Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Телеком ждет гиперподключений и режет провода

Ресурсы заканчиваются, телекомом берется управлять государство, конкуренция технологий становится смертельной, а связисты только улыбаются — кризис коснулся отрасли пока в наименьшей степени. Но будущее телекоммуникаций крайне неоднозначно: старые тренды изживают себя, а новые только-только нарождаются. Какая технология будет прорывной, бизнес-модель эффективной, а аудитория благодарной — вот вопросы, на которые можно было отвечать лет пять назад. Сегодня поведение потребителей непрогнозируемо — их можно взять, лишь постоянно пробуя и меняясь.

эксперты
Алексей Артемасов
директор по стратегическому развитию ТГ «МОТИВ»
Федор Вирин
директор по исследованиям компании Mail.ru
Гаррет Джонстон
директор по стратегическому маркетингу компании «МТС»
Андрей Золотарев
директор екатеринбургского филиала ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн»)
Павел Нагибин
директор компании «НАГ»
Сергей Третьяков
коммерческий директор по работе с бизнес-рынком «МТС-Урал»

Когда у телекома закончатся абоненты?

Победит ли мобильная связь проводную?

Станет ли законодательство страшнее технологии?

На днях я попытался подсчитать, сколько телеком-компаний могут считать меня клиентом. Получилось только с третьего раза: две SIM-карты сотовой связи (личная и деловая), три подключения к Интернету от трех компаний (мобильный, домашний и рабочий доступ), домашний телефон, кабельное телевидение. Кажется, что семь — это много, а между тем с 4-5 операторами связи сталкивается практически каждый горожанин. Телеком стал настолько неотъемлемой частью жизни и бизнеса современного человека, что представить себе сущест­вование без него уже невозможно. Однако в отрасли назревают большие перемены, и, несмотря на то что простому абоненту они, вероятно, принесут только пользу, надо быть к ним готовым.

Абонентов на всех не хватит

Ограниченность числа потенциальных абонентов для многих интернет-провайдеров вещь далеко не очевидная. В течение десяти лет отрасль развивалась в условиях господства спроса над предложением, поэтому скорость прироста клиентских баз ограничивалась скорее техническими возможностями операторов связи, нежели нехваткой потребителей. За последние два года число подключений к Интернету в стране удвоилось. Реальная конкуренция между провайдерами появилась только в больших городах, да и то неповсеместно. Даже в гиперподключенном Екатеринбурге, одном из российских лидеров по развитию Интернета, до сих пор встречаются дома, где жители выбирают не из 5-7 предложений, как их более счастливые соседи, а всего из 1-2.

Такая ситуация накладывала заметный отпечаток на развитие всей отрасли — не было нужды в региональной экспансии, пока полно абонентов под боком, не было необходимости в серьезном развитии дополнительных сервисов, когда проще подключить новых абонентов и не заботиться о росте среднего чека у уже подключенных. Но эти времена уходят. По словам Федора Вирина, директора по исследованиям компании Mail.ru, проникновение Интернета в Екатеринбурге превысило 40%, что почти на треть больше среднероссийского уровня. А по мнению Андрея Себранта, директора по маркетингу сервисов компании «Яндекс», интернет-ауди­тория России может увеличиться еще только на треть, если доступ в Сеть станет дешевле и проще, а вот дальнейший рост уже зависит от разъяснительной и просветительской деятельности.

Значит, конец экстенсивного развития близок, тем более в Екатеринбурге. По оценкам аналитиков, максимум (проникновение 65-70%) уже достигнут в Москве, остальные города-миллионники подтянутся в течение года. «Уже к 2011-2012 гг. рост российского рынка закончится и начнется то, что сейчас происходит в мобильной связи: переход клиентов от одного оператора к другому. Рынок сформируется, когда показатель перетекания абонентов стабилизируется и зафиксируется на уровне 5-7%. Мы ожидаем, что это случится к 2014 г.», — утверждает Виктор Савюк, президент группы компаний «Акадо».

До сих пор успех отдельных интернет-провайдеров строился на умении быстро раскинуть сеть на новые районы и наладить массовые подключения. Теперь он все больше будет зависеть от навыков создания качественного сервиса и развития дополнительных услуг — компетенции в этих вопросах у операторов совсем немного.

Выручить интернет-провайдеров в таких условиях мог бы опыт сотовых операторов, которые с насыщением рынка столкнулись намного раньше. Порог 100% проникновения был перейден ими еще в 2006 г., хотя это и не значит, что операторы прекратили борьбу за новых абонентов. Фронт сместился от центра в провинцию. «Новые абоненты (впервые подключающиеся к сетям сотовой связи) сейчас составляют лишь незначительную долю в общих продажах SIM-карт. Сегодня большая часть подключений — это абоненты, приходящие к нам из сетей других операторов», — констатирует Андрей Золотарев, директор екатеринбургского филиала ОАО «ВымпелКом».

Однако акценты все же постепенно смещаются. Алексей Артемасов, директор по стратегическому развитию ТГ «МОТИВ»: «Жертвовать ARPU ради привлечения абонентов становится все более бессмысленно, потому эпоха ценовых войн и промотарифов ушла в прошлое безвозвратно. Сегодня увеличивать ARPU по большому счету можно лишь одним способом — предлагать клиенту все больше интересных услуг. Не исключено, что в ближайшем будущем абонентская база операторов станет ключевым элементом бизнеса — сотовики нач­нут диверсификацию. Почему бы не дать возможность абоненту оплачивать сотовым коммуналку или бронировать любые билеты через контакт-центр оператора?»

Постепенно тенденция к развитию допуслуг и попытке подрастить ARPU становится видна и у интернет-провайдеров — они все больше внимания уделяют развитию IP-телевидения и телефонии или даже кабельного ТВ. Превращаться в сервисную компанию, просто обслуживающую интернет-канал, никто пока не хочет, но львиная доля доходов все же приходится на продажу трафика, который постоянно дешевеет.

Как преодолеть такую зависимость, никто из игроков рынка не знает. Ищут. Скажем, новосибирские операторы активно превращают свои сети в комьюнити по интересам или даже потребительские ко­оперативы, в центральных регионах России пытаются диверсифицировать бизнес за счет развития беспроводных технологий, но универсальной технологии пока не найдено. В любом случае многим операторам придется менять стратегию, а тем, кто не сможет, — умереть. «Телекоммуникационные компании, которые понимают, что их миссия не только транспорт битов и байтов, но и создание благоприятных условий для перехода всего мира на индивидуальные отношения клиента и производителя, ждут просто фантастические времена. И кризис в этом отношении является последствием неготовности большинства игроков перестраиваться на новые реалии потребительской мегавласти. Пожалуй, и не все телекоммуникационные компании смогут использовать данные обстоятельства для роста своего бизнеса, поскольку далеко не всегда ими руководят клиентоцентричные менеджеры», — утверждает Гаррет Джонстон, директор по стратегическому маркетингу МТС.

Радио будет конкурировать с проводами

Бешеное развитие беспроводных технологий — характерный признак последнего года в телекоме. По регионам активно запускаются сети связи 3G, а в некоторых городах — Москве, Питере, Уфе, Сочи, Кемерово — и 4G, сети беспроводного доступа в Интернет на базе Wi-Fi покрывают уже не просто здания, а целые города. «С запуском сетей 3G мы видим резкий спрос на услуги беспроводной передачи данных. Например, в первые же месяцы после запуска сети 3G в Екатеринбурге объем интернет-трафика вырос вдвое, а само количество пользователей беспроводного Интернета в новой сети в считанные недели достигло нескольких десятков тысяч человек, что сравнимо с крупнейшими провайдерами города», — рассказывает г-н Золотарев. Основным драйвером развития беспроводной Интернет считают и в МТС. Сергей Третьяков, коммерческий директор по работе с бизнес-рынком «МТС-Урал»: «В 2008 г., например, число пользователей услуги передачи данных (GPRS-интернет) в абонентской базе МТС увеличилось на 55%. Причем наиболее активно мобильным доступом в Интернет пользуются в тех регионах, где развернуты сети 3G. В 2009 г. мы прогнозируем рост рынка в рублевом эквиваленте до 70%. Востребованность мобильного Интернета подтверждается следующими данными: в первом квартале 2009 г. по сравнению с четвертым кварталом 2008-го общий объем интернет-трафика МТС на Урале увеличился более чем в три раза, а количество уникальных пользователей в сетях 3G за тот же период выросло в два раза».

По мнению представителя компании «ВымпелКом», пока говорить о полноценной конкуренции между этими двумя типами передачи данных не стоит. Андрей Золотарев: «Беспроводная связь ограничена конечностью радиочастотного ресурса, проводная — дороговизной прокладки оптики в удаленные районы города и области. Разнятся и целевые аудитории. Беспроводная передача данных в первую очередь интересна обладателям ноутбуков и мобильных устройств. Сегодня большинст­во «наладонников» и смартфонов уже полностью интегрированы в интернет-среду. И мы отмечаем, что с увеличением их количества у пользователей растет и интернет-трафик в мобильных сетях».

Однако конкуренция двух типов технологий все же складывается. Г-н Артемасов: «Беспроводные технологии всегда были дороже, и к ним прибегали, лишь когда не было другого выхода. Сегодня себестоимость «эфира» резко упала, между тем с проводной связью этого не происходит Учитывая большую популярность беспроводных, в первую очередь сотовых, сетей и доступность современных тарифов и услуг, можно предположить, что абоненты будут все чаще отказываться от фиксированной связи в пользу более удобной мобильной. Нельзя исключать подобного сценария и в передаче данных. Уже сейчас наметился определенный крен в сторону беспроводного Интернета. Вполне возможно, что в ближайшее время разница в ценах между ними станет не столь очевидна».

Совсем иная точка зрения на этот вопрос у г-на Джонстона, он уверен, что уровень проникновения той же сотовой связи — исчезающе малая величина: «Если к Интернету в 2014 г. будут подключены все 6 млрд человек на земном шаре, то к этому же времени к Интернету будут подключены уже от 140 до 200 млрд бытовых устройств — авто, книги, холодильники и т. д.».

Впрочем, хоронить проводные сети пока рано — потребности пользователей растут существенно быстрее, чем возможности беспроводных технологий. Даже 5G, до внедрения которого еще годы, обеспечивает скорость около 50 Мбит/с, тогда как в Еthernet уже сейчас никого не удивляет 1 Гбит/с.



Технологии в связи не главное

«Ethernet-провайдеры повсеместны, а коммутируемый доступ в Интернет переживает свой закат. Большое распространение получает использование беспроводных технологий. IP-телефония доминирует в офисной и корпоративной среде, но так и не находит пути к частному конечному пользователю. Получает распространение цифровое IP-телевидение». Это не описание того, что сейчас происходит, — это прогноз развития рынка связи на 2009 г., сделанный шесть лет назад Павлом Нагибиным, директором компании «НАГ», в то время, когда аналитики даже не учитывали Ethernet-провайдеров в своих расчетах, а что такое IP-телевидение, в Екатеринбурге знали единицы. Однако сделать подобный прогноз на следующие пять лет он не берется. Г-н Нагибин уверен, что серьезных прорывов на уровне проводных технологий в ближайшие пять лет не случится — это время для продолжения существующих трендов. Ну а большая часть прогресса в сетестроении пойдет через разнообразные способы частотного уплотнения в оптических кабелях с соответствующим изменением топологий сетей и их пропускной способности. Рыночные тренды тоже понятны. Мегакорпорации уже разглядели, что рынок частных интернет-пользователей им может нести огромные деньги: череда слияний и по­глощений в телекоме не прервалась даже зимой на фоне кризиса. Аналитическая группа ReDeal в рамках проекта Mergers.ru подготовила обзор российского рынка слияний и поглощений за первый квартал 2009 г.: по числу сделок телеком по-преж­нему лидирует среди прочих отраслей. Рынок будет постепенно консолидироваться, но на это уйдут годы.

Консолидация обусловливается и по­степенной интеграцией сотовой и проводной связи — крупные игроки пытаются не просто нарастить долю на рынке, а создать вертикально интегрированного оператора, который контролирует связь от магистральных каналов до сотовой связи и кабеля в квартиру. Г-н Золотарев: «Мы уверены в том, что будущее за интегрированными услугами. Это показывает и европейский опыт. Уже сейчас мы видим, что некоторые игроки в России также рассматривают подобные варианты дальнейшего развития».

Намного больше изменений рынку готовят инициативы правительства. Например, наше государство может в любой момент активно включиться в борьбу с нелегальным контентом в Сети. В Швеции после принятия антипиратского закона весь интернет-трафик разом упал на 30%. Подобные тенденции есть и у нас. Буквально недавно впервые были привлечены к ответственности владельцы ресурса с нелегальным контентом. И если развитие технологий еще можно прогнозировать, то предсказывать действия российского правительства — дело почти бесполезное.

детали
Интернет закончится в 2012 г.
Дальнейший рост Интернета находится под большой угрозой. Каждое устройст­во во Всемирной паутине имеет собст­венный сетевой адрес, а адресное пространство подходит к концу.
Структура Интернета больше не может эффективно масштабироваться.
В октябре прошлого года чиновники из международной организации Internet Engineering Task Force (IETF) фактически признали, что попытка внедрения протокола IPv6, способного почти бесконечно увеличить адресное пространст­во Интернета и снять эту проблему, по сути, провалилась.
Кроме того, международные эксперты наблюдают такую тенденцию: требования к полосе пропускания растут по экспоненте, в то время как инвестиции провайдеров в свою инфраструктуру растут линейно. Если представить себе пересечение этих линий на графике, мы будем видеть точку, за которой требования к пропускной способности сетей обгонят возможности интернет-провайдеров. Вероятно, это произойдет в 2012 г.



Даниил Силантьев

Журнал «Деловой квартал»
07.07.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов