Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Невыездной тариф

Почти все, кто бывал за границей, знают, каково это — прогорать на роуминге. Вроде бы изучил все тарифы, запланировал потратить одну сумму, а платишь в несколько раз больше. И сейчас, судя по многочисленным отзывам возмущенных абонентов сетей мобильной связи, проблема лишь усугубилась

Грабительские истории
Отсутствие прозрачности в расчетах для потребителя является огромным минусом и раздражающим фактором — об этом, в частности, свидетельствуют отзывы в сообществе community.livejournal.com/opinion_ru, где "Деньги" попросили своих читателей поделиться опытом пользования роумингом.

"Узнаю все перед поездкой,— пишет ЖЖ-юзер oreshek_o,— деньги кладу на телефон не маленькие, стараюсь вписываться в минуты и попросту не трепаться, а все равно заканчивается каждый раз слезным SMS типа "положите, кто сколько может"". ЖЖ-юзер vivian_del_rio рассказала, как съездила в мае в Египет: "Пришло сообщение от МТС: "Подключите услугу ЕВРАЗИЯ, звонок 8,90 руб. за минуту разговора". Я сразу стала искать подвох. Нет, все правильно — звонок 8,90, SMS — 15 руб. Подключила, позвонила несколько раз — и все деньги исчезли. Когда приехала, выяснилось, что 8,90 — это за каждую последующую минуту разговора, а стоимость первой минуты — 38,90 руб. Об этом написано на сайте мелко прозрачным шрифтом после всей информации внизу страницы".

О другом расхожем "попадании" в международном роуминге пишут jimch и hiperbola. Первому "Мегафон" предъявил счет "на очень большую сумму" за пользование услугой WAP-GPRS. "Мы не только ей не пользовались, для нашего телефона она и не подключена!" — возмущается jimch. А телефон hiperbola, по ее словам, ежечасно выходил в интернет и искал какие-то обновления в Google: "в России это копейки, а в Европе 2 кб округлялись до 60, что стоило мне около 30 рублей в час".

Однако прогорают наши соотечественники не только за границей, но и дома, в России. Свою историю поведала и nefed_irina: "Поехала зимой к родителям, подключила роуминг. Приехав обратно, не сразу заметила, что деньги стали чересчур быстро заканчиваться. Оказалось, что роуминг действует по сей день и ест деньги! Как мне объяснили в компании, когда я подключала услугу, она была бесплатной, а потом ввели абонентскую плату, но мне забыли сообщить. То, что я ей не пользовалась, находясь дома, это, конечно, мои проблемы".

Кризисные евросплетения
По оценкам агентства ComNews Research, в 2008 году доходы российских операторов сотовой связи от услуг международного роуминга составили $1,6 млрд, это на 24% больше по сравнению с предыдущим годом. В структуре общих доходов, приносимых услугами сотовой связи в целом, доходы от международного роуминга занимают около 7%. Как утверждают представители "большой тройки" ("Вымпелком" — бренд "Билайн", МТС и "Мегафон"), этот сервис они не склонны недооценивать. Так, руководитель департамента роуминга компании "Вымпелком" Евгений Рябов ставит его на второе место во внутренней иерархии после собственно голосовых услуг в домашней сети. Сергей Потресов, аналитик Mobile Research Group, высказывается резче: "Роумеры всегда были "дойной коровой" операторов во всем мире, просто в кризисные времена это становится заметнее".

С 1 октября 2008 года по 1 февраля 2009 года курс рубля снизился с 25,37 до 35,41 руб. за доллар. В результате операторы в феврале друг за другом повысили тарифы на международный роуминг. Первым это сделал "Мегафон", подняв расценки на 25%, его примеру последовал "Вымпелком", повысив тариф в среднем на 21%. В МТС пошли несколько другим путем: на популярных направлениях выездного туризма стоимость звонков была снижена на 10-60%, но ради сохранения баланса на бизнес-направлениях тарифы увеличились в среднем на 25%.

Со своими партнерами, соединяющими наших соотечественников с Россией, операторы расплачиваются в валюте, поэтому рост расходов российских сотовых компаний — объективное следствие девальвации рубля. Цены на международный роуминг практически не изменились, если считать в евро и долларах, подтверждает директор по развитию компании "Коминфо Консалтинг" Евгений Соломатин: "Вдобавок люди стали меньше ездить за рубеж, доходы операторов от роуминга сократились, отсюда их понятное желание компенсировать снижение трафика". Однако из-за февральского повышения тарифов неминуемо снизится активность абонентов, добавляет аналитик агентства iKS-Consulting Максим Савватин: по его словам, люди будут больше экономить, меньше говорить и искать при этом альтернативные способы позвонить домой.

Справедливости ради стоит отметить, что операторы "большой тройки" испытывают прессинг со стороны своих партнеров из ЕС. Дело в том, что в апреле 2007 года Еврокомиссия провозгласила поэтапное снижение платы за роуминг внутри стран ЕС, где, по оценкам исследовательской компании Evalueserve, ежегодно пользуются международным роумингом около 150 млн абонентов. До вступления этого решения в силу стоимость минуты в евророуминге доходила до €3-4. С 1 июля этого года стоимость исходящего роумингового звонка для европейцев снижена до €0,43 за минуту, входящего — до €0,19, SMS обойдется в €0,11, а загрузка 1 Мб интернет-данных стоит не дороже €1.

Из-за снижения тарифов ожидался рост потребления, однако этого не произошло, и в результате европейские мобильные операторы "просели" в выручке на рынке ЕС на сотни миллионов долларов, рассказывает Евгений Рябов. "Любой бизнес стремится компенсировать потери,— объясняет Рябов.— Самым простым решением было повысить цены на роуминг для тех, кто не входит в ЕС. Мы ощутили это на себе: наши расходы на роуминг за два года выросли на 30%".

С ним согласны пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая и начальник департамента маркетинга "Мегафона" Игорь Пепеляев. "Договориться о снижении тарифов для наших абонентов очень трудно. Партнеры говорят, что их услуги на межоператорском уровне стоят, к примеру, $3 за минуту и не дешевле",— говорит Рябов. Остается только принять их условия и транслировать эту цену абоненту либо с нулевой маржей, либо дотировать звонок, либо накрутить немного, разводит руками менеджер. По мнению Сергея Потресова, тарифные игры операторов на роуминге можно назвать "борьбой за существование", точнее за сохранение приемлемого уровня доходов. В равной мере это относится и к зарубежным операторам, не стремящимся снижать расценки. Так или иначе, единственная возможность снизить цены на насыщенном рынке в интересах потребителя — это госрегулирование, считают эксперты. Благо, есть для этого административный ресурс и наглядный пример Европы.

Внутрироссийская специфика
В условиях кризиса наши сограждане стали отказываться от отдыха за рубежом и больше ездить по России. При этом все чаще стали раздаваться возгласы недовольства платой за роуминг внутри собственной сети сотовой компании. Абоненты полагают, что обеспечение связи между телефонами одного оператора должно идти с минимальными издержками. Представители самих операторов называют ряд объективных причин, которые не позволяют сделать звонок из Москвы в Хабаровск бесплатным.

Первое — это география. "В стране 11 часовых поясов, это тысячи километров, через которые нужно протянуть кабель, поставить базовые станции и другое телекоммуникационное оборудование, покупаемое опять же за валюту",— поясняет Евгений Рябов. Свое влияние оказывают и особенности регулирования: если во всем мире, как правило, лицензии на оказание услуг связи выдаются на всю страну, у нас — на каждый субъект федерации, поэтому операторы вынуждены покупать местных игроков и интегрировать их сети в свою.

Тем не менее в последнее время появилось много тарифных планов, когда внутри сети оператора стоимость звонков довольно низкая. Это возможно благодаря построенным собственным сетям, говорит партнер ACM-Consulting Антон Погребинский. Например, "Билайн" предлагает услугу "Наша страна": подключение стоит 50 руб., все входящие бесплатно на территории, где есть "Билайн", но абонентская плата — 5 руб. в сутки. Аналогичное предложение есть у МТС — "Везде как дома", за 90 руб. подключения и 3,95 руб. в сутки оператор предоставляет бесплатные входящие и возможность звонить по 5 руб. за минуту на МТС "домашнего" региона. "Мегафон" в этом плане чуть отстал от конкурентов: за пределами Московской области минута входящих и исходящих звонков обойдется в 9 руб.

Эксперты предупреждают: если телефон в поездке поймает "гостевую" сеть, звонок обойдется в 3-5 раз дороже, чем внутрисетевой. Скажем, в Ярославле разговор с мегафоновского номера через сеть, например, МТС будет стоить не 9, а 40 руб. за минуту; часть денег уйдет на обеспечение межоператорского взаимодействия, другая — на междугородную составляющую. Здесь рекомендация одна: чтобы сэкономить на стоимости звонка, надо при переезде в другой город настроить свой телефон на сеть своего же оператора. Операторы часто даже специально увеличивают мощность сигнала на базовых станциях, чтобы скорее "поймалась" их сеть, объясняет Соломатин.

Ловля рыбы в мутной воде
Чтобы стимулировать абонентов к общению, операторам приходится изощряться и проводить скидочные акции. Если говорить о международном роуминге, то у "Билайна", к примеру, действует услуга "Комфортный роуминг" — 100 входящих минут в течение месяца по цене внутрироссийского роуминга (стоимость ее подключения — 895 руб.). "Мегафон" с 1 июля запустил акцию "Роуминг за полцены": в Египте, Китае, Финляндии или на Кипре можно звонить в Россию со скидкой 50%.

"Придуманы сложные матрицы скидок, которые действительно позволяют компенсировать повышение цен, и реклама почти не врет, когда слышишь слоганы "еще доступнее", "в два раза дешевле",— рассуждает Сергей Потресов.— Другое дело, что далеко не все в состоянии разобраться в скидочных хитросплетениях, и большинство просто едет и просто звонит. При существующих схемах тарификации, крайне запутанных описаниях и целых страницах примечаний мелким шрифтом меня вообще удивляет, что кто-то ухитряется не попасться".

Специалисты предупреждают, что лучше отключить GPRS вручную до поездки. "Но подключается эта услуга по умолчанию,— говорит Потресов.— Могла стоять автоматическая проверка почты через каждые пять минут, в роуминге это около 200 руб. в час. Работающая ICQ тоже пожирает деньги. iPhone, если не отключить передачу данных в роуминге, сам, без участия человека накачает прогнозов погоды и биржевых сводок так, что мало не покажется". Во Франции, к примеру, 1 Мб для абонента российского сотового оператора в роуминге обойдется в €16. Вот и набегают "очень большие суммы". В таких случаях эксперты советуют просить скидку на сумму долга — операторы часто идут навстречу, и на дисконт в 15-20% можно рассчитывать.

Бывает и так, что ожидаешь видеть на счету одну сумму, а получаешь совсем другую. По словам аналитиков, в подавляющем большинстве случаев пенять приходится только на себя. "Это чисто психологический эффект, когда человек приезжает на отдых за рубеж и продолжает подолгу разговаривать, как дома,— рассказывает Евгений Соломатин.— Моя знакомая недавно была в Испании, ей пришел счет на 6 тыс. руб. Вроде и звонила всего несколько раз, но минута оттуда стоит около 100 руб.".

Альтернатива неширокого спектра
К счастью, кроме роуминга есть и другие способы звонить домой из-за рубежа. Правда, у каждого как свои плюсы, так и свои минусы. Самый простой и распространенный — покупка карты местного оператора связи в стране пребывания. Тарифы на звонки внутри страны будут, разумеется, дешевле, а вот стоимость звонков на родину может неприятно удивить. "В Германии с вас обязательно возьмут плату за подключение (обычно контракт заключается на два года), а минута разговора с Россией будет стоить минимум €1,5,— пишет на opinion ru ЖЖ-юзер e traveller.— Кроме того, у немецких операторов существует уже многими в России забытая абонентская плата". По словам Евгения Рябова, стоимость звонка в Россию по "местной" карте вряд ли будет меньше $1. Именно столько вы заплатите за минуту разговора с Россией, купив за $6 SIM-карту египетского подразделения Vodafone. А в Испании локальный Vodafone возьмет за звонок в Россию €3/мин., входящий звонок обойдется в €1,5/мин.

Максим Савватин напоминает, что в Европе распространены MVNO-операторы (т. н. "виртуальные операторы", использующие инфраструктуру другого оператора, но продающие услуги под собственной маркой). "Они ориентированы исключительно на международную связь, их тарифы низкие,— размышляет он.— А у традиционных операторов (тех же Vodafone или Orange) не такие уж и низкие тарифы на Россию — они несколько дешевле, но не настолько, чтобы на них переходить".

В последние годы набрали популярность "туристические" SIM-карты, продающиеся в любом салоне связи. Фактически это SIM-карты зарубежных операторов, которые переупаковывают и продают в России, говорит Максим Савватин. Пользователь оплачивает саму "симку" (в среднем около 900 руб.) и вносит обязательную сумму стартового баланса ($10-50). Стоимость исходящих звонков существенно ниже, чем в роуминге, входящие бесплатно. Но звонить с них не очень удобно: используется принцип IP-телефонии (Call-Back — "обратный вызов"). Вы набираете номер, нажимаете "вызов", на экране появляется надпись "Wait for call", после чего ждете несколько секунд, пока не позвонит телефон. Ваш запрос отправляется на сервер, по набранному вами номеру перезванивают и тут же адресуют звонок вам. Недостаток еще и в том, что номер в "турсимке" не российский федеральный, а международный — чаще всего эстонский или лихтенштейнский, в зависимости от того, где расположен сервер компании-продавца. А это значит, что для человека, который звонит вам из России, общение может влететь в копеечку, поскольку звонок технически сначала направляется в Эстонию, а потом на вашу карту, резюмирует Антон Погребинский.

Если у вас есть смартфон или КПК, можно воспользоваться "продвинутыми" программами типа Skype с соединением через Wi-Fi, говорит Сергей Потресов. "Если надо много разговаривать, выгодно заплатить за доступ в интернет, а потом разговаривать через Skype,— объясняет Евгений Соломатин.— Wi-Fi за рубежом стоит $3 в час". Между абонентами Skype связь будет бесплатной, а если звонить со Skype на мобильный телефон, это обойдется в $0,02-0,1 за минуту связи с любой точкой мира. Точки доступа (хотспоты) есть в любом крупном аэропорту или гостинице, но в этом и заключается главный недостаток звонков через Wi-Fi: хотспоты надо еще поискать, а мобильность абонента теряется. Для желающих сэкономить это, пожалуй, лучший вариант, но, увы, далеко не всегда удобный.



РОМАН РОЖКОВ

КоммерсантЪ-Деньги
14.07.2009



Дешевые туры в Египет от ведущего туроператора TUI
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов