Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Комарно-денежные отношения

Насекомые, наши многочисленные соседи по планете, являются не только неотъемлемой частью окружающей среды, важным участником различных пищевых цепочек и биоценозов, но и далеко не последним средством заработка в мире бизнеса. Причем зарабатывают как небольшие группы людей, так и огромные корпорации

Их тьмы и тьмы

Насекомые — рекордсмены во многих областях. Они обладают самым большим видовым разнообразием среди всех животных мира (1 млн видов официально сосчитан, еще примерно в 30 раз больше ждет своего опознания энтомологами), они умеют потрясающе долго обходиться без пищи (обычный постельный клоп способен провести в спячке год и проснуться, как только рядом окажется подходящее для укуса теплокровное), выживают в экстремальных условиях (заселяют свежеобразованные вулканические острова, высокогорье и глубины пещер). В области питания им тоже практически нет равных, разве что микроорганизмы способны их перещеголять: насекомые едят такие субстанции, что некоторым особо брезгливым особам лучше вообще об этом лишний раз не напоминать.

К сожалению, в пищевую цепочку класса Insecta с незапамятных времен входит и человек, а также некоторые очень важные для него вещи, включая еду и предметы гардероба. Человек, разумеется, с таким положением вещей не хочет мириться, поэтому, как умеет, борется с надоедалами, используя все расширяющийся благодаря усилиям ученых ассортимент химических и биологических средств. Борьба эта до определенного момента носит характер противостояния индивида и насекомого роя, но на личных способностях долго никто не может продержаться: как бы ни был ловок человек, вооруженный мухобойкой, после третьего десятка жужжалок за день он начинает желать более эффективных средств борьбы с захватчиками жизненного пространства. Именно тогда он вступает в контакт с людьми и организациями, для которых борьба с насекомыми стала способом заработать. Бывает, конечно, что это взаимодействие наступает не сразу, и обуреваемый насекомыми гражданин в попытках сэкономить пытается воспользоваться так называемыми народными средствами, забывая о том, что народ прибегал к ним не от хорошей жизни, а от полного отсутствия в относительно недавнем прошлом хороших инсектицидов. Поэтому обиженный членистоногими ордами непременно рано или поздно несет свою копеечку профессионалам.

Корпорация против монстров

О том, что самый простой и необременительный для кошелька способ борьбы с насекомыми — это различные средства из отдела бытовой химии, граждане Российской Федерации знают довольно давно. Даже если оставить за бортом знакомые с советского детства дихлофосы-карбофосы, то такая привычная штука, как фумигатор с антикомариной пластиной, известен с 1991 года. В настоящий момент массовое производство и разработка бытовых и индивидуальных средств защиты от насекомых сосредоточены в руках нескольких крупных компаний; самые известные бренды — "Раптор" российской компании UPECO, "Фумитокс", принадлежащий американской Sara Lee Corporation, и Raid, закрепленный за SC Johnson.

"Раптор", стартовав позже своих главных конкурентов, в 1997-м, к исходу первого десятилетия XXI века показывает лучшие результаты не только в сражении с насекомыми, но и в борьбе за долю на рынке и внимание клиента. Согласно данным ритейл-аудита международной компании Nielsen, которая в мае-июне 2009 года провела исследование в 24 российских городах, доля "Раптора" в обороте ключевых сетей составляет 35% (на втором месте — Raid с 28%). Опрос 1800 человек, проведенный независимой исследовательской компанией All Organic, показал, что 33% потребителей склонны считать средства "Раптор" самыми эффективными в борьбе с насекомыми (за "Фумитокс" высказались 26%, Raid получил 15%). В области узнавания торговой марки и общего уровня потребления он также занимает верхнюю строчку списка; лидирует в категориях средств защиты от комаров "жидкости" и "комплекты", и разве что в антитараканьем забеге у него второе место, сразу за "Комбатом" — а еще три года назад было третье. Наконец, в прошлом году "Раптор" обошел всех в категории "Средство защиты от насекомых" в конкурсе "Народная марка/Марка N 1 в России" — а это, на секундочку, общенациональное голосование на 297 тыс. участников.

Несмотря на лидирующие позиции в сегменте, "Раптор", как и вся компания UPECO, в связи с кризисом испытал известные затруднения. Например, несмотря на то что потребительский спрос упал не очень сильно, финансовые возможности партнеров бренда сократились, многие оказались в состоянии просроченной дебиторки. Чтобы не нести большие риски, компании, как сообщил директор по маркетингу UPECO Владислав Хитров, пришлось ограничить отгрузки некоторым партнерам, пересмотреть клиентскую базу и условия продаж. Скажем, рискованные клиенты были вынуждены подтянуть свою финансовую дисциплину и покупать товар с предоплатой. Зная, что именно в кризис можно обыграть конкурентов, компания запланировала уровень продаж "Раптора" в 2009 году не меньший, чем в 2008-м, и пока своим планам соответствует.

Изменения произошли и внутри самой компании: в ней перешли на краткосрочное, неделя-месяц, планирование по продажам и расходам; оптимизировали организационную структуру; сократили затраты на маркетинг и мерчандайзинг. Производство также перешло на краткосрочное планирование, стоки и складские запасы подверглись серьезному пересмотру. Однако даже в самый сложный период для компании — по признанию Владислава Хитрова, это были декабрь-январь 2008-2009 — борьба за доли рынка и знание марок "Раптор" и Gardex, еще одного "антинасекомного" бренда UPECO, не прекращалась, равно как не останавливалось их развитие. Не последнюю роль сыграло то обстоятельство, что перед лицом надвинувшихся трудностей руководство UPECO сумело создать для ответственных менеджеров компании благоприятные рабочие условия, а последние не растеряли рабочего настроения, мышления в единых категориях и скорости принятия решений.

Поэтому к лету, когда в средствах от насекомых традиционно начинает нуждаться едва ли не каждый первый, "Раптор" не просто прибыл в добром здравии, а представил потребителям пару новинок. Во-первых, удовлетворил запросы граждан, страдающих повышенной чувствительностью к компонентам инсектицидов, выпустив серию "Раптор Био". Во-вторых, разработал продвинутый антикомариный электроприбор, который работает на батарейках, а не от сети. Высокотехнологичная новинка зовется "Раптор Mobile", ее можно пристегнуть к ремню или рюкзаку, закрепить в палатке или автомобиле — и более не переживать о том, что кровососы могут испортить радость от единения с живой природой. "Раптор Mobile" работает на новейшем японском средстве повышенной эффективности под названием "метофлутрин".

С Японией, кстати, у "Раптора" давние связи: в большинстве продуктов бренда используются вещества, созданные компанией Sumitomo Chemical Co., лидера производства и поставок действующих веществ в мире инсектицидов. Впрочем, с европейскими и российскими разработчиками "Раптор" тоже поддерживает хорошие отношения: итальянские лаборатории Zobele разрабатывали составы жидкостей и пластин для защиты от комаров и мух, отдельные позиции созданы на базе лабораторий НИИД Роспотребнадзора РФ при участии ведущих специалистов в области инсектологии и дезинсекции.

Локальная зачистка

Красноречивые статистические данные и энергичные отчеты о достижениях бренда — приятная новость не только для людей, работающих на "Раптор". Ведь и для всех остальных это означает, что в беспрестанной битве с насекомыми у них есть надежный и весьма эффективный помощник. Однако сплошь и рядом случается такое, что избавиться от ненужных насекомых при помощи бытовой химии не выходит. Либо момент упущен, либо условия препятствуют. В таком случае без бригады обученных спецов с распылителями обойтись крайне затруднительно, а последние водятся в компаниях дезинфекционного профиля.

Предложений по дезинсекции на рынке услуг, прямо скажем, немало: потенциальный клиент зачастую выбирает между 5-7 фирмами. При этом надо понимать, что сектор профессиональных борцов с насекомыми поделен на четкие сегменты. Например, одни предприятия оказывают услуги частным лицам, другие обрабатывают точки общепита, третьи действуют в промышленном секторе. Также существует четкое разделение между теми, кто уничтожает насекомых в условиях города (так называемая медицинская дезинсекция), и теми, кто специализируется на борьбе с вредителями запасов и материалов. Безусловно, существуют предприятия, работающие на нескольких полях, все упирается в наличие у фирмы необходимых специалистов и технологий.

Из-за высокой "плотности населения" в секторе конкуренция периодически принимает нездоровые формы, особенно в случаях, когда заказчик услуг по дезинсекции не в состоянии заранее оценить качество работы и вынужден делать выбор, исходя исключительно из предложенной цены. Понятно, что этим охотно пользуются недобросовестные конторы, которые выигрышно смотрятся за счет демпинговых цен. Особенно остро это проявляется, когда заказчик — государство. По закону положено закупать дезинфекционные и дезинсекционные услуги, проводя запросы котировок и аукционы; критерий выбора при этом единственный — самая низкая цена. Может дойти до того, что выигрывает фирма без опыта, специалистов и оборудования, зато сбившая первоначальную цену на 70%. В результате, как нетрудно догадаться, экономия бюджетных средств оборачивается их пустой тратой.

Если говорить о вменяемых специалистах, то их, к счастью, немало; есть те, кто не только прославился качественной работой, но и в меру сил занимается просвещением граждан. К примеру, научно-производственный центр "Агрономические консультации" (ООО НПИЦ "Агрокон"), присутствующий на рынке с 1994 года, с одной стороны, давно и исправно проводит работы по дезинсекции (а также дезинфекции и дератизации) в ресторанах, бизнес-центрах, на хлебокомбинатах, в наземных объектах Московского метрополитена и отдельных районах Москвы. С другой — поскольку ядро компании составляют научные работники из МГУ и институтов РАН, а в штате трудятся врачи-дезинфектологи, эпидемиологи и биологи разных направлений, "Агрокон" не гнушается проводить среди населения разъяснительную работу. В частности, публикует на сайте pestcontrol.ru написанные доступным языком статьи о разных аспектах борьбы с насекомыми.

Можно рекомендовать к прочтению увлекательную заметку, в которой сообщается, что привычные рыжие тараканы в Москве активно и успешно вытесняются американскими сородичами. Periplaneta Americana больше в размерах, лучше плодятся, дольше живут, быстрее бегают, умеют летать (!!!) и — самое интересное — трудно выводятся при помощи привычных средств и приемов. Самое горячее место у крылатых тараканов — в подвалах Пушкинской площади. По признанию директора "Агрокона" Владимира Гладышева, когда работники его фирмы пришли их выводить и опрысканные химией тараканы принялись стаями летать туда-сюда по подвалу, даже самым искушенным в борьбе с насекомыми было не по себе.

Средства хороши

Человек, который решил прибегнуть к услугам дезинсекторов, быстро убеждается, что современные методы борьбы с насекомыми достаточно эффективны; отдельные случаи устойчивости к инсектицидам чаще всего можно преодолеть. На вооружении у специалистов — широкий спектр технологий, от специальных ловушек с приманками до обработки местности с помощью генераторов тумана. Умение правильно подобрать и применить технологию как раз определяет квалификацию специалистов и уровень компании-дезинсектора. При этом у всего своя цена, и затраты на газацию помещения и на обработку его порошком могут отличаться на порядок. Для частников услуги по избавлению от насекомых обычно не слишком дороги, особенно по сравнению с великолепным чувством, когда докучливые твари больше не портят здоровье и внешний вид. Например, не самая простая работа — обработка дачного участка площадью 6 соток от клещей — у того же "Агрокона" стоит порядка 3000-3500 руб. (хотя удаленность участка и близость лесонасаждений могут сыграть в сторону увеличения цены). При этом есть нюанс: чем больше площадь обработанной территории, тем надежнее результат, в связи с чем дезинсекторы склонны предлагать существенные скидки за вовлечение в борьбу с насекомыми соседей по поселку.

В случае с промышленными объектами, заведениями общепита и особенно пищевыми предприятиями речь уже ведут обычно о пест-контроле — программе регуляции численности вредителей, спектр задач которой и методы их решения значительно шире, нежели у обычной дезинфектологии. В качестве одного из действенных средств в случае с объектами пищевой индустрии используют систему ХАССП ("Анализ рисков и критические контрольные точки", в английской транскрипции — HACCP), созданную в 60-е годы прошлого века в США, причем заказчиком разработки было американское аэрокосмическое агентство NASA. Система активно внедряется во многих местах с благословения специалистов-дезинфектологов.

Обилие технологических, биологических и организационных решений, которыми готовы оперировать борцы с насекомыми, их настойчивость в оптимизации собственной работы и поиск новых средств и приемов лучше чего бы то ни было указывают на их адекватное восприятие собственной работы — полезного, хлопотного, иногда дорогого, практически всегда прибыльного дела, на которое еще долго будет устойчивый потребительский спрос.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

КоммерсантЪ-Деньги
11.08.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов