Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Кому заливают

Цены на бензин в России будут расти до тех пор, пока для нефтяников экспорт в приоритете

Hе прошло и полгода, как автомобилисты начали было привыкать к цивилизованному ценообразованию на бензин. Его стоимость на автозаправках колебалась в соответствии с нефтяными котировками, а не вопреки им, как это традиционно у нас бывает: дешевле нефть - ниже цены. Стоимость топлива на АЗС падала в России с августа 2008 года, вслед за оптовой на мировом и внутреннем рынках. На Урале бензин подешевел за это время в среднем на 25%.

С 18 по 24 мая Росстат отметил, что в среднем по России бензин на АЗС впервые за девять месяцев подорожал на 0,1%, а в последнюю неделю мая - уже на 0,9%. Дальше - больше: 30 - 50 копеек каждую неделю. В среднем по России с 25 мая по 28 июня цена Аи-80 поднялась на 7% (до 17,7 руб./л), Аи-92 - на 10,6% (до 20,1 руб./л), Аи-95 - на 6,8% (до 21,81 руб./л). В Уральском регионе за июнь стоимость заправки машины на бензоколонках увеличилась на 6% (до 18,68 руб./л), в Приволжском - на 6,2% (до 18,49 руб./л). И это не предел.

Цены уходят в отрыв


Первый цикл роста оптовых цен в этом году пришелся на январь и первую половину февраля - до 60%. Руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил тогда, что нефтяные компании "бросили вызов правительству", тогда как оно с 2009 года обеспечило налоговые послабления: отменило налоги на добычу полезных ископаемых с новых месторождений, снизило втрое экспортные пошлины и обнулило ставки на ввоз импортного оборудования. В связи с этим ФАС возбудила дела в отношении Роснефти, ЛУКойла, ТНК-ВР и Газпромнефти по признакам установления ими монопольно высоких цен на оптовом рынке.

Заинтересовались новой волной роста цен и уральские антимонопольщики. Если специалисты УФАС по Свердловской области еще проводят проверку обоснованности повышения и ищут признаки "сговора", то их коллеги из Ханты-Мансийского автономного округа уже возбудили восемь административных дел.

Между тем бизнес АЗС, по словам владельцев, и так на грани рентабельности: розница лишь наверстывает упущенное после майского подъема опта. По данным ИАЦ "Кортес", к 30 июня оптовая цена на самую популярную марку Аи-92 поднялась на 53%, а в рознице - всего на 18%. Так, на уфимском рынке нефтепродуктов, по словам его участников, бензин оптом подорожал с 15 до 23,5 тыс. рублей за тонну. Для розничной сети Зауралья цена растет уже третий месяц, отмечает директор Курганской нефтяной компании Александр Резепин. "Существенный рост оптовых расценок в последней декаде мая поставил бензоколонки на грань рентабельности. Держать цены на бензины больше невозможно, так как доход от его продажи не покрывает наши издержки", - говорит генеральный директор удмуртского ООО "АСПЭК-Нефтепродукт" Сергей Лахин.

Патриотизм на вывоз


Судя по заявлениям представителей российских нефтяных компаний, на рынке не происходит ничего сверхординарного: стремительный взлет оптовых цен на бензин его продавцы объясняют подорожанием нефти на мировых рынках. Баррель марки Urals прибавил с начала мая сразу 37% и достиг 70,2 доллара, при том что всего с начала года нефть выросла почти на 50%.

Однако нефтяные компании лукавят. Сегодня стоимость топлива приближена к той, что была год назад. Но если прошлым летом мировые цены на нефть достигали 150 долларов за баррель, то сегодня они вдвое меньше. Нефтяные фьючерсы, конечно, сыграли роль, но главным фактором подорожания стала смена приоритетов нефтяных компаний с внутреннего на внешний рынок. Как пояснила аналитик ИАЦ "Кортес" Людмила Лурье, рост оптовых цен спровоцирован неожиданно благоприятной для российских компаний конъюнктурой мирового рынка нефтепродуктов:

- В конце апреля на мировом рынке наметилась кратковременная тенденция снижения цен на нефть. Этот факт в совокупности с низким спросом на нефтепродукты в России предопределил более низкий, чем ожидалось, средний уровень цен на сырье в мае. Поэтому когда на мировом рынке сырья и нефтепродуктов цены резко пошли вверх, все российские производители поспешили максимально выгодно использовать экспортное направление.

В целом, по данным "Кортес", экспорт моторных бензинов из России в мае относительно апреля вырос на 110%, а дизельного топлива, которое на европейских рынках оказалось востребовано меньше, - на 24,8%. В то же время внутренние поставки бензина увеличились всего на 7% при росте переработки в мае. "Независимые производители не предполагали, что внутренний спрос на бензин может оказаться столь высоким", - отмечают участники рынка. В результате в России возник острый дефицит, что и привело к росту оптовых цен. Толчком для дальнейшего роста, отмечает Людмила Лурье, стало значительное подорожание нефти в июне внутри России (на 32,8% относительно мая). Чтобы сохранить баланс, в начале июня правительство РФ даже расконсервировало хранилища Росрезерва. Но информация об этом только подхлестнула цены.

Лучше не будет


Участники рынка и аналитики отмечают, что бензин в опте не будет дешеветь по крайней мере до осени. "Скорее всего, в это время мы увидим пик по ценам на нефтепродукты. Полагаю, бензин может подорожать еще на 8 - 10%", - прогнозирует аналитик "Велес Капитала" Дмитрий Лютягин. И это вполне вероятно.

По предварительным прогнозам, в июле цена нефти может дойти до 100 долларов за баррель. А значит, экспорт нефтепродуктов из России останется очень привлекательным, нефтяники не откажутся от возможности извлечь из него максимальную прибыль и бросят на международный рынок все резервы. Тормозом не станет даже повышение с 1 июля таможенных пошлин на 30%, так как они делают экспорт нефтепродуктов невыгодным лишь при цене ниже 66 долларов за баррель, а нефть уже поднялась до 70 долларов. Кроме того, по данным участников рынка, в июле Уфимская группа НПЗ и Афипский НПЗ могут сократить нефтепереработку на 0,8 млн тонн. Соответственно, на внутреннем рынке дефицит нефтепродуктов сохранится.

Если реализуется именно такой сценарий, то в июле мы снова увидим опережающие темпы роста цен на автобензин, во многом благодаря высокому внутреннему спросу, сезонному, но практически не пострадавшему от кризиса. Заметно медленнее будут расти разве что цены на дизтопливо: его внутреннее потребление снизилось примерно на 11%.

Не собирается отставать и розница. По словам главного специалиста по связям с общественностью челябинского филиала "ЛУКойл-Уралнефтепродукта" Вячеслава Болотникова, скорее всего, это не последнее повышение цен. Коррекция будет значительной: "АЗС не станут работать себе в убыток и постараются пройти пиковые месяцы с минимальными потерями, поэтому продолжат сокращать разрыв: розничные цены могут отставать от оптовых на 30% (сейчас разрыв составляет 18%). То есть цены для автомобилистов могут вырасти до конца лета еще на 2 - 3 рубля", - оценивает ситуацию Сергей Лахин. Понятно, что это произойдет не сразу: никому не нужны социальные волнения. Как и штрафы со стороны ФАС.

Что вы гоните


Правда, привлечь к ответственности продавцов нефтепродуктов за нарушение антимонопольного законодательства в регионах не так просто. Как отметила начальник отдела контроля на товарных рынках УФАС Пермского края Алла Лебедева, отношения с нефтяниками все больше напоминают игру в кошки-мышки. Буквально в начале июня служба признала, что "ЛУКойл-Пермнефтепродукт" нарушил антимонопольное законодательство, установив в трех кварталах 2008 года необоснованно высокие цены. Компанию обязали сохранять рентабельность на законном уровне: темпы роста розничных цен не должны превышать темпы роста оптовых. "И формально компания предписание выполнила: маржа АЗС между оптовой и розничной ценой существенно уменьшилась, - соглашается Алла Лебедева. - Но за счет чего? За счет того, что другая структура, также входящая в холдинг ЛУКойла, подняла оптовые цены".

Проблема в том, что внутри страны отсутствует нормальная конкуренция между производителями топлива (см. "Вдохнуть душу в рынок" [1], "Эксперт" № 17 от 28.04.08). В руках государства и крупных нефтяных компаний сосредоточено 80% всех НПЗ, которые мало того что покупают нефть у материнских компаний, так еще и бензин продают своим же оптовикам. И неважно, кто в этой цепочке снимает больше сливок. Когда хозяин фактически один, то и прибыль одна на всех. Монополизированность рынка подтверждает и тот факт, что в регионах, производящих нефть и нефтепродукты, цены выше, чем в регионах, где НПЗ отсутствуют (см. таблицу).

Единственный выход - создавать условия для падения цен. А это значит, в первую очередь пересмотреть систему налогообложения. Но, как отмечают некоторые участники нефтяного рынка, если бы государство действительно хотело снизить цены на топливо, оно давно бы нашло для этого способ. Высокие цены выгодны прежде всего самому государству: это доходы бюджета. Не зря ведь в России суммарные налоги с каждого барреля нефти - от его добычи до попадания на бензоколонку, - составляют 40 - 45%, в то время как в Америке не превышают 11%. В конце июня министерство энергетики РФ внесло предложения в проект концепции модели налогообложения нефтяной отрасли. Посмотрим, во что это выльется.





Вера Степанова

Журнал "Эксперт"
17.07.2009



Где купить печь камин Бавария - цена со скидкой 10%?
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов