Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

На собственные силы

Ситуация, сложившаяся на российском фармацевтическом рынке, сегодня ясно дает понять — необходимо как можно быстрее искать альтернативу импортным медикаментам, которые растут в цене, а также снижать издержки на собственных лекарственных производствах

Недавно Виктор Христенко, министр промышленности и торговли, отметил, что сегодня доля импорта в фармацевтике достигает 75%. При этом отрасль оказалась одной из немногих, которая от кризиса пострадала меньше всего: лекарства были и остаются той строкой расходов любой семьи, на которой будут экономить в последнюю очередь. Но цены на медикаменты, как и на другие товары, ведут себя в кризисное время одинаково — они растут. Результаты проведенного Рос­здравнадзором мониторинга цен на медикаменты показали, что за первые пять месяцев 2009 года средняя цена на импортные лекарства повысилась на 12%. Еще большую динамику продемонстрировали отечественные препараты — они подорожали на 22%. Даже не закрывая глаза на эти цифры, чиновники от фармацевтики и участники рынка в один голос твердят о назревшей необходимости заменять импорт отечественным производством: если весь фармацевтический рынок в прошлом году оценивался специалистами в 11 млрд долларов, то доля импортных препаратов на нем составляла 8 млрд. И Алтайский край может сыграть далеко не последнюю роль в процессе импортозамещения лекарств. Механизм уже есть: предприятия биофармацевтического кластера, создаваемого в Бийске с 2008 года, ставят эту задачу в приоритет работы.

Заграница нам не помощник

В прошлом году было объявлено, что некоммерческое партнерство «Алтайский биофармацевтический кластер», объединяющее свыше 20 предприятий, ядром которого являются компании «Эвалар», «Алтайвитамины», «Востоквит» и ФНПЦ «Алтай», будет специализироваться на производстве импортозаменяющих препаратов высокого качества.

Сосредоточение именно на замещение импорта начальник Главного управления экономики и инвестиций Михаил Щетинин объяснил тем, что за несколько последних лет расходы на приобретение лекарственных препаратов в расчете на одного жителя края увеличились в разы. При этом происходит обвальное вытеснение с рынка отечественных лекарственных средств и замещение их импортными аналогами. В группе жизненно важных препаратов практически ничего российского нет.

Существенным фактором, повлиявшим на этот процесс в последние годы, стала правительственная программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), стартовавшая в 2005 году. В результате участия иностранных производителей в программе ДЛО начался существенный рост импорта. По официальным данным, номенклатура отечественных препаратов, закупленных для краевых льготников, снизилась с 40% в 2002 году до 10% в 2007?м.

В то же время переход отечественной фармацевтической индустрии на инновационную модель развития, повышение ее конкурентоспособности на российском и зарубежном рынках названы важнейшими стратегическими задачами федерального значения. При этом указывается, что население должно быть обеспечено не только недорогими и качественными препаратами для лечения социально значимых заболеваний, но и инновационными средствами, производимыми в нашей стране в соответствии с самыми высокими стандартами. Решению этих задач способствует разработанная Министерством промышленности и торговли России Стратегия развития российской фармацевтической промышленности до 2020 года (ФАРМА-2020), в которую и планировал войти Алтайский край со своим кластером. Небольшое отступление: сегодня в России провал с разработкой и выводом на рынок фармацевтических инновационных продуктов. Для вывода нового препарата на рынок нужно семь–десять лет, чтобы пройти весь цикл исследований, испытаний на животных и людях. На это требуется примерно 1 млрд долларов. После выхода на рынок продукт попадает под защиту международных законов на 20 лет — его никто не может скопировать.

Но проблема в том, что в России нет компаний, готовых вкладывать в разработку такие деньги. Поскольку в России в сравнении с западными странами можно сэкономить на издержках, то вместо 1 млрд исследователи просят 100 млн, но даже их найти крайне сложно. ФАРМА-2020 нацелена на то, чтобы закрыть этот провал. Сначала это будет финансироваться за счет государства, а потом постепенно начнет делаться корпорациями.

Кстати, в апреле Анатолий Мосиевский, глава Бийска, рассказал, что в последней редакции ФАРМА-2020 Алтайский край отнесен к наиболее значимым регионам в сфере производства фармацевтической продукции, а губернатор края вошел в состав Совета по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве РФ.

Таким образом, реализован один из главных посылов создания биофармкластера — он должен стать одной из точек роста российской фармацевтической отрасли в целом. При этом наиболее актуальным считается возрождение производства субстанций, которые являются основой для готовых лекарственных форм. Сейчас предприятия на 95–97% используют для выпуска готовых лекарственных средств импортные субстанции, так как их отечественное производство практически прекращено. Это представляет особую угрозу безопасности страны.

Но производство субстанций — это не единственный компонент биофармкластера. Он состоит из трех: химико-фармацевтическое и биофармацевтическое производства, а также выпуск продуктов питания с заданными полезными свойствами. В рамках реализации проекта предстоит построить завод по производству субстанций, разработать и зарегистрировать инновационные лекарственные средства на основе биотехнологических субстанций в нетрадиционных формах, более эффективных и удобных в применении. Также будет организовано выращивание ценных лекарственных растений в промышленных масштабах, что позволит обеспечить предприятия фармацевтической отрасли необходимым объемом сырья. Именно поэтому кластер стал неотъемлемой частью другого масштабного проекта — «Алтайское Приобье».

Предполагается, что кластер будет сформирован на базе замкнутой технологической цепочки: производство субстанций – производство препаратов – развес и упаковка – сбыт препаратов. Это позволит получить мощный эффект — кластер выйдет за рамки одной отрасли, объединив в единое производство предприятия химической, фармацевтической, пищевой и перерабатывающей промышленности. Пока же результаты работы фирм, входящих в кластер, таковы: 20 предприятий выпустили в прошлом году продукцию на сумму более 7 млрд рублей. Начальник управления Алтайского края по промышленности и энергетике Виктор Мещеряков отметил, что в кризисное время самые хорошие перспективы сохраняются у предприятий, входящих в биофармацевтический кластер, ввиду качества и востребованности их продукции.

От идеи — к делу

Предприятия кластера уже совершили ряд шагов для реализации обозначенных задач. Так, «Алтайвитамины» совместно с канадской фирмой «Медис» организуют производство большой группы лекарственных средств и лечебно-профилактических продуктов, которые ранее в России не вырабатывались. На следующем этапе специалисты компании совместно с НИИ особо чистых биопрепаратов намерены заняться разработкой и производством инновационных лекарственных препаратов на основе рекомбинатных биотехнологий. Совместно с ГНЦ ВБ «Вектор» из наукограда Кольцово (Новосибирская область) и РГП «Национальный центр биотехнологий Республики Казахстан» здесь планируют выпускать эритропоэтин в форме таблеток. Препарат создается впервые в мире и служит для лечения онкологических, гематологических и других заболеваний. В планах — создание производства новых препаратов для лечения и купирования приступов бронхиальной астмы. В России до сих пор никто не делает алюминиевые баллоны для аэрозольных препаратов, а в Бийске совместно с немецкой фирмой «Линхарт» планируют наладить их выпуск.

В Институте проблем химико-энергетических технологий СО РАН (Бийск) намерены уже в этом году приступить к практической работе в рамках проекта биофармкластера. Здесь будут разрабатывать и изготавливать субстанции, которые пока не производятся в России. Причем речь идет о закрытии потребностей всей страны. «Мы говорим о высокоэффективных субстанциях, потребность в которых в стране выражается в нескольких сотнях килограммов. Например, телорон, который в России не производится. Это антивирус широкого спектра действия. В этом году мы планируем выпустить 300–500 килограммов этого продукта. А дальше его будут использовать предприятия, имеющие лицензию на изготовление лекарственных форм, например, „Алтайвитамины“», — рассказал Геннадий Сакович, научный руководитель института.

Вырасти в 10 раз

Несмотря на то что сегодня большинство проектов в Алтайском биофармацевтическом кластере лишь на самой ранней стадии реализации, в администрации края считают, что предприятия, вошедшие в кластер, будут развиваться достаточно высокими темпами, что позволит к 2025 году увеличить объемы их производства в 10 раз. Это создаст условия для увеличения общих объемов промышленного производства в Бийске в 6–6,5 раза и придаст мощный импульс развитию экономики края в целом. Биофармкластер должен создать предпосылки для более эффективного сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями, увеличить занятость сельского населения. Наконец, в регионе появится научно-инновационный центр, объединяющий фармацевтику, бальнеологию, технические инновации, с соответствующим развитием межрегиональных и международных связей и выходом на внешние рынки. Анатолий Мосиевский отмечает, что в нынешнем году предстоит утвердить приоритетные направления деятельности кластера, сформировать органы управления, а также оценить потребности предприятий в профессиональных кадрах и организовать их подготовку. К 2010 году необходимо определить, какие научные разработки будут продвигаться в рамках биофармкластера, и подготовить портфель грамотных, продуманных проектов, готовых к реализации на федеральном и международном уровнях. А в перспективе кластерный подход должны применить к каждому приоритетному направлению, обозначенному в инновационной стратегии наукограда.

Соседи не отстают

Идея создания и реализации проекта биофармкластера оказалась популярной. Осенью 2008 года в Республике Алтай (РА) объявлено о создании биофармацевтического кластера. Концепция должна быть разработана до конца года. В правительстве РА заявляли о желании развивать республиканский проект, ссылаясь, в том числе, на успешный опыт фармкомпаний края «Алтайвитамины» и «Эвалар».

Председатель правительства РА Сергей Тевонян тогда заявил: «Сегодня возникла необходимость в организации подобного производства на территории республики, тем более что инвесторы, желающие вкладывать свои средства в развитие биофармацевтической отрасли, уже имеются». В создании объединения особое внимание будет уделяться инновационным технологиям, в связи с чем в состав рабочей группы были включены и представители научной общественности.

В качестве научной базы для кластера будет выступать Горно-Алтайский государственный университет, где разработаны рецепты приготовления препаратов как растительного, так и животного происхождения, в том числе и из пантовой продукции. В университете также имеются разработки в области технологии поддержания здорового стада маралов. Кроме того, преподавателями университета была выведена новая — алтае-саянская — порода маралов.           


Матвей Эргардт

Журнал "Эксперт"
21.07.2009



Современные беспроводные микронаушники на http://www.micro-stereo.ru/.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов