Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Засада для пассажира

Почему авиабилеты у посредника иной раз вдвое дешевле, чем в кассах перевозчика? Каким образом железнодорожные билеты, которых было не найти сразу после начала продажи, вдруг появляются незадолго до отправления поезда? В этом году определенные проблемы могут возникнуть еще и с недавно введенным ОАО РЖД электронным билетом. Не в силах разобраться в билетном хаосе, отпускники понимают одно: он наверняка кому-нибудь выгоден. И ведь так оно и есть.

Блочное строительство

Вероника Короленко — заместитель начальника отдела продаж крупной мебельной компании. Недавно во время обеденного перерыва она заскочила в офис "Трансагентства" на Покровке, чтобы купить авиабилеты в Таиланд, и испытала жестокое разочарование. "Я хотела улететь в Бангкок 2 августа, вернуться — 16 августа, но в кассе за билет "Аэрофлота" с меня запросили 51 673 руб.,— возмущается Вероника.— Другой беспосадочный перелет через Thai Airways выходил еще на 10 тыс. дороже". Вероника подумала было, что отпуск "накрылся", но тут к ней обратился прилично одетый молодой человек лет 30, представился Дмитрием. За 3 тыс. руб. он взялся решить ее проблему, пообещав отвести в крупное турагентство, которое продаст ей билеты в Бангкок на нужные даты всего за 20-24 тыс. руб. Вознаграждение Дмитрий был готов получить после того, как билеты будут у Вероники, и она согласилась. Посредник привел ее на Новую Басманную улицу, где располагается центральный офис продаж "Инна тур" — компании, с 2004 года входящей в тройку крупнейших туроператоров России. "Дмитрий подвел меня к одной из сотрудниц, которую, судя по всему, хорошо знал, перекинулся с ней парой слов,— вспоминает Вероника.— Через несколько минут я с радостью узнала, что могу купить билет Qatar Airways в Бангкок на удобные даты всего за 24 505 руб. Но я решила переплатить 3 тыс. и приобрела билеты Emirates — все-таки эта авиакомпания считается лучшей в мире. Потом я заплатила 3 тыс. Дмитрию и спросила, в чем секрет дешевых билетов. Тот сказал, что дело в каких-то блоках, взял деньги и поспешил назад в "Трансагентство": мол, работать надо. Заметил, что иногда он так 10-15 тыс. руб. в день делает".

Блочные авиабилеты, которых стало особенно много этим летом,— прекрасный способ сэкономить для людей, которые предпочитают организованным турам самостоятельные путешествия. Крупные туроператоры вроде "Натали турс", "Пегас туристик", "Инна тур" за несколько месяцев выкупают у авиакомпаний билеты оптом, так называемыми блоками мест. Перевозчикам, особенно в нынешних условиях снижения пассажиропотока (по данным ТКП — Транспортно-клиринговой палаты, в январе-мае 2009 года российские авиакомпании перевезли на международных направлениях почти 8 млн пассажиров, что на 19% меньше аналогичного периода прошлого года), выгодно получать от турфирм деньги заранее. Поэтому "Аэрофлот", "Трансаэро", S7 и другие игроки и предоставляют последним существенные скидки. Турфирмы же делят блочные билеты на две части. Большую пытаются продать своим клиентам в пакете с отелями, экскурсиями, визами, гидами и т. д. Меньшая же часть уходит с наценкой в 10-15% в открытую продажу — вот вам и внушительный дисконт по сравнению с расценками на официальном сайте "Аэрофлота".

"В среднем блочные билеты на 30-35% дешевле регулярных, но в отдельных случаях разница может достигать и 60-70%",— комментирует специалист по продажам турагентства "Империя-тревел" Ольга Широкова. Большинство известных турфирм специализируются на продаже блочных билетов в конкретный регион. К примеру, "Натали турс" особенно активна на таких европейских направлениях, как Франция, Германия и Италия, "Нева" — в странах Скандинавии, "Карибский клуб" — в Центральной и Южной Америке, "Ванд Интернэшнл Тур" — в США и Канаде. Закупают билеты блоками и на российских направлениях. На момент сдачи этого номера приобрести билет "Аэрофлота" Москва—Симферополь в одну сторону на 2 августа стоило как минимум 9,6 тыс. руб. со всеми сборами. А у туристической компании "Алеан", выкупившей блоки на этом маршруте у авиакомпании "ДнепрАвиа",— 6 тыс. руб.

Но чтобы гарантированно стать счастливым обладателем блочного билета, необходимо начать обзвон турфирм за несколько месяцев. Например, корреспонденту "Денег" доводилось покупать блочные авиабилеты Thai Airways в Бангкок в начале мая, хотя сам перелет был в конце июля. Но и цена была "вкусной": в той же "Инна тур" билеты были приобретены за 18 тыс. руб., в то время как на сайте Thai Airways они стоили около 51 тыс.

Конфликт систем

Впрочем, одной только "блочностью" большое количество авиабилетов, которые у посредников дешевле, чем в кассах авиакомпании, не объяснишь. "В начале июля мы с приятелем наметили купить билеты по маршруту Москва—Анапа—Москва, 30 июля туда, 10 августа — обратно,— рассказывает сотрудник крупного издательского дома Алексей.— Я как участник программы "Аэрофлот-бонус" хотел все провернуть через сайт, но на нужные мне даты билетов не было. Позвонил в "Аэрофлот". Там мне сказали, что билеты есть, 16 тыс. туда-обратно. Дороговато". В результате, по словам Алексея, его приятель позвонил в небольшую знакомую турфирму, где билеты на нужные даты сделали на 6 тыс. руб. дешевле. Как турфирме удалось продать билеты по цене на треть меньше аэрофлотовской, при том что с самого начала и речи не было о блочном варианте?

Все дело, отмечают эксперты, в конфликте двух систем взаиморасчетов на воздушном транспорте, в результате чего на московском рынке появился крупный игрок, который имеет возможность через более мелкие агентства распространять дешевые билеты. Здесь необходимы пояснения.

С 1993 по 2006 год в России действовала единая система взаиморасчетов на воздушном транспорте, разработанная Транспортной клиринговой палатой. Она позволяла агентствам, аккредитованным при ТКП, бронировать на единых нейтральных бланках услуги различных авиакомпаний. Все бы хорошо, только мировым лидером в области систем авиавзаиморасчетов является BSP, работающая в 164 странах и лоббируемая Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA). BSP пыталась выйти на российский рынок в течение 11 лет, встречая активное сопротивление ТКП, однако в феврале 2005 года ей это удалось. Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) все-таки аккредитовало BSP в России. Система начала работу в пилотном режиме 1 сентября 2006 года. Конфликт с ТКП достиг апогея весной 2007-го, когда IATA рекомендовала состоящим в ТКП билетным агентствам вступить в систему BSP, намекнув, что в случае отказа их членство в IATA (позволяющее работать с крупнейшими международными авиаперевозчиками) может быть приостановлено. ТКП отреагировала немедленно, уведомив своих членов, что вступивших в BSP ждет исключение из палаты. Таким образом, выбор в пользу одного из конкурентов автоматически грозил агентствам потерей до половины бизнеса, так как примерно 50% их продаж приходилось на ТКП, а 50% — на иностранные компании-члены IATA. Конфликт разрешился победой BSP в феврале 2008 года: IATA удалось перетянуть на свою сторону Росавиацию. ТКП пришлось под давлением своих членов-авиакомпаний, прежде всего "Аэрофлота", отменить принятую ранее резолюцию, которая разрешала агентам ТКП работать только с одной системой взаиморасчетов на воздушном транспорте. В результате формальные противоречия между ТКП и IATA были сняты.

Казалось бы, причем тут дешевые билеты? По словам источника "Денег", весной прошлого года позиции ТКП серьезно пошатнулись, чему поспособствовал скандал вокруг AirUnion, когда оставшиеся без полетов клиенты авиакомпании во многом из-за особенностей используемой ТКП системы взаиморасчетов на воздушном транспорте не смогли оперативно получить свои деньги. "Средние и крупные туроператоры и перевозчики стали все чаще приходить к мысли, что работать с двумя системами нецелесообразно,— говорит гендиректор агентства Infomost Сергей Рыбак.— Систему ТКП имеет смысл использовать только для внутренних перевозок, и они все чаще стали отдавать предпочтение универсальной BSP".

Руководство ТКП не могло не понимать, что еще несколько лет подобного развития событий — и палата вылетит из бизнеса. Поэтому, полагает источник, ситуация могла развиваться по следующему сценарию. Решив, что вместо безуспешных попыток удержать множество средних операторов лучше привлечь на свою сторону одного, но крупного, за которым потянутся более мелкие игроки, ТКП решило сделать ставку на ЗАО "V.I.P. Сервис", которое после слияния с прекратившим свою деятельность концерном "Соби" стало вторым в России продавцом авиабилетов в системе ТКП за январь-июнь этого года. По неофициальной информации, ряд акционеров ТКП из региональных авиакомпаний предоставили ЗАО "V.I.P. Сервис" доступ к эксклюзивным тарифам, а компания, в свою очередь, стала работать с более мелкими агентствами. "Все это нужно для того, чтобы "V.I.P. Сервис" как можно быстрее завоевал большую долю рынка, чтобы через схему мелкие агенства—"V.I.P. Сервис"—ТКП последняя не только восстановила, но и упрочила свои позиции в ключевом московском регионе",— говорит источник. Гендиректор компании "V.I.P. Сервис" Вадим Мукоед во время подготовки номера "Денег" в печать был недоступен для комментариев, а президент ТКП Сергей Ильичев назвал информацию о "продвижении" "V.I.P. Сервис" не соответствующей действительности, добавив, что по всем законам логики России нужна только одна система взаиморасчетов на воздушном транспорте.

Минусы дешевизны

Впрочем, у дешевых блочных билетов есть и свои минусы, свои ограничения. Скажем, если вы приобретаете блочный билет, то почти наверняка лишаетесь возможности перенести дату вылета (в том числе и обратного). Кроме того, авиакомпании, по словам эксперта юридической компании "Персона Грата" Александра Байбородина, чаще всего воспринимают эти билеты как "несдаваемые". Согласно закону, это не так, но тратить время и нервы на то, чтобы доказывать свою правоту (иногда это возможно только в суде), мало кому захочется.

Проблемы с возвратом денег могут возникнуть и в случае покупки обычных электронных билетов на сайтах авиакомпаний. Один из тех, кому не повезло,— 19-летний студент истфака МГУ Александр. В середине февраля этого года он приобрел с оплатой по банковской карте авиабилет по маршруту Москва—Екатеринбург, однако личные обстоятельства помешали ему улететь. В связи с тем, что до вылета оставалось менее 24 часов, ему пришлось смириться с потерей 500 руб. в виде штрафных санкций. Однако, несмотря на то что SkyExpress обещал вернуть стоимость билета в течение 30 дней, свои деньги Александр получил только спустя 2,5 месяца. "При этом больше всего меня бесило то, что никто ничего внятно не мог объяснить, а дозвониться в отдел возвратов было невозможно",— до сих пор негодует молодой человек. В чем проблема? "В обработке документов, вернее, в трудоемкости этой процедуры,— объясняет официальный представитель SkyExpress Виталий Коренюгин.— Так как мы относимся к категории низкобюджетных авиакомпаний, у нас нет специального подразделения по возврату. Как результат, наши сотрудники физически не могут обработать более 7-8 заявлений в день. Вместе с тем хочу отметить, что случаи задержек с возвратом средств на банковские карты клиентов были вплоть до конца марта этого года, однако сегодня проблема решена".

С железнодорожными билетами — свои чудеса.

Махинации с детьми

В день сдачи номера журнала в печать корреспондент "Денег" поинтересовался в кассе Белорусского вокзала, есть ли в продаже билеты на поезд Москва—Феодосия на 3 августа. В кассе ответили, что мне повезло, и предложили приобрести люкс за 7535 руб. Это, заметим, почти на 1,5 тыс. руб. дороже блочного авиабилета до Симферополя. Дешевых билетов на популярное южное направление не было. Куда они делись? Наивно думать, что их раскупили пассажиры. Сотни отпускников возмущаются на интернет-форумах, что даже за 45 суток, как только открывается продажа железнодорожных билетов, плацкарты до Феодосии уже не найти. Почему?

Еще в 2007 году коммерческие агентства имели право бронировать в преддверии летнего сезона по коллективным заявкам дешевые билеты, а затем, ближе к делу, их по-тихому перепродавали с наценкой в 20-50%. Год назад подобную практику прикрыли. Об этом слышали многие, но мало кто знает, что для любителей поспекулировать билетами оставили лазейку. Возможность раннего коллективного бронирования сохранили операторы, организующие летние детские туры, причем к этим операторам могут относиться как туркомпании, так и спортшколы, профсоюзы, интернаты. Бронь, по старым добрым традициям, оформляется не на каждого юного пассажира, а на юридическое лицо, в результате чего этим летом на подобном бронировании "придерживают" два-три из пятнадцати вагонов в составе. Согласно правилам РЖД, за две недели до отхода поезда места нужно уже выкупать. Вот только фирмы резервируют для детей больше мест, чем потом используют, а оставшиеся реализуют через свои каналы, конечно, с наценкой 20-50%. Как сообщил "Деньгам" источник в администрации Московского вокзала в Петербурге, только в этом июне под детские туры было зарезервировано не менее 9 тыс. мест на южные поезда. Где уж тут найти дешевую плацкарту.

Другая причина отсутствия недорогих билетов на популярные летние направления — само ОАО РЖД не выкладывает все "лакомые" варианты в первый день продажи, а придерживает от 30% до 50% билетов. Более того, та же кассирша на Белорусском вокзале сообщила, что, если мне нужны дешевые билеты в Феодосию, то нужно приходить не за 45 суток, а за 40, 29, 20, 14, 10, 7, 5 суток, за сутки до отправления поезда: мол, на эти числа якобы и приходятся "вбросы" билетов, связанные с истечением срока выкупа билетов юрлицами, поступлением в продажу очередной партии билетов и введением дополнительных поездов. Кстати, насчет последних. Решение о запуске добавочных составов принимается на основе анализа недельных продаж через систему управления перевозками "Экспресс-3". Как правило, если заполняемость составов достигает 70%, руководство дороги решает пустить по конкретному маршруту дополнительные поезда, причем билеты на них начинают реализовываться примерно за пять суток до отправления. Наконец, снижает количество недорогих билетов и применение РЖД методики "переменного трафарета". Суть ее вот в чем. Городам, которые находятся на пути состава, выделяются квоты. К примеру, в прошлом году на поезд Москва—Адлер по 20 мест было отдано Курску, Рязани и Ростову, что, естественно, снижает вероятность покупки дешевого билета до этого южного города в Москве.

Дешевая Швейцария и проблемная Украина

До последнего времени у жителей России была удивительная, но легальная возможность приобрести билеты на самые популярные отечественные направления на 20-30% дешевле, чем в официальных кассах РЖД. Помогало покупателям то, что ОАО РЖД входит в две международные организации: Союз железных дорог и Сотрудничество железных дорог. Их зарубежные члены имеют доступ к уже упоминавшейся системе "Экспресс-3", причем по спецтарифам. Пример: в сентябре 2008 года билет на сверхпопулярный вечерний поезд N 160A Москва—Санкт-Петербург в кассах РЖД стоил 2358 руб., в то время как, к примеру, в кассах Швейцарских железных дорог — €44 (1609 руб. по тогдашнему курсу). При этом никаких ограничений для граждан РФ при покупке иностранных проездных документов не существует. Проблема, по большому счету, была одна: подобные билеты нельзя было купить в России, однако вскоре возникло несколько небольших компаний, например "Поезд-купе.ру" и "Инопоезд", которые наладили их оперативную доставку в крупные российские города. По словам экс-менеджера "Инопоезда" Павла, ежедневно они оформляли иногда до 40-50 "иностранных" билетов. Сегодня пользоваться подобными схемами нельзя: сказалось ужесточение условий международного партнерства со стороны РЖД, да и курс евро скакнул. Однако Павел не унывает: "Мы с ребятами регулярно мониторим ситуацию, и как только она изменится, обязательно перезагрузим бизнес".

А вот РЖД неплохо бы перезагрузить уже сегодня методику работы со своими партнерами в СНГ, например с Украиной. В этом году пассажиры столкнулись с тем, что, распечатав электронные билеты на спецтерминалах, установленных на московских вокзалах (после этого, как обещано, билет фактически становится "бумажным", не отличаясь от него, например, по условиям сдачи), они не могли сдать их в кассах Симферополя, Феодосии, Джанкоя и других "незалежных" городов. Собственно, деньги в украинских кассах за сдачу российского билета вы не получите, даже если он "бумажный": кассир ваш билет аннулирует и выдаст вам дополнительный документ под названием "Возврат в кассе с ИПТ", с которым по возвращении в Россию можно в течение 30 дней с этой даты получить рубли в любой кассе возврата РЖД. Так вот, сдать по этой схеме распечатанные электронные билеты некоторые не смогли. "Кассир на украинской станции готова была признать мою правоту, но аннулировать билет, чтобы я мог по возвращении в Россию получить за него рубли, не могла,— сетует москвич Юрий, на свою голову решивший связаться с электронными билетами на поезд N 98 Керчь—Москва.— По ее словам, ее система попросту не видит билетов, распечатанных на терминале в здании Белорусского вокзала в Москве". Возможно, дело просто в технической "сырости" амбициозного электронного проекта, запущенного в июне, но пассажиру от этого не легче.

АЛЕКСАНДР МАКАРЕНКО

КоммерсантЪ-Деньги
30.07.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов