Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Гиды на грани исчезновения

Рынок экскурсионных услуг падает вместе с туристическим, и в этих условиях находятся те, кто решается отказаться от стандартных продуктов типа "посмотрите налево, посмотрите направо". Предложения полазать по крышам, побродить по дворам или посетить музей героев серьезного потока экскурсантов не привлекают, но дают хороший кусок хлеба для экскурсоводов, нащупавших подобные ниши

Посмотрите под ноги

Петербургский экскурсовод Наталья Некрасова называет себя сталкером. Она водит группы по крышам, подворотням и прочим экстремальным местам. Если обычная экскурсия начинается с формальностей из разряда "съемка в музее за отдельную плату, оплатите на входе", то экскурсия с Некрасовой начинается с инструктажа по технике безопасности. "На крыше нельзя бегать и трогать кабель руками,— говорит Некрасова группе, собравшейся на чердаке.— На жестяных крышах желательно перемещаться по стыкам двух пластин, так надежнее и меньше шума". Наталья карабкается с одной крыши на другую как кошка. Московские туристы передвигаются робкими шажками.

"Летом почти каждый день я вожу в среднем одну группу из 10-15 человек по дворам и одну группу из 4-6 человек — по крышам",— рассказывает сталкер. Иные питерские дворы, бесконечные лабиринты с множеством арок, не менее интересны, чем крыши. Зимой остаются только экскурсии по дворам, и то одна-две в месяц. На крыши уже в октябре залезать опасно: лед, да и просто холодно. У Натальи есть и основная работа — менеджер на кондитерской фабрике. Сталкером в компании "Параллельный Питер" она работает в свободное время. Девиз компании — "Туризм нового формата". Предложения соответствующие: велосипедные маршруты по ночному городу, экскурсия по рок-н-ролльным местам Питера, "брутальный" маршрут по питерским кабакам. По словам генерального директора "Параллельного Питера" Инессы Громовой, основная часть туристов — россияне, преимущественно москвичи, пресытившиеся парадной стороной города. Громова зарегистрировала компанию в сентябре 2008 года, сейчас в штате два человека плюс шесть внештатных сталкеров.

По данным Tourism Consulting Group, российский рынок экскурсионных услуг в 2008 году составил около $600 млн. По состоянию на июнь 2009-го спрос на них упал примерно на 25-35% по сравнению с июнем прошлого года. Каждый пятый игрок рынка, по оценкам экспертов, к концу туристического сезона вынужден будет покинуть рынок. Оригинальные экскурсии ситуацию не спасут, но некоторым, возможно, удастся выкрутиться, развивая это направление.

Оторваться по-питерски

Как признаются сами экскурсионщики, выделить "необычные экскурсии" в отдельную группу продуктов на туристическом рынке сложно. Если вбить в интернет-поисковик это словосочетание, выскочит пара десятков предложений. Например, в компании с незамысловатым названием "Экскурсии по Санкт-Петербургу" в разделе "Необычные экскурсии" помимо действительно нестандартных предложений (экскурсии на мотоциклах, на велосипедах) есть и так называемые "интерьерные экскурсии" по особнякам Кельха, Кочубея и др. Считать ли такие экскурсии необычными — вопрос спорный. В Москве удалось найти пять компаний, занимающихся необычными экскурсиями: "Культпоход" (экскурсии к кратеру потухшего вулкана на окраине Москвы, ретроэкскурсии на "Волге" ГАЗ-21 и др.), "Страна туризма" ("Один день в психбольнице"), "ИДиС-тур" (экскурсии по нестандартным архитектурным сооружениям Москвы типа дома-голубятни), "АмитиТревел" ("Привидения Москвы") и "Люксбас" ("Москва подземная и бункер Сталина"). Разброс цен — от $50 до $1 тыс., часто фиксированной стоимости нет — оговаривается в каждом случае отдельно. В Петербурге компаний примерно столько же. "Вообще необычные экскурсии бывают двух видов,— размышляет частный экскурсовод и диггер Татьяна Амельченко.— Это спокойные экскурсии в необычные места типа музея русской водки или центра подготовки космонавтов. Обычно турагентство долго ищет интересный, но всеми забытый музей, заключает с ним эксклюзивный договор и возит туда потом иностранцев за большие деньги. Второй вариант — экстрим, когда продукт создается фактически на пустом месте. Например, экскурсии по подвалам. Они, как правило, стоят дешевле и пользуются спросом больше у молодых россиян".

За границей необычные экскурсии стали появляться в 90-х годах. Сейчас популярностью пользуются, например, велосипедные экскурсии по Хельсинки с гидом, арендой велосипеда и шлема. Более дорогие варианты — сафари на воздушном шаре в Африке, погружение в море для наблюдения за белыми акулами из клетки.

Татьяна Амельченко видит перспективы в отечественных экстремальных экскурсиях: в свободное от учебы в СПбГУ время водит гостей из Москвы по питерским питейным заведениям, по подвалам и крышам. Работает она по вечерам, берет в среднем 300-700 руб. с человека в зависимости от запросов экскурсантов. До этого студентка отработала два сезона гидом на речном трамвайчике, но этим летом ей отказали в работе "в связи с кризисом". "Пришлось начинать свое дело",— смеется экскурсовод. Клиентов ищет через сообщества в ЖЖ, откликаясь на всевозможные вопросы пользователей о том, что стоит посмотреть в городе, а также через сайт "ВКонтакте".

У Инессы Громовой, руководителя "Параллельного Питера", основным способом раскрутки тоже является интернет. Необычными экскурсиями она тоже занялась, можно сказать, случайно. "Я осталась без работы, у меня была депрессия, и я поняла, что нужно делать что-то свое. Началось все с того, что мы с друзьями создали городскую игру A-MEGA quest, которая как раз была связана с попаданием в разные необычные места в городе. Создали сайт, стали проводить эту игру раз в месяц. У нас появились интересные маршруты. В процессе работы над маршрутами я нашла несколько открытых крыш, которые не вписывались в игру. Мы решили, что их можно подавать как отдельный продукт. Потом мы поняли, что не все люди хотят лезть на крыши, но все-таки хотят узнать тот самый параллельный Питер. Появился маршрут "Жемчужины Петербурга" — экскурсия по дворам. Вскоре я перестала сама водить людей по крышам, у нас появились сталкеры, которых мы искали по знакомым. Сталкеры знают, какие крыши открываются, какие закрываются, как на них попасть. Недавно у нас появились велосипедные экскурсии, мы можем дать на прокат пять велосипедов".

Громова говорит, что в кризис спрос на "жесть" только растет. Ей удалось даже открыть собственное кафе, которое она использует как офис компании. "По идее надо перевести сайт на английский, начать переписку с иностранцами, но мы просто не успеваем,— жалуется Громова.— Иностранцам нельзя продавать сырой продукт, им нужны пакеты с проживанием, с регистрацией. А группы мы пока принимать не в состоянии. У нас в основном наши туристы — москвичи, причем достаточно молодые". Сказывается, наверное, и ментальное различие между русскими и европейскими туристами. Когда мы со сталкером Некрасовой были на крыше, москвичи, осмелев, забирались в самые опасные места, а единственная иностранка в группе, француженка, от страха сошла с дистанции еще в самом начале. "В Питере появляются люди, называющие себя нашими конкурентами. Мы не боимся, места на всех хватит. Посещаемость нашего сайта стабильно растет",— уверяет Громова.

Московский акцент

Московские игроки экскурсионного рынка сомневаются в перспективах экзотического формата в столице. "По московским улицам ездят высокие чиновники, на крышах возле правительственных трасс вообще могут работать снайперы из ФСО. Многие крыши в центре Москвы тщательно охраняются. Я бы не рискнул вести туда туристов",— заметил один из руководителей экскурсионного бюро, пожелавший остаться неизвестным.

Впрочем, Москву тоже можно увидеть с необычной стороны. Одна из самых известных таких экскурсий — "По местам московских привидений. Тайны и загадки столицы" компании "АмитиТревел". Стоимость экскурсии по индивидуальной заявке составляет от 6 тыс. руб. В "АмитиТревел" корреспонденту "Денег" сказали, что руководство не любит говорить о привидениях — эта экскурсия не является профильным направлением компании.

Жаждущим мистики есть еще куда обратиться. По пятницам и субботам в "булгаковском доме" стартует ночная театрализованная экскурсия по местам действия романа "Мастер и Маргарита". В экскурсии принимает участие до 30 человек, билет стоит 550 руб.— за эти деньги вас даже абрикосовой водичкой напоят. Ежемесячно эта экскурсия приносит "булгаковскому дому" около 130 тыс. руб. Для коммерческой компании деньги, возможно, небольшие, но для культурного центра — неплохая подпитка. Убежище чернокнижника Брюса и место, где Аннушка пролила масло, интересны тоже прежде всего россиянам или по крайней мере тем, кто в курсе российского культурного дискурса. Нашлись, однако, и те, кто готов предложить нечто оригинальное и на иностранный вкус.

Понять русский дух

Сергей Скуратов несколько лет назад начал заниматься, если так можно выразиться, малым космическим туризмом — продавал людям возможность пройти подготовку к космическому полету в Звездном городке. Стоимость таких программ составляла от $5 тыс. "Можно было испытать различные перегрузки, сымитировать выход в открытый космос в бассейне",— вспоминает Скуратов. В 2006 году он зарегистрировал собственную компанию ООО ТК "Страна туризма", которая сначала занималась авиакосмическими программами, а потом всем подряд — въездным, внутренним, экстремальным туризмом. "Сейчас 40-50% туристических компаний на грани закрытия,— рассказывает Скуратов.— Ездить на западные курорты стало дорого. Мы понимаем, что надо выделиться среди тех, кто мыслит стандартно. На любую необычную услугу найдутся желающие".

Необычными экскурсиями компания "Страна туризма" начала заниматься в мае-июне этого года. Первой такой нестандартной экскурсией стало посещение туристами—любителями авиации тренажера всемирно известного самолета Су-27: почувствуйте реальные перегрузки. У иностранцев этот симулятор вызвал неподдельный интерес. Сейчас необычных предложений в компании примерно два десятка — это экскурсии в музей истории российской психиатрии, в музей подпольной типографии, в музей автоугона имени Юрия Деточкина. Скуратов работает по первому из описанных Татьяной Амельченко путей — его менеджеры находят малоизвестные музеи и с некоторыми из них стараются заключить эксклюзивные контракты. "Так мы поступаем в данный момент с Музеем Героев Советского Союза и России,— рассказывает Скуратов.— До нашего знакомства он был недостаточно загружен, особенно редкими гостями там были иностранцы. А ведь именно иностранцам очень интересно узнать о том, что такое русский патриотизм, каковы его истоки". Эксклюзивный договор подразумевает, что в музей никто, кроме его компании, водить организованные группы иностранцев не сможет. По словам Скуратова, в культурном сообществе отношение к слову "эксклюзив" недоверчивое и настороженное, но за ним стоит лишь приоритетное право продажи. "Туристическая компания вкладывает деньги в раскрутку туристического объекта,— объясняет предприниматель.— Эксклюзивный договор — это, несомненно, инструмент развития туристического рынка. Для нас это некая гарантия возврата денег и того, что нашу идею не перехватят. Ведь мы вкладываем серьезные средства в рекламу экскурсионного продукта на западных интернет-ресурсах, ищем партнеров среди фирм, занимающихся приемом иностранцев, участвуем в выставках, выпускаем рекламную продукцию".

Сергей Скуратов пока не может ответить на вопрос о том, каков спрос на подобные услуги, ведь проект только запущен и многие экскурсии пока лишь заявлены, но еще не проводятся (как, например, диггерский проект "Подземная Москва"). "Скорее всего, это будет по большей части индивидуальный туризм",— предполагает предприниматель. Под заказ его компания может организовать даже ужин на московской крыше с телескопом или приключения в Москве в стиле агента 007. 45-минутная экскурсия стоит в среднем €11-90 в зависимости от группы. "Мы рассчитываем, что необычные, оригинальные экскурсии станут приоритетным направлением развития компании. У нас много планов. Мы будем устраивать экскурсии в различные аномальные зоны, экотуры в русскую деревню",— планирует Скуратов. Идея устраивать экскурсии с привидениями его, правда, не воодушевляет: "Для европейцев это банальность. У них в любом замке устраивают такие экскурсии".

По словам гендиректора компании "Страна туризма", гид — профессия, в которой трудно рассчитывать на стабильный заработок. Ставки плавающие, англоговорящий гид зарабатывает в среднем €15-30 в час. Чаще всего гиды работают в экскурсионных компаниях внештатно. Те, кто в штате, помимо экскурсионной работы часто занимаются еще и менеджерской, как это происходит в "Стране туризма", где работают 11 человек.

Зато, по мнению господина Скуратова, экскурсионный рынок дает простор для нестандартных ходов: "Экскурсоводом может стать каждый москвич. Я знаю энтузиастов, которые водят японских туристов в МЖК — Молодежный жилищный кооператив на окраине столицы. В этом блочно-панельном квартале они показывают японцам принципы строительства в СССР и то, как живут москвичи в спальном районе". Себестоимость подобных продуктов практически нулевая, но и серьезной платы за них не возьмешь. Так что экскурсионной "жести" все же суждено остаться уделом скорее энтузиастов-частников, чем крупных компаний.



АНАСТАСИЯ КАРИМОВА

КоммерсантЪ-Деньги
28.07.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов