Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Водка — в Ингушетии, ресторан — в Бурятии

"Власть", как и обещала, дополняет проведенное Eurostat исследование потребительских цен в различных европейских странах исследованием, проведенным Росстатом в различных российских регионах. По отсутствию ценового единства Россия ничуть не уступает Европе — и даже ее превосходит

Разумеется, сравнение цен на один и тот же товар в разных странах или разных регионах одной и той же страны сталкивается с проблемой, что, собственно, считать товаром. Если речь идет, скажем, о телевизорах или автомобилях одной и той же марки, сравнение цен сомнений не вызывает. Но в большинстве случаев статистика оперирует более широкими категориями и сравниваются цены на некий абстрактный товар под названием "телевизор" или "автомобиль". Хотя ясно, что телевизоры бывают разными, например различаются диагональю экрана или страной-производителем. И цены на них, соответственно, тоже бывают разные. Однако статистика в данном случае исходит из того, что перечисление цен десятков моделей телевизоров в десятках стран или регионов выглядело бы слишком утомительным. Предлагается удовлетвориться некоей средней ценой на телевизоры и исходить из того соображения, что методика подсчета этой средней цены одинакова для каждого региона, так что сравнение в любом случае корректно.

Более того, в одном из предыдущих номеров мы приводили исследование Eurostat (см. "Власть" N 29), где ценовые сравнения проводились по еще более широким товарным категориям вроде "еда" или "одежда". Когда в исследовании говорилось, что одежда в Великобритании самая дешевая из всех стран ЕС, это выглядело, с точки зрения обычного человека, странно: одежда бывает разная, и товарная категория с таким названием включает в себя как майку за £5, так и костюм за £1,5 тыс. Однако и здесь авторы исследования исходили из того, что приводить цены на 2,5 тыс. наименований товаров в десятках стран будет утомительно для читателей, им следует смириться с максимально обобщенными показателями, поверить в то, что подсчет средней цены на одежду вообще проводился статистически корректно и в любом случае методы этого подсчета были идентичны для любой страны.

Для России имеются статистические данные о ценах на более конкретные товарные группы, нежели обобщенные "еда" и "одежда". Более того, если в исследовании Eurostat не приводились конкретные цены на товары в евро, а лишь указывалось отклонение цен в той или иной стране от среднеевропейской цены (тем самым выяснялись самые дорогие и самые дешевые страны Европы как вообще, так и по отдельным товарным группам), то Росстат имеет возможность приводить цены на различные товары в рублях.

Разумеется, можно очень условно воссоздать введенные Eurostat широкие товарные группы вроде "еды", "одежды" или "бытовой техники" из отдельных товаров, имеющихся на российском рынке. Это позволит провести некоторые географические аналогии, выяснив, в каких российских регионах самая дорогая, скажем, еда и какие европейские страны в этом отношении эти регионы напоминают.

В качестве еды можно взять, например, товарную категорию "говядина бескостная". Самая высокая цена обнаружится в Чукотском автономном округе. Лидерами по дороговизне в категории "хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта" являются Сахалинская и Мурманская области, Камчатский край. Самым дешевым хлеб оказался в Ингушетии. Кстати, в Москве хлеб, как выяснилось, стоит дешевле, чем в среднем по России (38,86 руб.). К категории "еда" также относится товар под названием "молоко цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности". В Магаданской области молоко стоит дороже всего. Лидером молочной дешевизны является Удмуртия. Молоко дешево также в Республике Марий-Эл и Орловской области.

Таким образом, явных претендентов на то, чтобы именоваться по цене еды российскими Норвегией и Данией (там еда дороже среднеевропейской соответственно на 54 и 47%) или Македонией и Болгарией (там, цены, наоборот ниже среднеевропейских на 41 и 33%), нет. Разброс цен зачастую велик, но дело не обстоит так, что какой-то регион постоянно относится к числу самых дорогих или самых дешевых. В частности, судя по стоимости отдельных видов продовольственных товаров, нельзя утверждать, что в Москве питаться дороже всего. То, что в Магаданской области молоко стоит почти в три раза дороже, чем в среднем по России, еще не дает ей возможности считаться Норвегией: по дороговизне хлеба и мяса лидеры другие.

Условным показателем дороговизны еды (хотя бы для приезжих) может считаться стоимость посещения ресторана в дневное время. Хотя играет свою роль ресторанная наценка, однако в значительной степени питание в ресторане зависит от дороговизны еды. И вот тут-то выяснится, что дороже всего питаться как раз в Москве. Таким образом, при желании Норвегией можно счесть все-таки Москву, Калужскую область — Данией, Бурятию — Македонией, Забайкальский край — Болгарией.

Вообще-то в исследовании Eurostat услуги ресторанов объединены с услугами отелей. Но так как ресторанные обеды мы уже использовали в категории "еда", возьмем стоимость проживания в гостиницах в качестве отдельной категории товаров и услуг. Выяснится, что Чукотка, Ямало-Ненецкий округ и Москва аналогичны в гостиничном отношении Норвегии и Дании, а Карачаево-Черкесия с самыми дешевыми гостиницами — Болгарии.

Особое внимание авторы исследования Eurostat уделили европейскому рынку алкоголя и сигарет, выяснив, что эти товары среди нечленов ЕС дороже всего стоят в Норвегии, а среди членов, как ни странно, в Ирландии. Чукотку при желании можно приравнять к Норвегии по дороговизне спиртного. На роль Ирландии претендентов нет, так как нигде в России водка не стоит неожиданно дорого. Если брать товарную категорию "сигареты с фильтром зарубежных торговых марок", то на роль Норвегии или Ирландии претендует Ставропольский край. C Черногорией и Румынией по дешевизне сигарет могут сравниться Белгородская, Калининградская и Костромская области.

Образцом товара, который Eurostat относит к категории "бытовая электроника", может служить российский "телевизор цветного изображения". Дороже всего его покупка обойдется на Чукотке. Этот регион можно сравнить с Мальтой, где бытовая электроника дороже, чем где бы то ни было в Европе. В Европе дешевле всего электроника в Великобритании и Болгарии. На их роль в России может претендовать Оренбургская область.

Очевидно, что по значительной разнице цен в различных регионах вроде бы единый российский потребительский рынок ничуть не уступает вроде бы единому рынку европейскому. Надо заметить, что, подобно Европе, в России бытовая электроника в большинстве регионов показывает наименьший ценовой разброс по сравнению с ценами на другие товары и услуги. В любом случае европейским странам и не снилась такая разница цен, которую иногда показывают российские регионы, например в услугах гостиниц, которые могут в одном месте быть в 11 раз дороже, чем в другом.





СЕРГЕЙ МИНАЕВ

Ъ-Власть
12.08.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов