за канал).

јктивна€ маркетингова€ политика операторов объ€сн€етс€ просто Ч конкуренци€ растет. Ђћы подключаем и У“риколорФ, и цифровое эфирное “¬ в небольших городах, Ч рассказывает директор ћ”ѕ УЁлектросв€зьФ (Ќовоуральск) ¬алерий ћалов. Ч ћогу сказать, что спутник и  “¬ Ч не конкуренты. Ёто совершенно разные ниши, цели, задачи, цены. —путник боретс€ как раз с цифровым эфирным вещанием, потому что их сферы интересов пересекаютс€ Ч территории, до которых т€нуть кабель дорого или нецелесообразної.

√енеральный директор ќќќ Ђ÷ифровое телевидениеї јлександр ћих солидарен с коллегой:

Ч «она наших интересов Ч область, небольшие города, в которых кабельные операторы занимают не более 20 Ч 25% рынка. ќсновным конкурентом видим Ђ“риколорї. ѕравда, наше оборудование дешевле, чем у него (6 тыс. против 9 тыс. рублей за приставку), плюс мы можем предоставить каналы с местным контентом. —егодн€ к цифровому эфирному телевидению в —вердловской области подключились 70 тыс. домохоз€йств. Ќо если до нового года мы подключали по 10 тыс. в мес€ц, то теперь по 4,5 тыс€чи. ’от€ нашему развитию это не помешает. ” цифрового эфирного телевидени€ есть два источника доходов Ч абонентска€ плата и плата вещател€. —егодн€ по ≈катеринбургу последн€€ эквивалентна доходам от 200 тыс. абонентов.

ѕо данным iKS-Consulting, больше всех от кризиса пострадало IP-TV, которое и в Ђтучныеї годы не пользовалось особой попул€рностью из-за дороговизны и слабого развити€. — конца прошлого года Ђ омстарї при росте абонентов широкополосного доступа в интернет показал отток клиентов IP-TV. ѕроекты многих операторов остановлены, начаты процедуры банкротства. √енеральный директор компании Ђћедиа —тильї (≈катеринбург, оператор IP-TV) ѕавел —азонов не так пессимистичен:

Ч ¬ коммерческую эксплуатацию услугу IP-TV мы запустили осенью прошлого года. —егодн€ у нас 300 абонентов. Ќаверн€ка динамика была бы гораздо лучше, если бы не кризис: мы используем импортные декодеры, цены на которые из-за девальвации рубл€ ощутимо выросли, поэтому и цена подключени€ дл€ абонента существенно увеличилась. Ќо зато цену на наши услуги мы снизили до минимума. ” нас есть социальный пакет каналов, который предоставл€етс€ бесплатно, а сверх него абонент может подключить хоть один, хоть дес€ть каналов по выбору. ћы его ни к чему не принуждаем. ¬озможно, в кризис и выгоднее подключить абоненту без его желани€ 60 каналов и собирать за него абонентскую плату (как делают некоторые кабельщики), но ло€льности к компании от этого €вно не прибавитс€. ’от€ операторов  “¬ пон€ть можно, им надо отбить купленный контент, у них нет статистики, какие каналы смотрибельные, нужно ли их показывать дальше или лучше отключить и не платить. ѕреимущество IP-TV в том, что мы можем оперативно реагировать на спрос, получать статистику попул€рности того или иного канала, и в случае отсутстви€ к нему интереса Ч выключать.  

ѕодайте на провод

ќдной из проблем в отрасли участники круглого стола выделили финансирование бизнеса. Ќо тут же оговорились: основное строительство сетей закончилось в 2008 году, пока можно, не тороп€сь, развиватьс€ и на существующей инфраструктуре. Ќо ни о каком активном росте без банковского кредитовани€ и речи быть не может. јлександр ƒудоров: Ђќтрасль крайне стабильна. » в этом смысле у мен€ вызывает удивление политика банков, которые закрыли кредитование нашего рынка: займы дают только под залог недвижимости. ќценить наши специфические залоги (провода, коммутаторы, передающие станции и т.д.) или наш бизнес финансовые структуры не могут. ј если и решаютс€ на это, то их оценки бывают очень неадекватныї.

¬ыходом может стать лизинг. Ќо тут есть три проблемы.  омпании, готовые продавать по этой схеме оборудование операторам платного телевидени€, по пальцам можно пересчитать. ¬о-вторых, у лизингодателей свои требовани€. ƒиректор чел€бинского филиала Ђ’алык-Ћизингї (под контролем Ќародного банка  азахстана) ƒмитрий ћитронин:

Ч ћы готовы работать с операторами платного “¬, но у нас есть р€д ограничений. ¬о-первых, минимальный размер аванса Ч 30%. ¬о-вторых, мы готовы финансировать оборудование свыше одной единицы не дешевле 20 тыс. рублей. “о есть провода, кабели, розетки и прочее мы финансировать не будем, хот€ они составл€ют ощутимую долю в расходах на строительство сети.  роме того, мы собираемс€ финансировать только компании, зарекомендовавшие себ€ на рынке.

Ќаконец, треть€ проблем лизинга Ч его Ђполовинчатостьї. ќператоры замечают: ощутимую часть в их затратах составл€ет софт, а его ни лизинговые компании, ни банки кредитовать не будут.

“аким образом, очевидно, что в ближайшем будущем активного строительства сетей, выхода в другие города от “¬-операторов ждать не стоит. ќни сосредоточатс€ на исчерпывании возможностей построенной инфраструктуры.

ј в дом не пускает

’от€ и при использовании уже существующих мощностей у операторов возникают серьезные проблемы. » главна€ из них Ч заход в дом. ѕо словам представителей компаний, он может стоить в зависимости от важности дома (узловой или неузловой) и жадности ”  или “—∆ от 3 до 40 тыс. рублей. ѕри этом проблемы могут возникать и после входа в дом. ≈сли управл€юща€ компани€ понимает, что дом узловой, то она может каждый мес€ц требовать от оператора плату.

ќператоры уверены: в их взаимоотношени€х с “—∆ и ”  серьезную роль должно сыграть государство.

јлександр “артаковский:

Ч “елевидение Ч это социально значима€ услуга. ќператоры  “¬ часто сталкиваютс€ с трудност€ми, в том числе нес€ существенные затраты при строительстве сетей. ¬ цел€х обеспечени€ доступности услуги дл€ массового клиента необходимо найти механизмы взаимодействи€ с органами власти и получить их поддержку в части регулировани€ вопросов доступа операторов в жилые здани€, размеров арендных платежей за размещение оборудовани€, в том числе объектах, принадлежащих муниципалитету или области. ¬стречно мы готовы размещать региональные телеканалы в сетке нашего вещани€ на приемлемых услови€х.

ѕравда, пока представители власти могут только давать компани€м рекомендации. Ќачальник отдела св€зи и информационных технологий министерства энергетики и ∆ ’ —вердловской области ¬алерий —емаков:

Ч ¬заимоотношени€ компаний с правлением дома до сих пор еще не урегулированы, они складываютс€ спонтанно. ” , ∆Ё и, “—∆ различными законодательными актами получили большую свободу и считают себ€ главными в вопросе, кого пустить, а кого нет. ѕока ни на региональном, ни на федеральном уровне положений, регулирующих данный вопрос, нет. Ќапример, можно было прописать нормы о тендерах, о процедуре их проведени€.

¬ решении конфликтов между ”  и операторами нам приходитс€ использовать собственные рычаги Ч хорошие св€зи с энергетиками и компани€ми в сфере ∆ ’. —амим операторам могу дать только один совет. √лавный субъект в сфере оказани€ услуг Ч потребитель. „етко решите, куда вы хотите зайти и разговаривайте не с ” , а с самими жильцами. ≈сли они подпишут с вами соглашение, то никака€ управл€юща€ компани€ не вправе вам отказать.

¬ Ѕашкирии как раз пошли по такому пути. јлександр —аркис€н: Ђ¬ некрупных городах перед тем, как собрать с жильцов подписи, мы устраиваем замечательный праздник двора, на который сходитс€ весь дом. ј потом относим документы в ” ї. 

ќператоры предложили областному правительству про€вить инициативу в разработке нормативов стоимости входа в дом, чтобы компани€м было от чего отталкиватьс€, а “—∆ поумерили свой пыл.

Ќо взаимоотношени€ операторов и “—∆ Ч далеко не единственна€ проблема государства в законодательном плане. јлександр ƒудоров:

Ч ¬ сфере налаживани€ св€зей между ”  и операторами государство мало на что может повли€ть. √лавное дл€ него Ч создание эффективного правового пол€ в сфере платного “¬.   сожалению, уже пор€дка дес€ти лет здесь существуют пробелы, которые так до сих пор и не устранены. ¬ частности не урегулированы вопросы сдачи сетей в эксплуатацию, существует полна€ неопределенность по вопросам лицензировани€ вещани€, присутствуют достаточно серьезные нарушени€ в области авторского права, которые происход€т как раз из-за несовершенного законодательства. “ак что власть должна свои усили€ направить именно в эту сторону.

–асширить сеть

≈ще один вопрос, волнующий операторов, Ч качественный контент. «атраты на него чрезвычайно высоки, а статистику собрать, например, дл€ кабельных операторов практически невозможно. Ќекоторые просто держат 60 каналов на вс€кий случай, вид€ в этом свое конкурентное преимущество.  роме того, западные каналы обычно заключают с операторами договоры на несколько лет (многие контракты были заключены, когда доллар падал, теперь затраты на контент увеличились на 30%). “ак что быстро отключитьс€ и переориентироватьс€ последним не удастс€.

ѕри этом очень большой вопрос, а нужен ли этот качественный контент потребителю? ѕо словам јлександра ћиха, не нужен: Ђ” нас больше 70% жителей смотр€т восемь бесплатных федеральных каналов. » только 10% приходитс€ на все кабельные. ¬ чем причина? ¬ том, что эти восемь каналов содержат чрезвычайно качественный контент, которые отвечает запросам населени€. » самый их большой плюс Ч они бесплатныеї. ѕо мнению участников круглого стола, это характерно только дл€ –оссии. Ќа «ападе открытые каналы не дают зрителю решени€ всех его проблем, не отвечают его потребност€м. ѕоэтому он согласен платить за кабельное и спутниковое вещание. –осси€не же платить за качественный контент в кабельных или спутниковых сет€х не готовы, а сети, соответственно, не готовы их закупать.  

Ёто подтверждает ¬алерий ћалов: даже 150 рублей в мес€ц дл€ областных городов Ч очень много. ѕохожие данные приводит и јлександр —аркис€н: Ђћы повысили в одном из областных городов Ѕашкирии стоимость цифрового  “¬ на 15 рублей, у нас тут же случилс€ вал отказовї.

¬ такой ситуации под удар попадают нишевые российские каналы, которым приходитс€ либо доплачивать операторам, чтобы их показывали (как это делает –Ѕ ), либо проситьс€ в сетку бесплатно, либо ждать, пока у российского зрител€ произойдет переворот сознани€.





—ергей ≈рмак

∆урнал "Ёксперт"
24.08.2009



¬ыгодно сниму квартиру недорого от хоз€ина в  раснодаре в —’».
ћедиа Gazeta.ru припр€тала Ђgї »здание убрало из «шапки» спорный логотип от —тудии Ћебедева
–еклама и ћаркетинг ≈лена „увахина: ћы будем растить свои кадры √лава российского офиса FITCH о планах развити€ агентства в регионе
–еклама и ћаркетинг RTB готовит наступление “ехнологи€ к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
ћедиа –осси€ в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Ѕизнес и ѕолитика ¬ –оссию с любовью  ультовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
ћедиа Ќовостные сайты тер€ют аудиторию ѕослевыборный спад сказалс€ на политических и бизнес-—ћ»
ћедиа ќбнародован ≈диный –ейтинг веб-студий ¬ первой тройке - —туди€ јртеми€ Ћебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
–еклама и ћаркетинг јвторы Angry Birds заработают на –оссии Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© —остав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, ћосква, ѕестовский пер., д. 16, стр. 2

ѕри использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru об€зательна!
јдминистраци€ Sostav.ru просит ¬ас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  –ассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         —ловарь маркетинговых терминов