Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

В рамках общего озверения

Россияне, борясь с кризисом, идут за лекарствами вместо обычных аптек в ветеринарные — там дешевле. Крем для коровьего вымени покупается как средство от псориаза, порошок от желудочных расстройств у животных — для восстановления иммунитета, шампунь для конской гривы и хвоста — от перхоти и зуда кожи головы. Что удивительно — помогает

Суставная часть
Одним из самых ходовых в народе лекарственных средств с недавних пор стал гель двойного действия (охлаждающе-согревающий) для лечения ушибов и больных суставов у лошадей — к примеру, "Зоо VIP" — продукт фирмы "Веда", "Алезан", выпускаемый предприятием "Агроветзащита", "Природный целитель" от компании "Апи-Сан". Попробовавшие радуются — боль снимается в два счета. Например, посетитель форума на malahov-plus.com Сергей Логунов пишет: "Я себе им колени вылечил. Где-то год назад мне посоветовали "лошадиный гель" для суставов, в белой банке с всадником на этикетке". А на сайте newsland.ru пользователь sksaratov, работающий, по его словам, ветеринарным врачом более 30 лет, признается, что лечит этим средством себя и своих близких, и довольно успешно: "Знаю про этот гель. Очень хороший состав, большое спасибо авторам. Неважно, кому как этот гель помогает — физически или через мозги. Но ведь помогает!". Цена препарата — примерно 350 руб. за емкость 0,5 л. Для сравнения: 70-граммовый тюбик "Феналгеля" стоит около 150 руб.

В популярности и благотворности действия с "лошадиным гелем", пожалуй, может поспорить крем для коровьего вымени "Зорька" с флорализином. "Есть у меня клиентка, на ногах у нее постоянно были трещины,— рассказывает пользователь bednaializa на форуме nailclub.ru.— Все, что можно было против трещин использовать, применяли. Вдруг приходит — а ноги в порядке. Объяснила, что использовала крем "Зорька"".

Вообще, складывается впечатление, что крем для вымени — едва ли не панацея: многие заменяют "Зорькой" дорогостоящие омолаживающие кремы, а еще она спасет от ссадин, царапин, всевозможных ранок, герпеса и даже от псориаза.

Помимо отзывов об этих двух "чемпионах" интернет пестрит мнениями о других ветеринарных препаратах и зоокосметике: к примеру, как здорово пользоваться шампунями для кошек и собак или лекарствами от желудочных расстройств у животных. А еще шампунем для конской гривы и хвоста. "В парикмахерской, куда я хожу, сами мастера им пользуются,— рассказывает глава Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова.— Говорят, что эффект потрясающий".

В зоомагазине "Реал-мед" нам поведали о повышенном интересе к ветпрепаратам. "Каждый день за "лошадиным гелем" стоят очереди, появились даже постоянные покупатели. Бабушки говорят, что мажут им больные ноги по несколько раз в день и чувствуют себя превосходно, советуют родственникам и подругам. Хорошо берут и шампунь для собак, мы даже специально его расставили на полках рядом с гелем. Отлично расходятся и кремы "Нежность" и "Зорька", которые изначально предназначены против сухости и трещин вымени".

Спрос ажиотажный, соглашается Татьяна Колчанова: "Мой муж — директор зоомагазина, и он рассказывает, что когда приходит товар от поставщиков (кремы для вымени и "лошадиные гели"), стоит очередь всегда. Сметают за день и спрашивают, когда привезут еще. Чтобы не пропустить поставку, бабушки дежурят ежедневно".

Возбуждающий пионер

Лет сорок назад советские ученые разработали препарат Excucus-26, вызывающий приток крови к половым органам и предназначавшийся для лошадей, цель была — увеличить их популяцию. Успех в животноводстве препарат имел колоссальный, а в народе получил название "конский возбудитель".

Кто из граждан и когда впервые его опробовал на себе, неизвестно, но молва о том, что на человека (причем не только на мужчин, но и на женщин) он воздействует так же, как на лошадей,— нужны только меньшие дозы, распространилась быстро. Слава "конского возбудителя" не увяла — в интернете полно предложений (правда, довольно сомнительных) продавцов.

"Конский возбудитель" продают и в секс-шопах, но это либо подделки, либо слабо действующие гомеопатические препараты, так как химическими препаратами им запрещено торговать, пишет на форуме sexopedia.ru врач из Брянска Георгий Лемешев. "Нельзя сказать, что производство этого препарата является таким уж большим секретом, просто для его изготовления требуются дорогие компоненты, химическая лаборатория и штат фармацевтов",— рассказывает он.

Однако употребление возбудителя грозит серьезными побочными эффектами. Например, даже незначительное превышение дозы (на сайтах продавцы пишут, что доза — это 2-3 капли) может привести к непоправимым последствиям: "В моем студенчестве несколько лет назад ветеринары-первокурсники решили подшутить над приятелем — мол, у тебя до сих пор девчонки не было — и подсыпали ему этого возбудителя в еду,— рассказывает на сайте askme.ru пользователь Ольга Федотова.— Кончилось тем, что мальчик ослеп, родители подали в суд на учебное заведение, в общем, скандал".

По словам врача-сексопатолога Ирины Воротниковой, "конский возбудитель", продающийся свободно,— не лицензированный препарат и, скорее всего, относится к биологически активным добавкам: "Вообще, врачи такие средства не используют и не рекомендуют к употреблению".

Истоки ажиотажа

В отличие от "конского возбудителя", овеянного почти полувековой славой, другие ветпрепараты стали пользоваться любовью населения совсем недавно. Опрошенные специалисты полагают, что все началось с прошлогодней публикации о пользе для людей "лошадиной мази" в газете "Здоровый образ жизни", популярной среди любителей альтернативной медицины. "После этого в эфир "Первого канала" вышла передача "Малахов плюс", где также была затронута эта тема,— говорит Татьяна Колчанова.— И начались звонки и походы в аптеки, люди попробовали, рассказали родным и соседям. В итоге, насколько я знаю, предприятие "Веда", к примеру, сейчас работает в три смены". (Вот вам и кризис, подумали мы.)

Ветеринары, как, впрочем, и производители, не советуют гражданам применять такие препараты для самолечения. Однако и ничего вредного для здоровья в этом не видят — объясняют, что в составе гелей, кремов и шампуней для животных почти все компоненты натуральные, доля "химии" минимальна. Например, в состав "лошадиного геля" входят ментол, камфара, глицерин, экстракты красного перца и прополиса, эфирные масла эвкалипта и гвоздики.

Потребителя привлекает относительная дешевизна ветпрепаратов, уверена представитель компании "Агроветзащита" Ксения Степакова. К примеру, стоимость средства от псориаза, которым, по словам директора НИИ медицинской биофизики МИФИ Михаила Мошнина, страдают около полумиллиона москвичей — от 250 до 1,5 тыс. руб: "Самое дешевое средство — мазь "Белосалик" стоит от 250 до 400 руб. Еще "Дайвобет" есть, довольно дорогая — около 1 тыс. руб.". Он, к слову, убежден, что использование ветпрепаратов в "человеческих целях" — не массовое явление: "Через мои руки в год проходит около тысячи пациентов, и об этом явлении я слышу первый раз. Думаю, со мной бы посоветовались, если бы возникла такая альтернатива".

Но многие предпочитают не советоваться — просто идут в ветеринарную аптеку, устав от покупок дорогих лекарств. По словам журнального издателя Оксаны Пошивайло, "Зорька" здорово помогла ей в лечении псориаза: "Скажу честно, я очень довольна эффектом. Стоит крем всего-то 40 руб. Шелушение на руках прошло, болячки на теле затянулись, а ведь это были довольно большие болезненные зоны".

Люди считают, что человек — тоже животное, и поэтому ветпрепараты навредить не могут, говорит Ксения Степакова. "Высокий спрос на косметику для лошадей находит и такое объяснение среди покупателей,— продолжает она.— Мол, лошади — животные дорогие, для них препараты не могут быть некачественными или неэффективными". Конечно, внутреннее строение лошади и человека отличается, но мышечная и костная ткани схожи, рассуждает коммерческий директор компании "Веда" Антон Зинченко. "Кроме того, лошади, работая на людей или на скачках, испытывают гораздо большую нагрузку, чем в них изначально заложено природой. Поэтому для них разрабатываются хорошие сильнодействующие препараты",— говорит он.

Так-то оно так, но эффект от применения ветпрепаратов непредсказуем. Они, естественно, проходят все клинические испытания перед сертификацией, но эти испытания проводятся только на животных. Основной аргумент против употребления ветпрепаратов — дозировка, сообщают ветеринары: в отличие от "наших" лекарств она рассчитана на средний вес животного, значит, велика вероятность отравления. "Люди, которые не хотят думать о своем диагнозе, а хотят иметь лекарство от всего, активно покупают "лошадиный гель",— говорит врач лазарета конноспортивного комплекса "Битца" Дина Андреева.— Но ведь его эффективность для человека ничем не доказана".

Если люди и употребляют наш крем, то на свой страх и риск, мы с прямыми предложениями на рынок выходить не имеем права, уверяет Алексей Смирнов, замдиректора по маркетингу кировского НПХ "Фармакс" — производителя крема для вымени "Зорька".

Однако некоторые врачи даже рекомендуют своим пациентам пользоваться подобными средствами. "Все, что продается и подходит для использования в нашей области, мы всегда пробуем на себе,— утверждает главврач клиники доктора Каминского, член общества артроскопистов России Константин Викулов.— Я купил "Зоо VIP", и мне сразу понравился эффект и состав. Порекомендовал близким, им тоже понравилось. Потом — пациентам".

Убежище для лекарств

Оборот ветпрепаратов регулируется федеральным законом "О лекарственных средствах", и с юридической точки зрения лекарства для животных приравнены к "человеческим". Кроме того, процесс изготовления ветпрепаратов и лекарств для людей практически ничем не отличается, отмечают производители. "В производстве, например, таблеток используется одинаковое оборудование как для ветпрепаратов, так и человеческих лекарств,— рассуждает Ксения Степакова из "Агроветзащиты".— Некоторые лекарственные средства для людей производятся на ветеринарных заводах по контракту, естественно, с соблюдением всех технологических процессов, правил очистки, условий хранения, транспортировки и пр., и наоборот".

Другое дело, что у ветмедикаментов намного больше концентрация действующего вещества, кроме того, степень чистоты при производстве препаратов для животных совсем другая — намного ниже, предупреждают ветеринары.

Стоит упомянуть, что медикаменты для людей и животных регистрируют разные ведомства: ветеринарные — Россельхознадзор, "человеческие" — Росздравнадзор, и требования у них тоже разные, отмечают эксперты. Поэтому некоторые производители идут на уловки. Начальник информационного обеспечения новосибирской НПФ "Исследовательский центр" Борис Першин рассказал, что когда встал вопрос о регистрации их пробиотика "Ветом 1.1" (средство от желудочно-кишечных заболеваний, создавалось для человека), выяснилось, что за указание только одной болезни, с которой препарат борется, необходимо в конечном итоге заплатить около $250 тыс. "А если он от десятка болезней — представляете, в какую копеечку это влетает? — говорит Першин.— Поэтому "Ветом" зарегистрировали как ветеринарный препарат".

К слову, при регистрации ветпрепарата в Россельхознадзоре оперируют цифрами другого порядка — по словам Татьяны Колчановой, это может быть и 200 тыс., и 1 млн. руб. Но и здесь есть свои сложности. "Порядок цифр, увы, колеблется, поскольку единственный контрольный институт, который, согласно закону "О ветеринарии" 1993 года, регистрирует ветпрепараты,— это Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов (ВГНКИ),— сетует глава Союза предприятий зообизнеса.— Они экспертные монополисты и назначают цену регистрации по своему разумению. Ведь опубликованных и утвержденных Россельхознадзором тарифов нет, а в законе цена определяется "по соглашению сторон"". В самом Россельхознадзоре прокомментировать ситуацию отказались, сослались на занятость главного госветинспектора России Николая Власова.

По словам Бориса Першина, в ветеринарии "Ветом" хорошо прижился, клинические испытания показали, что препарат эффективен. "Но несмотря на то что "Ветом" является зарегистрированным ветмедикаментом, люди охотно берут его для себя,— продолжает Борис Першин.— В этом ничего плохого нет: бактерии препарата одинаково хорошо распознают болезнетворные микробы, нормализуя микрофлору кишечника и повышая иммунитет как у животных, так и у человека". Добавим, что уже больше года, как "Ветом" зарегистрирован в качестве биологически активного вещества (БАВ) для человека. Это существенно проще и дешевле, чем его регистрация как фармацевтического препарата, признается Борис Першин. А действующее начало и в "Ветоме" для животных, и в БАВ для человека одинаковое — штамм сенной палочки ВКПМ В 7092.

Схожими аргументами руководствовались и разработчики крема "Зорька" на основе лечебной субстанции флорализин. По словам Алексея Смирнова, флорализин, позволяющий уменьшить сухость кожи и способствующий заживлению трещин, был разработан изначально для выпуска косметических кремов. Но в "Фармаксе" испугались требований к косметическому производству из-за большого количества ограничений по производственным площадкам.

"Поскольку наш учредитель имеет серьезный ветеринарный опыт, мы решили двигаться в направлении крема для доения, это тоже было очень актуально",— улыбается Смирнов.

По мнению Татьяны Колчановой, выйти на рынок с ветпрепаратами и зоокосметикой действительно легче, чем с "человеческой" фармацевтикой. Только на проведение ее испытаний отводится до трех лет. Можно было бы выпускать аналогичную продукцию и для людей, с таким же позитивным эффектом для организма, но дороговизна клинических испытаний и регистрации лишают этот путь смысла, продолжает Колчанова. Получается, что если хочешь незадорого избавиться от болей в суставах, изволь пройтись до ближайшей ветаптеки. Но пенять при странных конечных результатах придется только на себя: препарат-то для животных.

РОМАН РОЖКОВ, СЕВИЛЬ ГУСЕЙНОВА

КоммерсантЪ-Деньги
27.07.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов